61. Полёт фантазии или здравый смысл?

Михаил Самуилович Качан
На фотографии современный вид Пр. академика Лаврентьева (когда-то до 1963 г. это была Институтская ул., а затем была переименована в Проспект Науки.


новые названия улиц – полет фантазии или здравый смысл?

Прежде всего, я начал думать над названием нашей главной улицы. И сама улица, и ее название мне нравились, и я начал составлять свой список новых названий улиц именно с нее. Улица была широкой и прямой, как стрела. Прямо, как в Ленинграде, городе, откуда я приехал в Сибирь. Но в Ленинграде такие улицы назывались проспектами. Впрочем, и в Новосибирске был Красный проспект.

– Почему бы и здесь не назвать Академическую улицу проспектом, – подумал я и вписал в свой список первую строчку: «Академический проспект». (Академическая улица не стала Академическим проспектом – теперь это знаменитый Морской проспект).

Потом мне на ум пришло, что звучнее, чем «Институтская улица», будет – Проспект Науки. Это название уже было на планах Академгородка, но мне казалось, что совсем не на месте. Красиво-то красиво, – подумал я, и звучит лучше: «Вдоль проспекта Науки выстроились Институты СО АН», но его впоследствии наверняка переименуют. И будет он проспектом Лаврентьева. Так оно и случилось, не прошло и двадцати лет. Но я все же вписал вторым в мой список Проспект Науки. (Институтская улица была переименована в Пр. науки, а через 18 лет стала именоваться Пр. академика Лаврентьева).

Прямую улицу, ведущую от Академической ул. в Золотую долину (сегодня я не помню, как она называлась на планах), где рядом с домом Михаила Алексеевича Лаврентьева строили коттеджи, я без тени сомнений записал, как улица «Золотая Долина». Я был убежден, что это название должно быть увековечено. Кроме того, оно было, на мой взгляд, красивым.

Я был уверен, что это название станет легендой, и мне хотелось, чтобы это название было постоянным напоминанием о начале Академгородка. Третья строчка.

Через несколько дней в газету "Зп науку в Сибири" пришло письмо от доктора физ.-мат. наук Льва Васильевича Овсянникова, будущего академика с аналогичным предложением (вместе с ним письмо подписал не известный мне Садыков). Я порадовался тому, что наши мнения совпали.

Широкая улица, на которой располагался будущий кинотеатр «Москва», начиналась от Академической улицы и заканчивалась в районе строящегося Университета. Она-то на картах и называлась проспектом Науки. Я тогда полагал, что здания на ней будут стоять только на одной стороне, – торговый центр, Дом связи (почта с телефонным узлом) и гостиница. Другая сторона этой улицы была выше, и там рос нетронутый лес.

– При чем тут наука, - думал я. Какая-то культурно-торгово-бытовая улица, но широкая красивая. И сплошной лес на другой стороне вряд ли будут рубить. Я тогда не представлял себе, что в этом лесу вырастут дома. Я думал, что в микрорайоне А больше домов не будет. По крайней мере, проектировщики больше ничего не предусмотрели. В праздники здесь гулять хорошо будет. И тут мне пришло в голову назвать его Бульваром отдыха. Я понимал, что бульвара здесь нет и, в буквальном понимании этого слова, не будет никогда, а вот сама улица может стать местом прогулок и массовых празднеств. Так я и решил: пусть будет бульвар без бульвара – «Бульвар отдыха». четвертая строчка. (Пр. Науки был переименован в Бульвар Отдыха, но через год-два он был переименован еще раз и стал улицей Ильича).

Я тогда не знал, что проектировщики в самом начале предполагали, что административный центр Академгородка будет располагаться там, где сейчас здание Университета – напротив него они предлагали построить здание Президиума СОАН. Это их предложение сохранилось на самых первых планах, но оно почему-то было отвергнуто.

Возможно, академик Лаврентьев хотел продемонстрировать, что руководители СОАН экономят деньги за счет сокращения аппарата чиновников, которых в Президиуме очень много. Если это и так, то его решение все равно никто не оценил. А чиновники аппарата Президиума, заняв площади построенного Института экономики, филологии, философии и оставшись там на долгие годы, в любом случае потеснили науку. Академгородок же лишился еще одной доминанты, которая могла бы его украсить. На тех планах, которыми я пользовался этого здания не было.

Повторю еще раз, что девятиэтажных домов-свечек, выросших на другой, более высокой стороне Бульвара отдыха, в лесу еще не было даже в проекте. Никто не предполагал, что под эти свечки будут рубить деревья, ведь на словах боролись за каждое дерево. Этих домов не было и в первоначальном проекте. Но несмотря на протесты жителей (не очень сильные, потому что мало людей знало об этом), несмотря на первоначальное сопротивление М.А. Лаврентьева, который отказывался принимать решение о вырубке леса минимум в течение месяца (я это хорошо помню, помню и как его уговаривал Борис Владимирович Белянин) все-таки Михаила Алексеевича убедили, что в верхней зоне нехватает жилья, и это единственная возможность его получить.

Деревья срубили, и дома построили. Так что они потом вроде как образовали другую сторону этой улицы, правда, довольно далеко от проезжей части, на которую у них нет выезда. И сейчас есть только пешеходные дорожки. Т.е. эти дома были фактически изолированы от широкой улицы, идущей вдоль кинотеатра, Дома связи и гостиницы. Эту изолированную недоулицу можно было бы назвать и другим именем. Вот пусть бы она и осталась улицей Ильича, идущей параллельно Бульвару отдыха. Для жителей ничего бы и не изменилось. А название Бульвар отдыха можно было бы и вернуть. К нему мы тогда успели уже привыкнуть, и многие называли улицу так в течение нескольких лет, когда она уже носила название ул. Ильича.

Потом в голову пришло название улицы, начинающейся от Институтской напротив Института ядерной физики и проходящей мимо уже построенных институтов Геологии и геофизики, с одной стороны и математики, с другой. Она на планах называлась Центральной улицей. И тут мне в голову пришла мысль, что это нейтральное название тоже переименуют когда-нибудь в честь кого-нибудь. Скорее всего, подумал я, в честь Андрея Михайловича Будкера. Его институт напротив.

Здесь я оказался прав только наполовину. Ее на самом деле переименовали, только не в честь Будкера, а в честь Валентина Афанасьевича Коптюга, третьего Председателя СОАН.

Центральная улица заканчивалась поворотным кругом для транспорта, а потом ее продолжение уже было несколько смещено. И от строящегося университета улица шла до Бердского шоссе. На картах она и называлась – Университетской ул.

– Почему бы не объединить Центральную улицу с Университетской – только назвать ее не улицей, а Университетским проспектом. Пятая строчка.

Как видите, пока что далеко от полета фантазии. Все просто и достаточно примитивно. И очень-очень объяснимо.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/26/430]