Антиквар

Алек Иванов
Эту антикварную лавку знает, наверное, весь город. Их совсем недавно было как грязи, на каждом углу. В те времена был «бум» скупки раритетов – колокола, кресты, иконы, самовары, монеты, украшения, книги отдавали за бесценок. Свои, и ворованные, и просто найденные в идущих под снос домах бесхозные – в 90-е всем хотелось жрать, и было не до оценки ценностей. Могли легко и просто вещь стоимостью в тысячи долларов отдать за сто миллионов, что примерно эквивалентно нынешним 10 тысячам «деревянных». Кушать потому что хотелось. Но постепенно волна «кладоискательства» сошла на нет. Сегодня в Интернете даже самый тупой индивидуум может узнать реальную стоимость той или иной старинной вещицы. И в лавку, за грош-другой, ее уже не понесет, за редким исключением.

Однако Антиквар все еще держится. Торгует тем, что не ушло за границу или в Москву в «смутное время», иногда что-то все же покупает, но с разбором. Откровенное барахло больше не берет. Утюги, например, или самовары – может взять по цене лома, но кто ж ему их теперь продаст? Медяки эпохи последнего российского императора не покупает вообще – их, оказывается, сохранилось такое количество, что они вообще ничего не стоят. Он же и продает их – двух, трехкопеечные монеты 1899 года стоят около 30-50 рублей за штучку, в хорошем состоянии – до сотни. Но покупать что-то в его лавочке – себе дороже. Откровенный хлам продается втрое дороже реальной цены. Хотя… дураков в России на сто лет припасено (с). Берут и еще как берут. Например, серебряную чайную ложечку со стертым начисто от времени узором, в подарок – за 10 000 рублей. Не слабо?

Я хорошо знаю этого Антиквара. Если принесут что-то действительно ценное, он даже не подумает выполнять строгие полицейские предписания. Купит, и фамилию не спросит. Краденое, или там выкопанное «черными копателями» - его не волнует ни капли. Возьмет за дешево, продаст задорого. Совесть у него, на первый взгляд, отсутствует напрочь. Но есть одно исключение: он никогда и ни у кого не покупает русские и советские награды. Значки берет, особенно редкие и ценные для коллекционера знаки первых лет СССР, а вот ордена и медали – никогда. При мне его уговаривал какой-то ханыга купить пару юбилейных медалей «30 лет Победы». Медалей этих – множество, ими награждали почти всех ветеранов в свое время. У меня дедова и бабкина медали хранятся точно такие же. Ценность среди собирателей их невелика, даже меньше, чем медалей «Ветеран труда», но ханыга и просил всего-то «на пузырь» дешевой аптечной настойки. Мол, что это за награда-то, юбилейная жестянка всего-навсего… Антиквар даже слушать не стал, пинками вынес ханыгу на свежий воздух и негромко сказал вслед: «Ты, сука, хотя бы такую «жестянку» заслужи…»

Может быть, я бы решил, что крупный хищник просто побрезговал мелкой «добычей», но спустя год я почти случайно узнал, что Антиквар проходит свидетелем по делу об ограблении ветерана в соседнем городе. Оказалось, принесли ему какой-то (вот не уточнял, какой) редкий боевой орден времен Великой Отечественной. Принесли не просто так, через знакомых, зная, что тот – возьмет. Не взял. Зато взяли «сбытчика» ценной награды при передаче денег. Следователю на вопрос «А почему?» Антиквар зачитал наизусть Статус ордена: «…проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия». Насколько я знаю, больше вопросов к нему не было. А вскоре, как говорят в соответствующих кругах, «прошла информация», что дед Антиквара пропал без вести в боях под Ржевом, успев, к счастью, стать отцом его отца…