С места - в карьер! У бухты Цемесской 4...

Гавриил Иваниченко
Егорова – быстрая, стремительная. Я торопился за ней следом. Прошли по второму этажу. Вдоль длинного коридора, в сторону моря, располагались палаты хирургического отделения.  В большие  окна, во всю их ширину было видно необъятное  голубое море. На горизонте море и небо сливались, трудно было определить линию горизонта.

Не удержавшись, в восторге я высказался Егоровой:
 - «Впервые вижу такую замечательную картину в окне палаты!»
- «Вероятно, больше нет нигде в мире другой больницы с таким замечательным пейзажем, который виден  постоянно прямо в окна палат…» - ответила Нина Владимировна. – «Считайте, что с этим вам повезло…» - улыбнулась она. – «Вторая из пяти  Нин,  которых назвал мне Серёгин»… - подумал я.

Конечно, мне всё это было в  новинку. Но нужно заниматься делом - и я прекратил посторонние разговоры. Егорова делала обход отделения, внимательно осматривая больных и беседуя с ними. Я старался не упустить ничего из действий Егоровой.

Нас сопровождала на обходе Нина -  старшая медицинская сестра отделения (ещё одна Нина - третья «по счёту»  после операционной сестры).  Высокая, красивая, изящная брюнетка лет  тридцати,  Она  внимательно выслушивала назначения,  рекомендации и указания Нины Владимировны  (заведующей хирургическим отделением),  записывала  всё  в специальную тетрадь.

В помещениях на стороне здания, обращённой к Маркхотскому хребту,  располагались перевязочные, диагностические кабинеты  и другие комнаты. На стороне, обращённой в сторону моря, были палаты  хирургического отделения.

Егорова  предупредила, что две палаты, в которых  находится на лечении  в общей сложности 10 больных -  она передаёт мне. Теперь я – лечащий врач  этих больных.   И моя обязанность - заниматься обследованием, лечением и  решением любых других  проблем  у  находящихся в этих  палатах больных.

Но по всем сложным вопросам, в случае необходимости, могу обращаться в любое время к ней,   Егоровой - заведующей отделением. И после обхода мне надлежит  тщательно осмотреть больных, изучить истории болезни, другую медицинскую документацию, рентгенограммы. Если нужно – назначить и выполнить дополнительные обследования, повторить анализы,  организовать  консультации врачей других профилей. В общем – дел много.

И  вот все больные осмотрены. Обход завершён. Старшая медсестра Нина пошла на Сестринский пост. Егорова и я зашли в Ординаторскую хирургического отделения, в противоположном конце коридора.  Там сидели за столами, писали истории болезни два хирурга - высокий крепкого телосложения брюнет лет 30 – Василий Никитович Кирилюк. Второй  хирург– симпатичная шатенка лет 35, Нина Николаевна (ещё одна, «четвёртая»  Нина). Егорова представила меня  докторам. Два стола были свободны.
– «Вот Ваше место - стол, стул…» - сказала мне Егорова. – «Можно здесь оформлять документацию, писать истории болезни и так далее… Вот  шкаф – в него вешайте свою одежду. В отделении мы всегда переодеваемся». 
 
Она позвонила по телефону… В ординаторскую пришла секретарь…  Егорова сказала ей подготовить приказ – считать меня приступившим к работе с этого дня.   Завтра  же утром  отдать  его Главному врачу Серёгину на подпись.   «Приняли на работу…» - радостно подумал я.   

В это время в Ординаторскую вошла медсестра из Приёмного отделения и сообщила, что только что поступившему больному с  травмой голеностопного сустава уже сделаны рентгенологические снимки, анализы, кардиограмма, он осмотрен анестезиологом. Всё подготовлено для осмотра больного…

– «Кто из вас видел вывих стопы?  Редко  случается такой вывих…  Никто не видел?» - спросила Егорова. Все смущённо промолчали. – «Вот теперь увидите…  Все идём  в Приёмное отделение!» - мягко, но решительно,  пригласила Нина Владимировна.  И все пошли  на первый этаж здания, в Приёмное отделение. Там в смотровой комнате на кушетке лежал мужчина. Брюки сняты. Правый голеностопный сустав деформирован. Стопа  смещена  кпереди по отношению к голени. Посмотрели рентгенограмму – костных повреждений нет.

Анестезиолог сделал обезболивание. Нина Владимировна сбросила свои туфли. Стоя на левой ноге, она упёрлась своей правой стопой в область промежности больного, обеими руками взяла его травмированную стопу и осторожно потянула. Сустав щёлкнул, и вывихнутая стопа вернулась на своё место.

Точные действия Егоровой вызвали  у меня восторг! По учебникам травматологии механизм вправления этого вывиха как будто ясен. Но  увидеть всё это - даже один раз!   Можно теперь при необходимости постараться и всё сделать самому… «Да, есть здесь в отделении – у кого учиться!» - подумал я. 

А ведь Егорова на первый взгляд мне показалась очень изящной,  не слишком крепкой физически.  Однако оказалось  – она очень сильная! Умелая! Отличный хирург…   Она дала указания…  Сделали    гипсовую повязку. Больного на  каталке  повезли к лифту.  Подняли на 2 этаж. Поместили в палату.  Распоряжения делались   спокойно.  Всё выполнялось мгновенно. Идеальная работа …

- «Ночью контролируйте  состояние  больного…  Может быть отёк стопы!»  - обратилась Егорова   уже ко мне!   
- «Значит – мне сегодня ночью – ещё и дежурить?!» - подумал я,   несколько удивившись, но не стал спрашивать и ответил: - «Хорошо!»  Подумал про себя: - «Дежурить  -  так дежурить!»   

Егорова подтвердила своё распоряжение:
- «Сегодня остаётесь дежурить по больнице ночью… С вами будет дежурить Старшая сестра хирургического отделения – Нина… Она была с нами только что на обходе…Очень опытная… Лучшая в больнице… »

 Меня всё же несколько огорошила такая стремительность. В первый же день работы – и самостоятельно дежурить ночь?   И я сказал, - «Хотелось бы немного осмотреться,  освоиться в отделении, в  больнице…» Нина Владимировна внимательно посмотрела на меня, поняла мою растерянность…

- «Сегодня ночью по Больнице дежурит врач Афанасьева… Она  много лет, и всю войну работала хирургом.  Сейчас  днём работает в  Терапевтическом  отделении  как терапевт,   а ночами дежурит по больнице -  как хирург… У неё 8 дежурств в месяц. С ней и будете дежурить…В эту   смену с вами дежурит старшая сестра Нина … Ничего!  Освоитесь…» 

- «Надо бы пойти в столовую, пообедать перед дежурством…» - был мой последний аргумент.
- «В этом нет необходимости…».
- Ничего себе! Дежурить без обеда!» - мелькнула мысль. Но Егорова опередила:
- « Идите,  снимите пробу в пищеблоке больницы. Сделайте запись в журнале о качестве пищи, разрешение выдавать её больным. Это ваша обязанность как дежурного врача.  Вот и пообедаете. В город, в столовую – просто не успеете. Ведь на дежурство  – к четырём часам.»  Она продолжала:   

- «Не волнуйтесь!  Тамаре Такмазис   позвоню, что Вы уже работаете… Пусть не переживает – куда, мол,  делся  квартирант? Пошлём водителя – он на больничной машине привезёт сюда ваш тяжеленный чемодан… Медицинские книги –  пригодятся… Я тоже после окончания Медицинского института везла с собой чемодан медицинских книг… Был 1940 год…  Перед самой войной…» - улыбнулась она. 

- «Ведь Серёгин разрешил вам пока ночевать в его кабинете? Там и найдёте свои вещи после дежурства…»
 А я подумал: - «Действительно, обо мне здесь уже довольно подробно знают… Так у неё уже 18 лет хирургического стажа! Из них 4 года - Война… Ничего себе! Вот это – хирург!!!  Здорово!!!» 

Я поблагодарил Егорову и отправился в пищеблок…    Снимать пробу…  Времени оставалось – покушать и приступать к дежурству…