Алфавит и Даша

Анна Присяжная
I
Рядом с Дашей, в том же доме, только у стены,
Алфавит жил, а в нем буквы,-  были все дружны.
Как – то Даша заглянула к буковкам «во двор»,
Завела душевный сразу с ними разговор.
Обратилась тут же к первой, - рядом, что была.
Она Дашеньке при встрече  руку  подала.

«Здравствуй «А»! - сказала Даша. Можно к вам войти?
Я хотела с вами время вместе провести.
Много слышала о буквах, но не знаю вас,
Мне хотелось поиграть бы, с вами, вот сейчас».

«Проходи, - сказали буквы, - здесь садись, за стол,
Интересный и забавный будет разговор».

Даша села на скамейку, буквы все вокруг,
Стали хором говорить ей и замкнулся круг.

“Ничего мне не понятно, кругом голова,
Вы так громко все шумите, что устала я”.

“Тише все,- сказала буква, первой, что была.
Все молчим, пусть скажет Даша, раз сюда пришла.
Вот на ветке жёлтым цветом фрукты вниз висят,
Дольки спелые в твой ротик так и норовят!
Как зовут, скажи нам, Даша, что это за фрукт?”

“ Абрикос!!!” - тут громко Даша издала свой звук.

Села «А» вмиг возле Даши и сказала:  «Да!
Абрикос на мою букву назван, и  не зря».

“Вот и славненько, родная, посиди со мной,
Поиграю я сегодня только лишь с тобой.
Называй мне всё, что знаешь,  где б звучала «А»,
Следом я, скажу уж точно, здесь наверняка.

Буква «А» вновь  встрепенулась и сказала: «Что ж,
Повторяй за мною: астра, аист, абрикос,
Алыча, арбуз и айва, вон автомобиль,
Ананас, ангина так же, только не простынь».

“Хорошо! - сказала Даша, ясно мне теперь,
Я добавлю  тебе слово, есть ещё «апрель».
Мне понравилось, продолжим, где же буква “Б”?
“А” дорогу уступи-ка, “Б” бежит  ко мне.

Буква «Бэ» вмиг подбежала к Даше, к букве «А»,
«Я могу назвать вам тоже разные слова.
Например: банан, берёза, баба, балагур…»

«По порядку выходите все  на  этот тур».

На скамейке потеснилась Даша, буква «А»,
Тут и «Бэ» к ним приютилась, будто бы родня.

«Назвала тебе слова я, молвила ей «Бэ»,
За тобою Даша слово, ты ответь -ка мне».

«Хорошо! - сказала Даша. Барабан, банан,
Балалайка, барабанщик, бегемот, баран.
Всё достаточно, кто третий, следом выходи,
Ну-ка, «Вэ», скорее, слово мне произнеси».

“Вэ”  за “Бэ” вмиг подбежала к Даше и к друзьям,
«Много слов, поверьте, знаю и скажу их вам:
Вот верблюд везет водичку, а во рту вода,
Если ты его обидишь, плюнет изо рта.
А в вагоне важно едет вишенка с ведром,
Всем везет она варенье, встретить надо днём,
Едет в  том же с ней вагоне, выдра, спит у ног,
Вместе едут в гости к брату, во Владивосток».

“Хорошо! - сказала Даша, я скажу теперь:
Вылезай, вноси, верёвка, вешалка, и верь.
Много слов еще я знаю, закрепим потом,
И сказав всем: “До свиданья” - скрылась за углом.

II
День прошёл в других заботах, с бабушкой была,
Натрудились обе славно, ночь спать позвала.
Утром  солнце заглянуло в Дашино окно,
Даша глазоньки открыла, глядь, а там  светло.
В дверь ей мама постучала: «Милая, вставай,
Надо завтракать и к буквам - их не забывай.
Скоро осень к нам нагрянет, в школу ты пойдёшь,
Первый слог по буквам, дочка, там  произнесешь.
Чтоб прочесть любое слова, буквы ты учи,
Они, милая, помогут слог произнести».

Встала Дашенька с постели и скорее в душ,
Стала душем обливаться, прыгал он, как Уж.
Села завтракать, тут мама блинчики дала,
И сказала она Даше: «Умница моя!»
Только блинчик Даша съела: "Я пойду гулять!
Можно,буковки попозже буду изучать?"

Мама Даше разрешила часик погулять,
«Ну, а после, дорогая, будем мы писать».

Даша с часик погуляла, вновь пришла домой,
И опять к соседям, к буквам - встретили гурьбой.
Поздоровалась с друзьями. «Что игру продлим?
И начнём мы, для начала, с той, что говорим.
Говорим на букву «Гэ»  мы, первой я скажу,
Ну – ка, буковка - крючочек, я  ответа жду».

Буква «Гэ» чуть постояла и вперёд пошла:
«Очень жаль, меня крючком ты,  вслух произнесла».

Даша тут же извинилась перед буквой «Гэ»,
“Ты прости меня, родная, прикоснись ко мне”

«Хорошо, я начинаю, - буква начала,
Всё же первой отвечаю, позже ты пришла.
Грач, галчонок, вот гнездо, в нём грачиха спит,
Ей сегодня очень плохо! Голова болит.
Вон газон, а в нём гадюка спряталась в траве,
Там гнездо своё слепила и сидит себе».

«Ну, достаточно, я дальше,- Даша говорит,
Буква «Гэ» присела рядом и опять молчит.
Есть грибы, а груздь здесь главный, с белым наравне,
А вот я люблю лишь грушу, слива так себе.
Есть гранат, горох и грабли, голубь, да и гвоздь,
Георгин, гербарий, галстук и гепард, как ночь».

Тут без очереди к Даше «Тэ»  вдруг подошла,
«Можно с вами поиграю в разные  слова?»

«Нет! - «Дэ» тут же подбежала. Следующая я,
И поэтому, соседка, подожди меня.
По словам я пробегусь - ка и пойду к себе:
Дуб, дубина, дрозд, декабрь, слово дам я «Е».

«Подождите, - возмутилась Даша букве «Дэ»,
-Я, ведь, слова не назвала, вам на букву  «Дэ».
Два и двадцать, их я знаю, двести тоже есть,
Вот двенадцать, девяносто, мне сейчас бы сесть.
Я устала, вы уж сами, следующий кто?»

«Е», - протяжно протянула, с «Ё» мы заодно.
Ежевика, ёлка, ёжик, егерь, егоза,
Вот енот и еле – еле, просто ерунда».

«Знаю: ёжиться, ежовый, - Даша тут в ответ,
А ещё я маме милой передам привет».
 
Буква «Жэ» подсела ближе и сказала: «Жук,
А вчера одной девчонке вырвали вдруг зуб»!

«Это мне, – сказала Даша, - зуб это потом,
А сейчас скажу я: жаркий, жвачка, что жуем.
Ты сказала зуб? – Ну что же. «Зэ» сюда иди,
И скорее своё слово, нам произнеси».

«Заяц, Зебра, Зубр, засада, зоопарк, загон»…

«Молодец, теперь уж я тут, отдохну  потом:
Заблудилась, заболела, зависть, здесь и зло,
Забияка и зима ведь будет, как назло».

«На сегодня, Даша, хватит,– мама подошла,
Букв ты много изучила, умница моя».

III
Снилось, Даше: «И» тихонько в спаленку вошла,
И сказала: «Я с «Й- краткой» всё тебя ждала.
Мы здесь скажем два лишь слова: йод и Игуан»

«Да, – ответила им Даша,- А ещё Иван».

Тихо солнышко садилось, тоже спать легло,
Снился кот уже малышке, заглянув в окно.
Ночь идёт, а сон всё снится. К Даше входит «Ка»
И тихонечко в постельку, к Даше прилегла.
«Я ведь сплю, – сказала Даша, - ты зачем пришла?
Завтра будем мы с тобою вновь играть в слова.
А сейчас я отдыхаю, видишь кот в окне?
Он мне песню напевает, сидя на Луне».

Буква  «Ка» тихонько вышла и пошла к себе,
«Жаль, со мною не играет, как обидно мне!

IV
Рано солнышко проснулось. Даша крепко спит.
«Очень долго дочь трудилась», - мама говорит.
Вот уж солнышко в зените, светит ей в окно.
«Просыпайся, дорогая, день стоит давно».

Даша сонно  потянулась: «Долго я спала,
Видно очень я устала с буквами вчера».
Рядом кот мурлыкал лёжа, спал он на боку,
Не хотелось подниматься бедному ему.
«Ну – ка, быстро на зарядку, котик мой родной,
Будем вместе заниматься целый день с тобой,
А пока тяни все лапки и тяни свой хвост,
Чтобы косточки хрустели, и дышал, чтоб нос.
А теперь быстрее в ванну, только не ленись,
И оставь сейчас игрушку, с ней не заводись.
Лапкой мордочку умой – ка, глазоньки протри,
И быстрее же на кухню к мамочки беги.
Здравствуй, мамочка родная, долго я спала?
Видно котик убаюкал с вечера меня».

«Ничего, моя дочурка, отдохнула ты?
А теперь, садись, с мурлыкой, будем есть блины.
Все сегодня отдыхаем. Все идём в кино.
Кот пусть дом наш охраняет и глядит в окно».

V
Целый день гуляла Даша, к вечеру пришла,
И тихонько заглянула к буковкам она.
«Здравствуйте, мои родные, ждали вы меня?
Целый день сегодня с мамой отдыхала я.
Я пришла к вам на минутку, где же буква «Ка»?
Ты прости меня, что ночью прогнала тебя».

Буква «Ка» тут вышла к Даше: «Нет, меня прости,
Ведь вчера так было поздно, видела ты сны».

«Ну,  давай с тобой сыграем  в разные слова,
Кто тут первым отвечает? Я или она?»

Буквы тут же зашумели. – Отвечает «Ка»:
«Посиди и отдышись – ка лучше ты пока».

«Ка» мгновенно собрала тут все слова свои,
И как пули вылетали из неё они:
«Каша, кот, кабан, картофель, караван, карман,
Карусель, карета, кактус, каучук, кафтан,
Кашалот, каюта, кафель…»,  - «Хватит, мне оставь,
Ты строчишь, как пулемётчик, больно тебя жаль.
А теперь слова на «Ка» вам,  я произнесу:
Кипяток, кефир, карета – завтра вновь приду».

VI
Вновь на завтра появилась Даша у двери,
«Вы всё спите?! «Эль», вставай – ка, слово назови».

«Эль» мгновенно прокричала: «Лыжи, лобзик и лицей,
Лифт, лото, теперь ты, Даша, называй слова, скорей».

«Люда, Люба, Лара, Лена ели все лапшу,
Рассердилась тут Лиана, закричала «фу».
Посмотрели все девчонки, на кого кричит?
И увидели щеночка, возле ног сидит.
Как зовут тебя малышка? -Лара начала,
А Лиана ей: «Луиза», - вслух произнесла.
Соскочили все девчонки и давай играть…

«Буква «эМ», сейчас ты будешь слово называть?».

«эМ» протяжно вдруг пропела: «Мама, Маша, мышь,
Что же Даша, дорогая, ты сейчас молчишь?»

Даша тут же подхватила: «Мёд, медведь, малыш,
И малина вдоль дороги, где сейчас стоишь.
И маляр, и мастер тоже, масло, молоко,
А теперь пусть «эН» всем скажет, как ей хорошо».

Быстро «эН» проговорила: «Ножницы и нож,
Нитки, надо, непонятно, но, какой вопрос? »

И сказала тут же Даша: «А напёрсток где?
И накидка, что у мамы часто на плече?
Насморк, на руку, наседка, вон нарцисс расцвёл,
А Никита на рыбалку с папочкой ушёл.
Незабудка, негативный, невзначай, недуг...».

Дальше «О» их всех прервала, подскочила тут:
«Уже осень наступила, озеро во льду,
Уткам негде порезвиться, поклевать траву.
В облаках Орел высоко над землёй парит,
А теперь пусть быстро слово  Даша говорит».

«Молодец!» - сказала Даша, знаешь все слова,
Отставать не собираюсь от тебя здесь я:
Огурец, осока, оба, отнести, отдать,
Обезьяна, одуванчик, обувь, облагать,
Осторожно, овощ зреет в огороде в том,
Где бываем мы с бабулей, овощи с ней рвём».

Следом «Пэ» заговорила: «Дайте мне сказать,
Много слов я, право, знаю, вам могу назвать.
Пароход плывёт по морю, пассажиры в нем,
Прямо к пристани причалил, выйдут все, потом».

«Поплыву я тоже с папой, в дальние края»,-
Перебила её Даша, дальше я сама.
Птичка Пеночка сказала  птенчику: «Лети»,
И над нашим павильоном быстро пролети.
Панорама и палатка, паника, панно,
Понедельник, пальма, панцирь, платьице, пальто,
Палка, пляж, палить, перила, персик и перо,
Плитка, пол, платок, початок, перец и Пьеро...».

А за “Пэ” и “эС” примчалась. «Дайте я скажу,
Впрочем, Дашенька, пожалуй, я передохну».

«Что даёшь мне первой слово, это хорошо,
Вон соседский наш Серёжа с Сашей заодно.
Дружит с ними и Савелий, Сёма и Степан,
Себастьян, Симон, Силантий, ну и есть Стефан.
Соболь, сани, снег, салазки, сажа и сазан,
Светофор, силён, семестр, да ещё стакан...
Подождите, где «эР» ходит? Почему молчит?
Разве  «Пэ» за «эС» бывает?  А кто здесь рычит?»

«Ничего, скажу я после, говорит пусть «эС»,
А пока я успокоюсь, надо снять мне стресс».

«эР» присела рядом с Дашей и сказала ей:
«Пусть вслух скажет «эС» словечко, доиграй уж с ней».

«эС» мгновенно извинилась и сказала «эР»:
«Вот за всё тебе спасибо, дорогой наш сэр!
Сарафан, сифон, секунда, соус, да и сок,
Света сделала салфетку, закрепила в бок».
Вот и всё, теперь я слово «эР» передаю.
«эР» тут звонко прокричала: «Русь, реветь и рву»,
Дальше Даша, мне уж хватит, говори сама.

«Рано, рысь и рыскать, резать, рвать, рассвет, река.
На сегодня нам всем хватит, спать давно пора,
Завтра встретимся мы снова, здесь же, как всегда».

VII
День настал, не светит солнце, дождик моросит,
Целый день сегодня Даша с котиком сидит.
Поиграла с медвежонком, куклу заплела,
А потом сказала кукле: «К буквам я пошла,
Отдохнула я немного, вновь начну учить.
Все слова и буквы тоже надо изучить,
В первый класс я собираюсь и хочу всё знать,
Вот поэтому сегодня буду я писать.
А вначале почитаю, буквы повторю,
После с вами поиграем, а когда? - Скажу».

Даша буковки писала «А», и «Бэ», и «Вэ»,
А потом их, называя, повторила все.
Села рядышком с котёнком, нежно обняла:
«Знаешь, милый мой, мурлыка, я люблю тебя».
Кот мяукнул, промурлыкал, повилял хвостом,
Но из рук, от  Даши вылез, и ушёл во двор.

“Я готова с вами снова буковки играть,
Буква «Тэ», ко мне иди-ка, будем начинать.
Называй слова, что знаешь ты на букву «Тэ”.

“Много слов на «Тэ» я знаю, назову не все:
Телескоп, тунгус, таблица, танец, телефон,
Табурет и табуретка, вон лежит талон.
Также танец, там, танцует, танго и танцор,
И танцовщица, и тянет, туфелька, террор,
Там турист надел тужурку и пошёл в тайгу,
Нес рюкзак  и засмотрелся на одну сосну…”

“Всё достаточно,  я дальше -Даша начала:
Тополь, топливо, троллейбус, тапочки взяла.
Телеграмма, табель, танки, толокно, товар,
Трос, тяжёлый, тяжкий, томный и тулуп, что стар.
Дед Василий взял тулуп свой, положил на трон,
Троном дед наш называет стул и то же стол,
Он на стуле восседает, часто, как всегда.
Ну, теперь к нам «У» садись – ка,  называй слова».

Увлеченно «У» смотрела в угол на камин,
Там угли всё не горели, испуская дым.
«Угорим, убрать бы надо это всё сейчас»,

«Нет, - сказала тихо Даша,- разожгу я в раз».

Удивительно, но быстро разожгла костёр,
Удалила щепки, уголь, подмела ковёр.

«Вот и всё, теперь тепло здесь, продолжаем вновь,
С буквой «У» мне всё понятно, выйдем пока вон.
Пусть проветрится квартира, и уйдёт весь дым,
А пока в беседке, рядом с домом, посидим».

Дождь по крыше всё стучался, загоняя в дом,
Кот остался один дома, загрустил в нём он.
В доме бабушка с дедулей пироги пекла,
И в беседку всем покушать тут же принесла.

«Пирожками угощаю, есть один секрет,
Всех вас в гости приглашаем с дедом на обед».

Гости сели, сразу съели тут же пироги,
И хвалили все бабулю просто от души.

«Бабушка  такая, ну, просто заводная,
Ведь на месте  не сидит, поливать она бежит,
Варит, полит огород, пироги нам всем печёт,
Вкусные такие, ну, просто «золотые!»

VIII
Весь обед  прошел на славу, вот он позади,
Дождик грустно бьёт по  стёклам. Все сидят в тиши.
Даша с котиком печально, смотрят всё в окно,
Но, а дождик не уймется, льёт и льёт назло.
Поливает всех прохожих.  Лист не шелестит,
Разговор ведёт со всеми, но, а лист  молчит.
Не летают птицы в дождик, жмутся под навес,
Дети все сегодня дома, интерес исчез.
Погонять бы им по лужам, мамочек спросить,
Только мамы не отпустят, грязь, зачем месить?

Даша котика взяла тут, к буковкам пошла.
Грустно, нам с тобой, котенок, сидя  у окна.
«У» скорее выходи к нам, с котиком мы ждём,
Хватит всем хандрить сегодня, слово назовем.
Называй вначале «У» мне. - Ну, же  поспеши,
Ты, слова, какие знаешь? Мне проговори.

Прокричала «У» с восторгом:  «Улица. Ура!
А ещё урюк, улыбка, Уж, что полз вчера».

“Хорошо- сказала Даша. Следующая я:
-Угореть, убрать, уймись-ка, умница моя.
Умный,  удочка, удило, а ещё удить,
Удивительный улов, можно проследить.
А ещё успех, уютный, улетать, улёт,
Назову и  ультрамодный, толстый бегемот...
Следом «эФ», спеши к нам в гости. В круг сюда иди,
И свои слова быстрее, громко назови”.

 «эФ» сказала:«Финик, фокус, форум, факел, фон,
Вот фасоль, фиалка, флора, рядом фараон».

“Дальше я, - сказала Даша, - Фёкла, Фрося, фу,
Фаина, Федора, хватит  к «Ха» теперь пойду”.

 «Ха», немного потянулась, к Даше подошла,
И сказала очень быстро: «хаотичный, ха,
Хижина, хомяк, хоккей,  Даша, ну же, не робей!»

«Я готова в равный бой:  Хаос, холст, хандра, хоть вой.
И халва, халат и хрящ. «Цэ» ко мне, иди, не плачь.
 «Цэ» - тебя я вызываю. И я первой начинаю.
Я начну, ты продолжай, тише, «Ша», нам не мешай.
Цап–царап, царевна,цвет, цирк и цинк, цитра, цемент»,

«Циркуль, цитрус и цитра», - «Цэ» тут крикнула сама.

«Цитру я всем говорила, ты тут больно поспешила,
Продолжай, коль начала, я своё произнесла».

«Вот цветок цветёт в саду, он целебный я скажу,
Тут и цыпочки на цыпочках, цыплёночек, цып-цып».

«Умница, ты буква «Цэ», будем слушать букву «Чэ».
«Чэ» вразвалочку пришла и спросила: «Ты звала?»

«Да, звала! – сказала Даша, очередь настала ваша».

«Чай, чабрец, черника, честь, ну, скажу ещё черкес,
Чертежи, чеснок, чернила, чавкать очень не красиво».

“Дальше я!– тут Даша вновь: Много есть на «Чэ» ведь слов.
Самый главный Человек, не один живёт он век.
Повторю я и чабрец. Лечит всех он, молодец!
И черешня, чемпион, труженик всегда, ведь, он.
Чаша, череп, чепуха. Дальше слова скажет «Ша».

Подошла тихонько «Ша» и сказала неспеша:
 «Я продолжу - щедрый, шаг, шаг  за шагом – это так».

Даша тут же прервала: «Шарфик,- следом назвала.
Шёлковый, шофер, шкатулка, клёвая фигурка.
Шкаф, шакал и буква шесть, и шестнадцать тоже есть,
Слово есть ещё шаблон, шустрый, шапка, сто шагов».

«Букве «Ша»родня моя, а зовут меня лишь «Ща».
Можно слово я скажу, да и спать уже пойду?»

«Разрешаю, говори», - Даша встала у двери.

«Щавель, щётка, щекотать, щука, щелка, щи, щипать,-
Всё, я больше не скажу, если надо подскажу».

Даша стала долго думать: «Что же мне на «Ща» придумать?»

«Ща» шептать тут стала ей: «Щебень, щёголь».  Я теперь:
«Щёлкать, щекотно, щека, есть щеночек у меня!
Ну, теперь уж «Э» сюда, выходи, толкуй слова».

«Э» к ним быстро прибежала. «Этажерка – прокричала,
Эвкалипт, э – ге – ге – гей. Даша следом, не робей».

«Эволюция, экран, эпизод, эфир, этап,
Эшелон, этаж, эскиз, эхо, эскимос тут скис.
Нам осталось «Ю» и «Я», сразу две ко мне сюда.
Говорите по порядку, а потом уж все в кроватку,
Слово я, потом уж вы, не обидитесь?» - « Увы!»

«Не робейте, и смелей, сели, будто б на коней,
И помчимся, по словам, будто б ветер по полям.
Юбилей, янтарь и ясли, юбка, юрта, юг и слазьте,
Хватит вам уж там сидеть, друг на друга всё глядеть».

«Я» им тут же говорит: «У меня душа болит,
Я вчера взяла ядро, оказалось яблоко»,

«А зачем тебе ядро? «Ю» вдруг стало весело,
Южный ветер с Юга дул и с пастели «Я» вмиг  сдул».

«Ну, какие ж вы подружки, милые мои вы штучки,
Хватит нас здесь веселить, пора голову склонить,
На подушечки свои, чтоб увидеть всем нам сны.
Вот и всё, пора всем спать, завтра будем все гулять».

Даша книжечку закрыла, за собою дверь прикрыла,
И пошла, скорее, спать. Завтра, чтоб с утра начать.

2011г.