Десант высаживается в Сейсине

Ирек Фатхелисламов
             Мы должны знать и чтить героическое прошлое нашего Отечества. Обязаны помнить славные имена тех, кто жизнью рисковал, спасая Родину. Нет уважения к истории - нет и человека как личности. Достоинства своих предков мы должны культивировать в себе. Тогда мы будем сильны духом, независимы, мужественно перенесём любые испытания.
             Наша Родина выстояла во многих войнах. Совместно с союзниками она одержала победу и над милитаристской Японией в 1945 году. В августе сорок пятого многие японские государственные деятели поняли, что политическая и стратегическая обстановка на Дальнем Востоке в корне изменилась и продолжать войну бессмысленно.
Весь август в правящих кругах Японии шли распри. Милитаристы хотели выйти из войны с наименьшим политическим и моральным уроном, стремились любой ценой сохранить монархию.
             Наконец 2 сентября состоялось подписание акта о капитуляции Японии. Завершилась Вторая мировая война.
             3 сентября отмечается как День Победы над Японией.

             Сегодня у меня состоялась встреча с человеком, капитаном I ранга в отставке, который воевал в Малой войне, так историки называют битву с Японией. В.Ф. Грудаков в июле 1941 года поступил в Каспийское высшее военно - морское училище (г. Баку). С 16 по 29 июля 1941 г. на учебных кораблях Виталий Фёдорович участвовал в высадке десанта в северные порты Ирана (в соответствии с договором с Ираном). Летом - осенью 1942 г. в составе курсантского батальона оборонял г. Грозный. Награжден медалью "За оборону Кавказа". В Дальнейшем в 1943-1944 гг. на кораблях черноморского флота вместе с моряками - соратниками освобождал Новороссийск, Варну, Бургас, Констанцу. После окончания училища в феврале 1945 г. назначен офицером на корабли Тихоокеанского флота. А в августе 1945 г. участвовал в Сейсинской десантной операции в составе экипажа минного заградителя "Аргунь". За что был представлен к ордену Красная Звезда.


             Живой свидетель тех ярких событий начал увлекательный рассказ:
- Высадка морского десанта в Сейсин - первая крупная операция Тихоокеанского флота в ходе войны с Японией. С падением Сейсина, важной военно - морской базой, противник лишался последнего более крупного порта, связывавшего районы Северной Кореи с Японией. В ходе операции предусматривались три эшелона десанта в Сейсин: первый для разведки боем и захвата плацдарма высадился на берег 13 августа 1945 г., а второй - 15 августа. Вот о втором эшелоне как раз расскажу поподробнее, ведь ваш верный слуга находился именно в нем, вернее в составе 13-й бригады морской пехоты под командованием генерал - майора В.П. Трушина. Командиром высадки был назначен капитан 1 ранга А.Ф. Студенчиков. А высадились-то силы бригады в количестве пяти тысяч человек. Морской пехоте предписывалось усилить первый эшелон десанта и удерживать Сейсин до высадки третьего эшелона или до подхода частей 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта, продвигающихся по побережью.

           - Как всё это было?

           - В 5 часов утра 15 августа в Сейсинскую бухту вошли корабли с главными силами десанта. На борту минного заградителя "Аргунь" стою и я, совсем еще юный лейтенант, но уже командир БЧ-3 минеров, а на время операции командир корректировочной группы с численностью 30 человек. У меня на груди висит бинокль, а у ног моего помощника, мичмана Тягунова, лежит стереотруба. Генерал - майор Трушин уточняет задание: "Боюсь одних пускать, на подмогу вам даю еще 20 человек автоматчиков. Ваша .задача - занять господствующую сопку между новым и старым городом и давать координаты целей на свой корабль. Ясно?  - "Так точно, товарищ генерал!" - твердо и с уверенностью отвечаю я. - "Отправляйтесь!" - "Есть!"

             Раннее августовское утро. Рассветает. Друг за другом, используя даже малейшие складки местности, с большой осторожностью движемся в направлении заветной сопки. Судя по карте, расстояние до нее 3 километра. "При хорошей ходьбе дорога займет 20-30 минут", - на ходу размышляю я. Чуть впереди шагает назначенный мной дозор. Сзади, в арьергарде, на визуальном удалении идет группа прикрытия, это на случай непредвиденной ситуации. Постоянно твержу себе: "Нам никак нельзя ввязываться в бой, пока не прибудем на место". Вот уже до вершины сопки рукой подать. Вдруг справа, на некотором удалении от нас; слышим стрельбу. Один из моих пехотинцев, тихо вскрикивая, падает как подкошенный. К счастью, пуля лишь задела икру правой ноги бойца, и после перевязки он был в состоянии самостоятельно двигаться.

             Без дальнейших приключений прибыли на место. Окопались. Я разворачиваю командирскую карту, готовлю бинокль, а рядом со мной в окопе со стереотрубой расположился мичман Тягунов. Он докладывает: "В четырех километрах от нас перед электростанцией вижу скопление: - до батальона - живой силы врага, левее от электростанции, движется бронепоезд..." Обнаруженные цели быстро наношу на карту и по переносной радиостанции передаю координаты на "Аргунь". И буквально через 5-7 минут наблюдаемую нами панораму покрывают разрывы снарядов. Но это только начало нашей работы. Дальше идет корректировка огня: вправо - настолько-то, влево..., дальше..., ближе... К вечеру слышим гул самолетов. Это наши бомбардировщики прилетели. Время на моих часах - 17.00. "Самолеты бомбят по нашей наводке!" - кричу ребятам. Все довольны, глаза горят. Еще немного понаблюдали, ив 17.30 даю команду: "Собраться!". Добираемся до берега. Погружаясь на шлюпки, облегченно вздохнули: "Слава Богу, пронесло, всё страшное позади..." За сейсинскую десантную операцию мне и моему мичману вручили орден Красной Звезды.
            Старый воин тихим голосом продолжил:
- В бою за Сейсин девушка 19-и лет, жизнерадостная комсомолка, медсестра Мария Цуканова была ранена и попала в плен. Японцы издевались над ней, изрезали ее ножом и выкололи глаза. Труп героини был обнаружен нашими бойцами и захоронен. М.Н.Цукановой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза...
            Рассказав историю о девушке, старый моряк надолго умолк. Я и не стал его торопить. Воспоминания опять увели ветерана в юность.

            За время военной службы в составе ВМФ - Виталий Фёдорович Грудаков награжден четырьмя орденами и 25-ю медалями. С 1945 по декабрь 1977 г. непрерывно прослужил на ТОФ (Порт - Артур, залив Стрелок, Петропавловск на Камчатке, Хабаровск, залив Владимира, Владивосток). Он прошел путь от курсанта до начальника штурманского факультета Тихоокеанского высшего военно - морского училища им. С.0.Макарова и дослужился до капитана I ранга; подготовил для флота около 1500 офицеров - штурманов, за что удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
            В конце 1977 года, прослужив на флоте 36 с половиной лет, по болезни был. демобилизован и стал жить с семьей в г. Ступине. Работал на заводе стеклопластиков начальником охраны. Был заместителем секретаря парткома по идеологии. В 1986 г. по болезни на службе (атеросклероз нижних конечностей) потерял ногу - ампутация выше колена.

            Я невольно взглянул на награды, украшающие его морской китель, и подумал: "Вот уже 19 лет заслуженный человек капитан I ранга, кавалер 4-х орденов, пытаясь сохранить единственную ногу, находится между жизнью и смертью. Но состояние всё ухудшается. Не хватает необходимых лекарств и средств на них, особенно на импортные - вазапростан. Эта упаковка из 10 ампул стоит 7 тысяч рублей. А на год нужны 4 упаковки. По иронии судьбы лекарства выпускает Япония совместно с Германией. Хирургическое вмешательство противопоказано - возраст, сердце.

            Эх, как хочется возвратить былое здоровье! Дай Бог нашему герою терпения...