Литературно-музыкальная гостиная

Стихия545
 24 января в литературно-музыкальной гостиной при библиотеке НТЦ «Звездочка» состоялась вторая встреча из цикла «Осколки Серебряного века» - «Внутренняя эмиграция». Предыдущая - была посвящена «философскому пароходу», т.е. памяти события принудительной высылки в эмиграцию лучшей части отечественной интеллигенции – философов, историков, литераторов…Удивительной оказалась судьба высланных: оторванные от родины, лишенные привычного культурного контекста, они не растворились в потоках эмиграции, а наоборот, преподнесли  Европе совершенно неизвестную интеллектуальную Россию.
Не менее трагичной оказалась судьба другой части интеллигенции, оставшейся в России. Ей предстояло сохранить «вечное и неуничтожимое» в новых условиях, когда, по словам философа В.В. Розанова «Русь вся разом рассыпалась», когда культура стала считаться никому не нужным «предметом роскоши», а главной задачей новой власти стала, прежде всего, идеологическая перестройка.
Как можно было выжить в этих условиях тем, кто  стремился смотреть «на вещи без боязни», кто не мог заставить себя писать на заказ? Как можно было сохранить свою внутреннюю позицию, свое мировоззрение, которое в корне не соответствовало мировоззрению «нового человека» с марксистко-ленинской идеологией?
Об этом  свидетельствуют судьбы и творчество поэтов, писателей, философов, художников, о которых говорилось в литературной композиции: и трагичная лирика разочаровавшихся в «музыке революции» А. Блока и С. Есенина, и невероятная  сила духа и мужество Н. Гумилева, Л. Чуковской, М. Волошина,   и неподкупная мысль философов А.Лосева,  В. Несмелова, В. Розанова, художника В. Васнецова, поэтов Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама.  Тронули  удивительные письма из лагерей о. Павла Флоренского жене и детям. В них каждое слово продиктовано любовью друг к другу и к миру, как к творению Божьему. Поразил героизм и неистощимая воля к служению словом А. Солженицына. Сохранив в памяти тысячи страниц своих произведений, многим он смог открыть глаза на то, что происходило и происходит в истории России.
Каждый из них в таких страшных условиях  смог сохранить свое внутреннее «Я». Как пробивается живое растение сквозь тонну асфальта, так прорастали удивительные дары этих людей под тяжестью гнета советской власти.
М. Волошин в одном из своих пророческих стихотворений, за основу которого была взята тема Ф. Достоевского из романа «Бесы», который показывает, как бесы разрушения вошли в революционеров:
Был к Иисусу приведен
Родными отрок бесноватый –
Со скрежетом и в пене он
Валялся корчами объятый…
Но у поэта все произошло более трагично. Бесы разрушения бросились не в воды истории, как у Достоевского, а  на людей.
Не тем ли духом одержима
Ты – Русь глухонемая? Бес,
Украв твой разум и свободу,
Тебя кидает в огнь и воду,
О камни бьет и гонит в лес.
М. Волошин надеялся, что демоны разрушения, ненависти, зла, демоны глухонемые не навсегда поселились в душе нашего народа, в нашей стране. Однако, великий поэт – пророк не смог учесть, что у демонов есть одна особенность: они все время меняют облик, продолжая свое разрушительное дело.
Отрадно было видеть переполненный зал библиотеки, большое число заинтересованной молодежи. Радует, что жажда к настоящему, живому слову не умерла в наш по-своему страшный век, когда, казалось бы, жажда денег, власти, праздного времяпрепровождения поглотили мир, страну. В заключение встречи прозвучали отзывы, были высказаны мысли об ответственности за литературу (и культуру) читателей. Мы вспомнили слова  Б. Пастернака о том, что «настоящая литература существует в содружестве с настоящим читателем».  Поэтому срастутся ли в дальнейшем «осколки серебряного века» в нечто целое, зависит от нас.