Мещёрский треугольник

Николай Скулов
Настоящее и будущее таит для Русской земли множество вопросов, грозит обрушиться страшными проблемами. Вульгарный, циничный материализм, завладевший нами на протяжении практически всего ХХ века, оставил уродливые шрамы не только в наших душах, но и на лике земли нашей: руины разрушенных храмов, гибнущие реки, исчезающие в пожарах лесные массивы, поля, зарастающие мелколесьем, вымирающие деревни…

         «Мещёра» - это слово, завораживающее современного человека своей сакральностью, является неотъемлемой частью древней, исконно Русской земли!  Красота природы Мещерского края: знаменитые заливные луга под лазурью неба, величавые сосновые боры и  приречные дубравы, светлые берёзовые рощи, зеркала озер и речных протоков в обрамлении плакучих ив и зарослей камыша – всё это  элементы нашего русского национального сознания и впиталось в нас ещё с молоком Матери.
          Бытует мнение, что земля мещёрская в прошлом – древний, дикий лесной край, с небогатой историей, служивший укрытием для шаек разбойников, беглых каторжан и староверов, который начал осваиваться только с начала или середины 17 века. Однако это далеко не так. Здесь не плелись заговоры и не свершались дворцовые перевороты, но здесь творилась история народов, а это не менее интересно, чем история престолов и династий!

       Своё название земля Мещёры -  «Мещёрский край», берет, как принято считать, от самоназвания (этнонима) «древнего» фино-угорского племени «мещера», обитавшего здесь с начала железного века. Однако некоторые исследователи считают, что так изначально назывались у славян-вятичей  глухие заболоченные леса левобережья Оки и такое прозвище  -  «мещеря», «мещеряки» получали жители этого края не зависимо от их этнической принадлежности. Мещеряки же, в свою очередь, жителей прибрежной части Оки называли «ягутками», т.е. бурлаками.
       Вообще вокруг Мещёры существует масса вымыслов, многие «исследователи» выдают желаемое за действительное, переписывая друг у друга  «надуманные» факты. В то же время, интересные находки, обнаруженные ранее во время археологических раскопок, остаются невостребованными. Новых археологических исследований никто не проводит из-за недостатка финансирования.
       Письменные источники о мещёре крайне скудны. В отрывках Троицкой летописи, чудом сохранившимся после пожара в Москве 1812года, датируемой началом XV века, перечисляются племена, платившие дань Руси: «По Оце реце, где потече в Волгу же Мурома, язык свои, и Черемиси свои язык, Мордва свои язык». И далее: «А се суть инии языци, иже дань дают Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Черемис, Мордва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Норова, Либь».
         В приведённом перечне, племя мещёра отсутствует. И можно с уверенностью сказать, что составитель летописи не знал такого племени. Однако ж в более поздних письменных источниках, в частности в Софийской летописи, племя мещёра вдруг появляется (?!)
         О близости языка племени мещёра к языку мордвы, судят по записке князя А.М.Курбского, который, якобы, проезжал через мещерские земли,
« иде же есмь мордовский язык…» Эта, вырванная из контекста фраза вводит в читателя в заблуждение.
               Если прочитать весь документ, рассказывающий об участии князя в защите войска Ивана Грозного с восточного фланга от нападения Ногайской Орды, во время его похода на Казань в 1552году, сразу становится ясно, что речь идет о землях, лежащих южнее земель рязанских, где действительно говорят на мордовском языке (хотя справедливости ради стоит сказать, что вероятнее всего имелся ввиду язык племен эрзи или мокши,  так как князь проезжал через  наровчатские места(с.Наровчат на р.Мокше, современная республика Мордовия) и что князь ни в коем случае не имел ввиду настоящую мещерскую землю, как известно лежащую в междуречье Оки и Клязьмы: «...а нас тогда послал царь, со тремя-десять тысячей люду, через рязанскую землю, а потом через мещерскую, иде же есмь мордовский язык. Потом перепроводясь, аки за три дни мордовские леса, изыдохом на великое дикое поле и идохом от него по правой руце, аки в пяти днях конем езду; понеже мы заслонища его тем войском, еже с нами шло от заволжских татар (бояше бо ся он, да не придут на него безвестно те княжата нагайские). И аки бы по пяти неделях, со гладом и с нуждою многою, доидохом Суры реки великия...
       У тех же, кто хотел поселиться в этих местах, было только одно спасение – стены крепостные да служба сторожевая. Поначалу сторожа охраняли мещерские земли и  потому прозвали их мещерскими…»
         Из текста хорошо видно, что князь объясняет так же и  причину - почему же земли южнее Рязани вплоть до реки Суры  тоже назывались мещерскими.      
         Так что, существовало ли в действительности племя мещёра или это были разрозненные поселения рыболовов и охотников, смешанного архаичного происхождения, существовавшие в Клязьминско-Окском междуречье еще с медного и бронзового веков – еще предстоит выяснить будущим исследователям.
          Однако, вполне очевидно, что этот край достоин внимания исследователей и таит еще множество неразгаданных тайн и является до сих пор у археологов  «белым пятном».

           Географически, территория Мещёрского края является лесной, сильно заболоченной, низменной равниной площадью 23000 кв. км в пределах Московской, Рязанской и Владимирской областей.

Расположена мещерская низменность в междуречье рек Клязьмы (на севере) и Оки (на юге). Естественные границы ее на западе проходят по долине реки Москвы, реки Колпь и Судогда ограничивают ее с востока. 

            Основа ландшафта Мещеры сформировалась 10 000 лет назад в результате окончания последней фазы днепровского оледенения. Гигантские «пальцы» ледника сгладили все складки местности, уничтожили древние горные кряжи и каменные останцы на территории Восточно-европейской равнины, сдвинули толщи древних осадочных пород, докопавшись до серых юрских глин. Они то и стали дном Мещеры, не пропускавшим через себя влагу.
            Двигаясь и постепенно стаивая, ледник всюду оставил разнообразные следы: гряды валунов, песчаные отложения. Заполненные песком понижения превратились в ложе мелководных мещерских озер. Самые знаменитые из них о. Святое, Великое, Лебединое, Шагара, на стыке трех областей, составляют с реками Бужа и Пра единую водную систему.

 Инфракрасная космическая съемка показывает, что несколько тысячелетий назад озерная система Мещеры была намного крупнее. Многие низовые болота, из которых впоследствии добывался торф, так же когда-то были озерами, связанными между собой многочисленными протоками.

                Занимаясь скотоводством и земледелием человек во многом повлиял на облик ландшафта Мещеры. Практически полностью были вырублены пойменные вязовые леса, на месте которых раскинулись знаменитые своей тучностью и плодородием трав мещерские заливные луга.
На месте вырубленных дубовых лесов на возвышенностях образовались небольшие ополья с пашнями и населенными пунктами. В связи с этим ландшафт Мещеры можно характеризовать как природно-историко-культурный комплекс Средней полосы России.
               
                Если внимательно посмотреть на карту Мещеры, то можно увидеть, что эта обширная низменная заболоченная равнина   своей формой напоминает гигантский  перевернутый равнобедренный треугольник, сторонами которого являются реки Клязьма и Ока. Основание треугольника образует Окско-Цнинский вал меридионального направления, сложенный известняками и доломитами каменноугольного периода. С его отрогов стекают реки Колпь  и Судогода. Своей обращенной на запад вершиной «мещерский» треугольник упирается в город Москву. В углах его основания находятся города Владимир (на севере) и Спасск-Рязанский (на юге). Егорьевское шоссе, спускающееся на юго-восток от Москвы, является как бы медианой  этого равнобедренного треугольника устремленной на  Касимов, проходящей через Люберцы, Егорьевск, Спас-Клепики, Туму, Гусь - Железный, Сынтул. Именно на этом пути  в  XV – XVII веках пролегал старинный Касимовский тракт, соединявший столицу Московского государства с городом Касимовым -  столицей первой национальной автономии России – Касимовского царства, игравшего роль пограничного буфера между Московией и Ногайской Ордой.
        Второй важнейшей дорогой, проходившей через мещерские дебри, был Старо-рязанский тракт, начинавшийся от Волжских ворот древнего Владимира и проходивший вдоль русла рек Поль и Бужа, в обход озер -  к левому берегу Оки, на Рязань…
       Оба тракта пересекались в самом центре  мещерского треугольника - у  цепочки озер из которых вытекает река Пра.
       Гораздо раньше, в начале первого тысячелетия нашей эры, еще на заре развития русской государственности в VI-VIII веках, по речной системе Мещёры проходил древнейший водный торговый путь, соединяющий среднее течение рек Оки и Клязьмы, по рекам Гусь, Колпь и Судогда, как одно из ответвлений Волжского серебрянного пути, в обход Волжской Булгарии, по которому серебро Арабского халифата, через Клязьминскую и Волжскую Нерль, Плещеево озеро попадало в Ростов, Новгород и далее в Скандинавию и  Западную Европу. Местные жители продавали заморским купцам за серебряные монеты и соль: мед, воск, деготь, пеньку, меха белки, куницы, бобра и невольников – молодых мужчин и женщин.

          В 2012 году Владимирское отделение Международного социально-экологического союза осуществило  масштабный проект «Серебряный путь-2012», посвященный 1150 – летию российской государственности. В проекте участвовали молодёжные  клубы исторической реконструкции России и Швеции. Участники проекта в мае 2012 г. прошли по системе малых рек Мещёры историческим маршрутом «Серебряного пути».

            В период становления Владимирско-Суздальского княжества, когда еще кафедра патриарха находилась в Киеве, по льду Пры, Мещерских озер и Буже пролегал зимний Патриарший путь из Киева через Рязань до Владимира. Именно вдоль этих путей возникали древние русские города, а после крещения Руси строились  Православные Храмы и Монастыри. В глубинах лесов Мещёры это строительство началось при Юрии Долгоруком. В 1152 году строится Городец Мещерский, а Андрей Боголюбский в 1171году, согласно летописям, заложил в южных пределах Мещёры Андреев Городок. До сих пор точно не известно, где он находился. Известно только, что городок был каменным и что в городском соборе крестился Ширинский князь Беклемиш. Тогда возник еще один торговый тракт вдоль левобережья рек Колпь и Гусь, связавший Владимир с Городцом Мещёрским, который был полностью разорен и сожжен до тла  в 1376 году ордынцами булгарского царевича Араб-Шаха (по кличке Арапша) и возрожден, впоследствии, как Касимов городок.
 Именно вдоль Московского и Владимирского трактов и по Старому Патриаршему пути в глубины лесов Мещёры стало проникать Православие. Монахи - миссионеры рубили вековые сосны, ставили храмы и часовни на месте языческих капищ и погостов. Монахи сами обеспечивали себя хлебом насущным – трудились на огородах, сеяли рожь. Окружавшие леса с грибами и ягодами, богатые рыбой озера и реки Мещёры давали им дополнительное пропитание. Бобровый жир использовался для освящения монашеских келий. Занятие бортничеством помогало добывать не только мёд диких пчёл, но и воск, из которого делались свечи. Днём монахи выполняли свои послушания, а ночью истово молились. Доподлинно известно, что во второй половине 15 века на реке Ястреб – правом притоке реки Судогды, в окрестностях с. Заястребье  (всего в 16 км на северо-восток от современного  пос. Красное Эхо) поселились святые монахи Прохор и Вассиан Ястребские, основав пустынь, получившую название Прохорова Пустынь. Из писцовых книг 1627 года известно, что в пустыни было две церкви: Воздвижения Животворящего креста Господня и вторая - в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Ещё  16 веке  с. Заястребье, вместе с пустынью, боярином Д. И. Годуновым  была пожертвована костромскому Ипатьевскому Троицкому монастырю. Память о святых местах и молитвенниках Божиих особенно сохранялась в деревнях, ближайших к этим местам: в селе Заястребье и деревне Гладышево. 

          Земли же в окрестностях современного Гусь-Хрустального, по пути торгового тракта Владимир-Касимов, принадлежали Московскому Чудову монастырю (Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля, на так называемой Царской (или Ивановской) площади. Он был основан в 1365 году митрополитом Алексием, наставником князя Дмитрия Донского. Название свое монастырь получил от церкви Чуда архистратига Михаила. По преданию, он был построен на месте, где ранее находилось посольство Золотой Орды – « Ханский двор». С конца 14 века. монастырь стал центром русского книгописания.)
В селе Вёшки, судя по надписи на старинной иконе Николая Чудотворца, с середины 16 века уже существовала церковь Вознесения Христова. («1575 года сие моление Чудова монастыря слуги Филиппа Иванова сына Серова поставил в село Вёшки к Вознесению Христову»

    В наше время, волею судеб, Мещера оказалась  поделенной между тремя областями: Московской, Владимирской и Рязанской.  Произошло это после отделения 4 мая 1924 года бывшего Егорьевского уезда от Рязанской губернии. Этим было положено начало искусственного разделения исторических мещерских земель, при котором основная их часть осталась рязанскими, Западная Мещера отошла Москве, северная же  самая малонаселенная, осталась за Владимирской губернией. Границы этих областей так же сходятся в географическом  центре Мещеры, в  районе озер.