Христианство и пустота

Андрей Незванов
ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

Христианство как публичный феномен невозможно в принципе. Существование в Истине, или, вернее сказать, просто Истина исключает существование вещи. Поэтому бытие истинного Человека публично есть Пустота как отсутствие вещей. Первое фиксируемое существование христианства  появляется в умной рефлексии Истины: в рассказе о Человеке – кто Он.
По этой очевидной причине христианство публично существует только в проекции на низшие формы поклонения  – на культовую практику, исторически предшествующую христианству.

Христос Иисус учит детей своих, говоря: если приносите дары Богу, делайте это втайне, и когда творите молитву, уходите в задняя дома вашего, чтобы никто не видел и не слышал вас. Это означает, что если хотите быть образом Божьим, то изображайте Пустоту.

Первоначально христианство и было публично пустым: оно ничего не добавило к иудейству, в лоне которого по видимому возникло (приплюсовало нуль). Братские трапезы учеников в память об учителе не несли в себе ничего сакрального.
Все последующее развитие церкви отмечено созданием проекций нового духа на иудейство,  философию и эллинистические культы (в особенности культ Митры). Без этих проекций церковь не смогла бы предложить народу ничего взамен отмененного иудейского закона и  разгромленного язычества.
Первая проекция была сделана на иудейство и стоическую философию: церковь усвоила себе Крещение Иоанново и пасхальное Причащение, включив их в новую идеологию, и выступила конкурентом на философском поприще. Не мешает вспомнить, что в общественном сознании христианство вначале выступало как философская школа. В Иудее они считались последователями Иуды Галилеянина – так о них рассказывает Иосиф Флавий. По отношению к иудейству христиане выступили как новая секта. Они так и говорили о себе: наша христианская секта. В римском обществе христиане заявляли о своем учении как о лучшей философии. Собрания новой секты не были перегружены символикой:
«Римские плебеи середины первого века, собиравшиеся для обсуждения и взаимного обучения тому, как воплотить в жизнь новую доктрину любви и смирения, изустно принесенную с Востока, с ее неизвращенной простотой, еще не обремененную теологическими нагромождениями, не скованную догмами, были поистине бесконечно далеки от высокомерных, грубых римских христиан времен папы Иннокентия III». (Рафаэль Саббатини)
 
Крестившиеся эллины заполняли пустоту христианства тем, что проецировали Христа на своих богов, так что первые известные изображения Иисуса рисуют его нам в виде эллинского бога:
«Возможно, иконы Спасителя, существовавшие в третьем веке, способствовали дальнейшему распространению его культа. В те времена – и в течение приблизительно трех последующих столетий – эти иконы соответствовали греческим понятиям о божестве: Христа изображали юношей восхитительной грации и красоты и привносили в его образ многое из представлений об Орфее. Действительно, на одном сохранившемся изображении мы видим Его безбородым, сидящим на валуне, с музыкальным инструментом в руках, игрой на котором он очаровал диких зверей, собравшихся неподалеку».

Отец церковной истории Евсевий Памфил, на рубеже III—IV веков, рассказывая о виденной бронзовой статуе Христа, неодобрительно отзывается об изображениях Христа и Апостолов: «Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей».
Ириней Лионский также неодобрительно упоминает изображения Христа:
«Они… имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и оказывают им другие знаки почтения, так же, как язычники».


ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТЕЗИСОВ СМ. В "ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСПУТОВ"