Исцеление памятью

Саид-Хамзат Нунуев
Исцеление памятью.

     Так называется один из разделов новой книги известного чеченского писателя и ученого Саид-Хамзата Нунуева «Ноев Завет».

     Словно желая утолить накопившийся за многие десятилетия голод объективной информации, автор приводит сотни отечественных и зарубежных источников в подтверждение своих главных мыслей и доводов о том, что нахи – удивительный, реликтовый этнос, корни которого уходят в тысячелетние глубины истории, туда, где зарождалась человеческая цивилизация, а  величайшие пророки человечества получали божественные Откровения.

     В отличии от различных дилетантов, строящих свои версии и гипотезы на сомнительных догадках и сопоставлениях, Нунуев в своей капитальной работе не делает ни одного бездоказательного заявления или легкомысленного суждения. Книга, безусловно, уникальное, знаковое явление в духовной жизни нашего народа, когда многие погнались за материальным, за ложной, купленной славой  и популярностью.  Ее появление было просто необходимо. Со мной согласится каждый, кто спокойно и вдумчиво прочитает ее с первой  до последней страницы.

     Сегодня в мире накопилось много  проблем, с  каждым  днём  растет преступность,  нищета  охватывает  многие  регионы  мира  и  слои  населения.  Сотни  миллионов  людей  недоедают.  Все   более  частым  явлением  становится  насилие ради обогащения. Алчность все больше заглушает в нас голос разума и совести.   Огромная  часть  человечества, называемая западным миром,  с  ужасающей  скоростью  катится  в  бездонную  пропасть.  Обывательское равнодушие  к  происходящему,  ложь,  лицемерие  становится  нормой  жизни.  О  всеобщем мире  и  безопасности  остается  только  мечтать, особенно так называемому исламскому миру.

      Есть  ли  выход  из  такой  осложняющейся со временем ситуации? Разобраться  в  этом  поможет новая книга  Саид-Хамзата  Нунуева,   вскрывающая  застарелые и  неверные  предубеждения, опровергающая  ложные суждения  невежественных  людей,  которые  никогда  не  имели  знания  о подлинной истории своего народа.

      Автор  по сути формирует нашу национальную идеологию на базе принципов Нохчалла. Убедительно пишет о тесной взаимосвязи между собой таких понятий, как пророк Нох (Ной), нохчий и нохчалла.  И делает это настолько  реалистично, что у читателя не остается никаких сомнений в его правоте.

     Чтобы успешно противостоять разлагающей цивилизации (контрцивилизации) Запада,  необходимо не просто верить в Бога, а верить неистово, на качественно ином уровне, - пишет автор. В самом деле, должен произойти качественный сдвиг в сфере духовности, чтобы преодолеть всю грязь рыночной эпохи, когда для обогащения допускаются практически любые средства и методы. Болезнью алчности нередко заболевают даже священнослужители, которые обслуживают богатых людей, что является свидетельством крайнего разложения общества.  В такой ситуации особенно необходимо вернуться к Ноеву Завету – жить по совести, ибо совесть – это язык Бога с человеком.

 И это – не метафора, а факт! Ведь говорит Аллах, свят Он и Велик, в священном Коране, что Он ближе к каждому человеку, чем даже его сонная артерия! В осмыслении этой величайшей истины – основа нового качественного сдвига в возвращении человечества к своим величайшим пророкам и Всевышнему Творцу!

      Автор показывает  необходимость нового осмысления миссии пророков,  когда апологеты западного «рая» пытаются профанировать их учения, делает  попытки  объединения  их  мыслей и заповедей  в  единую  философию,  указывающую  прямой  и  правильный  путь возвращения  человечества  к  Созидателю.  Как  сложно  и  нежеланно  познание  такой  истины  для  неразумного  и  неблагочестивого!

      Книга  вышла  в  этом  году  и  имеет  618 страниц.  Она  написана  доступным,  понятным  языком и интересна каждому, кто интересуется актуальными вопосами истории, религии, философии, политики. Настолько разнообразен и увлекателен ее сюжет. Но главное для автора, как мне представляется, это формирование национальной  идеологии,  национального и  религиозного  самосознания  чеченцев  и  пути  выхода  из  сложного  общественного  тупика.

Если  логика  способна  убеждать людей, то  логика  мыслей  автора, их  последовательность  должны  достигнуть  положительных  результатов  в  нравственном  оздоровлении  общества, показывающих  незыблемость  ответственности  личности  перед  Всевышним.  Книга  представляет   научный  интерес  по  вопросу  становления,  формирования  чеченцев как  этнос  и  его  истории  с  древнейших  времен  до  наших  дней.

 В  книге  использованы  многочисленные  цитаты  авторитетных  и известных  ученых  специалистов  истории,  археологии,  антропологии,  теологов,  религиоведов,  философов  и  других  мыслителей  и  общественных  деятелей.
 
      Свою  книгу  С-Х  Нунуев  начинает  с  удивительной притчи, как  потомки одного отца разделились на три части и враждовали с собой, традиционно заблуждаясь по поводу цвета воды. В притче без труда узнаются три авраамических религии, которые не хотят объединяться в единой умме, хотя ислам, признающий всех пророков монотеизма, изначально предполагает такое единение.  Этим  автор  хотел  показать, как  важно  в  современном  мире  найти  компромисс  в сфере духовности в противостоянии западному Иблису.

       В  век ядерных  и  нано-технологий,  когда  противостояние  сторон  и их  идеологии  достигло  апогея,  человечеству   необходимы  лидеры  с  высокими  Разумом  и  Нравственностью,  способные  выработать  единую концепцию  Бога,  пророков  и  религии.  На  протяжении  всей  книги  автор  показывает  фактор  человеческой  совести.  «Той  самой  совести,  происхождение  которой  не  в  силах  объяснить  никакие  материалистические  науки,  никакие  теории  эволюции».  Эта   совесть- Зов Бога,  язык  Бога в  каждом  и  спасение человечества в  Зове  Бога  «Живите с совестью!», которого  завещал  потомству  легендарный  пророк  ислама  Ноха (Ной).

     Известно, что первым  пророком  и  первым  жителем  Земли  является  пророк  Адам. От  него  пошло  человечество. Точных  сведений  о  месте  его  проживания  нет.

Исследователи  предполагают этим  местом  верховья  рек Тигр  и  Евфрат,  современный  Кавказ.  До  пророка  Нохьа, (Ноя)  человечество  разговаривало  на  одном  языке.

Когда  оно  погрязло  в грязных,  неугодных  Богу  делах, пророк  Нохьа (Ной) 950 лет  проповедал наставления  вернуться  к  совести, и  после  тщетности,  « Всевышний  дал  ему  указание  построить  корабль-ковчег, на  котором  должны  были спастись  уверовавшие в  его  праведности  от  Потопа,  которого  Аллах  вверг  на  грешников.   Ноев  Ковчег,  как  сообщает  Библия,  высадился на  горах  Араратских  (Кавказских)  в  седьмой  день  17 месяца.

 У  Ноя (Нохи)  было трое  сыновей  - Сим, Яфет и Шис. Чеченцы (нахи, нохчи) названы  так, потому  что являются  прямыми  потомками  пророка  Нохи  (Ноя). Автор  книги показывает, что  это  имя и  самоназвание чеченцев не  случайное  созвучие, а  причинная  обусловленность. Это  свидетельствует, что  мы – нахи – яфетиды,  внявшие  Завету Нохи  пророка  иметь  нохчалла.

      Много лет изучавший чеченский  народ,  его  обычаи  и  менталитет,  ученый  Ян  Чеснов  писал: « Чеченцем  быть  трудно…» Почему  трудно ? Потому что трудно следовать Завету  легендарного  пророка  Нохи  иметь  нохчалла?

      «Нохчалла –это  совесть,  состояние  души,- пишет  С-Х  Нунуев,- которая  диктует  человеку  поведение…Наши  предки  знали  о  совести  больше  нас,  знали что  совесть – это  язык Бога с  каждым  человеком  и  чтили  ее,…жили  по  совести, как  призывает  Аллах…

     Понятие  нохчалла  включает  в  себя  весь  спектр  морали,  нравственности,  этнических  норм  и  законов,  составляющих  менталитет  вайнахов,  ставший  решающим  условием  принятия  Ислама.  Нохчалла - национальная  идеология  нахов, охватывающая  весь  образ  их  жизни: сий,  оьздингалла,  къонахалла,  доьналла,  комаьршалла, яхь, нийсо,  майралла,  ийман. Идеология такой  силы  и  красоты, считает  С-Х  Нунуев,  может  быть  только  от  Бога  по  Завету   Нохи.  Поэтому  трудно быть  насителем  столь  устойчивой  идеологии  и нести  ее  «высоко  поднявшей  над  грешной   мирской  суетливостью.»

      «Ноха, нохчий – нохчалла,- продолжает  С-Х  Нунуев,- не  простое  созвучие…». Это  величайшая  совесть - нравственная  сила  этноса, уходящего  своими  корнями  к  эпохе  легендарного  пророка.

      После  потопа, о  котором  указывается и в Библии, и Коране, пишут исследователи, подтверждают археологические раскопки, началась новая  цивилизация  от  потомства Нохи, которая, множась, расселялась в окрестностях  высадки  Ковчега. Как  установлено  наукой, потоп  был  в Месопотамии, т. е. в  Междуречье.

После стабилизации  и наступления  условий, яфетиды  вернулись в  исходное  место. Там впервые в  истории  цивилизации  образоваллось  государство,  известное по  Библии  Шумерское (Сенаар). Коренным  субстратом  народов  этого  государства  были  предки современных нахов. Первым  царем этого  государства  был  Хаммурапи, 1792-1750г до н.э. известный своими  законами, изложенными  на  большом  камне в  виде 10 заповедей: « Око за  око, зуб  за  зуб» и т.д.  В  последствии  эти  заповеди  использовал  Геродот, а  христиане,  чуть  изменив, выдали  за  своих. Под  натиском кочевых  племен  с  запада,  государство распалось, просуществовав  почти  2 тыс. лет.

Затем, после  падения  этого государства и  этнических  передвижении в Верховьях  Тигра, по  Хурритски  Аранцхи (равнинная  река) и Ефрат с 16 по 13 век до н э  существовало государство Митанни. После  Египта  оно играло главную  роль в  политической  жизни Передней  Азии. Его  первым  царем становится  Шуттарна 1. В конце  15  века до н э происходит  сближение  Египта и Миттанни  при  царе  Артадаме 1. Дочь царя  Тушратты  Нифертити  выходит  замуж за  фараона  Аменхотепа 4-го,  который  ввел  новую  религию единобожия и сменил  свое  имя  на Эхнатон – угодный богу.

     В 9 веке до н э, с падением  и  исчезновением  государства  Митанни, в Закавказье на  Армянском  нагорье в районе оз.Ван  появилось мощное  государство  Урарту. Первоначально его столицей  была  Арзошку, впоследствии  она  была перенесена  в г. Тушпа ( современный г. Ван ) Восточно – хурритские племена  Урарту  проживали  у оз. Урмия  и назывались  матиенами. Сами  урарты  называли свою страну  Биайна, а их  самоназвание было Биайнили (сравните с Бена, беной).

Базируясь на  данных истории, исследователи Н. Арутюнян, Мандян И. Меликошвили  Г.А. Чикобава А. и ряд  других  кавказоведов  утверждают, что урартский  язык находит объяснение  с помощью нахских  языков. Подтверждают  это и ученые И. Браун, Климов Г. К .Чокаев, Ю. Дешериев и др. В это время из Балканского полуострова сюда перемешаются  армяне, самоназвание которых  хайя. Это свидетельствует, что Урарту-нахское  государство и нахское слово, как и Арин Берд, Эрн Бун (Эрабуни).

     По версии  С-Х Нунуева, и других добросовестных исследователей, не пресмыкающихся перед коньюнктурными идеологиями, такова краткая  история  нахов, которая рано или поздно войдет во все учебники всех подлинно демократических стран мира.

      Выше  изложенное зафиксировано в  трудах  академика Чикобавы А., Н.Я. Марра, А.И Шавхелишвили, В.В Бунака, И. М. Дьяконова, А. Джавахитвили, Л. Бабахяна, Автандиляна Х.Бакаева, Г.А. Меликашвили, И. Пиотровского и др.  А К.М. Туманов в книге, « О доисторическом язык Закавказья» установил и доказал, что официальным языком  народов и доисторических государств  Закавказья был хурритский  язык.

     На хурритском языке разговаривали пророки Ноха (Ной) и Ибрахим, мир им (еврейский и арабский языки появились позже). Исследователи  установили, что нет языка ближе к хурритскому, чем нахский.

     С-Х.Нунуев показал эту  родственность на  основе установленных параллелей  в языках  и по своему внутреннему убеждению пришел к выводу о шумерских корнях чеченцев. Тем самым предки чеченцев тысячелетиями постепенно продвигались на Кавказ из Передней Азии и являются наследниками пророка  Единобожия Нохи.

О правильности токого  вывода свидетельствуют исследования  многих ученых. В частности, немецкий  ученый Иосиф Карст писал: «Чеченцы – не собственно кавказцы, этнически, лингвистически резко отличаются от прочих народов Кавказа.

Они перемещенный на Кавказ отпрыск великого гиперборейско-палеоазиатского (Переднеазиатского-Л.С.) племени, которое простиралось от Турана через Северную Месопотамию».  Историки и  другие ученые (лингвисты, антропологи, этнографы  и т.д.) пришли к  выводу, что  на  указанном пространстве были хурритские государства Митанни  и  Урарту. Позже в Кавказской  Албании в начале 1 тысячелетия предки нахов  были  самым  могущественным этносом. По мнению указанных ученых, они переместились через ущелья на Северные склоны Кавказского хребта.

 Об этом свидетельствует устные предания нахов, арабоязычные тептары, топонимика Передней Азии  и  др. факты. Кавказские горы-это северная  граница территории «страны  Солнца» (Шема)- Декъа йиста. Поэтому говорили: «вайнах Шемара  схьа баьхкина». О других пришлых народах, не являющихся яфетидами, говорили «Нах бац уьш». Северные склоны Кавказского хребта до заселения дурдзуками предками  нахов, никем заселены  небыли. Из этого видно, что и предки вайнахов были подвержены миграционным  процессам.


     С-Х.Нунуев  нестандартно, безущербно для  чеченцев (для истории) изложил  в  своей книге такую сложную тему на основе объективного, обоснованного исследования  материалов ученых с  мировыми  именами. Несмотря на  это, кое кто пытается назвать наших объективных историков «мифотворцами, желающими возвысить свой  народ  за  счет чужой  истории». С-Х. Нунуев приводит  потрясающий упрек из «Литературной газеты» некоего   Коликова: «У чеченцев нет мифов величия, нет мифов вообще, нет даже истории – она не записана. Здесь нет  ничего, что  звало бы к  великим делам…».


     Нунев весьма уважительно и бережно относится к истории, культуре и обычаям других народов, что также говорит о глубоких интернационалистских чувствах нашего народа.
     Вторая часть книги  названа «Безмолвен ли  Бог в меняющемся  мире?» В ней автор задает многочисленные  вопросы, почему …в человеческом  обществе так много  негативных явлений?  Их  причину  автор  считает отход от Завета Нохи «Живите с совестью, помня, что на  языке совести с каждым из  нас разговаривает Всевышний  Творец!»

 С этим забвением связана порочная деятельность лидеров политики и власти, глобальное поклонение «золотому тельцу», отдаление власти от народа и т.д. «Если  Бога нет- значит можно все!»- приводит автор вывод русского писателя Ф. Достоевского, который  пророчил, что ко всеобщему согласию и благоденствию человечество придет в 20 веке на основе Закона Христова. Минул 20 век, пророчество указанного писателя не сбылось.

     С-Х. Нунуев показал пагубность отсутствия  Совести, что, не понимая, что Совесть – язык Бога с человеком, человек легко скатывается к лжи,жестокости, коварству, что в свою очередь приводит ко всем трагическим последствиям. Автор впервые ввел  понятия и определения  ББК (безконтрольный  безродный  капитал), эпоха Храмов, Нахистан, агрессивный гедонизм, «Нахосфера», новонахи, идеология совести и множество других терминов и определений, что еще раз подчеркивает о нестандартности и уникальности произведения.  Не осталось почти ни одного общественного явления, которого не затронул и не попытался объяснить автор.

Он исследовал труды  многочисленных именитых авторов, имеющих значение для истории  нахов, философии религии и т.д. Кроме того, удачно  вписаны в книгу приложения в  виде отрывков работ  некоторых  исследователей,  свидетельствующих, что автор книги  не  одинок в своих  взглядах. Для любителей истории, антропологии, религиоведения, обществоведения и объективной истины  чтение  книги  составит большое удовольствие. Работа является  источником, кладезью знаний по истории нашего края. В ней  также  многочисленные факты, доказывающие, что Бог не Безмолвен, и необходимо «разбудить» Эхь-Ийман, богобоязненность в душах людей. В книге много последовательных и принципиальных философских  мыслей  автора.

     Нам давно уже пора проснуться от вековой дремоты, когда мы жили под сладкими идеологическими речами в тоталитарной системе. Сейчас провозглашена демократия, наша молодая власть призывает нас к возрождению духовности, Нохчалла, каждый день возникают как в волшебном сне великолепные храмы мечетей.

В таких условиях появление очередной книги Саид – Хамзата Нунуева более чем уместно, дело лишь в том, на мой взгляд, чтобы побольше людей его прочитало и перечитывало. Ибо мыслей в ней так много, что читатель каждый раз будет открывать для себя что то новое, даже если будет перечитывать его вновь и вновь!

     Книга интересна и полезна читателям любого возраста и образования,  будь это школьник, философ или богослов.


                Сайд – Альви  Лулуев,
                юрист высшей квалификации,
                публицист.