Хрустальные ножницы

Степан Лебедев
Пьеса   
                В трех действиях.

    Хрустальные ножницы
                и
     шесть огней доброты.

Действующие лица:
Душа- император.
Ум- император.
Король- Хрустальные- Ножницы.
Солнце.
Царица гор.
Царевна морская.
Старший советник.
Слуга старого императора.
Пери.
Старуха.
Великаны, замотанные в белые саваны.

                Начата 10 декабря 2012, окончена 30 декабря 2012.
                Санкт- Петербург.

                Характеры и костюмы.

Ум- Император:  старик в доспехах. Волосы и борода его белы, как снег, густые, волнами ложатся на плечи и грудь царя. Он высок и силен, молчит, ни с кем не разговаривает. Доспехи его из блестящей и эластичной кожи достойны самого изысканного шоу и взыскательной публики. Костюм подчеркивает могучую фигуру императора, которая вне всяких похвал даже для столь древнего возраста.  Сидит император перед большим и круглым окном за пультом управления, стилизованным под трон. Над головою императора парит корона невиданной работы и мастерства.
Душа- Император: представим его очень красивым молодым мужчиной, каким может похвастать современное кино. Он гладко выбрит и одет по моде нашего времени: брюки, туфли, рубашка, дополненные аксессуарами лучших дизайнеров мира. А корона царя..А вот корона будет показана после и покорит всякое воображение. Характером молодой император добр, вспыльчив бывает, но легко оборачивается снова к добру. Доверчив царь, даже слишком. Справедлив, но глуповат- на то он и Душа- Император! Когда входит в комнату, та озаряется светом от его короны. После потери короны мрак вокруг императора весьма заметен.
Король- Хрустальные- Ножницы: он же- Красный король. Одет во все красное, алое и их сочетание. Имеет тройку красных коней и колесницу. Лицо его наполовину скрыто шлемом – Король похож на война или витязя. Длинный и широкий бархатный пояс висит у него на боку, а также ножны для прекрасных хрустальных ножниц. Вид Красного Короля внушает трепет. Характером он строг и даже воинственен, смел, ничто не удержится на его пути.
Царица гор: одета в платье елизаветинской (английской) эпохи со стоячим кружевным воротником. Платье ее синее, как сумерки поздние, с искрою и расшитое звездами. Платье и плащ царицы столь просторные, и в кружевах, что в них можно кутаться и укрыться еще двум царицам! По характеру добра очень, и мудрости выражение освещает ее лицо. Она любит делать подарки Царице моря в виде самоцветов. Ее волшебная лейка исполнена из лабрадора и украшена кристаллами горного хрусталя. Сидит царица на троне из аквамарина и кристаллов драгоценных камней.
Царевна морская: надо полагать, одета просто в бикини. Зато какое! Оно сотворено из морских звезд и раковин, юбочку украшают веточки белых кораллов, а корона ее ( не слишком, впрочем, большая ) сделана из самых красивых веточек. На шее царевны жемчужное ожерелье из темных и светлых жемчугов авангардного стиля. Царевна намного моложе своей компаньонши, а потому не скрывает ни красот своего тела, ни веселой и лукавой улыбки. Волшебная лейка ее сотворена из большой раковины  моллюска и украшена жемчужинами. Сидит царевна на троне из гигантской морской раковины.
Солнце: неземной красоты дева, вобравшая в своем облике уникальные образы славянского эпоса, а потому похожая на мифическое божество. Любит петь прекрасные арии и расчесывать густую копну своих волос. Оно поет красиво всегда, даже когда земля покрыта черепками, потому что , что ему за дело? Ведь оно- само солнце!
Слуга старого императора: подобно сфинксу охраняет вход в покой старого царя, стоя у двери. Дверь снабжена замками и хитрыми механизмами. Оружие слуги простое- рогатина и палица. Страж велик ростом, строг и беспощаден к входящему, но и справедлив тоже.
Старший советник: верный помощник Души- Императора. Во всем покорен, спокойного нраву и совершенно уравновешенного характера, чуток, отзывчив.
Пери: надо ли говорить, как она хороша? Солнце и луна спорили о ее красоте, подобной блеску звезды. Пери носит платок, который скрывает ее лицо, и лишь глаза восточной красавицы сияют, как роса на заре. На ножках ее звенят бубенчики, а одета пери в легкие, подобные небесному эфиру, одежды. Пери говорит молодому императору о том, что есть хорошо, и о том, чего делать не следует. По характеру пери скромна и тактична: не пристает с нравоучениями,, но уверена в каждом своем  слове. Будет отстаивать интересы молодого императора до последнего, так как неразлучна с ним.
Старуха: что можно сказать о любой ворчливой старухе, которая, сидя в углу, прядет интриги из пряжи злых помыслов и затей? Сухая и сморщенная, но живучая, черт ее дери! Думается, что она так же стара, как и Ум- Император. Носит дырявое и полинявшее платье, однако ж кое в чем себе не отказывает: на ногах дорогие туфли Pollini, а на руках часы, каким и фирма Rolex позавидует. Словом эти украшения и обноски старухи подчеркивают ее нелепый вид.
Толстые великаны в саванах:  их двое. На первом бинты и лохмотья не такие старые, как на втором, он ученик. Лица их скрыты: великаны замотаны, словно мумии, в белые саваны. Великаны сильны и неторопливы. Они укладывают камни- жемчужины к подножию обители Души- Императора.

                Действие первое.
Поле подсолнечников. Стоит один самый крупный. Поднимается солнце и поет.
Солнце:               
Потянусь я, проснусь и увижу поля,
Расчешу я свои золотые власа,
Обогрею далекую Землю сейчас,
Что искони родною стала для вас!

Расчесав волосы, берет золотые стрелы и, смеясь, кидает их в поля. Там, где падают, возникает золотое сияние.

Право! Выбрало я потеху:
Подсолнух, словно мельничный жернов,-
Для смеху!
Раз- золотая стрела!- полетели прочь семена!
Два- свети так, как я свечу!
Три- золотым тебя видеть хочу!

После третьей стрелы подсолнух делается, как решето, и весь золотой. Солнце дальше занимается собой и поет, приходит Король- Хрустальные- Ножницы. За ним следует тройка красных коней с колесницей.

Король- Хрустальные- Ножницы:
Солнце как будто спустилось с небес!
Соткан светом подсолнух, но имеет и вес.
Хрустальные ножницы срежут со стебля его:
Словно масло растает металл, хоть касание их холодно.

Подсолнух падает в колесницу, поднимая облако золотой пыли.

Ячейки твои золотистые,
Как медовые соты, уютны, теплы.
В них, словно росы игристые,
Жемчужины вырастут из капель воды.
Тверды наши камни жемчужного царства!
В движеньи секрет, в обновленьи:
Изо дня в день чтоб меняло убранство
Солнце от ночи к своему появленью.
Взят подсолнух, лежит в колеснице,
Вперед, мои кони, три алых зарницы!

                Смена декораций.

Два трона стоят рядом. Одновременно по разные стороны к тронам выходят царицы: из пещеры- Царица гор, нагибаясь, выходит и ставит свечу в нишу, садится на трон. Из моря на спине ската появляется Царевна морская. Выходит, плавно ступая, и садится на трон. У обеих в руках волшебные леечки. Слышен ветра шум, как среди скал в пустыне, и плеск воды, как от волн морских.

Царица гор:
Я наполнила лейку водой из подземной реки,
Что струится в сказочных сводах.
Вот мое подношенье для вашей руки-
Сердолик из подземной породы.

Бросает камень Царевне морской.

Царевна морская:
Прошептал мне на ухо морской конек,
Где притаилась ракушка,
Я нашла вам жемчужину- всего с ноготок-
Светит ярче луны игрушка!

Бросает раковину царице, та открывает ее, и из раковины вылетают снопы света. Закрывает и убирает в карман.

Царица гор:
Слышу топот коней- наше время пришло,
Будем золото делать хрустальным.

Царевна морская:
Я морскою водой из лейки полью на него
После вас! Это столь гениально!

Король- Хрустальные- Ножницы:
Я приветствую вас, царицы!
Тайна дивной воды
Ночами мне снится,
Словно жизнь создали вы из руды.
Золотой вам привез я подсолнух,
Мои кони летели быстрее стрелы,
Восхищением я переполнен
Перед чудом, какое умеете делать вы.

Царица гор:
Был золотой, стал хрустальный!
В двадцать пять лепестков!

Льет воду на корзинку подсолнечника: лепестки из золотых меняются на прозрачные.

Царевна морская:
Славный! Славный!
Вот и жемчуг- уже готов!

Царевна льет воду из лейки и вместо семян в нем вырастают большие жемчужины. Царицы берут по одной.

Царицы вместе:
Во славу миру этому,
Чтоб крепко он стоял,
Чтоб весть летела быстрее стрелы,
Ни камень и ни минерал,
Каким владеем мы,
Ни соль глубин морских,
А чудный жемчуг,
Что создал Свет Мудрости-
Наш Господин!

Отдают жемчужины великанам в саванах, которые , колыхаясь,  выходят справа и слева.
               
                Смена декораций.

Среди вспаханных и зеленых полей стоит белый дворец на жемчужной горе. К ее подножию толстые великаны приносят жемчуг, вынимая из корзин, и складываю его к подножию горы.

Первый великан в саване:
Сегодня жемчужин не надо ль
Для старца немого в чертог?

Второй великан в саване:
Клади эти здесь, те- поодаль.
Я слушать тебя изнемог!
 
Первый:
А все ж интересно узнать бы,
В чем тайна владыки молчанья..

Второй:
Сберег он устройства земли
И прочие знанья,
Лишившись всех чувств, увы.

Первый:
Куда подевались они,
Как без них?

Второй:
В короне новой огни-
Туда их послал старик.

Первый:
Не разумел я, что говоришь.
Не об короне ль младого?

Второй:
Смотри, куда жемчуга воротишь!
Да, эта новость не нова.

Первый:
Вот в чем секрет!
Когда совершал я с повозкой движенья,
Увидел тот сказочный свет-
Глубин неземных порожденье.
Там был милосердия свет-
Его нам дарует прощенье,
Любви покрывало, багрец
Дарил мне тот свет в наслажденье!
Я видел: искренность светит
Лучом из короны его.
А преданность, скромность,
Как не заметить!
Объемлют мерцаньем
Царя молодого всего!

Второй:

Смышленым ты стал, хоть еще молодой.
Отправлю я строить преграды тебя
В те кручи и горы, куда Красный Король
Несется и мчится, коней не щадя.

Колыхаясь и волоча за собой бинты, уходят.

                Смена декораций.   

В обители Души- Императора. Входит император, и обитель озаряется лучистым сиянием.

Душа- Император:
Где же красавица пери?

Советник:
Она всегда при вас.

Душа- Император:
Ах, в самом деле!
Я сыграю вам песню сейчас.

Звенят колокольчики, и пери появляется так, что император о  неожиданности оборачивается.  Все вместе проходят к длинному столу у больших окон, через которые видны поля и виднеется также замок старого императора. Старуха сидит в углу, пока никем не замеченная. Император берет дудочку и играет, вместе с музыкой звучит его голос.

Души простор бескрайний-
Для вас, для вас
Несет слова заветные
Сейчас, сейчас.
Любви моей и нежности
Слова, слова
Ласкают слух ваш, милая,
Всегда, всегда.
Я- отраженье мира,
Вы- отраженье звезд,
Мы слиты воедино,
Мы- порожденье грез.

Пери:
Вы- свет, о, государь!
Я вас люблю.
А мой обычай, как и встарь,
Велит просить к столу.

Каждый берет со стола фрукты на свой вкус, однако не садятся, а приближаются к окнам , откуда виден замок старого императора. Смотрят вдаль.
Старуха становится видна в своем углу.

Старуха:
Там, за полями, высится замок
На горе из костей,
Сидит в нем ни горд и ни жалок
Старик всех умней, всех сильней.

Засыпает. Свет меркнет над ней.

Душа – Император:
Что же за мудрость великая
Скрыта через холмы от нас?
Я хочу удостоить визитом
Старика, взять с собою и вас!

Пери:
О, нам его покой нельзя тревожить,
Не дрогнут ни на миг молчащие уста.
Без сил его жить будет невозможно:
Сокроются с небес и солнце и луна.

Старуха:
В том чертоге тайны бессчетны,
Правит разум всем миром, а ты
Ходишь, бродишь, поешь безотчетно,
Невесомый осколок звезды!

Душа – Император (задумавшись) :
Я осколок, лишь свет, лишь дымка,
Предрассветный огонь, искра…

Старуха:
А корона твоя? Ха! Невидимка
Перед тою, что у старика.

Душа – Император:
Нет, решительно- едем, едем!
Надо знать мне, я знать хочу!

Советник:
Успокойтесь, император, не все мы ведаем
О том, что издалека.
Вы- свет мира, душа, вселенная,
Будьте компасом добрых сил!
Горечь тьмы, тоска безмерная
Настигала тех, кто о знанье просил.

Душа – Император:
Я не понял, о чем ты..

Старуха:
Пустое!

Душа – Император:
Но спокойнее стало мне.
Подойдите, милая, созданье
Мое неземное,
Вместе будем сегодня мы.

Старуха:
Эх! Но только сегодня.

Пери:
В саду моем, что за калиткою, благоухают розы,
И тысячами крыл порхают над водой стрекозы.
Я отведу вас, государь, в тот мир,
Где невозможно знать душе, что есть такое слезы.

Берет императора за плечи, и вместе, обнявшись, уходят.

Старуха (одна) :
Пока звенят на ножках бубенцы,
То помнит о тебе душа всечасно!
Их ночью пряжею моей заглушим мы,
Не будешь ты царя тревожить понапрасну.

                Занавес.

                Действие второе.

Старуха одна в темной комнате, окруженная пауками. За окнами горят звезды, а в соседних комнатах спят пери и советник.

Старуха:
Здесь, среди мрака и полутонов,
Где не видно ни цвета, ни зги,
Сотворю я ловушку. Темных миров
Станут узниками они.
Прядите, мои пауки, усердно,
Будет пери молчать.
И советы давать бесполезно:
Не услышит их царь,
Даже если станет кричать.
Что, готова твоя паутина?
Слышишь, безмолвно, как спит?
Вот, заткнем бубенцы. Ах, какая рутина!
Надо ж было так много их всюду нашить!
Где советник? Ха! Души гармония!
Тоже мне добра балансир!
Вот повязка тебе на лицо- безмолвие.
И не снимешь ты, кого б ни просил!

Прокравшись в спальни пери и советника, и сделав свои дела, старуха исчезает. Наступает утро.

                Смена декораций.

Утро. Появляется Душа- Император.

Душа – Император:
Странный я видел сон:
Дом, и окно разбитое,
Молнии вылетали вон,
Ища позабытое.

Берется за голову и садится во главе стола. Старуха усаживается на место пери рядом с императором. В залу прибегают безмолвные пери и советник, но старуха отстраняет их рукой, и они остаются неподвижными. Рот советника заклеен паутиной, бубенчики пери молчат.

Старуха:
Ты забыл лишь одно-
Всесилен ты.
Старика корону должно
Отобрать твоим именем.

Душа – Император:
Что за прок в ней?
Какая она, не ведаю..
В своей я несу добро-
Так заповедано.

Старуха:
Ах, добро, милосердие, преданность.
Чем на ощупь то быть должно?
А? Наверное, шелка нежностью.
Царь, опомнись!
Духовностью перекормленный,
Посмотри: твой венец решето,
Из двух прутиков скромность.
Ни пощупать его свет,
Ни использовать.
И кому ты давал обет
Жить то с пользою?
Старика корона без дела
Висит над ним небывалая,
Ты поедь за свои пределы,
Забери ее, сбрось все старое!

Душа – Император ( снимая золотой венец и рассматривая его):
Ни пощупать свет,
Ни потрогать;
Есть ли он, или нет…

Старуха:
И весит не много!

Душа – Император:
Я тотчас коня прикажу подать,
Вместе с ним будем мчаться опять,
С белым другом моим одним,
Чтобы тайну старца узнать.

Пери освобождает бубенчик, и он тоненько и одиноко звенит.

Пери:
Не нарушь ты его покой,
Двери плотно за собою закрой,
Осмотрись,
К нам вернись.

Император оглядывается, как бы не понимая, откуда глас, и, немного задержавшись, уходит.
Старуха набрасывает на пери вуаль.

Старуха:
Ты, я вижу, не можешь молчать,
Словно свет из щелей неуемный,
Бьешь ты всюду, пытаешься доказать,
Как силы твои огромны!

Грозит кулаком ей и уходит.

                Смена декораций.

Проэкция на задний план сцены удивительной красоты полей, линии горизонта и скачущего одинокого всадника на белом коне. Звучит голос Души- Императора, и играет музыка.

Душа – Император:
Здесь ли или не здесь был я рожден?
Дарован светом, живым огнем,
Крыльями окрылен!
Любовь меня греет, и песнь звучит,
Но я желаю узнать,
Кто есть старец,
Почему мочит,
Отчего нет света при нем?

В обители Ума- Императора. Стоит слуга, подобный сфинксу, у двери.

Слуга:
Кто здесь? Как звать?

Душа – Император:
Я- Душа- Император.

Слуга:
Должно вам сперва разгадать
Загадку, или ступайте обратно.

Душа – Император:
Говори!

Слуга:
Что прозрачней воды?
Что ярче звезды на небе?
Что греет тебя, где бы ни был ты,
В холодные зимы, в вечера, на рассвете?

Душа – Император:
Любовь это есть.

Слуга:
Проходите, вам честь.

Дверь отворяется. Император входит в залу.

Душа – Император:
Где же наш старец немой,
Где секрет мирозданья,
Обещанный старухою полуслепой
Венец, покоривший сознанье?
О, вот, глее воссел мудрец!
Прикован как будто он к трону.
Здесь и корона, и каждый зубец
Железные, странные, мне не знакомы.
Старик- император неподвижен,
Все тело замерло его,
Лишь в кистях рук движенья жизни,
Как будто в них есть смысл всего.
Клавиши, знаки, символы и рычаги-
Лишь успевают порхать
Пальцы над ними его,
Попробуй ка изучи,
Как надо по кнопкам стучать!
Ну что же, я не за тем пришел,
Чтобы глазеть на диво,
Может быть, близко, и я нашел
Ответы, секреты мира.
Приближается в нерешительности.

Седые волосы струятся, словно водопад,
Одет в доспехи он, сокрыт железной маской взгляд.
Что говорят глаза его, хочу узнать,
Любому их движению я буду рад.
Снимает маску.
О, словно яркий снег
Белы твои глаза.
В них лунный блеск..
Неужто было так всегда?
Ответь любым движеньем мне,
Поговори со мной, скажи,
Какие тайны ты хранишь в себе,
Что правда есть? Что миражи?
Корона твоя велика и огромна,
Парит она в воздухе над тобой,
Но так же, как ты, совершенно безмолвна,
Темна, не хватает ей света, который со мной.
Ты все молчишь, ни движенья в ответ!
Взгляд твой пронзает глубины вселенной.
Кто ж ты такой, другого которого нет,
Обладателя силы безмерной?

Хватает старика за руку. Происходит раскат грома, и половина неба в круглом окне императора закрывается тучами.

Я зря приехал: ты неучтив,
Грубый и злой ты старик!
Солнце тучами заслонив,
Для меня не стал ты велик.

Уходит.                Смена декораций.

Обитель Души- Императора. Император сидит перед большим и распахнутым окном. Обитель озарена светом, слегка приглушенным теперь.

Душа – Император:
Ни друзей, ни ответов..
Разве я не властен над своею судьбой?
Не нужно мне скромных огней, ни наветов!

Старуха входит с бутылкою в руках, открывая ее на ходу.

Старуха:
Мы можем выпить за это с тобой!

Император вынимает бутылку из старушечьих рук и отхлебывает прямо из нее.

Душа – Император:
Старика я корону заберу для себя,
Ярче солнца зажжется она надо мной;
Ты, мой прежний венец, я снимаю тебя
С головы, и не жаль мне расстаться с тобой!

Появляется пери и освобождает второй бубенчик.

Пери:
Ты постой!
Потеряв его свет, ты разрушишь свой дом.
Знай, о царь, ты будешь скитаться потом;
На челе оставь свой венец:
Под защитою света живешь ты при нем.

Старуха:
Как распелись птицы в саду!
Нет покоя сегодня от них.
Набрасывает на пери вторую вуаль.

Душа – Император:
Надоели несносные песни их мне!
Швыряет корону в распахнутое окно.

Старуха:
Это жалкий, назойливый писк!

Производится сильнейший раскат грома, старуха прижимается к стене, с небес извергаются молнии, и обитель озарена уже не цветными огнями, а черно- белым сиянием.

Душа – Император:
Ах ты скверный старик!
Громом птиц распугал мне в саду.
Пери уходит.
Дружбу видно водить не привык
Ты со мной, так я снова иду.

Проэкция скачущего всадника к обители Ума- Императора, над которой сверкают одиночные молнии.
                Смена декораций.

Слуга:
Нельзя проходить!

Душа – Император:
Убирайся с дороги!

Слуга:
Надо ли говорить:
Берегите руки и ноги?!
Замахивается на молодого императора.

Душа – Император:
Все бы бежало прочь, тебя завидя,
Если б вышел ты в свет в таком виде.
Пусти же меня к царю!

Слуга:
Через загадку я дверь отворю.

Душа – Император:
Говори, гордый ты великан!

Слуга:
Что не захлопнет над тобою капкан?
Что не пройдет мимо тебя?
Что честнее, чем само дитя?
Что выручит, победит,
Жестокость мира простит?

Душа – Император ( опустив голову) :
О милосердии говоришь ты.

Слуга:
Проходите, замки сняты.

Душа- Император входит в залу. Трон Ума- Императора поворачивается к нему. За окном сверкают молнии.

Душа – Император:
Вот он царь- мифическое божество!
Делаешь тайный свой труд!
Здесь же око твое- окно,
За которым громы ревут.
Старик, ответь мне скорей,
Дай мне обе твои руки.
Куда выпорхнул голос твой- соловей,
Почему молчанья не рухнут замки?
Больше грома, ветра и молний-
В это ответ для меня?
Будь один ты под сенью безмолвья,
Я корону снимаю с тебя!

Император берется за железную корону, но его бьет током, сыплются искры, от удара молнии разбивается круглое окно, и Душа – Император отлетает в сторону, а небо полностью затягивается тучами.
                Смена декораций.

Душа- Император сидит на груде черепков, которые были его дворцом,, уронив лицо на ладони.

Душа – Император:
Вместе могли бы миром мы править,
Теперь же в руинах мой дом..
Я не знаю, как это исправить!

Пери (голос издалека) :
Помнишь, ты был со Светом вдвоем!

                Смена декораций.

Троны цариц побелели, как мел; царицы выходят и садятся. Король- Хрустальные- Ножницы приносит им малюсенький золотой подсолнух и встает между тронами.

Царица гор:
Исчезли подземные реки, озера,
Потускнел изумруд, погас флюорит.
Лишь камней бесплодные горы
Стоят; мой родник не журчит.

Царевна морская:
Я сижу на обломках из замка
С ракушкой пустою в руке,
Слышу моря прибой- ах, как жалко!
Его шелест лишь чудится мне..

Король- Хрустальные- Ножницы:
Редко сквозь тучи солнце мелькнет;
На большие подсолнухи мне не везет.
Я привез одного малыша,
Кони летели, едва дыша.

Царица гор наклоняет лейку, но из нее сыплется песок.

Царица гор:
Вместо воды- песок,
Жизни росток засох.
Морская царевна наклоняет и свою, но в ней тоже песок.

Царевна морская:
Я помочь не могу,
Камнем немым замру.
Царица гор достает из кармана сияющую жемчужину и вешает Королю на шею.

Царица гор:
Возьми же скорей жемчужину
Для сердец остуженных.
Носи на шее ее,
Как родное, свое;
Будет светом жизни сиять,
Кто увидит, поверит опять!
Скачи скорей,
Не робей!
Жизнь- движение суть,
Сможешь ее вернуть.

Царевна морская:
Всегда была жизнь-
От времени не бежит.

Молнии, гром. Свет несколько раз гаснет, и на тронах вместо цариц остаются белые статуи. Король- Хрустальные- Ножницы один. Троны и статуи исчезают. Король встает на красную колесницу.

Король- Хрустальные- Ножницы:
Искру света, как жизни маяк,
Пронесу на своей груди
Сквозь сумерки, тени и мрак;
Кто увидит, меня позови!

Бьет кнутом лошадей, уезжает. Проэкция на задний план сцены скачущих красных коней с развивающимися гривами. Звучат слова Красного Короля.

Я грею того, кто не может идти,
Кто замерз, упал и лежит взаперти,
Кому света не видно, и тоска обвилась,
Словно змей вокруг тела, почувствовав власть.
То, что грезится в смелых планах твоих,
Что от счастья слагает красивейший стих,
Что несет безудержно в выси тебя-
Это сила движенья живого огня!
Власти у смерти нет надо мной,
Пока жив хоть один мой пылающий конь!

Кони и всадник в колеснице постепенно исчезают, превращаясь в одну яркую точку- звезду.
                Смена декораций.

Душа- Император взбирается кручами и валунами ввысь. Позади него клубятся, перемешиваясь, синие и фиолетовые облака.

Душа- Император:
Старца замок исчез с горизонта,
Потерял я дорогу к нему.
Ни луны нет на небе, ни солнца,
И куда я бреду, не пойму.

Садится на камень и оглядывается на небеса.

Кружится и бродит небес карнавал,
Заманчив, тосклив их таинственный бег:
Фиолетово- синие краски художник смешал,
Бросил кисть на самое дно и исчез.
Сидеть одному остается мне,
Все видно теперь в вышине,
Как льются и входят здесь облака
Друг в друга, сминая бока.
Их цветом, игрою я окружен,
Их пленник я, заворожен.

Вдали, еле заметно, загорается звездочка, кружась и приближаясь к царю. Император встает.

Эгей! Это Красный Король в колеснице
Летит. Явись мне, прошу!
С ним свет, который горит, как зарница,
Сияет. С ним то, о чем я грущу!

Спускается с камней; горы раздвигаются в стороны, и Душа- Император оказывается один на один с Красным Королем.

Король- Хрустальные- Ножницы:
Здравствуй, Душа- Император!
Как живется тебе?

 Душа- Император:
Я хотел бы обратно
К розам, звездам, луне!

Король- Хрустальные ножницы:
Есть одна у меня такая,
Я даю тебе, чтоб ты шел,
Путь себе освещая,
И заветное чтобы нашел.
Одевает на шею императору сверкающую жемчужину.

Душа- Император:
О, Король в красном и алом,
Хрустальные ножницы дай мне твои,
Которые режут любые металлы,
Как тонкие нити и волоски.

Король- Хрустальные- Ножницы:
Бери, если надо,
Но только верни!

Душа- Император:
Ты получишь награду!

Король- Хрустальные- Ножницы:
Ступай, и себя береги.

                Смена декораций.

Обитель Ума- Императора. Слуга спит у двери, приходит Душа- Император.

Слуга:
Кто пришел и тревожит мой отдых?

Душа- Император:
Тот, который хочет вдохнуть свежий воздух!

Слуга:
Ты! Все испортил вконец ..
Закрыта дверь,
Как самый надежный ларец!

Душа- Император:
Есть ключ, загадка которому имя.

Слуга:
Эх, не знать бы тебя в помине!
Но так и быть, дам тебе трудные две,
Послушаю, что ответишь ты мне.

 Душа- Император:
Великан, говори!

Слуга:
Что не отнимет от родной земли?
Что привяжет к друга плечу?
Что не скажет: « Я закричу,
Каков ты!» - на весь белый свет?
Что через годы не нарушит обет?
Первая загадка дана.
Вот вторая, тоже сложна:
Был ты птенчиком сначала в гнезде,
Потом слоном ты ходишь везде,
Но если не дать того, о чем говорю,
В ответ породившему тебя и зарю,
Останешься здесь стоять не у дел,
Как звонко бы ты не гудел.
Что радует слух того, кто сделал тебе
Подарок, в сердце хранимый, в его глубине?

Душа- Император:
Благодарю тебя, страж!
Преданность первое, благодарность другое.

Слуга:
Ответы верны на то и второе.

Дверь со щелчками открывается, и Душа- Император проникает в залу. Пульт управления, стилизованный под трон, поворачивается к нему. Из разбитого окна слышен ветер.

Душа- Император:
Разбито окно, врывается ветер,
Треплет волос серебро.
Сидишь ты- все также беспечен! –
Невидящим взглядом пронзая окно.
Прости мне порывы мои,
Венец потерял я бесследно,
Мне дружбы огни дороги,
На мудрость твою вся надежда!
Хрустальные ножницы срежут винты,
Которыми схвачены цепи, и ты
Поднимешься с трона, я вижу теперь,
Посажен в него ты, как зверь.

Цепи падают. Ум- Император встает. Рвутся провода, отсоединяясь и искрясь, с его доспехов.
Прошу, помоги!
Корону- счастье мое- отыщи!

Ум- Император приближается к окну, из которого свищет ветер, простирает руки, и из его пальцев вылетают молнии.

Корона молодого императора является из окна к старику в руки, будучи притянутой молниями, вылетающими из его пальцев.
«Возьми венец- он твой,
Неси достойно!
И больше ты не спорь со мной-
Так будет всем спокойно.
Не плачь, не унывай:
Ты есть венец творенья!
Не тронь себя, не забывай,
Ты- мира вдохновенье!»

Душа- Император во все глаза смотрит на корону, которая наполняет комнату светом.

Душа- Император:
Лучезарные мои огоньки!
Тосковал я без вас.
Небо отринулось от земли,
Но как же светло сейчас!

Старик одевает сверкающий венец императору на голову, обнимает его крепко и, освободившись, указывает на выход.

Душа- Император:
Сладкими стали твои объятья!
В мечтах моих жили, поверь.
Будем же мы, как верные братья,
Оставь мне открытую дверь!

Ум- Император:
«Вместе на царство венчались мы,
Однако ж лучше мне быть взаперти.
Всех ответов не надобно знать,
Ум с душою не стоит мешать!»

Старый император продолжает указывать на выход, и слуга с рогатиной и полецею в руках появляется из- за двери. Душа- Император с сожалением оглядывается на Ума- Императора и под присмотром слуги уходит.

Душа- Император:
Что ж, прощай. Но заманчив твой вид:
Устоял, не сломился от вихрей обид!
Я сдержать постараюсь рвенья души,
Те, которых песни будут слышны.
Страж, идем!
Новый день лучами зажгем!

Старый император остается один. Он садится на трон, из которого то и дело сыплются искры, и принимается за прежнее дело. Загораются экраны и мониторы, развешанные на стенах и вокруг большого окна, и вся комната оживает наподобие операторского зала.

Ум- Император:
«Невзгоды ли жизни страшны?
Буйство, упадок, пожар?
Из великой затеи родились мы,
Жизни вечен запал!
Ни упавшая в море комета,
Ни погасшая в небе звезда
Жизни бег во вселенной не остановит,
Не замедлит его никогда!»

Трон поворачивается  на прежнее место к большому окну, а за ним уже начинает появляться лучезарное солнце.

                Занавес.

                Действие третье.

Обитель Души- Императора. Старуха держится за прутья золотой решетки, а пери дает ей погремушку, усыпанную драгоценными камнями. За распахнутыми окнами и дверьми сияет день, и благоухают розы.

Пери:
Там, где есть свет, клубы расступятся тьмы.
В поединке участвуем мы до поры!
Оставляю вас в клетке расписной, золотой,
Погремушку возьмите в развлеченье самою с собой!

Старуха:
Эх! Если б был один только мрак и тьма!

Пери:
О, это представить трудно весьма.

Старуха крути и примеряет к себе погремушку.
Старуха:
Хм! Смотрится вещь солидною, дорогой.
Не знала, что отдала!
Обмотаюсь я хоть тряпкой одной,
Буду с ней королева сама!

Появляется Душа- Император и советник.

Советник:
Государь, надо больше гулять,
Чтобы ваши глаза могли отдыхать.

Душа- Император:
Знаю, знаю, мой советник родной-
Голос правды у меня за спиной.
Но, послушай, скажи, что делать мне с ней?
Император указывает на пери.

Советник:
В этом я не силен: любовь всех ясней!

Душа- Император:
Вы здесь, о дорогая!
Вы будете со мной?

Пери:
Всечасно согревая,
Я стану вам весной!

Душа- Император:
Вы будете со мной?

Пери:
О, да!

Душа- Император:
Всегда?

Пери:
О, да! О, да!

Обнимаются и медленно уходят в розовый сад, задавая друг другу вопросы и отвечая на них.

Пери:
Сияет правда?

Душа- Император:
Да!

Пери:
Горит любовь?

Душа- Император:
Всегда!

Пери:
О преданности речь ведем:

Душа- Император:
Она закалена огнем!

Пери:
Ресницы скромности длинны,

Душа- Император:
Как стрелы вниз глядят они!

Пери:
А благодарность какова?

Душа- Император:
Пролить слезу она могла
Того, кто отблагодарил,
Путь к милосердию открыл!

                Смена декораций.

Утро. Великаны в саванах заняты укреплением стены большими, местами угловатыми жемчужинами.

Первый:
Как прежде, кладу я у стен жемчуга..
Хотел бы я стать королем или князем!

Второй:
Смотри, кабы дюжая не опустилась рука
На шею твою, не валялся б ты в грязи!

Первый:
Жизнь моя и так нелегка,
Мой труд не заметен никем свысока.

Второй:
Невидим и скромен твой труд?
Ползамка отстроил ты мой ученик!
Раньше камень явился, потом- изумруд;
Мы первые жили, и не было их!

Первый:
О чем ты твердишь?

Второй:
Я сказать лишь хочу,
Что труд был всегда-
И о том не молчу.
Мы вровень не встанем
Царям, королям
По роскоши жизни своей,
Но знай: они нанялись к нам
Блистать и владеть;
Разумей!
Великаны уходят за край сцены, жемчужная стена сдвигается в строну, и становится видным поле подсолнечников.
Поднимается самодовольное солнце и поет.

Солнце:
Закройтесь своей ладонью,
Я скажу: не поможет!
Умойтесь студеной водою,
Но солнце все может!
Я сияю без устали,
Проникая в ваши глаза,
С радостью или с грустию
Глядящие на меня.
Сколько веков я светило,
И сколько их еще будет!
Я- колесо времен, Ярило,
Меня никто не забудет!

Справа и слева на сцену выходят царицы, Красный Король, молодой император и пери, держащая в руках красные ножны, в которых спрятаны хрустальные ножницы. В конце их речи появляются толстые великаны в саванах, скромно наблюдающие на краю сцены.

Душа- Император:
Хрустальные ножницы тебе отдаю,
Король, новой тканью прикрыты,
Славно вынесли службу свою,
Ножны бисером ныне расшиты!

Отдает ножницы Красному Королю.

Король- Хрустальные- Ножницы:
Ты смелым был, вооружившись силой,
Которая разрежет страх,
Она остра, кристальна и красива,
И для нее преграды- прах!
Все, что сделано, сотворено,
И вот, хорошо весьма.
Много мнений было говорено,
Но лишь мудрость права!

Царица гор:
Все наполнено ей-
Невидимой и открытой-
Мудростью добрых затей,
Что для нас велика.

Царевна морская:
Пронзает наш мир!

Король- Хрустальные- Ножницы:
Мы храним его, сберегаем,
Он- затеи великой пир!

Царевна морская:
Мудрость стрелой убегает;

Царица гор:
Летит сквозь пространство

Царевна морская:
Для дальних странствий!

Первый великан:
А что же дальше?

Второй великан:
Добра постоянство.

                Занавес.

                Конец.