Даль. Ошибка, уходящая вдаль?

Евгений Садков
 Не ожидал, что упоминание перед концом света древнеславянского праздника Карачуна приведет к неожиданным результатам. Видно, мистика. В чем суть. По одним источникам он приходится, что вполне логично, на самый короткий день в Северном полушарии. Вот и соединили его наши предки с поклонением языческому богу.

 С другой стороны ряд филологов, сославшись на Даля, указывают совсем другую дату. В его словаре действительно приводится 12 декабря. В девятнадцатом веке летоисчисление велось по юлианскому календарю, так называемому старому стилю. В феврале 1918 года в России вводится григорианское летоисчисление (новый стиль). Разница между ними в XVIII в. — 11 суток, в XIX в. — 12 суток и в XX в. — 13 суток. В статье Марины Королевой в "Российской Газете" от 13 марта 2008 года (по новому стилю) дата, приведенная в словаре Даля, повторяется. Журналист ссылается на языковеда Валерия Мокиенко. Очевидно, подразумевается юлианский календарь. Но и тогда наблюдается несовпадение с нынешним празднованием нашего Великого Карачуна. Он приходит к нам именно в самый короткий день года, то есть 21-22 декабря.

 У Даля есть еще, уже упомянутая мною в предыдущем материале, привязка-Спиридоньевъ день. И вновь несовпадение. Спиридо;н Тримифу;нтский памятуется православными 25 декабря по новому стилю, или 12 по юлианскому.

 Если брать нашего Карачуна, как астрономическое явление, то по старому стилю он должен был фиксироваться восьмого или декабря, но никак не двенадцатого.

 Но обратим внимание на другое, сопутствующее спорной дате, слово. У Даля написано "солноворотъ". То же самое, что и солнцеворот, то есть день зимнего солнцестояния. А вот что читаем мы у современника Даля, публициста Н.Я. Аристова в его "Христоматии по русской истории".

 "Русскому простонародному слову— солновороть я приравниваю по смыслу старочешское имя— Ситивратъ". Очевидно, что в дни с 21 по 25 декабря в природе происходят события, которым наши предки придавали мистическое значение. Некое символическое для славян единоборство света и тьмы. "...солнце борется съ зимою, Белбогъ—съ Чернобогомъ." Великие силы, непреходящие ценности. Что, по сравнению с ними, все возникшие позже религии, основанные на взаимоотношении людей? А здесь-комос, дающий вечную философию бытия. Канут в века нынешние конфессии, а противоборство Белобога с Чернобогом, пускай и под другими именами, останется. И будет продолжаться пока светит Солнце.

 В книге Николая Яковлевича упоминается Ситиврат (Ситивратъ). Нынешние интерпретаторы славянских божеств указывают, что он происходит от Додолы и Перуна. А в третьем поколении и вообще маячил Кащей. Но вот рождение в современных источниках не нашел. Николай Яковлевич же прямо указывает:

 "Ситивратъ уравнивается съ Сатурномъ и въ томъ, что праздники тому и другому приходились въ одно время года: солповоротъ начинался съ 12 декабря и праздноваше въ честь его было около святокъ,..."

 Удивительное дело, как позже возникшие христианские традиции соединились органично с более ранними, языческими.  Святки. Не только слышится в этом слове нечто святое, Рождество Спасителя, но и светлое, указывающее на поворот времени. Получается, что наши предки праздновали явление солнцеворота не один день, а недели две. Вот откуда тяга наших законодателей к продлению новогодних гуляний в "куршавелях". Ситиврат, видно, приходит к иным во сне и говорит страшным голосом: "Продли праздники".

 Пока не все понятно с родословной двух неразлучных братьев: Белобога и Чернобога. Ситиврат, если судить по тексту книги Николая Яковлевича, является отцом Белобога. А по другим источникам Род породил своих противоборцев.

 Что же следует из изложенного? По идее Карачуну, как порождению Чернобога, следует отвести положенный ему день. В этом году это будет, как и в прошедшем, 21 декабря. А вот в пятнадцатом надо бы отметить двадцать второго, в День Энергетика. Если, конечно, ещё будем со светом. А уже потом, 25 декабря, к нам приходит Ситиврат. И гуляем, как обычно, две недели. Кто бухает, а кто и разбирается в этих праздниках. Кому великий Бухан с Карачуном в обнимку, а кому и Христос, рожденный через неделю после начала летоисчисления. А кто-то, что актуально для современной России, может усмотреть в солновороте свастику. Каждому свое. В этом не поспоришь с вечно актуальным для России Салтыковым-Щедриным с его городом: "Кому арбуз, а кому и свиной хрящик."

 Уже опубликовал, а тут вспомнил. Извините, если затронул чьи-то религиозные чувства. Не корысти ради, а томко волею великого Ботана.