Вражда - плохой советчик

Саид-Хамзат Нунуев
      Враги ли чеченцы русским?

     Однажды идеологами Ичкерии во главе с Яндарбиевым и Удуговым был брошен в общество тезис о 400-летнем противостоянии России и Чечни. Тезис абсолютно неверный и в той же мере вредный на всю будущую судьбу нашего совместного или близкого проживания. Нельзя грешить против истины.

     Разумеется, у расширяющейся российской империи по отношению к Северному Кавказу были и остаются свои интересы, в прочем, как и у других великих и менее великих империй. Но вайнахский и русский народы всегда имели общий экономический,  политический и даже духовный интерес. Кроме того, даже в политическом плане интересы не всегда были антагонистическими.
 
     Исторические судьбы населения Северного Кавказа и Восточной Европы соприкасались и переплетались в глубокой древности. Как писал Е.И.Крупнов, связи эти начинаются «с контакта, установленного населением Северного Кавказа с племенами так называемой ямной и катакомбной культур южнорусских степей еще в бронзовом веке, во II тысячелетии до н.э.
 
Затем имели место сложные и противоречивые взаимоотношения древних кавказцев с ирано-язычном скифосармато-аланским миром, а позднее – кавказских народов с Тмутараканской, Киевской, Русью XI-XII веков…

     Как свидетельствуют современные историки, X век – начало этапа непосредственного знакомства русичей и кавказцев.

 
 Походы руссов на мусульманские страны Южного Прикаспия, в части которых действовали и кавказские союзники в том числе и обитатели нашего края; экономическое освоение и заселение руссами азово-черноморского побережья, разгром Святославом Киевским Хазарии и его поход вдоль Северного Кавказа; становление русского Тмутараканского княжества, к которому тяготели многочисленные кавказские племена; учащающиеся свидетельства современников о присутствии «славян», «руссов» на Кавказе, об их роли местной истории и культуры,

- таковы некоторые из существенных примет усилившихся контактов. Едва ли не каждый год обогащает науку новыми данными, среди которых факты, касающиеся территории Чечено-Ингушетии, играют не последнюю роль.

     Высказано в литературе и мнение, что Овалур в «Слове о полку Игорове»,
содействовавший бегству русского князя из Кепчанской (половецкой) неволи – вайнах по происхождению. Версия это (и сопутствующие ей лингвистические изыскания в области ранних русско-вайнахских связей) не бесспорно, но заманчива и вероятно.

     Естественно, что когда еще не сложилось сколько–нибудь существенной общности внутренних и внешнеполитических целей Древнерусского государства и вайнахов. Но зато складывались начальные предпосылки для будущего развития наметившегося процесса.

     Следует учитывать, однако, что нормальный ход становления связей был затруднен и заторможен монголо-татарским нашествием в 13 веке на Восточную Европу и Кавказ и последующим владычеством Золотой Орды.

     Длительная и упорная, героическое сопротивление захватчикам в названных регионах велось изолировано. Но объективно оба эти фланга борьбы против пришедших из глубин Азии поработителей служили общему делу отпора и окончательного свержения ненавистного ига и его последствий.

     Исследования восточнославянского и кавказского фольклоров, древнейших письменных свидетельств, наметили возможную конву зачатков славяно-кавказских связей еще до времени образования древнерусского государства.

Они же сохранили свидетельства неоднократного пребывания в монгольских кочевьях на северокавказских равнинах, в том числе и на берегах Сунжи, русских князей, сопровождавших их бояр, дружинников, летописцев, священников, а также торговых людей.

 Наиболее примечательный эпизод: опальный русский князь Михаил Ярославич Тверской 1318 году вызван ханом узбеком в свою  ставку и злодейски убит в лагере на берегу Сунжи. Нужно подчеркнуть, что накануне гибели его войны предлагали бежать в горы очевидно к вайнахам, где он мог бы спастись от жестокости хана.

     Много полезного и искреннего было и во взаимоотношениях чеченцев с терскими и гребенскими казаками.
 
     Л.Н. Толстой, опираясь на гребенской и вайнахский фольклор, очень точно охарактеризовал сложившуюся тогда ситуацию: «предки нынешних гребенцев… бежали из России и поселились за Тереком между чеченцами на Гребне первом хребте лесистых гор Большой Чечни… Ливя между чеченцами, казаки перероднились с ними …».

В районах лесистых предгорий Чечни, Майр-Туп, Аллерой,и др. В прямом соседстве с памятниками вайнахов, начинают выявляться археологические объекты ХV – первой половины XVI- века, укрепленные городки, могильники, отдельные находки, сопоставляемые с обитанием тут поселенцев в составе которых наличествует русский элемент.

     Все это – следы формирования основ гребенского казачества, сыгравшего огромную положительную роль в налаживании дружественных русско-чечено-ингушских связей.
 
     Взаимоотношения прямых предков чеченцев и ингушей с русским народом и Россией стали регулярными со времени укрепления русского централизованного государства, присоединения Казанского и Астраханского ханств и выхода Росси на берега Терека.

  В 1550-1580 годах, установление тесных русско-грузинских и русско-дагестанских связей – таков исторический фон, частью которого было установление непосредственных и активных отношений между частью вайнахов и Россией.
 
     Не позднее 1567 года в прямое общение с русским гарнизоном города-крепости в устье Сунжи вступил Ушаром-Мурза предводитель общества ококов, вайнахов, живших на плоскости близ границ  Дагестана. Он верно выполнял добровольные обязанности друга и союзника Руси и завещал эту верность своему сыну – Мурзе Шиху.

В 1588 году Ших и подвластные ему ококи добровольны приняли присягу верности России, всячески поддерживая свою репутацию давних друзей казаков на Тереке.

     В челобитной царю Федору Ивановичу Ших извещал: «Прежде того, когда ваши государства на Тереке города были – и в то время я с отцом своим Ушаром Мурзою тебе, государю, верою  и правдою служили; и после того как велел ты, государь, те города снести, - и мы все ровно с твоими государевыми с Терскими атаманами и казаками тебе служили и твое государево имя славили, и к турецкому и крымскому не приставали и им которые мрямели и тех с твоими государевы казаки воевали … Отец мой Ушаром Мурза слово твое на голове крепко держать и тебе служить, сколько твоей службы не будет…»

     В ответной грамоте, переданной через послов в Грузию, русский царь заверял: «О посленники наши Радивон и Петр, приехав к нам, про твою службу именно нам рассказывали, что ты нам служил бесхитростно… и нам твоя служба ведомо… Держать твоя и твой юрт (владение) под свою царскую рукою и в обороне тебя держать хотим о то всяких недругов и воеводам нашим Астраханским и Терским о том приказ наш царский крепкий».

     В период так называемого персидского похода Петра I равнинные чеченцы, зависящие тогда от кумыкских и других владений, были приняты в подданство. Но по условиям Гянжинского договора с Ираном в 1735 году Россия была вынуждена вновь вернуть свои государственные границы на реку Терек.
   
     В феврале 1770 года произошло добровольное вхождение в Россию ингушей (их тогда называли «киштинцами») Принципиальное положительное решение Правительствующего Сената по сути ингушских ходатайств было сформулировано еще в 1757 году и доведено указании до Коллегии иностранных дел и Астраханской губернской канцелярии.

Однако Россия до поры не имела возможности официально удовлетворять все более настойчивые обращения ингушей. Но когда началась русско-турецкая война 1786-1774 годов, аннулировавшая ограничения Белградского договора, Россия ответила на прошения ингушей реальными политическими действиями.

     О последующих событиях, связанных с антиколониальной войны под водительством Шейха Мансура, Имама Шамиля, а также о кратковременных вспышках народных восстаний достаточно хорошо известно.

 Хочу заметить, что даже в самые тяжелые времена, известные в истории под названием Кавказская война, не прекращалось экономическое сотрудничество (торговля и торговые обмены) между русскими и горцами. Немало делалось, как было сказано, и чеченскими старейшинами, включая Бейбулата Таймиева, для решения возникающих проблем дипломатическими, а не военными мерами.


     Вместе с тем, свою яркую историю имеет национально-освободительное движение Чечни. Оно обострялось каждый раз, когда власть начинала по тем или иным причинам закручивать гайки или насаждала силой чуждую идеологию.

      Наиболее яркая история национально-освободительной борьбы чеченского народа начинается с 80-х годов ХVIII столетия.
 
      Начавшееся в Чечне движение под руководством шейха Мансура охватило практически весь Северный Кавказ

Движение было подавлено русскими армиями в 1789 году. Сам Мансур захвачен в плен в 1791 году и умер в Шлиссербургской крепости.

      Впервой половине ХIХ века освободительная борьба чеченцев и ингушей против колониальных войскпрактически не прекращалась . Особенно она обострилась после назначения в 1816 году наместником Кавказа генерала Ермолова.Который проводил политику геноцида по отношению к кавказским народам.

      В 1834 году антиколониальное движение возглавил имам Шамиль, который «поставил» национально-освободительную борьбу под знамя ислама и начал формирование государственной структуры имамата. К движению имама Шамиля примкнул чеченский отряд во главе с Ташов Хаджи.

      Массово чеченцы включились в движение Шамиля зимой 1839-1840года ,когда российская администрация Кавказа попыталась с помощью карательных войск провести разоружение Чечни. Под знамена Шамиля встали Большая и Малая Чечня, ауховцы, ичкеринцы и карабулаки. Борьба Шамиля продолжалась почти 25 лет. Она получила название Кавказской войны.

Во время войны вся территория Чечни стала местом ожесточенных сражений. Хозяйство было разгромлено, почти половина народа погибло. 26 августа1859года Шамиль сдался в плен, однако Кавказская война продолжалась еще до 1864 года. В Чечне в это время происходили локальные выступления.

    Во второй половине ХIХ века, несмотря на ужесточение колониального режима на Кавказе, опять происходят волнения в Чечено-Ингушетии. Наиболее крупные восстания были в 1860-1861,1864,1877-1878 годах. Царское правительство в целях укрепления российского влияния на Кавказе выселяет чеченцев и ингушей с «плоскостных» территорий, а на их землях размещает казаков, как передовые отряды колонизации национальных окраин.

 В качестве своеобразной формы протеста против такой политики в Чечено-Ингушетии возникает абречество. Волнения продолжались также в начале ХХ века вплоть до 1917 года. Февральская революция породила большие надежды. Народы Северного Кавказа образовали Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, который должен был возглавить возрождение горских народов.

В Чечено-Ингушетии возникли национальные исполкомы, органы местного самоуправления, поднялось демократическое движение. Однако нерешенность земельного вопроса, особенно остро стоявшего для чеченцев и ингушей, привела осенью 1917 года к массовым выступлениям и вооруженным столкновениям вайнахов с казаками. В ноябре 1917 – феврале 1918 года между аулами Чечено-Ингушетии и казачьими станицами происходят настоящие сражения.

В марте 1918 года на втором съезде народов Терека по инициативе социалистического блока, куда входили большевики, меньшевики и эсеры, между враждующими сторонами был заключен мир, а в терской области провозглашена советская власть.
 
     На Кавказе создаются ревкомы из коммунистов, представителей военного командования и ЧК. Ревкомы старались уничтожить влияние небольшевистской интеллигенции и духовенства.
     После оккупации Закавказья Красной Армией в ноябре 1922 года Чечня выделилась из АССР в автономную область.

7 июля 1924 года решением ВЦИК РСФСР была упразднена Горская АССР. Вместо нее были созданы Ингушская автономная область, Северо-Осетинская автономная область и Сунженский казачий округ. В 1924-1925 годах ревкомы, ЧК и командование Северо-Кавказского военного округа проводят ряд операций по отстранению и уничтожению национальной интеллигенции, представителей духовенства. Выступления, которые прошли в начале 30-х годов в Чечено-Ингушетии, в основном носили локальный характер.

В начале 1929 года по решению органов советской власти чеченская автономная область, город Грозный с Грозненской областью и Сунженский казачий округ были объединены в Чеченскую автономную область. Это было названо мероприятием по укреплению дружбы народов. В 1929 году по указанию Северо-кавказского краевого комитета ВКП(б) местная администрация проводит в Чечне коллективизацию. В ее ходе были допущены нарушения, из-за чего в 1929 году вспыхивает восстание.

В 1930 году начались переговоры между повстанцами и красной Армией. Было заключено соглашение о том, что повстанцы прекращают восстание, а советская власть гарантирует защиту от произвола. Осенью 1931 года руководитель восстания Шита Истамулов был
застрелен ГПУ, а его брат Хасан Истамулов, организовал новый отряд, который действовал с 1931 по 1935 год.

     В 1932 году вспыхивает восстание в Ножай-Юртовском районе и в некоторых других районах Чечено-Ингушетии. В это время продолжаются расстрелы. К осени 1932 года произведены массовые аресты в Ножай-Юртовском районе. В 1933 году НКВД фактически спровоцировала восстание в Шалинском районе, которое возглавлял бывший красный партизан Ибрагим Гельдеген. В 1934 году он был убит чекистами.

     В 1934 году Чечня и Ингушетия были объединены в Чечено-Ингушскую область. Владикавказ, где находились резиденции правительств Северной Осетии и Ингушетии, отошел к Северной Осетии. Прежде этот город принадлежал обеим сторонам на паритетных началах. С этого времени центром Чечено-Ингушетии стал город Грозный. В декабре 1936 года Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

     Итак, история свидетельствует, что над чеченским народом насилие осуществлялось много раз на протяжении последних трех столетий. Отдельные ученые выделяют девять депортаций.

 Насильственное выселение а вернее, депортация горцев частичная полная (по отношению к каждому народу) проводились девять раз. Первая депортация началось уже 1792 году, после разгрома первого крупного восстания горцев Чечни, Дагестана и Западного Кавказа под руководством первого кавказского революционера, полководца Шейха Мансура (Ушурмы).

     Вторая частичная депортация в Сибирь чеченцев была осуществлена царскими властями в 1831-1832 гг. после подавления антиколониальной борьбы чеченского народа под руководством легендарного народного вождя Бейбулата Таймиева.

     Третья частичная депортация чеченцев в Сибирь осуществлена царизмом в 1836-1837 гг. после разгрома чеченских сил, боровшихся против царизма под водительством имама Ташу-Хаджи.

     Четвертая крупномасштабная депортация царским самодержавием была проведена в 1859-1860 годах в Османскую империю после подавления народно-освободительной борьбы горцев Северо-Восточного Кавказа против царизма под руководством прославленного политического и военного деятеля Шамиля.

     Пятая депортация чеченцев в Сибирь проведена царским правительством в 1863-1864 гг. после подавления Аргунского восстания, распространившегося на всю Чечню. Восстание возглавлял один из виднейших сподвижников Шамиля Байсангур.
 
     Шестая частичная депортация аварцев, даргинцев, чеченцев в Сибирь и османскую империю произошла в 1878 году после жестокого подавления антиколониального восстания в Дагестане и Чечне.

     Седьмая депортация только чеченцев в Сибирь была жесточайшим образом проведена царской администрацией Терской области в конце 1913 года, после подавления чеченского антиколониального восстания под руководством народного героя, вождя горской бедноты Зелимзана Гушмазуко Харочоевского, погибшего в сентябре 1913 года.

     Восьмая депортация в годы коллективизации.

     Девятая – полная депортация в 1944 году в Среднюю Азию и Казахстан.
 
     В царской и советской историографии устойчиво распространялась версия о чеченских набегах на казачьи земли, о том, что экспансия края со стороны империи объяснялось главным образом тем, что русские защищали себя от коварных горцев, которые больше ничего не умели, кроме как нападать, грабить и убивать.

Эта же мысль высказывалась историком из соседней северной Осетии Блиевым, и печально известным археологом из нашей республики Виноградовым.

 Недавно вновь о кровожадности чеченцев заговорила энциклопедия издательства «Терра». Но мало кто вспоминает, что режим апортенда, сегрегации был установлен на территории республики самым царизмом.

     Чеченцы действительно нападали на крепость Грозный, потому что она была построена на месте сожженных чеченских аулов, население из которых было либо  уничтожено, либо изгнано в горы. Как свидетельствуют документы, на места изгоняемых чеченцев царская администрация переселяла население из других областей страны.

     В 1839 году на юго-западной стороне крепости было освоено военное поселение. Здесь поселились 154 женатых солдат Куринского Егерского полка. В 1851 году поселение это перешло в казачье сословие и поселок был назван ст. Грозненской.

     В 1851 году переселенцев из России под стенами крепости было столько, что главнокомандующий войсками Евдокимов разрешил им поселиться и на правой реке Сунжа. Первый поселок на правой стороне расположился против валов крепости. Потом разросся и потянулся по берегу против станицы Грозненской. Росли и другие поселки во круг крепости. Поселятся здесь могли все, кроме истинных хозяев этой земли – чеченцев которых называли туземцами.

     В 1891 году начальник области генерал Коханов издал постановление о воспрещении проживать в черте города всем чеченцам, не состоящим на казенной службе. Оно было приведено в исполнение и всем чеченцам в течении двух недель пришлось покинуть город. Было принято постановление, воспрещающее чеченцам приобретать недвижимое имущество в городе и строится в торговых рядах города. Чеченцы были изгнаны из города.

     И только в 1902 году постановлением высших органов управлением Кавказа чеченцам разрешалось вновь вселится в Грозном. «Туземцы густой волной хлынули в город. Быстро превращались в купцов, домовладельцев. При этом проявили удивительные коммерческие способности. Сейчас почти половина больших красивых зданий правой стороны города принадлежит чеченцам» - писали газеты в 1913 году.
 
      Без особой охоты пускали коренных жителей в станицу своей республики и при коммунистических властях. Городские органы власти проводили такую политику, чтобы пролетариат Грозного, как тогда называли, оставался преимущественно русскоязычным.

 Это хорошо видно хотя бы потому, как и кому они распределяли в г. Грозном квартиры, какие должности в руководстве в Республике для чеченцев и ингушей были табуированы. Вся это вопиющая не справедливость, конечно, сыграла свою негативную роль, когда в 1991 году недовольная людская масса вышла на площади Грозного.

    Недовольство политикой и политиками чеченцами никогда не переносились на русский народ, с которым жили душа в душу. Не наблюдали чеченцы недоверия и не приязни и со стороны русских.

     Отдельные патриоты-популисты пытаются обвинять чеченцев в том, что многие русские покинули Грозный, забывая упомянуть, что они, как чеченцы, ингуши, украинцы, грузины армяне, евреи и другие бежали от бомб и ракет грачевской армии. И сегодня чеченцы рады были бы возвращению грозненцев всех национальностей, к которым привыкли, с которыми жили весело и открыто без религиозного или иного фанатизма и лжепатриотического идиотизма.



 
Использована литература:

Артамонов М.И. История хазар Л. 1962, с. 365-437
Магомадова Т.С., Голованова С.А., Находки древнерусских предметов в бассейне рек Кумы и Терека. – Сб. «Археология и вопрос этнической истории Северного Кавказа», Грозный, 1979, с.120-124.
Гриценко Н.П. Истоки дружбы. Грозный, 1975, с. 12-21.
Заседателева Л.Б. Терские казаки. М., 1974, с. 31-79.
Магомадова Т.С. Первые сведения в русских летописях о территории Чечено-Ингушетии. – «Изд. Чинийиял», т. IX, ч. 2 вып. 1, Грозный, 1972, с. 103-109.
Очерки истории Чечено-ингушской АССР. Т. I, Грозный, 1967, с. 15-50. Гаджиев В.Г. Из глубины веков ,- «Грозненский рабочий»,6 апреля 1979 года.
Кушева Е.Н.Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в ХVI-ХVII веках, М., 1963.
Кушева Е.Н. Усманов М.А. К вопросу об общественном строе вайнахов . Письмо 1657г. из Шибутского джамаата царю Алексею Михайловичу . – «Сов. энтография»,1978,№6,с. 99-110.
Ахмадов Я.З. История Чечни.М.,2001г.
История Чечни с древнейших времен, под ред.Ибрагимова М.М. Грозный,2006г.
Ахмадов Ш. Нохчийн, гIалгIайн ХVIII бIешарахь Къилбседа –Кавказан къамнашца, а Россица а хилла политически и культурни а юкъаметтигаш.- «Орга», №3, Грозный,1979г.

Саид-Хамзат Нунуев
город Грозный
Чеченская республика