Происхождение названия реки Гусь

Николай Скулов
    У каждого края есть своя река. Исстари так повелось, что по названию реки называли погосты и города на ее берегах, а порой -  весь край. Не стала исключением и речка Гусь, которой мы вправе гордиться за ее красоту и древнюю историю. Перед которой мы в вечном долгу.            
              Река Гусь, левый приток Оки, образуется близ города Гусь-Хрустальный -  недалеко от деревни Арсамаки на уровне 125 м и впадает в Оку на уровне 83 м. Течет лесами, изредка лугами и болотами на юг, юго-восток к Оке, переходя на полпути из Владимирской в Рязанскую область. Длина реки 147 км, средний уклон 0,336 м/км. Основные притоки: Насмур, Дандур, Сентур, Пынсур, Нинур, Колпь, Чистур, Шершул, Тикор и др. А один из первых притоков, который остался только на старых картах, называется Нуксор (вспомните Египетскую долину царей - Луксор!!!).
                Древние названия притоков реки Гусь имеют санскритские и авестийские корни и только финно-угорские окончания, что свидетельствует о том, что индоевропейцы пришли в нынешний мещерский край задолго до переселения сюда финно-угров.
               Существует несколько версий происхождения гидронима "Гусь".
 Наиболее известна версия В. Никонова (1960), который допускал возможность финно-угорского происхождения гидронима, сближая его с эрзя-мордовским  "куз", финским "kuusi"- ель. Однако, он так же допускал, что, при наличии исходной формы Гус -  не исключена также связь с многочисленными в Поочье гидронимами на "- ус", принадлежащими неизвестному языку дославянского населения края.
             
           Однако необходимо отметить, что это только одна из версий, основанная на растиражированной во второй половине 20 века русофобской теории «финно-угорского начала» чуть ли не всей Центральной России. Но надо знать, что есть и другие,  так же имеющие право на существование, с которыми необходимо знакомить всех людей, интересующихся историей своего края и, что очень необходимо, школьников.

             Известный в середине 19 века этимолог М.Н.Макаров (1846) соотносил гидроним "Гусь" с народным выражением «вода бежит гусем», т.е. извилинами, неправильно. Это самая первая и ранняя «славянская» версия происхождения названия нашей реки.

             Еще одна версия славянского происхождения названия реки  родилась у краеведов г. Егорьевска, что находится в московской части Мещеры:   - В Толковом словаре В.Даля есть слово «гусельчатый»: похожий на гусли, полосатый, бороздчатый, как бы исчерченный вдоль струнами. Если такое слово было в обиходе у людей, совершавших в IХ-ХI вв. рейсы из Рязанской земли к Гусскому погосту  и далее, то изборожденную речками и ручьями местность они вполне могли считать гусельчатой и назвать местность вместе с рекой  - Гусль. Гусль – Гус ль – Гус - Гусь.  Примечательно, что в 50 километрах к западу от реки Гусь протекает река Гуслица (Орехово-Зуевский р-н Московской области). Там так же вся местность, как и река имеет одинаковое название – Гуслица. Но «гуслица» — это маленькая гусль.-
               Словарь русского языка XI—XVII вв. поясняет, что в русском языке   (в XVI веке и ранее) слова «гусли» и «гусль» имели равное значение.
              В. Никонов (1960) и другие исследователи в своих работах считают сомнительной связь названия реки с русским словом гусь -  «водоплавающая птица». Как они утверждают, что в этом случае закономерны были бы формы Гусиная,  Гусиха.   
                Однако известный исследователь славянской  и финской топонимики  Г. П. Смолицкая  в своих работах  (1976,1996)  показала несостоятельность предположений  финского происхождения гидронима Гусь. И отнесла гидронимы "Гусь" и "Колпь" в группу не ясной  принадлежности. Само же слово "гусь", как утверждают сотрудники ВНИИ Русского языка им. Виноградова, очень древнее, ему - более шести тысяч лет. Практически без изменений, это слово, обозначающее крупную водоплавающую птицу, сохранилось во всех языках индоевропейской семьи: Gans(нем.), goos(англ.), гоус (древнеслав.), hansa (санскрит). Изначальный перевод с санскрита - "идущий по воде".   Гусь издревле был очень почитаемой птицей. Он рассматривался как птица – посредник между людьми и высшим миром. Гусей часто приносили в жертву. Гусь считался «солярной» (солнечный знак) птицей, символика которой  связана с жизнью, созиданием и возрождением. Такой же символ присущ гусыне и гусиному яйцу. Как и многие другие птицы, гусь олицетворяет женскую плодовитость, материнство, хозяйственность, стремление опекать детей и супруга. Гусыня связывается с женственностью, с красотой, с заботливостью и привычкой  посплетничать.

        Гусь был атрибутом солнечного бога Аполлона, Афродиты, Гермеса. Бог любви Эрот летал верхом на гусе, а бога плодородия  Приапа постоянно сопровождали священные гуси. Рядом с богом войны Аресом, который так же покровительствовал плодовитости и страстной любви, всегда изображался его спутник – гусь.
       В Древнем Риме гусь считался священной птицей богини Юноны, которая покровительствовала браку, деторождению, материнству и  хранила семью. В храмах Юноны содержались священные гуси. Именно гогот этих гусей в 370 году до нашей эры предупредил римлян о нападении галлов. Вражеская атака была отбита и гуси с тех пор считаются спасителями Рима. После этого случая важнейшими символическими свойствами гуся стали бдительность, осторожность, чуткость и предусмотрительность. 

      Древние цивилизации Египта, Месопотамии, Средиземноморья  почитали гуся как священную солнечную птицу, участвующую в создании всего сущего, называя его Великий Гоготун. Во многих древних эпосах: Ведах славян, Калевала, Древнего Египта, Вавилона, Древней Индии, Китая говорится, что Гусь снёс яйцо из которого вылупилось Солнце. В Египте гусь олицетворял душу фараона. В день зимнего солнцестояния гусей приносили в жертву. Гусь в данном случае символизировал солнце, которое с каждым днем будет светить всё дольше и дольше, возрождаясь к новой жизни!
        Вот почему древние жители Мещёры изготавливали  головы гусей из глины, кости и камня, а из костей их крыльев делали флейты!
        То, что водоплавающие птицы действительно были священными для древних племен, населявших наш край ещё в эпоху энеолита, свидетельствуют многочисленные скульптуры птиц из камня и кости, обнаруженные археологами во время раскопок по берегам  рек и озер Мещеры. Археологические находки в виде каменных гусиных голов, сделаны во время раскопок на Мещерских озерах и не далеко от устья реки Гусь  в 2001г. О том, как использовали эти скульптуры можно только гадать. По моему предположению, их использовали для языческих ежегодных обрядов инициации  девочек – подростков. Эти обряды зародились ещё в каменном веке и имели большое значение в иерархии языческих ритуалов годичного цикла.  О том, что, древние жители Волго-Окского края жили насыщенной языческими обрядами жизнью, свидетельствует ритуальная маска, вырезанная древним умельцем из цельной лопасти лосиного рога, найденная  во время раскопок стоянки Сахтыш (волосовская культура -  конец III- начало II тыс. до н.э.) в 1990 года в Тейковском районе  Ивановской области.

             Гусь был тотемным знаком великого племени гузов, потомков арийских племён, царских скифов, которые кочевали от Алтая до Урала, сначала были союзниками русских князей, затем воевали с ними и были вытеснены из Приднепровья – на Среднюю Волгу в 10 веке, откуда часть из них попало в Волго-Окское и Окско-Клязьминское междуречье. Вот откуда в Мещере столько названий рек и озер, урочищ со странными названиями, несущими корни древних языков Египта, Передней Азии: Лексур, Нуксор, Дандур, Дандар, Исихра, Шагара  и т.д. Часть гузов влились в состав казачьего этноса, поэтому в Малороссии  появилась фамилия Гузь, Гузей, Гузеев.

        Гусь, как священный символ, обозначающий солнце, связал во едино название (гидронимы) трёх рек: Волга, Ока, Гусь.
            Общеизвестно, что древнее название реки Волги – Ра, а Ра – это слово обозначающее солнце.
             Ока –   на древнем иллирийском языке, родственном языку балтов и праславян – гусь, т.е. солярный знак, символ солнца. Так же он звучит и на итальянском –« d'oca», каталанском, испанском – «оса». Спросите в Испании, юге Франции, Италии: «Что такое ока?».  Вам ответят, что это птица «гусь».Только чаще "ока" называли гусыню-мать.
              Гусь, гусыня означают священную жертвенную птицу, олицетворяющую солнце, жизнь, возрождение.

          В материалах X международного конгресса финно-угроведов, который состоялся в августе 2005 года в Йошкар-Оле на базе Марийского государственного университета напечатана работа московских лингвистов Алымова  В. и Ерофеевой А. посвященная восстановлению лексики племени мещеры.  Анализ,  проводимый учеными убедительно показывает, что, вопреки широко распространённому мнению, язык древнего племени мещера не относится к финно-угорским языкам! А близок к языку арийских племён индо-иранской языковой группы.  В этой работе авторами рассмотрена топонимика центральной части Мещерского края – бассейна рек Гусь и Колпь. Установлено, что слова русского языка, относящиеся к названиям водоплавающих и околоводных птиц: гусь, колпь, выпь - заимствованы из языка древнего племени мещера, которое  населяло земли по берегам озер и рек Гусь и Колпь. Эти реки получили свои названия, по-видимому, по именам тотемов (возведенные в культ родоначальники или покровители) племени! В Гусь-Хрустальном районе, да и во всей Ценральной России, есть ещё реки, названные в честь птиц: Колпь, Ястреб, Сорока, Лыбедь, Утица, Гуслица, Тетёрка, Свирь, и другие.
           Сторонники объяснения названия реки через искажение финно-угорского "кууси", несмотря на свою настойчивость, ошибаются. Никаких еловых лесов на реке Гусь нет и никогда не было. Река Гусь сформировалась в песчаных отложениях Днепровского оледенения. Общеизвестно, что ель на песке не растёт. В 1995г. ученые Хартфордширского университета (Восточная Англия) опубликовали свой отчет по споровому анализу озерных иловых отложений Мещеры. Анализ показал, что ещё 300 лет назад в Мещёре преобладали дубово-вязовые леса, хвойные породы (и даже сосна) встречались очень редко!
      
      
       Ещё одна версия происхождения названия реки появилась совсем недавно. Составляя план работы на 2014-й год -  год столетия начала Первой мировой, я нашел рукописный рассказ одного краеведа, где он перечисляет самые большие неудачи русской армии в той войне и, кроме всего прочего, упоминает о гибели русских Сибирских корпусов в районе Мазурских озер. Исследуя старые немецкие карты озер, я нашел названия некоторых из них:« Клайне Гус цинен зее»,  « Грос Гус цинен зее». Эврика! И здесь Гус! Gusse (южно-немецкое слово) - «течение, поток», доставшееся от пришедших сюда предков балтов, готов и славян – фатьяновцев. Я перерыл немецкие словари и нашел, что «Гус цинен», в буквальном переводе, звучит как "оловянная струя (поток)", применяется в литейном деле. В районе Мазурских озер действительно перевозили оловянную руду. Но ведь река Гусь, в этом смысле, "железный поток": знаменитая болотная руда Гусевской земли, Баташевский Гусь-Железный, находки древних железоплавилен в долине реки. Я держал в руках тяжелые куски чугуна - черного ноздрястого, найденного в устье речки Сентур - левом притоке Гусь. Да, эта версия достойна внимания и самая верная!Тем более, что сейчас уже полностью подтверждена версия, что Рязано-Окская культура Среднего Поочья была полиэтничной и произошла от смешения Сарматов-аорсов с городецкой культурой и черняховской культурой, полностью идентичной с ост-готами. И я всё больше убеждаюсь в этом. Gusse - слово очень древнее, обозначающее постоянное движение - движение вообще. Постепенно оно утратило своё значение,но сохранилось в литейном деле.Гидроним Гусс может быть наследием ост-готов, которые бывали на её берегах, состояли в союзе с жителями Артании и на протяжении многих столетий контролировали торговый серебряный путь, частью которого и был постоянный поток Гусь-речки, в отличии от соседних Мещерских озер  и рек - Бужа и Поль, которые, то превращались в моря - весной, то в заболоченные тростниковые топи - летом.
           Ещё с эпохи раннего Средневековья, устье Гусь-реки имело большое стратегическое значение, так как здесь находился осенний конный брод через Оку, т.е. место, где можно было переправлять конное войско с правого - на левый берег Оки. Именно здесь находятся древние каменоломни с плитчатым известняком из которого были построены укрепления Андреева городка в 1171г.  Именно здесь он и находился на древних валах Артании у деревни Селизово. На этом месте располагалась старинная усадьба, а сейчас санаторий "Приока". Из крепостных камней, сохранивших старинные надписи, символы и обереги, местные жители построили каменные сараи и погреба посреди широкой деревенской улицы, куда раньше прятали продукты и вещи от пожара. Именно в этих местах и нашел своё последнее пристанище легендарный Агриков меч, привезённый Андреем Боголюбским из земель древней Палестины в 1149году. Точная копия этого меча, найденного в карстовом провале недалеко от устья реки, сейчас хранится в экспозиции Гусь-Хрустального историко-художественного музея.
         Не даром здесь же, у устья реки Гусь, немного выше по течению, располагался древний Гусский (Гузский) Погост, нанесённый на все средневековые карты Западной Европы и Арабского Востока. И здесь же проходил древний путь из"Варяг - в Арабы" ещё задолго до крещения Руси. Здесь были найдены клады арабских куфических серебряных монет 9-10 веков эпохи Саманидов. Так что река Гусь таит еще много тайн...  Ради разгадки таких тайн и стоит заниматься историей.       
         И ещё одним открытием хочу поделиться с читателями. Поиски географической тёзки нашей мещёрской речки Гусь увенчались успехом! "Тёзка" нашлась на Украине, в Полесье. Речка Гусь – правый приток Ствиги начинается в Олевском районе Житомирской области недалеко от села Корощино (51.2163900N ; 27.5441700 Е). Известно,что на реке Ствига в VI-XI веках жили древляне. Рядом  находится одно из самых мистических и загадочных мест Житомирского Полесья – урочище «Каменное село». Несколько десятков каменных глыб, величиной с большую избу, поросшие мхами и лишайниками, выстроились в ряд полумесяцем или собраны в группы – очень похожие на мегалитические постройки конца неолита. В долине мещёрской реки Гусь так же обнаружены мегалитическаие языческие постройки, правда не такие гигантские как в Житомирском Полесье.
       Сама Полесская речка Гусь, по сравнению с Мещёрской, почти в два с половиной раза меньше по длине – всего 73 км (наша речка Гусь- 164км). Река течет в северо-западном направлении, пересекает границу Житомирской и Ровненской областей, протекая мимо села с очень интересным названием – Будки – Сновидовичские. На её живописных берегах произростает смешанный лес, с преобладанием лиственных пород.  В реку Ствигу  Гусь впадает близ поселка Сновидовичи (51.315724 N ; 27.389310 E).
      И ещё один очень интересный факт: знаменитый Збручский идол Святовитов длинной три метра – пожалуй, самый известный исторический артефакт общей славянской культуры, экспонируемый ныне в Краковском археологическом музее, был вытащен в 1848 году из реки Збруч, северного притока Днестра, текущего меж холмами, которые издавна зовутся Медоборы, у села Гусятин!  Сегодня это Тернопольская область Украины, а в конце I тысячелетия здесь соседили племена волынян, бужан и хорватов.
  Вывод из всего этого может быть только один:
       насаждаемая на протяжении многих десятилетий «утка», о происхождении названия реки Гусь от финского «kuusi», оказалась не чем иным как умело подтасованным под факт вымыслом! Этот вымысел продолжает жить, переходя из текста в текст экскурсоводов различных уровней, в краеведческих «трудах» и, что самое страшное, в школьных учебниках! Все гидронимы Центральной России огульно считаются фино-угорского происхождения, не смотря на то, что большинство из них имеют санскритские, индо-европейские корни. Доходит до смешного, при любых вопросах о происхождении гидронимов используется только финская версия, не смотря на существование десятков других объяснений и версий! В этом просматривается какая-то дискриминация. Этот вопрос достоин отдельного рассмотрения. Ока – не что иное как Йока (вода), Москва – Коровий брод, Гусь- Кууси (ель) и так далее. Никакой логики, ни мысли. Согласно всем этим «переводам»: болото – «вязкое», река- «мокрая», глина – «грязная». Все эти переводы не согласованы ни с историческими, ни с культурно-этническими особенностями. Хотя бы «Калевала» почитали, прежде чем претендовать на глобальные изыскания! Это же самое хочу отнести и к нашим горе-археологам. Чтобы они ни раскопали – все у них финское. Всё это не от высокого ума. Все они работают в рамках «теорий» своих учителей – «академиков». Доработались уже до того, что загнали Русскую Историю в тупик. Здесь уже не только Михайло Ломоносов, но и сам Миллер в гробу переворачиваются. Исследования продолжаются!