Корабль веры и шторм бытия

Владимир Костылев
     Мой ответ на комментарий А.М.Малкова в Литературной газете (№2-3, статья "НТВ вступилось за церковь").

По существу, это ответ любому верующему человеку, обращающемуся с нападками на критиков религии.

Уважаемый Антон Михайлович Малков. Я с большим уважением отношусь к Вашей  вере, ибо чувствую искренность  и неподдельность Ваших чувств. Вы действительно,  душой, что называется, болеете за происходящее в России, Вам больно видеть, как дорогие для Вас идеи и представления подвергаются критике.  Но, будем откровенны, критика эта возникла не на пустом месте. Она опирается на неопровержимые факты, на реальные жизненные примеры, которые  только и есть  «критерий истины». 

Борьба религиозного и атеистического мировоззрения ведётся уже на протяжении тысяч лет. И, опять-таки, Вы не можете не согласиться с тем, что, хотя и с большим трудом, но атеистическое мировоззрение побеждает. Всё большее количество  землян становятся материалистами и атеистами.  И упрекать этих людей никто не имеет право, ибо это их свобода выбора. 

Задача любого приверженца той или иной идеологии заключается в том, чтобы  доказывать правильность своих идей, убеждать людей в их реальности и объективности.   

К сожалению,  религиозное мировоззрение сегодня (как, впрочем, и коммунистическое) находится в кризисе. Весь освоенный человечеством исторический опыт показывает иллюзорность религиозных представлений, их полное несоответствие реальной жизни. А сама история церкви (как проводника и проповедника этих взглядов) подтверждает всё, что написано о ней её критиками. Уверенное плавание корабля веры закончилось, он попал в исторический шторм. А капитаны этого корабля стали терять ориентацию. Вернее, как пиратские главари, стали недостойно относиться к своей команде.

Ну, разве не прав Владислав Викторович Попов, когда пишет  в своём комментарии: «Допустим, что РПЦ проповедует праведное, нравственное поведение человека, но тогда, где критика и отторжение РПЦ олигархов, воровства, коррупции, кричащей роскоши, пошлого телевидения. Всех, кто нечестным, преступным путем, наворовал свои миллиарды РПЦ на порог церкви не должно пускать! Кто продал душу дьяволу, не имеет право на роскошную и спокойную жизнь. Если так умна, душевна, искренна, правдива РПЦ - то не видеть, что наше общество построено на несправедливости распределения результатов труда миллионов, было бы явным невежеством или оправдано только корыстью своих интересов». Он абсолютно прав. 

Церковь не только не выступает против богатства и роскоши, а, напротив, эти богатства и роскошь всячески поддерживает. Вот почему, на мой взгляд, любой человек, отрицающий современное социальное устройство, вынужден критиковать и церковь, которая выступает  как часть этого устройства, всемерно его поддерживает и пользуется всеми его преимуществами.  К сожалению, церковь  сегодня не столько заботится о душе, сколько  о  материальном. И все это прекрасно видят. 

Ваш контекст о «совках» показывает Ваше презрительное отношение к бывшим советским людям, многие из которых в силу известных обстоятельств стали обращаться к церкви,  ища в ней поддержку, помощь, сочувствие. Да, многие из них, по Вашему мнению, не стали такими же приверженцами веры, как Вы («пытаются быть православными без Христа»). Но не они виноваты в этом.  Вы зря подвергаете их поруганию и, тем самым, отталкиваете от себя. Само употребление  Вами этого слова («совок»), да ещё и в таком пренебрежительном контексте, есть неуважение к людям, есть само по себе уже нарушение одной из Ваших заповедей: «возлюби ближнего своего как самого себя».  Сама Ваша вера не даёт Вам права так отзываться о людях.   

На самом деле, автор статьи свой фразой о «совках» напомнил церкви о главной  её задаче – поддержке сирых и убогих, воспитание в людях должных моральных качеств, борьбе против лжи и лицемерия, против несправедливости и стяжательства.  И  делать это надо именно по отношению к основной массе бывших советских людей, обманутых и брошенных на произвол судьбы в бездну  буржуазных отношений. 

Именно этим людям требуется в первую очередь сочувствие и сострадание, моральная и материальная поддержка. Но вместо всего этого люди видят совсем другое. Они видят разнузданную вакханалию пиршества со стороны церковных деятелей, бьющую в глаза роскошь и полное расхождение слова и дела.

СМИ предоставляют нам огромное количество  примеров, характеризующих церковных деятелей как людей беспринципных, заботящихся только о собственном благе и преуспевании. На наших глазах  среди людей, проповедующих православную веру, происходят такие события, которые идут вразрез с любыми канонами и установками верования (торговля в храмах, переходах метро, роскошные автомобили и другие аксессуары светской жизни, нарушения норм и законов, скоморошество в кино и по ТВ).

Естественно всё это отнюдь не способствует увеличению авторитета церкви. Тем более, что, например, представители других церквей (католической, ислама, иудаизма, буддизма) в таких неблаговидных делах не замечены. Зайдите в любую мечеть. Разве вы увидите там такой разгул роскоши, который буквально отвлекает людей от самой веры. О торговцах внутри храма я уже и не говорю.   

Я понимаю, Вам очень трудно противопоставить что-либо тем неблаговидным фактам  церковной жизни, о которых пишут и говорят.  Что ж, Вы должны смириться с тем, что сегодня и завтра критике будет подвергаться любая неблаговидная, безнравственная деятельность, которую осуществляют  общественные институты,  в этой деятельности замеченные. Но воспринимать эту критику надо с пониманием.