писатель как истинный маг

Пюрвя Мендяев
     Не так чтобы уж сильно давно, а именно в прошлом году, под влиянием моего друга Руди, я немного занялся изучением диалектики.

        Оказалось, что диалектика, особенно, когда есть рядом люди, с которыми можно посоветоваться, и у которых можно попросить ясного разъяснения сложных вопросов, вещь исключительно интересная и главное полезная. Она позволяет понимать некие происходящие в нашей жизни события и судить о том, как они будут развиваться впоследствии.

         Один из важнейших моментов, который хорошо объясняет диалектика, это элемент движения, который присущ всему сущему. Без понимания категории движения, вообще невозможно правильно понимать  даже элементарные вещи.  Всё сущее находится в постоянном движении, которое в диалектике именуется становлением если речь идет о движении из ничто в бытие, и прехождением, когда речь идет о движении из бытия в ничто. Причем процесс этот  взаимосвязан и он постоянен. Именно это двуединое  движение и есть  подлинное существование.

         Так уж получилось, что первый свой более, менее серьезный опыт писательства у меня тоже случился в прошлом году. Насколько я сейчас понимаю, тяга к писательству у меня наследственная. Дело в том, что мой прадед был достаточно известным сказочником и народным сказителем. В Калмыкии их назвали джангарчи. У калмыков есть национальный эпос "Джангр", и вот практически до середины 20 века, весь этот огромный по объёму материал передавался только в устной форме.

        Рассказывают что джангарчи в древности приглашали на самые большие торжественные мероприятия, посвященные каким-то особо важным событиям в жизни народа.
Говорили, что даже повелитель вселенной Чингис-хан никогда не выходил в поход на завоевания других стран и народов, не устроив огромный праздник перед этим мероприятием и не выслушав специально приглашенных лучших из лучших народных сказителей. Джангарчи должен был, не делая больших перерывов трое суток рассказывать о подвигах героев народного эпоса, рассказывать сказки и разные интересные истории.
   
       Сегодня присутствует в республике несколько чтецов "Джангра", но в целом данная традиция уже вроде полностью ушла из обыденной жизни народа. И вот когда я стал писать своё первое произведение, и в перерывах общаться с представителями кружка диалектиков, до меня дошло, в чем была суть причем основная работы "Джангарчи", как и акынов, скальдов, гусляров и скоморохов. Не только создать хорошее настроение и развлечь. Задача была явно более глубокая и важная.

      Как бы ты много не знал наизусть песен из "джангра" или любой другой великой народной саги. Но рассказывая трое суток перед людьми различные истории ты в любом случае с какого-то момента выдаешь чистую импровизацию. При этом сказитель уж на вторые сутки постоянного процесса совершенно точно впадает в некое креативное состояние, которое уже не столько им контролируется, сколько уже той реальностью, которая возникла в его сознании.   

       В этом состоянии сказитель может поведать о том, как может пройти к примеру военный поход, того же Чингисхана. Как поступят враги, как великий хан сумеет обмануть врагов, каких неожиданностей можно будет ожидать. придется ли столкнуться с повышением уровня воды в реках, где можно будет их форсировать и т.д.. Сложность обычного планирования в том, что всегда планируется та реальность, которой еще нет. Просчитать её невозможно. Можно только прочувствовать и увидеть её в полубредовом сознании перенапрягшего донельзя свой разум скальда или "джангарчи".

       Но мало того. не только увидеть реальность, ту что закрыта еще пеленой времени и расстояний, похоже было дано великим сказителям, но еще им приписывали возможность вносить изменения в структуру реальности, дабы она стала такой, какой она была нужна великому полководцу и владыке.

      Поэтому и были так почитаемы данные люди, потому их так и берегли и холили владыки. Но сегодня традиция мертва. А мертва она именно из-за того, что она лишилась движения. Поскольку мы восприняли только её внешнюю форму, не осознав что она ничто без своего подлинного содержания.....Дело не в форме оказалось...