К чему ярлыки и славословия? к 75-летию Высоцкого

Алексей Курганов
А меня тут узнают —
Ходят мимо и поют,
За моё здоровье пьют
андоксин.
Я же славы не люблю —
Целый день лежу и сплю,
Спросят: "Что с тобой?" — леплю:
так, мол, сплин.
В. Высоцкий. «А меня тут узнают…»

В эти январские дни отмечалось 75-летие Владимира Семеновича Высоцкого - и опять всё по уже давно накатанной схеме: гений, уникум (что вполне справедливо, и с этим никто не спорит) – но тут же: «советский страдалец» и «противник режима» (имеется в виду – советского). Услышав последнее, так и хочется сказать: люди-люди, да что же вы такие зашоренные-заштампованные, что же вы такие непроходимо тупые в своей сегодняшней «демократической» смелости! Кто боролся? Высоцкий? С какой стати это совершенно бредовое мнение? ЗАЧЕМ ему было с Советской властью бороться, если она дала ему всё, что в то время человек  в нашей стране мог пожелать: счастливые детство и  юность, бесплатное образование в престижнейшем вузе, работу в одном из самых популярных театров страны, невиданные материальные блага (кто в те времена мог позволить себе личный «Мерседес» - и это только одно из благ!) – и главное: всенародную славу! Да, его так и не приняли в Союз писателей, но ведь это УНИЖЕНИЕ, в первую очередь, не для самого Высоцкого, а для самого тогдашнего Союза (доживи Владимир Семёнович до сегодняшних времён, то всё правление этого самого Союза челом бы било, чтобы вступил!). Не печатали – а в чём здесь ущербность, если его песни лились из каждого окошка? Я уже не говорю о том, что он вполне свободно ездил за границу и записывал диски и в Европе, и в Америке – а кто из тогдашних исполнителей мог себе это позволить? И дело здесь, как понимаете, совсем не в Марине Влади. Если бы советские «верхи» захотели, то они бы и Марине, да и самому Владимиру Семёновичу так бы «хвост прищемили», что какая уж там была бы заграница – дома бы, в Союзе уцелеть…
Да, Владимир Высоцкий — это действительно советский феномен последних лет Советского Союза, «баловень неслыханной прижизненной славы», как назвал его Юлий Ким. Поэтому лично мне становится просто смешно, когда многочисленные «друзья» Высоцкого (подавляющее большинство  которых при его жизни и в отдалённом его окружении не числились)  пытаются лепить из него «страдальца режима» или какого-то гонимого властями исусика.
Что же касается собственно его стихов, песен, да и слушателей, то  всё оно и все они – плоть от плоти советской эпохи, и  просто не cуществуют без неё, не могут существовать! Поэтому она так ненадолго и пережила его, и  ушла вместе с ним, с его героями, его стихами и его песнями.
Да, феномен Высоцкого – особый. Его не спутаешь с агрессивным, откровенно озлобленным на Советскую власть Солженицыным, со склочным баловнем судьбы Галичем, с заунывно-слащавым Окуджавой или просто –таки пропитанным каким-то «мужественным сладчайшим сиропом» Визбором. Может быть, потому, что все они -  кто больше, кто меньше -  были изгоями советского общества, советского образа жизни, которого не знали, не хотели ни знать – ни принимать и которого – чего уж там! – боялись, поэтому и прятались за «первые троллейбусы», за «комиссаров в пыльных шлемах» и прочую вроде бы совершенно или лояльную, или нейтральную аллегорию. А он, Высоцкий был и остаётся воплощением и даже символом СОВЕТСКОГО периода нашей Истории.
И совершенно ни к чему делать трагедию из того, что сегодняшняя молодёжь его творчество не воспринимает. Другая страна, другие жизненные принципы. Да, согласен, люди остались те же – но люди, живущие совершенно в других обстоятельствах. Это тоже нужно понимать и признавать хотя бы перед самими собой.