Кого отбирать в педагоги?

Владислав Логинов
            Комплекс требований, предъявляемый каждому педагогу его профессиональной деятельностью, продиктован разнообразием задач, с которыми встречается молодой специалист с первой минуты своей карьеры. Причем сложность этих задач, всегда максимальна, ведь повседневная работа педагога не делает скидок на неопытность, молодость и отсутствие необходимых знаний и навыков. Подходить к этим задачам педагогу необходимо творчески, мгновенно реагируя на ситуацию, возникшую на занятиях, принимая максимально правильное педагогическое решение. Поэтому  временной дефицит, психологическое напряжение, а часто и стресс, высокая интеллектуальная нагрузка, моральная ответственность – постоянные составляющие педагогического труда.
            Если основные навыки можно сформировать и упрочить, базовые знания передать и закрепить в памяти в период обучения в университете, то сформировать педагога-профессионала за это время очень трудно, не имея в качестве    основы, необходимых задатков  личности, которые являются профессионально важными. Тем более что особой часть структуры личности является биопсихическая подструктура, определяемая свойствами нервной системы, т.е. темпераментом,  а также половыми и возрастными особенностями. Известно, что именно эти свойства составляют природные предпосылки формирования профессионально-важных качеств, что именно они обусловливают успешность освоения и выполнения профессиональной деятельности.
            Поэтому, отбор на приемных экзаменах, по необходимости, следует дополнить профессиональным психологическим отбором. Еще лучше начинать формирование потока абитуриентов, поступающих в институт, заранее -  на этапе завершения их обучения в лицеях, школах и т.д. Это позволит не только констатировать необходимый уровень развития мотивации, познавательного интереса, когнитивных процессов, наличие организаторских способностей, общительности и других профессионально важных качеств, но и выявить с помощью соответствующего комплекса психодиагностических методов оценку, которую будущим педагогам дает коллектив соучеников и учителей. Выяснить, как хорошо будущий педагог ориентирован в тех условиях, в которых   будет протекать его будущая профессиональная деятельность.
            Основной инструмент педагога для реализации его профессиональных функций - он сам и, поэтому, процесс обучения в университете должен кроме передачи знаний, формирования необходимых профессиональных умений и навыков, обеспечивать развитие трех основных подструктур личности будущего педагога:
1) профессиональной направленности,
2) профессиональной компетентности,
3) профессионально-важных качеств личности.
            Ясно, что каждая из трех перечисленных выше подструктур, разворачивается в широкий, частью пересекающийся список качеств личности, обеспечивающих эффективность и, во многом,  принципиальную осуществимость будущей педагогической деятельности.
            Анализируя обобщенный «эталон» педагога отметим, что при десятибальной системе оценок, ни один из факторов входящих в тест 16-PF Кеттелла не получил у студентов высшего балла - 10. Оценки по всем факторам теста распределились в диапазоне от 5 до 9 баллов. Почему это случилось?  Казалось бы, имей человек уровень развития всех положительных качеств на 10 баллов и он - идеальный профессионал.
        Но, по мнению студентов (и с этим трудно не согласиться), это не так. В подтверждение ими приводились следующие аргументы:
1. Оценки эталона эффективного педагога должны несколько отличаться от максимального уровня проявления профессионально-важных  качеств, ведь даже самое лучшее качество имеет свою отрицательную сторону, если оно представлено в избытке.
2. Эталон не может иметь и минимальную оценку по какому-либо профессионально-важному качеству, так как в этом случае привлекательное ранее качество теряет свои положительные черты и приобретает отрицательные.
3. Каждая из сторон какого-либо  качества может быть полезна и приемлема для одних профессий и бесполезна, или даже вредна, для других. Например, если для педагога и администратора просто необходимо быть общительным, то программисту или чертежнику это совсем не обязательно. Контролеру в общественном транспорте и воспитателю детского сада должен быть присущ абсолютно разный уровень агрессивности. Поменяйте их рабочими местами, и оба окажутся профессионально непригодными.
4. Для каждой профессии существует свой «эталон профессионала» и, чаще  всего, он заключает в  себе средний уровень развития общих для многих видов деятельности качеств человека  в сочетании с высокими оценками по  профессионально важным качествам.
        Принципом, что средний человек может все, но с некоторой поправкой на специфику будущей деятельности,  руководствовался еще Петр 1. Когда в России строился первый военный флот, естественно, нужно было набрать матросов, но какими они должны быть, кого из крепостных крестьян брать на флот, а кого нет, никто точно не знал. Тогда Петр 1 сформулировал следующий принцип «профотбора»: «Дураков не брать, слишком умных тоже не брать – рвения к службе не имеют». Похоже, этим принципом, осознанно, а может быть и не осознанно, пользуются в армии при наборе в военные училища до настоящего времени.
        К. Ингенкамп в своей книге «Педагогическое тестирование» описал процесс  профотбора в Америке. В частности он рассказывает об отборе абитуриентов в медицинские вузы. К.Ингенкамп указывает, что слишком высокий интеллектуальный уровень для будущего врача может быть и противопоказан в связи с тем, что больной идет к врачу не как к исследователю или экспериментатору, а как к целителю и не только тела, но и души.
        При тщательном психологическом отборе армейских офицеров для их дальнейшей  подготовки в качестве  разведчиков-нелегалов и военных дипломатов, не проходят отбор те из них,  кто получил чересчур хорошие оценки по интеллектуальным  тестам.  Так как при этом, по мнению специалистов, не выполняется главное условие: разведчик не должен выделяться из толпы ничем, тем более, чрезмерными способностями. Его возможности должны быть выше  среднего, но человеком при этом он должен быть совершенно  нормальным, не  отличающимся от остальных.
        Стоит задуматься, по мнению студентов, и над тем, почему великие спортсмены очень редко становятся великими тренерами. Например, представим себе, что у педагога очень высокий интеллектуальный уровень, ему все дается легко и быстро. И когда он сталкивается с тем, что при объяснении нового материала, его ученикам что-то не удается усвоить достаточно, по его мнению, быстро, он начинает раздражаться и нервничать, не понимая, почему такие элементарные (на самом деле только для него самого) вещи, могут быть непонятны для учащихся. Хотя любому выпускнику педагогического вуза должно быть заведомо ясно, что ученики данного педагога имеют меньший, по сравнению с ним, уровень образования и развития, а может быть и меньший уровень способностей, а значит, и индивидуальную скорость усвоения нового материала. Позже такие ситуативные проявления раздражительности и недовольства могут сформироваться в высокомерие и язвительность к своим ученикам, что недопустимо в педагогической деятельности или попытку выделить из всего класса "достойных" общения с ним и в дальнейшем работать только с этими "избранными".
        Низкий интеллектуальный уровень также нежелателен для педагога, так как, испытывая трудности в усвоении учебного материала и качественном изложении его ученикам, он будет чувствовать постоянную  неуверенность в себе, в своих силах и знаниях. Вполне вероятно предположить, что такой педагог, любой более или менее сложный вопрос со стороны учеников, будет обрывать криком, ссылаясь на необходимость поддержания во время урока строгой дисциплины и тишины.
        Вне всякого сомнения, что эти два типа преподавателя не смогут претендовать на любовь и уважение со стороны своих учеников и, надеемся, среди своих коллег тоже, что вынудит их в итоге, по собственному решению, сменить область своей профессиональной деятельности.