Открытые врата

Александр Подвижников
Если ты медлишь идти, значит ты
еще не знаешь, что есть начало и
радость, первоначало и вечность.
Н.К.Рерих



ОТКРЫТЫЕ ВРАТА






Живите часом счастья будущего.
Листы сада Мории



ТВОРЯЩАЯ МЫСЛЬ

Обращение к студентам Ховарда Джайльса

Когда я вхожу в мастерскую во время работы и вижу, как мой друг Джайльс вдохновляет учеников, я всегда радуюсь в сердце своем. Знаю, что ученики получают настоящий совет. Они слышат об основных законах, которые в глубине всего Бытия. Я чувствую присутствие мысли творя¬щей. А там, где явлена мысль творящая, там нет страха за будущее. Гово¬ря о мыслях творящих, я не имею в виду тенденцию, описательную исто¬рию, сухой сюжет. Я представляю себе великолепный творческий син¬тез. Эволюция наша неизбежно приближается к благословенному синте¬зу. Имею в виду неограниченную творческую мысль, которая в прекрас¬ных формах и красках творит крылья человечества. Эта творящая мысль, украшенная всеми основами, всеми красотами созидательных законов, ведет человечество в высь, приготовляет его к принятию эволюции, и от меньшего сердца до сердца государства и части Света устанавливает ве¬ликое понятие Прекрасного, которое в существе своем свойственно всем векам и народам.
Из этого чувства Прекрасного рождается и благородство духа, пос¬тоянное творчество, героизм и подвиг. Из того же источника истекает и оптимизм, так необходимый, ибо каждое отрицание не творяще.
Все человечество разделено на "да" и "нет". Мы же пребудем всег¬да с теми, в природе которых звенит открытое светлое "да". Берегитесь утверждать
"Я" и "нет".
Поистине, каждый свидетельствует о себе. В тайных мыслях он офор¬мляет будущее действие. Лжец боится быть обманутым. Предатель в сер¬дце своем особенно страшится измены. Невер в сердце своем трепещет от сомнения. Героическое сердце не знает страха. Да, мысль управляет миром. Прекрасно сознавать, что прежде всего мы ответственны за наши мысли.
Часто мы твердим слово "мысль". Мы лепечем его во время обедов и ужинов. Мы не скупимся на него в припадке подозрения и злобы. Мы ме¬ханически бормочем это слово даже тогда, когда мы не имеем в себе оп¬ределенной мысли. Если бы мы могли осознать, что повторяя это священ¬ное слово, мы произносим формулу величайшей мощи! Но редко мы приз¬наем динамическую силу мысли; так же редко мы можем обуздывать ее и направлять по правильным руслам. Малые и отвратительные мысли часто летают в нашей ауре, как ядовитые насекомые. Если бы мы могли снять фотографии наших аур (и такие снимки были уже сделаны), – мы Могли бы заметить, что излучения наши наполнены черными и серыми пятнами. Ведь эти пятна не что иное, как пятна невежества и взращенной им тьмы.
Если бы только мы могли сознавать непобедимую мощь устремлен¬ной, благостной мысли! Если бы могли начать исследовать условия, кото¬рые могут укреплять в нас подобные мысли, мы могли бы тогда постепенно стеречь эти физические отложения тьмы. На одной фотографии два не-

________________________________________
77
ожиданных луча света блеснули из плеч. Было проверено, что именно особенное случилось в этом момент. И было найдено, что именно в это время зародилась прекрасная, бескорыстная мысль. Мысль была беско¬рыстна и творяща, и она немедленно отразилась в виде прекрасных лучей Света. Кто знает, может быть, скоро мы будем иметь снимки соискателей на выборах на государственные должности и будем, вместо измышленных письменных свидетельств, иметь истинный неоспоримый сертификат. Тогда мы будем иметь перед собою лишь факты и, познавая, что сущест¬вует лишь Единый Свет, мы научимся и следовать за этим Светом.
Жизнь не в состоянии будет разочаровать нас, ибо мы увидим, что всход един и едино позорное низвержение. Все подвижно. Обратите вни¬мание на условие восхождения; по основному закону каждое восхожде¬ние соединяется с творческим состоянием ума. История показывает, что ни один человек, имевший творческий ум, не был забыт.
Я не говорю о каком-либо ограниченном проявлении мысли, как на полотне или в камне, или в других материалах, но я имею в виду все Прек¬расное, это значит выражение Прекрасного во всей жизни. Иногда это вы¬ражение закреплено на холсте или на другом материале, но очень часто оно выявлено в мысли. Этими благородными мыслями мы украшаем прос¬транство и соединяем дальние миры, ибо для мысли нет ни пространст¬ва, ни времени. Указывается, что человек, насыщенный мыслью, даже раз¬нится в весе. Может быть доказано, что в момент сильнейшей, творящей мысли человек становится легче. Святая Тереза и Святой Иоанн Креста, и Святой Франциск возносились на воздух. Это не есть необъяснимое чу¬до. Может быть, и из вас кто-нибудь видел опыты, когда, благодаря силе мысли, отмечалась потеря веса и даже левитация. Таков физический, тво¬рящий закон. Так мы видим, что приближаясь к этим созидательным зако¬нам, мы ближе подходим и к основным законам Вечности. Понятно, если вас наполнила высшая форма мысли, то вы вступаете в сотрудничество с Высшим Сознанием. Разве не чудесно иметь в вашем сознании прекрас¬ную мысль, что вы сотрудничаете с Прекрасным, с Высшим? В этом созна¬нии ваша мощь, ибо в час непосредственного приближения к Высшему вы создаете что-то достойное эволюции, для будущих жизней. Вечен Зов уст¬ремляться к этому достижению. В этом Зове выражен закон Прекрасного!
Никто не может принуждать вас к одному определенному выраже¬нию в искусстве. Вы не можете творить без вашего внутреннего осознания формы синтеза. Ведь все имеет назначение и достижение. Но помните то¬лько одно, что это назначение должно быть прекрасно.
Часто мы слышим жалобы на неразрешимые проблемы жизни, – се¬мейные, домашние, общественные и государственные. Если вы наполни¬те вашу жизнь и жизнь ваших ближайших драгоценным чувством прекрас¬ного так, что все безобразное должно будет скрыться, этим вы создадите постоянную жизнь в энтузиазме Прекрасного. Это суждено всем, не толь¬ко каким-то избранным; мы можем сказать, что даже тюрьмы должны быть прекрасны, тогда мы не будем иметь более тюрем! Конечно, мы предпо¬лагаем не только физические тюрьмы, но и темницы духа. В этих мыслях мы можем мечтать о совместной созидательной жизни.
________________________________________
78

Когда говорят о прикладном искусстве, часто употребляется отвра¬тительное слово "коммерческое искусство". Это отвратительное выра¬жение должно быть изъято. Что же в сущности искусство, как не выраже¬ние Прекрасного? Вы можете иметь нечто прекрасное или безобразное. Если вы имеете перед собою предмет обихода, сделанный Бенвенуто Челлини, ведь это будет творение великого искусства. Во всех проявле¬ниях искусства мы должны руководиться только одним основанием – Прекрасным! И мы должны помнить, как применять искусство в нашей каждодневной жизни. Даже полы могут быть вымыты прекрасно. Ибо нет ничтожного искусства в том, что истинно. Постоянно повторяя, как закли¬нание, – прекрасное, прекрасное, прекрасное, вы становитесь уже творя¬щим в существе своем. Безобразные отрицания есть символ невежества, и подобное невежество также должно быть изъято. Не убоимся постоян¬но иметь перед собою эту великую мысль.
Новичок постоянно смущается, как ему творить? Он предполагает сначала: я изучу только законы, потом познаю краски, а там когда-то в бу¬дущем начну творить. Но ведь каждый должен творить изначала. В ран¬нем детстве дети должны быть научены именно творчеству. Изучающий искусство должен знать вечный закон созидательный для вечной мысли. Пусть законы наполнят ум, а не только изощрят руки. Итак, предлагая, чтобы вы изучали основные законы, мы только желаем помочь вам, ибо ве¬рим, что вы прирожденные художники и уже понимаете значение твор¬ческой мысли.
Так часто мы не умеем обращать внимание на подробности нашей жизни. Поставьте перед собою простейший предмет, внимательно рас¬смотрите его, а затем закройте глаза и постарайтесь представить себе его. Скажите искренно, насколько ярко и ясно останется в вас этот отпечаток? Обычно люди не помнят ни определенного цвета, ни точной линии. Таким образом нужно повторять этот простой эксперимент каждый день. Если вы имеете несколько минут, поставьте перед собою что-нибудь, простое, но цветное, и пробуйте перенести этот отпечаток в ваш так называемый третий глаз. В этом нет ничего сверхъестественного и, сосредоточивая внимание, вы постепенно заметите, как отпечаток становится ярким и точным.
Каждый слышал о графе Сен-Жермене, который предупреждал Фран¬цию перед революцией. Читали ли его биографию? Указывается как ис¬торический факт, что он мог вести три разговора и писать обеими руками одновременно два разных письма. Но ведь даже в этом нет ничего свер¬хъестественного. Это лишь доказывает, что его сознание было необычай¬но развито и утончено. Каждый пианист действует обеими руками раз¬лично и в то же время он может вести разговор. Так, приучаясь устрем¬лять сознание на определенные предметы, вы можете производить так называемое "чудо". Но кто-нибудь скажет вам, что это невозможно. Тогда скажите ему о чуде пианиста, а, может быть, улавливающего и второй раз¬говор во время игры. Поистине, многие проявления, возвещенные как фе¬номены, как нечто сверхъестественное, в сущности очень просты и жиз¬ненны, и они могут и должны быть выявляемы. Когда мы научимся направ-


________________________________________
79
ше сознание, в то же время и ум наш сумеет сосредоточиться на опреде¬ленном. Человечество спешно приготовляется для эволюции, и ближай¬шею обязанностью его является мыслить об этой грядущей эволюции, мыслить о будущих поколениях. Вы ответственны за будущее поколение, и неизбежна для вас ответственность эта. Мы можем получить великое счастье посредством прекрасной мысли.
Когда в следующий раз мы встретимся, пусть каждый из нас расска¬жет мне что-либо необычное из своей жизни. Пусть каждый обдумает свою жизнь, и я уверен, что если он обернется на жизнь свою честно и ис¬кренно, то каждый из нас найдет нечто необычное. Недавно, обращаясь к группе театральной молодежи, я тоже спросил их о необычном в их жиз¬ни. Прежде всего они ответили, что с ними ничего необычного не случа¬лось, ибо жизнь их протекает в печальной обычности. Они сказали мне, что, конечно, у меня во время горных путешествий, наверно, были прек¬расные необычности, но что же необычного могло случиться с ними в су¬матохе города? Но я настаивал, давая им время подумать и убеждая, что каждый человек вспомнит что-то и прекрасное и необычное. Затем, пос¬ле момента стыдливого молчания, одна из присутствующих сказала, что в минуту смерти ее тетки они слышали странный колокольчик и некото¬рые из присутствующих видели словно облачко, прошедшее над их голо¬вами. Лед был сломан, не прошло получаса, как и все остальные припом¬нили самые замечательные случаи, все вдохновились и повеселели, а че¬рез три недели каждый участник этой группы стремился рассказать мне интереснейшие и замечательные факты их жизни. Значит, нам нужно то¬лько заглянуть внутрь себя честно и непосредственно, чтобы заметить множество прекраснейших наблюдений. Каждый стремится быть чест¬ным, но редко факты сообщаются без личной окраски, это случается даже и с учеными, которые, казалось бы, должны уметь обращаться с фактом как с таковым. Мало кто умеет усматривать факт вне предрассудков и без суеверий. Если кто-либо начинает видеть чудесные цвета, звезды и иск¬ры, ему говорят, что он должен начать носить очки и, таким образом, ме¬ханическое стекло должно прекратить свет незримый. Но мы должны, на¬конец, научиться оценивать явление непосредственно!
Часто люди жалуются на своих родственников, губящих их жизнь. Но если сознание их будет расти, они поймут, что их родственники и друзья все же существа человеческие, и они попытаются открыть их сердца. Иногда это очень легко, но часто это трудно. Если же ключ ваш не дейс¬твует, будьте уверены, что он еще недостаточно прекрасен. Ведь каждый человек имеет сердце. И каждое сердце есть все же сердце. Итак, если вы не в состоянии открыть это затвердевшее сердце, то верно наш ключ не годится для этого ларца. И, конечно, мы должны найти для него нужную формулу. Часто слышим, что в некоторых домах искусство вообще не мо¬жет быть введено. Слышим от обитателей этих темных домов, что все прекрасное не нужно. В этих случаях как вы можете показать им, что именно прекрасное имеет огромную ценность?
Во время восстаний и революций, когда собственность и деньги бы¬ли уничтожены, именно предметы искусства оставались единственными

________________________________________
80

ценами, и даже целая страна могла временно существовать благодаря сокровищам искусства. Помните это, и в нужный час скажите вашим ока¬менелым друзьям, что единственная ценность, возрастающая даже во время войны и революции, в конце концов, будет предметом искусства. Попросите вашего друга назвать вам точно цену акций, он затруднится это сделать, и недавние потрясения, как нельзя более, подтвердили это. Все видели стремительное низвержение бумажных ценностей. Пусть каж¬дый получает доказательство по мозгам своим. Даже окаменелые друзья вспомнят, как на их же глазах предмет, считавшийся ничтожным, вдруг получал огромную цену и, наоборот, непоколебимые ценности, с точки зрения обыденности, оказались грудою бумажного сора. За время рево¬люций мы не однажды видели, как банкиры и финансовые деятели оказы¬вались сметенными, тогда как выживали именно художники и собирате¬ли искусства. Сама жизнь показывает, что все связанное с творчеством вы¬живает; живут научные открытия и неистребимо живет мысль. Итак, на¬учимся направлять все наши мысли к Прекрасному.
Надеюсь через год увидеть вас опять, уже далеко подвинувшимися на творческой лестнице. Надеюсь почувствовать на работах ваших отобра¬жение осознания Прекрасного. Останусь уверенным, что вы неустанно будете расти и творить.
Во всех сказках мы слышим о закрытых вратах, о скрытых Сокрови¬щах, которые могут быть открыты лишь чудесным, сужденным ключом. В нас самих гнев и раздражение собирают и отлагают вреднейший яд, и, чтобы очистить сердце свое, мы должны признать и гнев и раздражение разрушительными и непрактичными. Так же образуется и рак и многие другие бичи человечества, неся за собою непоправимое разложение. Но знаем, что подобные бедствия излечиваются психической энергией. Для этого прежде всего научитесь изгнать все ядовитые мысли, научитесь ос¬ветлить и устремить вверх сознание ваше, тогда вы научитесь творить для будущего человечества и, проснувшись, в радости увидите в руках ваших чудесный ключ от Врат Сокровенных.

1930













________________________________________
81


ЛУЧШЕЕ БУДУЩЕЕ

О будущем иногда думают, но очень часто оно не входит в бытовые об¬суждения. Конечно, не в человеческих силах вполне определить буду¬щее, но стремиться к нему следует всем своим сознанием. И не к туман¬ному будущему нужно устремляться, но именно к лучшему будущему. В этом стремлении уже будет залог удачи.
В торжественный день возносится моление о будущем. Не о туманном чем-то утверждает оно. В нем выражены три основы: осознание вы¬сочайшего, мирное земное строение и благоволение как основа быта. Без этих трех основ строение невозможно; но предпослать их нужно не отв¬леченно, а в их полной и неотложной реальности. Казалось бы, что тре¬тья, преподанная основа должна быть самой обычной в повседневном бы¬те. Только благоволение! Только доброжелательство и дружелюбие! К кому же? Да к таким же людям. К тем же самым, с которыми положен урок пройти это жизненное поле.
Кажется, никаких глубоких изучений и образований не нужно для благоволения. Казалось бы, оно уже предполагается при каждой челове¬ческой встрече. Разве можно приближаться к такому же человеческому существу без основного благоволения? Что же, неужели приближаться с ненавистью или подозрением, с уже замышленным злодейством? Где же, в каких же таких Заветах, писанных или неписанных, предуказано зло¬действо и подозрение?
"Человек человеку – волк". Ведь это одно из самых зловредных изре¬чений. А ведь самовнушением достигается так многое. Если от колыбели слышать о добре, то ведь оно и останется руководящим началом. Даже все смущения извращенной жизни не искоренят понятия добра. А там, где че¬ловек привык жить в добре, он оценит и все замечательное значение сло¬ва БЛАГОВОЛЕНИЕ. Ведь это слово очень повелительно. Воление, оформленная воля... это уже нечто созданное, сделанное!
Воление не может быть только инстинктивным. Оно производится в полном сознании, за полною ответственностью. Может быть, каждое госу¬дарственное совещание должно быть начинаемо знаменательным вопро¬сом: "Если ли благоволение?" И промолчавший не должен бы судить. Ве¬роятно, скажут, что именно самые-то злодеи и закричат о благоволении. Вот тут-то запечатление человеческих излучений и доказало бы истину.
Притворно никак не докажете благо в излучениях сердечных. Как пятнисты будут излучения притворные, неискренние! Человек, не заду¬мывавшийся над глубоким значением благоволения, часто вообще не пой¬мет, о чем тут говорить! Почему подчеркивать слова и без того всем из¬вестные, которые к тому же никогда ничего не улучшили. Ведь возмож¬ны и такие уродливые суждения.
Нередко продавец выкликает нечто очень полезное, совершенно не думая о значении произнесенных им слов. Часто ли переписчик знает со¬держание переписанного? Иногда даже читающий вслух для другого тем самым как бы освобождает себя от понимания прочитанного. Таким обра¬зом, часто ценнейшие и неотложные соображения попадают в разряд так называемых "птичьих слов".
________________________________________
82
Возможно ли лучшее будущее без благоволения, без благоволения во всем его торжественно-повелительном значении? Какой же это будет мир на Земле без благоволения?! И какая это будет "слава в вышних" без углубленного и непрестанного воления блага?
Лучшее будущее. Ты должно быть лучшим. Ты должно быть лучше дня вчерашнего. Если не захотеть этого, то ведь из самого замечательно¬го, уже сужденного, можно извлечь лишь ничтожный огарок. Все великие знаки могут быть в готовности. Но если не желать блага ради им следо¬вать, то какая же их часть видимого осуществится? Кто же имеет право ис¬портить или умалить сложенное великими путями? Ведь это не мечтательство пустое, но ответственность несущего письмо.
Даже простой почтарь в сумерках и во тьме идет с осторожностью, чтобы не оступиться, чтобы ветка не хлестнула по глазам, чтобы избежать диких зверей. А ведь он несет чье-то чужое письмо, о котором он ничего не знает. Когда же человек мыслит о будущем, когда он учитывает все его условия и все благожелания, насколько устремленнее и бережнее пой¬дет он, готовый и настороженный. Пойдет он, зрячий и проникновенный. Поспешит он, чтобы не украсть часа сужденного, а в сердце его будет сту¬чать и слава в Вышних, и мир на Земле, и благоволение к ближнему.
Благоволению нужно учиться. Мир нужно установить. Славою в Вышних нужно восхититься всем трепетом сердца. Лучшее будущее!


* * *

Примеры ковки лучшего будущего можно почерпать из разных об¬ластей. Один из них уже от ранних школьных лет остался в памяти.
Нам всем чрезвычайно врезался рассказ о Шлимане – знаменитом исследователе Трои. Все мы восхищались, как он, от ранних лет, поста¬вил себе задачу будущих исследований, начал готовится к ним во всех об¬ластях. Как он упорно обогащал себя знаниями, а в то же время так же нас¬тойчиво складывал свое богатство. Ведь он зрело обдумал все средства, которые ему понадобятся.
После многолетнего, сознательного труда он внес в науку свой цен¬ный вклад и остался прародителем многих шедших за ним, блестящих ис¬следователей. Можно себе представить, как в свое время коммерсанты пожимали плечами на ученые задания Шлимана. Также можно видеть, как ученые, вероятно, не однажды рядили его в любителя и усмехались над его затеями. Но он своеобразно и неотступно складывал свое научное будущее.
То, что для другого бы уже было достижением, для конечной, угло¬вой пристани, для Шлимана было лишь средством, имеющим прикладную относительную ценность. В таких многолетних сознательных трудах есть большая доля самоотвержения.
Опять-таки вспомним прекрасное слово благоволение. Поистине, сознательные ковачи лучшего будущего; они полны настоящего благово¬ления.

1935

________________________________________
83

ВПЕРЕД

Вчера пекинские научные организации чествовали Свен Гедина в его семидесятилетие. Такое признание со стороны Китая и других учас¬твовавших стран – прекрасно. Именно, этими путями взаимопонимания и признания куется широко сотрудничество целых стран. Во всей жизни Свен Гедина, во всей его устремленности и неутомимости звучит зову¬щее чудесное слово: "Вперед".
Возьмем Свен Гедина как понятие собирательное. Великому иссле¬дователю исполнилось семьдесят лет. Недавно сообщалось, что он приг¬лашен на большое воздушное обследование Бразилии. Конечно, Гедин не отрицает и эту возможность. Сейчас он едет в свой родной Стокгольм. Но никто не думает, что он едет для того, чтобы, как принято говорить, успо¬коиться. И эта поездка для него будет лишь очередным этапом.
Не от того ли чудесного заклинания "вперед" исследователь выгля¬дит так бодро?! Не этим ли приказом он преодолевает трудности и опас¬ности? Никто не будет отрицать, что Свен Гедин сейчас является необык¬новенно зовущим примером для молодежи. Посмотрите, сколько серьез¬нейших и увлекательнейших книг им написано. Какие незабываемые от¬крытия им даны человечеству. Величественные Транс-Гималаи навсег¬да будут связаны с именем Свен Гедина.
Подобно подлинному викингу, он непрестанно устремлялся к слав¬ным мирным завоеваниям. Именно, в таких явных, богатейших результа¬тах звучит благословенный приказ "вперед"!
Каждый, кто проследит от самого начала исследования Свен Гедина, справедливо будет поражен непобедимостью этого неповторенного ду¬ха. Когда обывательский ум может заподозрить какое-то окончание, тог¬да быль викинга оповещает лишь начало следующей блестящей главы.
В этом неустанном восходящем пути даже не хотелось бы произно¬сить какие-то подробности, упоминать отдельные многочисленные отк¬рытия, перечислять опасности и преоборенные трудности. Все это нео¬бычайное научное завоевание дарится человечеству от щедрости неуто¬мимой. В каждом путешествии Свен Гедина закладывается та или другая большая идея.
Без устали великий ум указывает на новые возможности, на новые пу¬ти, на возможный расцвет будущий. Великий ученый не может не быть и великим гуманистом. Чем шире ум – тем целостнее протекает перед ним река жизни. Можно радоваться, что прекрасное исследование Свен Ге¬дина оценено. Но также должно радоваться самому тому факту, что такая огромная сила работает теперь, в наше время. Когда столько смущений и сомнений отемняет человечество, тогда светлый викинг неутомимо указует на увлекательные, чудесные дали и говорит о путях сказочно широ¬ких.
Настоящее творчество всегда полно оптимизма. Творец не может быть в унынии. Строитель полон знания в избрании лучших материалов. Живое сердце понимает, как нужно сейчас дать людям возможность стро¬ения. Великая гуманная задача в этой вдохновительной помощи. Тот, кто

________________________________________
84

может своими неисчислимыми трудами вдохновлять молодые сердца, тот, конечно, и сам может творить бодро. В нем не будет признаков уста¬лости. В нем не будет ни сомнений, ни отчаянии. Он скажет во все време¬на упоительное, светлое слово "вперед".
Этот ключ не может быть сказан тем, кто не засвидетельствовал его своими трудами. Этот приказ будет неубедителен в выражение робости и колебания. Потому-то так драгоценны все те явления, которые в убеди¬тельной действительности могут развернуть знамя светлого приказа "вперед". Этому знамени люди могут приносить лучшие цветы. Этому призыву пошлют лучшую улыбку. Даже в серых буднях люди и возрадую¬тся, и возревнуют о каких-то новых полезных трудах. Если исследова¬тель, завершив седьмой десяток лет пути, и бодр, и радостен, и светло зву¬чит на будущее, значит, светлое "вперед" было его руководящим знаком.
Саги и сказки говорят нам о героях, о чудесных строителях, о твор¬цах добра и славы. Саги знают и лебедей белокрылых, и быстрых крече¬тов, и отважных орлов. Ученые разъясняют, что миф есть отображение действительности. Мифы говорят об истинных жизненных героях, свер¬шавших свои подвиги здесь, на земле.
Если мы можем убеждаться, что подвиг не есть нечто отвлеченное, но прекрасные деяния земные, то каждое напоминание о прекрасном пу¬ти земных достижений нас должно сердечно радовать, вдохновлять и вли¬вать новые силы. Справедливо быть признательным всем тем, кто в зем¬ных путях светло сказал великое "вперед". Кто не убоялся, не умалился, но, всегда обновляясь, как мифический Антей, усиливался от новых при¬косновений к земле!
Будем же радоваться, когда видим здесь, среди нас, живой пример труда светлого, непоколебимого.
Устремление живо священным зовом ВПЕРЕД.

1935















________________________________________
85


ОТКРЫТЫЕ ВРАТА

"Прошлое – ничто перед будущим". Не раз приходилось так усовещевать тех, кто сомневался в будущем и горевал лишь о прошлом.
"Из древних, чудесных камней сложите ступени грядущего". И так много раз писалось для тех, которые не хотели оценить сокровищ, накоп¬ленных в прошлом.
Странны такие противоположения. Кто обернут лишь к прошлому, а кто только смотрит на будущее. Почему же не мыслится синтез, связыва¬ющий одну вечную нить знания? Ведь и прошлое, и будущее не только не исключают друг друга, но, наоборот, лишь взаимоукрепляют. Как не оце¬нить и не восхититься достижениями давних культур! Чудесные камни сохранили вдохновенный иероглиф, всегда применимый, как всегда приложима Истина.
Естественно, невозможно жить лишь в дедовском кабинете. Сам муд¬рый дед пошлет внуков "на людей посмотреть и себя показать". В записи о дедовском кабинете так и сказано. Уже не говоря о многих колючих и взыскательных дедах, но даже и хорошие из них не всегда ответят буду¬щему мужественно и открыто.
Тем не менее в дедовском кабинете накопилось то, что не найти во вновь отстроенном доме. У деда сохранились и многие рукописи, кото¬рым не пришлось быть широко напечатанными. Было бы легкомысленно вдруг отказаться от всех прекрасных накоплений.
Когда-то каждое будущее станет прошлым. Пусть шлифовка алмазов будет другая, но достоинство камня сохранится. Так говорим в полном ус¬тремлении к будущему. Конечно, будущее в своей беспредельности ок¬рыляет и вдохновляет. И вообще, разве можно не любить будущее? Раз¬ве прошлое не является чудесными вратами к тому же будущему дости¬жению?
Перл Бэк в своей последней статье о творческом духе Китая приво¬дит следующий эпизод: "Мой друг, который является сыном старой Кон¬фуцианской семьи и однажды сам был последователем Конфуция, но те¬перь горделиво объявляет себя ничем, выразился оскорбительно: имен¬но Конфуцианизм убил в нас творчество. Конфуций учил нас смотреть лишь назад, на мертвых, как на пример для нас. Ничто не оригинально! Все, несотворенное по старым меркам, было неправильно. Этот обычай равнять по другим внедрился в наше мозговое вещество целыми столети¬ями, и потребуется другое столетие, прежде чем мы сможем сделаться самими собою". Но молодой социалист сказал: "Нет, это империалисти¬ческие императоры, которые повредили нам. Они видели путь удержать народ от мышления и заставили умы основываться на старых классиках как единственных средствах для продвижения, так что лучшие мозги в стране были заняты изучением мертвой литературы, вместо того чтобы думать и творить в той современности, в которой они жили". А юный эко¬номист сказал: "В конце концов, это просто вопрос экономии. Искусство и творческий дух могут процветать лишь во времена мира и благососто-


________________________________________
86
яния. Теперь уже годами мы не имеем ни мира, ни изобилия, как же мы можем мыслить, чувствовать и творить?".
Все три мнения подобраны чрезвычайно характерно. И нам не раз приходилось слышать умаления древних философов именно с упомина¬нием Конфуция. Но в конце концов, который же из заветов Конфуция запрещал мыслить о совершенствовании, о будущем? Если кто-то изуверски извращал смысл его указаний, то об этом можно лишь сожалеть, но не ума¬лять великого мыслителя Конфуция.
Еще недавно так же точно нападал на Конфуция известный профес¬сор, и невозможно было понять, чем ему самому помешал древний муд¬рец, ибо профессор не был ни игнорамусом, ни отрицателем по природе. Наоборот, он был знатоком и ценителем отечественной и мировой лите¬ратуры. Очевидно, всюду в преходящих волнах жизни и пророки, и муд¬рые должны быть временно похуляемы, для будущих обновленных утвер¬ждений.
Но должна же, наконец, наступить та творческая эпоха, когда знание будет лишь отворяющим, но не отвращающим. Нет новшества в осужде¬нии. Оковы осуждения принадлежат тюрьмам, как и всякие оковы. Вре¬мя ценно. Энергия благословенна. Опыт почитаем. Не на осуждение тра¬тить все эти ценности! Безумна такая растрата, когда силы так безмерно нужны для устроения и создания.
Входя под древние своды, не собираемся остаться жить под ними, но всегда помним поучительные начертания, усмотренные на старинных камнях. Знание старины убережет и от излишнего самохвальства. А вдруг окажется, что когда-то что-то лучше делали, или знали нечто, нами утра¬ченное. И в катакомбах, и в пещерах не замирала, но кипела такая твор¬ческая мысль, мощи которой можно лишь поучиться. Самоотвержение, познание труда, подвиг, неустанное творение вызовет не осуждение, но благую внимательность и проникновенность.
Люди различаются на осуждающих и на творящих. Но там, где зало¬жено творчество, даже тюремные стены не подавят его. Сколько замеча¬тельных нахождений и трудов сотворено именно в тюрьмах. По счастью, дух человеческий не знает тюремных затворов. В полной готовности к творчеству, во имя славного грядущего не будем умалять прошлого со всею его поучительностью. Чаще всего подобные умаления – не что иное, как прием ораторства. Но, пройдя границы минутного увлечения, люди понимают, насколько неблагоразумно пренебрежение, и начинают чувс¬твовать ценность культуры во всем ее широком понимании.
Достаточно знаем, сколько научных данных сохранено пирамидами. Также знаем и современные государственные доходы от пирамид. А ведь сколько злословий было послано их строителям. Знаем расходы по пост¬роению Версальского дворца. Также знаем, что они равняются затратам по постройке одного броненосца, который через десятилетие признает¬ся устарелым, негодным и уничтожается – на слом. Знаем и то, насколь¬ко Версаль является национальною гордостью Франции и дает поучите¬льный, образовательный отдых народным массам. Знаем и Тадж-Махал, и храмы Нары, и святилища майя, и дворцы Италии. В современных ми-

________________________________________
87

нистерствах туризма все эти, не раз кем-то осужденные здания занимают первые места.
Можно приводить множество примеров тому, как именно доброже¬лательно воспринятое знание является истинными открытыми вратами. Но всякая преднамеренность и умышленное ограничение приведет лишь к постыдным умалениям, которые прежде всего не будут полезны стра¬нам в их истинном развитии. Может быть, соображение экономиста было бы ближе к делу, но и в этом случае можно привести примеры, когда луч¬шее творчество проявлялось в величайшей нужде и утеснении. Во всяком случае, Конфуций, сам в свое время преследуемый и мало понятый, не может быть примером запрещающего ретроградства. Наоборот, в его чет¬ких и жизненных мыслях можно видеть прямой путь от прошлого к буду¬щему. А любовь и преданность будущему должна быть врожденной. Ник¬то и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будуще¬му, к открытым вратам Света.

1935


ПРОМЕДЛЕНИЕ

"Промедление смерти подобно".
Так сказал Петр Великий. Что же в этом нового? Почему это изрече¬ние так часто поминается? Разве этого никто не знал раньше? Нового ни¬чего нет в этом речении. Тем не менее оно и поминается и будет помина¬ться. Оно должно быть написано надо всеми государственными и общес¬твенными учреждениями. Оно должно быть на первой странице школь¬ных учебников.
"Дело не в том, что сказано нечто абсолютно новое. Вообще не есть ли новое лишь во времени и по обстоятельствам? Но в том дело, что сказа¬но это, и в такой повелительной форме, что должно быть во всех делах че¬ловеческих. Это не есть повторение, ибо форма сказанного, вероятно, вполне оригинальна в своей краткости и убедительности. Просто сказа¬но то, что нужно, что нужно всем, нужно для каждого дня. Сказано то, что люди пытаются позабыть насколько возможно. Пытаются противопоста¬вить другое циничное речение: "Не делай сегодня того, что можешь сде¬лать завтра".
В цинизме и лености люди стараются сложить и поговорки, и поба¬сенки, лишь бы чем-то отложить труд. Значит, для них всякий труд есть и тягость, горе, значит, для них труд есть проклятие. А разве не ужас, ког¬да сужденная радость обращается в проклятие, в ужас, в горе?
Промедление бесконечно однообразно в своих свойствах. Как умело оно бывает прикрыто, так прикрыто, что даже опытный глаз не всегда рас¬смотрит, где оно уже приключилось. Причин к этому можно находить до бесконечности. А ведь всякий знает, что человек в безумии своем быва¬ет находчив и изобретателен до невообразимости.


________________________________________
88

Бывает промедление по незнанию, по тяжеловесности характера. Бывает от доверчивости к другим, также бывает от намерений злобности. Словом, можно почти все происходящие действия квалифицировать по той или иной степени медлительности. Если бы только эта медлитель¬ность навредила в конечном результате. Но всякое несовершенство, так же как и всякое зло, неминуемо должно отозваться где-то и как-то. В каж¬дой истории государств можно находить поразительные примеры, как ма¬ленькая медлительность порождала великие следствия. Значит, это про¬медление не было таким малым, как оно могло казаться земному глазу: значит, в нем уже был заключен весь эмбрион последующего. Если бы рассмотреть такие промедления под микроскопом, то можно бы увидеть уже готовый огород всяких бактерий.
Если бы все промедлившие уже осознали сотворенное ими грядущее, то, наверное, многие из них ужаснулись и удесятерили бы поспешность и прилежание. Но о будущем вообще думают так мало. Мы уже не раз го¬ворили, что в школах не приучают думать о будущем. А ведь без мысли о будущем человек будет как бы слепым. Ослепшие видели прошлое для них и уже не увидят будущего своего. Всякая слепота должна быть извер¬гнута лучшими медицинскими воздействиями.
Бывает и так, что люди как бы готовятся к будущему, но когда насту¬пают признаки его, то их не опознают. Бывает, давно сказано, что придет вестник, но когда он приходит, то его не признают. От этого самые нуж¬ные и спешные письма могут попасть в руки злоумышленные.
Такие неопознания, в конце концов, тоже заложены в промедлении. Само слово промедление достаточно говорит, что нечто было промедлено, иначе говоря – опоздало. Можно опоздать положить яйца под курицу, и тогда не нужно удивляться, что цыплята не произойдут. Пример яйца очень убедителен, ибо в нем уже готовы все элементы для следующей эволюции. И от простого промедления или от неосторожной забывчивос¬ти нечто предусмотренное и готовое предаться тлению. Разве имеет кто-нибудь право по недобросовестности порождать тление?
Речение Петра Великого действительно и уместное, и великое рече¬ние. Стоит вспомнить его собственную жизнь и работу неустанную, что¬бы понять, сколько вожжей правитель умел держать в своих руках однов¬ременно. Есть люди, которые умеют держать в руке несколько вожжей, а другие, не развив в себе это умение, с трудом удерживают и одну. Ка¬кой же будет возница с одною вожжою в руке? Такие сравнения были бы смехотворны, если бы подчас они не являлись такими скорбными.
Не следует думать, что все прирожденное уже имеется в готовом, об¬работанном виде. Ведь все нужно воспитать и испытать. При этом испы¬тания не могут быть случайными, они должны быть встречены в полном сознании, с полной готовностью и разумностью.
Такая готовность и зоркость уже упасет от промедления. Разве в по¬лете метеора может быть промедление? Разве орбита светил могла бы допустить промедление?
"Промедление смерти подобно".


________________________________________
89
*    * *

"Не оставляйте мед слишком долго открытым".
Тоже речение о промедлении. Каждый испытал на себе, как может изменяться вся судьба его от минутного запоздания. Сказано: "Преждев¬ременность судима, а опоздание уже осуждено". И в этом старинном ре¬чении выражено тоже предупреждение о своевременности.
Опять-таки, нужно ли повторять всякие старинные предупрежде¬ния? Ведь они так древни, так много веков они предупреждали людей. И предупреждали, и просили, и доказывали их же собственную пользу. И тем не менее маленькие привычки быта яростно противостояли всем бла¬гим поучениям. На каждый добрый совет изобреталось извинение.
Наши дни приносят всевозможные ускорения. Но все эти призы на быстроту еще не значат, что великие речения о промедлении делаются уже ненужными. Можно пропустить срок, и тогда уже никакая быстрота не поможет. Наоборот, каждая запоздалая быстрота вызовет лишь глубо¬кое прискорбие.
Что-то уже сложенное и нуждающееся лишь в последнем толчке за¬мерло в искусственной обстановке. А что же может быть неестественнее, нежели зрелище человека, остановившегося на одной ноге? Нельзя усто¬ять на одной ноге долго. Нельзя и проехать на одной вожже, особенно же, если и она некрепко будет держаться.
Как бы сделать так, чтобы уговорить опрометчивых о том, что про¬медление опасно прежде всего для них самих же. Ведь они думают, что пусть кто-то подождет, но они непременно забудут о том, что такое ожи¬дание будет стоить им самим слишком дорого. "Промедление смерти подобно".

1935


ПОРАДУЕМСЯ

Чему бы такому порадоваться? Не успеешь усмотреть радость, как она превращается в новую заботу. Не успеешь почувствовать победу, как она обращается в новый поход. Кто-то бы сказал, просто беда.
Но какая же такая беда, когда это есть жизнь. Стоит вспомнить целый ряд деятелей времен итальянского Возрождения и удивиться остроте волн и вниз и вверх взмывающих. Сама пена является только знаком но¬вого накопления. Именно среди этих сильных характеров можно наблю¬дать, до какой степени остро соприкасались между собою величайшие их напряжения и происшедшие за ними величайшие достижения.
Лишь в школе жизни, когда никто, казалось бы, не печётся о достиже¬ниях этих деятелей возрождения, опять выковывались необыкновенные возможности. Сейчас мысленно вспоминаю несколько определенных примеров, и вместе с их биографами можно удивляться, каким образом могли создаваться новые решения и возможности, когда, казалось бы, ни¬какого пути уже не было.
________________________________________
90

Так могло казаться с узкой земной точки зрения. Но у этих сильных мыслью и делом людей путь всегда находился. Находился этот путь в не¬обыкновенной новизне и неожиданности. Уже тогда, при несовершенных путях сообщения, были слагаемы пути заморские и загорные. Если кому-то теперь кажется что-то неимоверно трудным, то насколько труднее это было когда-то тогда, когда оставалось столько пугающе неизвестного.
Так же, как теперь, тогда отмирали целые города и страны, а сильные духом продолжали свою славную одиссею. Какую же одиссею нужно по¬читать теперешним людям, чтобы и среди забот все же порадоваться. И порадоваться в полной вере, ибо без веры нет осуществления. Как же по¬дойдут они без веры к высокому и мощному, одно приближение к которо¬му уже может и наполнять трепетом? А в вере – все легко. Ведь вера есть, попросту говоря, знание.
И вот по вере, по знанию видно, что можно радоваться. Можно радо¬ваться постоянно новым путям, так же неисчислимым, как неисчислимы светила небесные. Разве только случай приводит к нахождению новых путей? Именно не случай, ибо и случая-то почти не бывает, но всегда идет пришествие новых, уже когда-то сложенных возможностей.
Если кто говорит, что дальше так нельзя, то именно в этом "так" он лишь останется правым. Так нельзя, но иначе можно. Для этого "иначе" соберем всю нашу память, очистимся от ненужной ветоши и попробуем посмотреть глазом новым.
Ведь для обычного жильца место представляется изжитым, но стоит прийти к тому же месту новому человеку, и он найдет в нем новые руд¬ники и новые горизонты. Ибо посмотрит он глазом новым. Вот в этом-то постоянном обновлении, в возможности такого появления и будет заклю¬чаться неиссякаемая радость. Если же мы знаем, что этот источник неис¬сякаем и может быть замутнен лишь нами самими, то, превозмогая себя, мы опять приобщимся к вечным святыням восхождений.
Если кому-то почему-то очень грустно или смутно, то пусть он напом¬нит себе сознательно и повелительно о том, что радость возможна, что она есть и будет. Кто-то назвал такое утверждение "заклинанием радости". Может быть, это недалеко от истины. Если вы чего-то хотите – вы долж¬ны об этом думать и вы должны магнитом сердца привлечь это. Когда вы скажете себе "порадуемся", – это никогда не будет отвлеченным бес¬смыслием, но будет лекарством особым и мудрым. "Радость есть особая мудрость".

1935







________________________________________
91


БУДУЩЕЕ

Удивительно, как бесследно проваливаются многие подробности прошлой жизни. Исчезают так начисто, словно бы никогда их и не было, Иногда Е.И. помянет такое, о котором у меня нет и следа. Даже многие болезни мои стерлись.
Недавно, когда я опять проделывал полный "курс" старой знакомой инфлуэнцы, Е.И. вспомнила об ужасных головных болях, бывших у меня. Странно, что и боли можно совершенно забыть. Может быть, всегдашнее устремление к будущему стирало прошлое.
Может быть, мало кто вспоминает о прошлом, как Е.И. и я. Даже очень светлое, насыщенное делами прошлое проваливается перед нена¬сытным будущим. И в самые тяжелые часы мы реально жили для будуще¬го. Самые трудные перестроения совершались без боли, ибо делалось это для будущего.
И с годами, когда, казалось бы, горизонт будущего должен бы умень¬шаться, та же самая необоримая воля к будущему вела неудержимо. В бу¬дущем – благо. В будущем – магнит. В будущем – реальность. Любите прошлое, когда оно вынырнет из нажитых глубин, но живите будущим. Со всею судьбою, и кармою, и мойрою, и кисметом1 будущее притягательно.
"И это пройдет", – повторяет человек слова восточной мудрости, ког¬да вступает в новые теснины. Именно пройдет, по закону эволюции. Мыс¬лим о будущем не законами, но очарованиями будущих совершенствова¬ний. Твердыня Союза народов, еще не сложенная на земле, уже сияет в бу¬дущем. Не углубим подробности, ибо мысль о будущем должна быть прек¬расна и не вместится в экономику сегодняшних будней.
Вот уже говорят о ненужности молоха – золота. Ценность труда – ис¬тинная ценность! Два десятка лет тому назад это казалось смешной утопи¬ей, а сейчас, в бедствиях, в грозе и молнии человек уже прошел и золотые теснины. И меч будет перековываться на плуг. И крылья вместо убийст¬ва и разрушения понесут знания и благо. Армагеддон пройдет. После грозного вихря и ливня воскреснет радость мирного труда. Здравствуй, будущее!

1940
______________
1 Мойра и кисмет – судьба и предопределение













________________________________________
92
.

МОЛОДОМУ ДРУГУ

Мой молодой друг, вы спрашиваете о методах работы. Не терзайте себя методами, лишь бы вам вообще хотелось работать. Работайте каждый день. Непременно каждый день должно быть что-то сделано. По счастью, работа художника так многообразна, и в любом настроении можно сде¬лать что-то полезное. Один день будет удачен для творчества. Другой – для технических выполнений. Третий – для эскизов. Четвертый – для со¬бирания материала. Мало ли что понадобится для творчества! Главное – чтобы родник его не иссякал.
Если же начатое не понравится – отставьте. Не уничтожайте. Под настроением можно порешить и нечто пригодное. Пусть постоит у стены. Придет час, и этот осужденный изгнанник может понадобиться. Многооко восприятие. Вчера взглянулось одним оком, сегодня глаз увидел неч¬то неожиданное, а назавтра покажется что-то совсем новое. Не судите сразу. Пусть в ходу будет несколько разных вещей. Одну отбросили, дру¬гую вытащили. Да и когда можем мы сказать, что вещь кончена? В конце концов она никогда не кончена. Лишь обстоятельства заставят расстать¬ся с ней.
Главное, чтобы в саду художника росли многие виды растений. Не бойтесь постоянной работы. Напрасно сидеть у берега и ждать попутно¬го вдохновения. Оно приходит мгновенно и неожиданно. И не знаете, ка¬кой луч света, или звук, или порыв ветра зажжет его. Всему – милости просим. Вода – на мельницу! Лишь бы колесо кружилось и жернова рабо¬тали.
Колесо жизни. Или как индусы скажут: сантана – "поток жизни". И столько кругом чудесного, что не перестанете радоваться. И не постаре¬ете. И творчество будет постоянным отдыхом. Хорош удел художника! Так называемые муки творчества – самые сладкие муки. И не забивайте себя в безысходный угол.
Веселей любите труд. В самом несовершенстве работы заключен ис¬точник следующего творения. Кто знает, где самодовление и где импро¬визация? Одно рождается из другого. Вы же, как пчела, собирайте мед отовсюду. Будьте всегда сами собою. Поймите, что в творчестве нашем и отдых, и обновление, и радость.
Дайте радость и кому-то вам неведомому. Дать радость – это как уви¬дать восход солнца. Будьте проще и любите природу. Проще, проще! Вы творите не потому, что "нужда заставила". Поете, как вольная птица, не можете не петь. Помните, жаворонок над полями весною звенит в высо¬те! Рулите выше!

1940






________________________________________
93


ЧАЙКА

"И на завтра не надейся".
И все-таки верится и мечтается, и мечты останутся в вечной энергии. Здесь-то все изменится. От изображений самых прочных останутся оскол¬ки. Никто не представит себе, частью чего были неясные обломки. Но так, в высшем измерении все останется нетленно.
Чайки надежды летят перед ладьями искателей. "Чай, чай, приме¬чай, куда чайки летят". Примечает народ полет чаек, полет надежд, ча¬яний. И почему не надеяться на завтра, на багряный восход, на красоту благодатную?! Полетят чайки прекрасные, и нет такого труда, впереди которого не могла бы лететь чайка.
Не одни же буревестники черкают перед кораблем. Много светлее их чайка, быстрая, путеводная. И на Волге, и на поморье, и на далеких океанах впереди вились чайки. Не остывали надежды-чаяния. От самых первых дней работы в мастерской реяло на проволоке чучело чайки. Хоть чучело, а все-таки мечта несломимого чаяния.
Неужели все бывшие битвы не сломили? Нет, не сломили. Вот же нисколько не сломили. Елена Ивановна, увидав "Мстислава Удалого и Редедю" и "Пересвета с Челубеем", воскликнула: "Должно быть, ужас¬ная война, если даже самый мирный человек изображает смертные пое¬динки". Хочется оставить памятники народу русскому о всех мономахах, о великих поединках за славу русской земли. Может быть, друг мозаи¬чист каменно сложит эти памятки, молодежь еще раз вспомнит, о чем всегда нужно держать в сердце. Полетите, светлые чайки, к русскому на¬роду.
Лоренцо Великолепный пел: "И на завтра не надейся!" Так пели ос¬танки, осколки. Но в грозе и в молнии народы живут лишь надеждою на завтра, на великий день умиротворения и достижений. "Мир – всему жи¬вущему", – заповедал, кто мыслил о завтрашнем восходе. Чайки не лете¬ли перед Великолепным, и он не вверял себя кораблю. А вот новгородс¬кие ушкуйники слагали песни о надеждах.
Там – конец, а наш путь – к началу. В вечном совершенствовании, в трудовом преуспеянии и в радостном познавании будем любоваться чай¬ками-чаяниями. Будем любить чаек путеводных.

1942









________________________________________
94


ПОДВИГ

Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире: например, слова "Указ" и "Совет" упомянуты в этом сло¬варе. Следовало добавить еще одно слово – непереводимое, многозначи¬тельное русское слово "Подвиг".
Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хо¬тя бы приблизительного значения. Говорят, что на тибетском языке име¬ется подобное выражение, и возможно, что среди шестидесяти тысяч ки¬тайских иероглифов найдется что-нибудь подобное, но европейские язы¬ки не имеют равнозначного этому древнему, характерному русскому вы¬ражению.
Героизм, возвещаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всезавершающую мысль, вложенную в русское слово "под¬виг". "Героический поступок" – это не совсем то; "доблесть" – его не ис¬черпывает; "самоотречение" – опять-таки не то; "усовершенствование" – не достигает цели; "достижение" – имеет совсем другое значение, пото¬му что подразумевает некое завершение, между тем как "подвиг" безгра¬ничен.
Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи прод¬вижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину "подвиг". И как прекрасно это слово: оно означает бо¬льше, чем движение вперед, – это "подвиг"!
Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет результатом громадный прогресс – это и дало России ее великолепных героев. Вели¬кие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу челове¬чества.
Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гу¬манность. Неудивительно, что русский народ создал эту светлую, эту воз¬вышенную концепцию. Человек подвига берет на себя тяжкую ношу и не¬сет ее добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только лю¬бовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернис¬тых путях. Он стойкий работник, он знает цену труду, он чувствует кра¬соту действия в пылу труда, он готов приветствовать каждого помощника. Ласковость, дружелюбие, помощь угнетенному – вот характерные черты героя.
Подвиг не только можно обнаружить у вождей нации. Множество ге¬роев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают впе¬ред истинную культуру.
"Подвиг" означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание. И если иностранные словари содержат слова "Указ" и "Совет", то они обязательно должны включить лучшее русское слово "Подвиг".

Волнением весь расцвеченный,
мальчик принес весть благую.
О том, что пойдут все на гору.
О сдвиге народа велели сказать.



________________________________________
95

Добрая весть, но, мой милый
маленький вестник, скорей
слово одно замени.
Когда ты дальше пойдешь,
ты назовешь твою светлую
новость не сдвигом,
но скажешь ты:
"Подвиг!"

1942



































________________________________________
96


К БУДУЩЕМУ

Декарт, Паскаль, Мольер не были включены во Французскую Акаде¬мию. Не были признаны "бессмертными" в кавычках. Беру пример из множества ему подобных в разных странах. Все эти заметки для будуще¬го. Авось одумаются и захотят мыслить по справедливости, хоть по самой убогой справедливости. Мировой пересмотр должен помаленьку совер¬шаться. Говорю не о политическом "шапочном разборе" – он уже много где дает себя чувствовать, даже не дожидаясь конца войны. Вероятно, он будет не менее жесток и кровожаден, нежели бомбы. "Человеческое слишком человеческое!"
Люди должны помыслить о культурных перестроениях, об истинном просвещении, о биологической нравственности. "Гуд тайм" и джаз еще не наставники. Рассказывали, что в предвоенное время нацистские студен¬ты являлись на экзамены с револьвером, угрожая несговорчивому про¬фессору. Рассказывал это сам профессор, человек достоверный. Может быть, и в иных странах бывали всякие подобные насилия. Когда культура шатается, тогда можно ждать всевозможных уродств. Пусть будут эти яз¬вы вскрыты, чтобы при дальнейших построениях избежать таких античе¬ловеческих проклятий. Довольно крови, довольно человеконенавистни¬чества!
Только от школы, от семьи могут быть услышаны эти спешные зовы. Пусть они будут не только гласом в пустыне, но приказом набатным. Мно¬го говорилось о разных вандализмах, но вандалы и вандальчики и в ус не дуют и продолжают свое скверное дело, дикое. Мне приходилось видеть пожимание плечей, мол, довольно о вандализмах. Ну, сказал и довольно. Нет, миленькие, вовсе не довольно. Красный Крест культуры вовсе еще не осознан. Синодик зверских вандализмов растет и даже, страшно ска¬зать, очень умножается. В основе гнездится невежество. Ведь оно может жить и во фраке с орденами. Доживет ли человечество, когда военные бю¬джеты будут перечислены на просвещение?!

1944














________________________________________
97


СОДЕРЖАНИЕ



Т.С.Яковлева "Дать радость – это как увидать восход солнца"……………… .3


Небесное зодчество

Еще радости Глаз добрый Небесное зодчество Тушители Красный Крест Культуры О Мире всего мира Эзопова басня Пределы Жестокосердие Огрубение Рождение скуки Молодежь Общее дело Племя молодое За Великой Стеной Сад
Самонужнейшее

Сеятели Труд Любите книгу Сокровище дома Оборона Самонужнейшее Благожелательство Взаимность Стойкость Достоинство Значительность Монсальват Бережливость Польза доверия Справедливость Счастье
________________________________________
98


Открытые врата

Творящая мысль Лучшее будущее Вперед Открытые врата Промедление Порадуемся Будущее Молодому другу Чайка Подвиг К будущему