Ковчег гоп-стоп парвеню Глава 10

Алекс фон Джаго
      Радостная новость чехарду в субординации намешанных в Артуре родов войск только усилила, и рапорт авиатора (т.е. мой)  о разрешении демобилизации в связи с дальнейшей ненадобностью, местное армейско-морское начальство переправило в Питербург (от греха подальше). 
        Ожидая высочайшего рескрипта, я попросил адмирала Макарова выделить "Сунгари" для проведения на нём дальней разведки Ляодунского залива - мало ли что? И наша авиаматка почапала на запад. У китайского бережка  в воздух взмыли гидро... и приводнились только в пруду Закрытого города - то есть резиденции цыньских императоров. А то как-то невежливо получалось - соседа игнорировать и возможности наши ему не продемонстрировать. Но если судить по первому лицу - вернее сказать. соседке, ибо фактически Поднебесной империей управляла бабушка - божий одуванчик Цыси, как и полагается по законам жанра -  отравляя кто ей не нравился или напротив - безмерно жалуя фаворитов. Россия также от бабского правления уже настрадалась, и кухня была знакома. До рождения внучка императрицы оставалось ещё два года, а до момента, когда бабка сосунка императором объявит, целых четыре. Но дожидаться появления и тем паче взросления Пу И времени не оставалось - наша монополия в авиации долго не продержится, и "продавать абонементы в аэроклуб" требовалось на пике их цены. За тем то и устроили мы эту демонстрацию, чтоб живьём показать то, о чем полгода писали газеты и ходили слухи.
Разумеется, и Циньская империя горячо пожелала завести собственную авиачасть, что враз делало её круче почти колонизовавших страну "цивилизованных" держав, но уж очень это удовольствие оказалось платным. А серебренные ляни ведь намедни все Япония выгребла. И тогда светлейшую голову посетила гениальная мысль - по окончании аренды Россией полуострова, продать его насовсем за десяток самолётов. Разве от такого предложения отказаться возможно?
             Но вот сами аэропланы летать не смогут, а подготовка авиаторов так же дармовой не является. Но раз кэша у страны нет, можем и натурой довольствоваться. Так к взаимному удовольствию сторон и оказался решен вопрос поставки хлопка для нарождавшегося рядом с Дальним Нью-Иваново на берегу Таляванской бухты, что в 30 верстах от Порт-Артура.

          Как вернулись мы на "базу", то подошло и Высочайшее дозволение мне на полгода в отпуск сходить, от трудов ратных оправиться и о каком-нибудь следующем подвиге, Отечество прославляющем, поразмыслить. Даже не возбранялось ставшей уже почти родной авиаматкой по потребности за счёт казны попользоваться. А вот Юрию Николаевичу  ещё как медному котелку служить и служить надлежало - он де кадровый. Но никто и не возражал, ведь у начальника лётной школы должность оказывалась полковничья и расти куда было. А это в мирное время возможно только успехами в созидании. А до евро-стандарта военно-учебное заведение можно было доводить бесконечно. Может и я другу подсоблю - сантехники из будущего притараню, а то вскоре французские курсанты прибудут, и вряд ли мужественные галлы, для нас привычное "очко" оценят правильно. Заработать ведь орденок за своевременно построенный вытер-клозет и отказ от портянок много вернее, чем за разбомблённую батарею врага. Так зачем же от облегчённого пути товарища отваживать? Да и благодаря вновь ставшему братским японскому народу, в строительстве школы проблем не ожидалось - эти ручки кафельную плитку криво класть не умеют.

         Уходящий делать бюрократическую карьеру офицер вместо себя, под видом стажировки, отдавал мне на осиротевший аппарат толкового своего слушателя из флотских. Бывший штурман, кроме способностей к рулению в воздухе, ещё и поистине лошадиной памятью на карты обладал. Что оказалось кстати как нельзя. Джи Пи Эс ведь пока ещё не придумали, и хоть в моём компе навигационная программка стояла, но и она требовала постоянной корректировки и привязки к точкам с известными координатами. Да и не отдал бы я ненаглядный свой ноут ни в чьи руки, как бы не просили. Хай довольствуются "Аэронавигационной картой Генерального штаба Б-4", в 1973 году составленной (год я правда вырезал). Вызвавшей у мичмана и восторг и удивление одновременно - ведь в отличии от того, чем он пользовался ранее, теперь полученный им экземпляр наряду со значительно возросшей точностью изображал также и города, которых в помине пока не имелось - Манчжурия от Хакасии (к примеру) в ту пору густотой населения никак не отличалась.

       По ещё царём Петром заведённой традиции происходил мореман, разумеется, из остезейских баронов. В этой среде и ранее различный мистицизм редкостью не был, а на рубеже веков и вовсе буйным цветом заколосился. Так что "неясности" воспринимал Отто просто как данность и непонятками не заморачивался, более того, прикосновением к великим таинствам себя огромной гордостью преисполняя. Чтоб чувство избранности в нем закрепилось, даже весьма порой за штурвалом полезные, солнцезащитные очки "с напылением" подарить ему пришлось. Которые он не снимал не то что в пасмурную погоду, но даже и спать ложась.
            Вот с таким вот обновлённым составом нашей эскадрилийки на борту привезла наша авиаматка меня во Владивосток на заслуженный покой. Который, как известно, нам только сниться может. Тут же дед, батя и купец - компаньон стали судно различным припасом загружать. Который масштабами впечатлил, ибо даже сборные щитовые домики (причем немало) в себя включал. Оказывается "военный совет" надумал славный город Магадан закладывать - для освоения "тамошних" богатств база требовалась. И всё к тому уже было приготовлено.
      Когда "Сунгари" прибыла на место, то пока судно от немалого скарба народ освобождал, авиация взмыла в воздух и в двенадцать крыльев занесла припас на наиболее богатые выходы ценного металла, как и персонал, который этот металл добывать станет. Наличие базы на побережье давало возможность даже не суетиться. Отто со своим гидро... оставался снабжать приисковиков и закреплялся за Магаданом до ледостава, параллельно получая статус коменданта, мэра и всего чего ему ещё называться душа желает. А пожелала то она очень скромненько - "Основатель града", что ж, и быть по сему - пусть тогда место сие впредь Оттоград величается. Но пусть потом на облаках не плачет, что поминаемому будущими зеками телу в гробу вертеться придется.

     Поскольку судно предоставлялось мне с условиями, то на после обеда запланирован мною был подвиг. Правда, какого дня не уточнялось, как и какой именно на сей раз - ибо нелёгкое это дело что-либо свеженькое для пресыщенной публики. Удачненько припомнилось по этому случаю, что ведь Северный полюс (как, впрочем, и Южный) никто до сих пор так и не "открыл"! Это упущение срочно требовалось ликвидировать. А то сколько неудобств людям сей факт причинить может. И сразу после разгрузки пароходик наш дальше не север почапал - раз уж поблизости оказался случай упускать грех. Берингов пролив пройдя на удивление спокойно и уткнувшись в кромку льда, одели мы с Мишей на наши самолёты лыжи, выгрузили на снег горючее и отправили судно обратно. Потребно ему ещё разок было в Оттоград поспеть, что бы лишних "градостроителей" забрать - на зимовке лишние люди ни к чему, лучше в следующую навигацию их по новой привести.          
Мы же с Мишей, разумеется, дурью маяться и в дурную на две тысячи километров горючку тратить не стали также - кто докажет что "тамошний" дрейфующий лёд отличен от любого прочего? Кстати также и покорители-собачатники рассуждали. Первым "первопроходцем" заявил себя Фредерик Кук в 1908 году, потом Роберт Пири в 1909, а в 1911, Рауль Амундсен приволок с собой банду из 4-х профессиональных навигаторов, чтоб они именно его подвиг для истории запечатлели. А ведь существовало уже в ту пору искусство кинодокументалистики и напрасно эти тщеславные люди за новинками не следили, сколько бы собачек уцелело. Мы же пошли по пути прогресса - красочно заснял Миша меня на фоне ледяной пустыни с секстаном в руках, потом дал приближение, чтоб шкалу было видно одновременно с циферблатом хронометра (правда такая мелочь, как то что стрелки на 12.00 уже неделю как остановлены были, опускалась). Потом ещё можно было немного компас поснимать, на котором стрелка туда-сюда шарахалась (железка под ним заметна, разумеется, не была). И вот великая магия кино никому не позволит усомниться в нашем величии.

     Правда, как всегда в авиации, без приключения не обошлось. Когда возвращались мы с "натурных съёмок" в месту складирования припаса, то увидели, как белый мишка, харч нами для себя оставленный уминает. Это преступление безнаказанным оставлять никак нельзя было - уж очень в животе урчало, и аборигенного туриста Арктики пришлось превратить в "Завтрак туриста" в Арктике. Кстати, и намедни дедом на аэроплан установленный карамультук испытать получилось.
Изначально, при вхождении в ЭТОТ мир договорились его до времени оружием очень то не баловать. Ведь появись Калаш сейчас, так недостаток патронов у русской армии в 1916 году не 3 миллиарда будет, а 300. Да и потом, когда русские стрелять русских начнут, так же к числу жертв нули добавлять придется. И в то же время авиационный пулемёт к следующей войне требовался.
     Вот пока я по броненосцам бомбами швырялся, дед в нашей мастерской ужа с ежом скрещивал. Ведь чем АК-47 от аналогичного пулемёта отличается? Весом! Потроха взаимозаменяемы, и только сменный ствол с коробкой посолидней. Ну, и для очень скоротечных боёв в воздухе "русский" калибр в три линии всё ж маловат. Маленькая, аккуратная дырочка, если не в пилоте, существенно не вредит. Вот и вспомнил старый наш вояка, что в нашей армии недавно только "малокалиберную" Берданку с вооружения сняли, ни в одной войне её попользовать не успев. Дед по "крупповскому методу" попробовал на этот обточенный винтовочный ствол раскаленную трубку насадить и получилась у него достаточной массивности конструкция, очередь из магазина (очень банку иваси напоминающего) выдерживающая. Всего же по России 3 миллиона таких неразбитых нарезных стволов в 4,2 линии (10,75мм) болталось. А сколько тогда было на складах патронов к ним? Правда снаряжены они были дымным порохом, у которого и импульс поменьше, да и названию своему так же соответствовали. Стреляющему такими патронами с одного места пулемёту, паровоз должен завидовать. Но километровый выстрел в воздушном бою без надобности. Да и мягкая, свинцовая пуля, более двадцати граммов весом, на 200 шагов прошивала 8 дюймовых досок, на каждой в диаметре расширяясь. Так что второй пули, что в мишку попала, даже замного было. Но другой Мишка, видевший "бой" со стороны, даже испугался за меня, когда во время очереди за аэропланом шлейф густого дыма потянулся. Хотя я то, что над головой творится, даже не заметил, и в реальной драчке, дезориентация противника - так же плюс. Для той же дезы получившийся пулемёт надумали мы по старой памяти митральезой назвать - пусть мир пока хохочет над нами, мы будем смеяться позже.
        Что же касаемо самой первой браконьерской авиаохоты - так Гринписа тогда ещё не придумали, и сказать НЮ-НЮ было некому. А бортовая SONY запечатлела и первоклассного мясца получилось столько, что взлететь только с воды смогли, да и то с трудом. Благо, что пароход далеко отойти не успел - на камбуз свежатинку сплавили - весь обратный рейс экипаж гуляшом отъедался.