Про безумие

Настя Степанова
Пьеса "Для двоих".

Действующие лица:

Алиса – девушка 20ти лет, пациентка психиатрической больницы "Желтые цветы".
Павел – мужчина лет 25ти, пациент той же больницы.

               
                Акт первый и единственный.

Чудесное теплое солнечное утро. Озеленённый дворик перед психиатрической больницей. Алиса сидит в тени листвы дуба на скамейке и наблюдает, как голуби  у  ее ног клюют крошки хлеба, которые она им только что кинула. К ней неспешно подходит Павел и, запахнув полы белого халат, садится рядом. С видимым удовольствием оглядывает деревья, кусты, клумбы с цветами, щурится на ослепительное солнце, усмехается и только после этого произносит:

Павел: Утречко доброе! Что-то вы рано сегодня.

Алиса: И вам того же. Да кошмары мучали всю ночь..

Павел: А я отлично спал!

Алиса (возмущенно): Неужели вы не слышали про терpакт в лондонском театре оперы?! Как можно спать спокойно?

Павел: Про это все слышали. Но мало, кого волнует. Вас волнует? Но почему? Кто устраивает терpакты в психбольнице? (смеется)

Алиса: Да, вы правы, мы здесь совершенно никому не нужны. Уж и не помню, когда ко мне в последний раз друзья заглядывали.

Павел: Ха! Друзья! (наблюдает за голубями) Разве это важно? Оглянитесь! Вам не кажется, что это единственное место, где в этом безумном мире можно чувствовать себя в безопасности? Они говорят – это я безумен, а не они. Как бы не так! Разве это я взрываю здания и людей? Скажите, Алиса, разве это я был тем, кто ворвался в зал под монолог Гамлета с пулеметом наперевес? Нет. Вот именно, это мир безумен, а не я.

Алиса: Но эти люди тоже не здоровы, только ваша болезнь и их – разная.

Павел: Конечно. Но – о боже! – разве мое безумие причинило кому-то вред?..

Повисает молчание. Мимо проходит старик, что-то бормочущий себе под нос.

Павел (уже не повышая голоса): Я к чему всё это говорю.. Мы в безопасности здесь, среди чудиков, гоняющихся за бабочками. Там, за оградой – люди, много глупых людей.

Алиса (после некоторого молчания): Я иногда боюсь людей. Они жестоки и причиняют так много боли окружающим людям.. Зачем? Но я бы не сказала, что ненавижу их, скорее жалею.

Павел: Жалеть? За что? Как можно жалеть человека, который сам рушит свою жизнь? Пьет, курит и погряз в случайных сексуальных связях?..

Алиса: Мы с вами тут уже около двух лет, но никогда не говорили, как оказались тут, в этом саду среди тех, кто, по вашим словам, «гоняется за бабочками». Кажется, я близка к разгадке. Вы мизантроп?

Павел: Да.

Алиса: Но что нужно сделать, чтобы...

Павел: Давайте, я расскажу вам. Создадим абстрактную ситуацию. Допустим, вы, да-да именно вы, живете с вашими родителями. Вам только 5 лет. Вы удивлены? Моя история начинается именно с этого возраста. Вы ходите в детский сад. Шум, крики, плач детей, сломанные игрушки, уставшие воспитательницы уже не хотят решать конфликты между детьми мирным путем – они просто раздают тумаки направо и налево. Очень, очень много детей вокруг. Жестоких детей, т.к. все дети по своей природе жестоки и эгоистичны. Это считается нормой, но меня трясло, когда один мальчик бьет другого пластиковым ведерком по голове из-за того, что тот не хочет отдать ему машинку. У машинки уже только два колеса, на нее смотреть жалко... Вы, наверное, видели, что в любой группе детей есть один, который ни с кем не играет, а сидит в углу? Так это я.

Алиса: Неужели вы не вели себя так же, как остальные дети? Не отнимали игрушки и не дрались?

Павел: Было и такое. (Без тени улыбки) Но если кто-то и получал от меня тумака, то заслужено. Уже в детские годы я думал прежде, чем что-то делать. Я ненавидел это место. Частенько я стоял, прижав лицо к прутьям железной решетки,  и смотрел на свой дом. Ждал, когда, наконец, придет мама и заберет меня из этого дурдома...

И снова пауза. Алиса мнет в руках носовой платок, а Павел чему-то грустно улыбается.

Павел: А потом была школа. Это, конечно, лучше, чем детский сад – но всё равно тот еще шлак. Глупые подростки, курящие на заднем дворе. Учителя, вымещающие свое недовольство маленькой зарплатой  и отыгрывающиеся на детях за домашние неурядицы. Ученики, выражающие свою агрессию, мучая слабых. Тот же детский сад – только детки выросли, и игрушки изменились, появилась и сила. Появилась зависть. Тот же эгоизм, только осознанный. Я ненавидел теперь уже школу не как грязное место, в котором мне приходится находиться, я ненавидел конкретнее – людей, посещающих это место. Их глупость, злобу и эгоизм.

А университет? Сборище великовозрастных кретинов. Строят из себя крутых, будто уже большие и всё сами умеют – а чуть что, сразу к мамке за юбку прятаться. Вместо того чтобы осознанно сделать выбор, изучать профессию и строить свое будущее - подрабатывают в общепите и «договариваются» с преподавателями на «удовлетворительно». Ну не глупцы ли? Но хуже всего – они вспоминают про тебя, когда им что-то нужно. Настает сессия – и неожиданно у тебя просто прорва новоиспеченных друзей, которые хотят от тебя много чего всякого - от лекций до написания за них курсовой работы, но в целом одного - чтобы ты разгребал их завалы. Как бы не так, идиоты!

Люди.. Глупые, назойливые существа. Заходишь в магазин – и сразу вокруг тебя табун продавцов, готовых навязать тебе свою помощь. На работе – кажется, все вокруг специально делают свою работу из рук вон плохо, потому что знают: никуда ты не денешься, переделаешь как миленький – тебе же нести отчетность директору, и за все промахи шишек всыплют именно тебе. Поэтому, вместо того, чтобы работать, они собираются стайками, попивают свой вонючий кофеек и косятся на тебя как девицы на первом балу.

А дома? Похоже, близкие весь негатив, что встречается им за день, собирают в мешок, и когда ты приходишь замученный и усталый, вываливают его содержимое на тебя в виде упреков и бессмысленных угроз.

Пожалуй, я закончил.

Алиса: Но это жизнь обычного человека. Едва ли не каждый офисный работник может поведать подобную историю. Чем же вы так отличились, что именно на вас надели этот белый халат?

Павел: Я не мог молчать о своей ненависти. А люди посчитали это ненормальным. Ненормальным говорить об этом на каждом углу. Люди не желают слышать, как кто-то озвучивает их «некрасивые» мысли. Ведь каждый в глубине души ненавидит окружающих, хуже того, он знает, что его ближний чувствует также. Это еще она причина моей мизантропии – все люди в той или иной мере лицемеры. От лицемерия у меня мурашки по спине ползут. Это же насколько надо не уважать себя, что бы для достижения каких-то своих целей лебезить и ублажать другого?..

Алиса: Чем же лучше люди, что живут здесь?

Павел: Они никогда не делают гадостей преднамеренно. Они искренни в своем безумии. Да, люди вокруг нас психи – но это счастливые психи, заблуждающиеся в том, что представляет из себя реальность. Они блаженны в своем неведении, я завидую им в этом, я так не могу..

Алиса: А вы грустный псих? Сегодня, глядя на меня, вы улыбались..

Павел: Да.(улыбается) А всё потому, что вы один их немногих людей, которые меня не раздражают. Здесь, в этом цветочном саду, рядом с вами, я счастлив и ощущаю себя в безопасности от людской глупости и назойливости. Сюда не ворвутся люди с оружием, и едва ли случится потоп. Здесь, рядом с вами, на этой самой скамейке, мой уединенный остров искренности, на котором меня никто не предаст.  Но.. мне кажется, меня скоро выгонят с этого острова, подслушал разговоры санитаров.. А вы? Как вы оказались тут? Вы совершенно не похожи на безумную.

Алиса: А я влюблена..

***** 

Гаснет свет. Меняется обстановка. Теперь это маленькая кухонька на последнем этаже типичной городской высотки. Ранее утро, муж и жена молча завтракают. Стучат столовые приборы, размеренно тикают часы.

Павел: Прости, дорогая, побегу, опаздываю на работу.

Поднимается из-за стола, целует жену в щеку и уходит.

Весь свет гаснет, и только один прожектор концентрирует свой свет на женщине, сидящей за опустевшим столом. Она поднимает голову и, глядя куда-то в пустоту, произносит:

Алиса: Не уходи, не покидай меня одну в моем безумии!