Судьба

Какамурад Атаев
КАКАМУРАД АТАЕВ


СУДЬБА

Рассказ

Стремительно мчится вперед поезд человеческих судеб. У каждого пассажира своя судьба. Судьба, продиктованная жизнью.

Ехали в одном купе двое мужчин. Один из них молодой парень, на лице которого не было признаков ни хитрости, ни плутовства. Он был со вкусом одет, и пахло от него хорошим одеколоном. Другой — с виду старик: худой, с почерневшим лицом, с глубокими, как борозды, морщинами, с потухшим взглядом. Мужчина, которому совсем недавно исполнилось тридцать лет. На нем был старый темный костюм, давно не чищенный. Из нагрудного кармана виднелся край пожелтевшей бумаги, сразу бросающийся в глаза и отвлекающий внимание от неприглядного костюма.

Мужчина пил водку, закусывал вареным мясом, очень много курил и, задыхаясь в дыму, беспрестанно говорил.

Парень слушал внимательно, не перебивая, не торопя вопросами: «А потом? А дальше-то что?»
      
   -У меня четыре брата. Надежная опора в жизни, - говорил мужчина. - Старших женили. Настал мой черед. Мать сказала: «Вот женю тебя и буду спокойна». Но, окончив школу, я решил попробовать учиться дальше и наотрез отказался жениться. Отец одобрил мое решение, но поддержки не обещал.
      
   Я подал документы в торговый техникум. Поскольку знакомых у меня не было, экзамены я завалил. На следующий год поступал снова и на сей раз все сложилось удачно. Мне очень повезло: я нашел нужного человека. А случилось это так.

Перед экзаменом я много выпил. По дороге где-то свалился. Меня подобрали и отвезли в вытрезвитель. Там я очнулся: вижу рядом мужчина интеллигентного вида, в костюме, галстуке. Мы разговорились. Чтобы вырваться из вытрезвителя, надо штраф уплатить. У меня с собой были приличные деньги, а у этого субъекта в галстуке не оказалось ни копейки. Он спросил: Много у тебя денег?» «Много», — ответил я. «Дай взаймы — штраф уплатить. Самое больше через два часа я тебе их верну. Хочешь, выйдем отсюда, вместе поедем ко мне домой, и я дам тебе в два раза больше», — упрашивал он. «До сих пор я не давал денег незнакомым людям», — стал я набивать цену. Я долго препирался, пока не узнал, что этот человек, оказывается, преподаватель торгового техникума. Я не растерялся и сразу предложил: «Давайте мы с вами так договоримся: я вас отсюда вытащу, а вы меня в техникум протащите. А уж если я поступлю, то поставлю вам еще пару бутылок коньяка». Он дал слово, поклявшись аллахом, и, действительно, его сдержал.

Ну, а если я берусь за какое-нибудь дело, то обязательно довожу его до конца. Вот и техникум окончил. Да, чуть, не забыл ведь я еще армию успел отслужить. Получил диплом, вернулся в родной аул. С божьей помощью женился. Мать подыскала хорошую невесту из соседнего аула. Ее отец, простой человек, всю жизнь честно зарабатывал себе на хлеб. На калым он особенно не рассчитывал. Мы отдали ему нашего верблюда.

Теперь мне надо было устраиваться на работу. Диплом есть и что? Разве так просто устраиваться на работу? Я решил: будь что будет, и пошел городской винно-водочный магазин. Зашел прямо к завмагу. Не люблю замысловатых разговоров, что у меня на сердце, то и на языке. Потому так прямо ему и сказал: «Возьми, что хочешь, но прими меня на работу». Завмаг оказался мужиком понятливым. Мы договорились с ним за две тысячи. Я стал работать продавцом. Но не прошло и двух дней, как завмаг умер. Я к тому времени еще не успел с ним расплатиться. Вот и на этот раз повезло.

Потом появилась другая проблема. Женился младший брат, и мне приходилось отделяться от родителей. Первым делом надо было получить землю, а затем строить дом. Землю мне выделили. А для строительства дома, сам знаешь, нужны сумасшедшие деньги, Нe было у меня таких денег. Правда, есть у меня четыре братa, но не мог же я перекладывать на них свои заботы. Я взял деньги в долг и построил  дом. Одолжил много, с зарплаты не расплатишься, дело ясное. Кредиторы торопят: «Верни деньги. Про долг не забыл? » Чуть ли не каждый день твердят одно и то же. А знаешь, как легко все уладилось? Мой сын захотел  купить в магазине жвачку. У продавца не оказалось сдачи, и он дал ему один лотерейный билет, на который возьми, да и выпади выигрыш в 10000. Я никогда не покупал лотерею: не верил. А тут такая удача. Правду говорят: если захочет тебе счастье улыбнуться, не важно — верил ты в него, или нет.

Мужчина допил водку и обратился к парню:

-Ты скажи, могло так быть на самом деле?

Тот, недолго думая, ответил:

-А почему бы и нет? Могло.

Мужчина замолчал. Долго курил, но потом сказал:

-Может и так. Но нет ни одной капли правды в том, что я тебе рассказал. Все выдумки! Выдумки! Все было не так. Понимаешь?! Если нет у человека матери, нет отца, нет братьев, ни старших, ни младших, самому приходится вставать на ноги. А я не смог. Нет у меня ни дома, ни работы. Я к тому же еще и в тюрьме сидел. Вот это, братишка, и называется — Судьба. Ты не обижайся на меня. Чем молчать, лучше уж говорить о чем-нибудь. Ведь это могло быть правдой. Ведь могло?!

Они надолго замолчали. Затем мужчина предложил:

-У меня есть деньги на одну бутылку, давай выпьем.

А поезд со множеством человеческих судеб все мчался вперед.