Торжество национального единства

Роберт Качев
                К 400-летию разгрома польских интервентов под Москвой.

               

               
   Династический кризис, наступивший в России в начале XVII в., определил внутреннюю обстановку в стране. Сменявшие друг друга на престоле после смерти Ивана Грозного цари Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Василий Шуйский не справлялись с ситуацией в стране, в результате чего кризис династический стал перерастать в национально-государственный. Всё больше усиливалась анархия во всём: в политике, в обществе, в религии. Смута была в полном разгаре. Появились самозванцы Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, выдававшие себя за чудом уцелевшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Московское государство, терзаемое междоусобной войной, обезлюдевшее и разорённое, представлялось лёгкой добычей польскому королю Сигизмунду III, имевшему тайную мысль стать российским царём.

   Бесчинствовали грабители — так называемая «вольница». Они жгли селения, деревни, грабили жителей, угоняли их в свои таборы. Многим современникам казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». На российский трон претендовал польский королевич Владислав, «выкликнутый» на царство боярской думой и частью москвичей. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, поразившие страну, дали повод полякам попытаться расчленить Россию, ликвидировать её государственную самостоятельность и ввести католичество.

   В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III во главе 12-тысячного войска вторгся в пределы России и осадил г. Смоленск. Два года продолжалась оборона Смоленска, которой руководил воевода М.Б. Шеин.  В июне 1611 г. интервенты предприняли пятый, наиболее ожесточённый штурм с трёх направлений и, подорвав стены крепости, вторглись в город. Войска и жители Смоленска героически защищались, взрывали пороховые погреба. Когда неприятель ворвался в Успенский собор, последний отряд защитников (около 3 тысяч человек) подорвал его, погибнув вместе с врагами. Тяжело раненый Шеин попал в плен.

   Роль смоленской обороны была очень велика, так как в течение двух лет защитники крепости сковывали главные силы армии  Сигизмунда III. Это создавало политические и военные условия для развёртывания национально-освободительной борьбы в стране, для формирования первого ополчения 1611 г.

   После свержения царя Василия Шуйского в июле 1610 г. новое боярское правительство «Семибоярщина» ( состояло из семи крупных бояр ) в августе 1610 г. заключило договор с командующим польской армией гетманом С. Жолкевским о признании русским царём польского королевича Владислава. Опасаясь выступлений посадских людей столицы и не доверяя русским войскам, боярское правительство в ночь на 24 сентября впустило интервентов в Москву, что было актом национальной измены. С октября 1610 г. власть фактически сосредоточилась в руках польского командования.

    Антинародный характер боярского правительства  послужил толчком к подъёму народного гнева. В это тяжёлое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и Отечества, изгнать польских захватчиков из Москвы. Гермоген стал олицетворением дела национальной независимости. Летописец «Новой повести» придавал ему черты эпического героя.

   Жители Смоленского уезда рассылали своим соседям обращения, в которых говорилось, что «если не оказать сопротивление, то христианская вера упразнится, святые церкви будут разрушены, погибнет весь народ наш христианский». Стали создаваться народные ополчения. Жители городов обменивались грамотами, призывая друг друга к сопротивлению. Первое ополчение стало организовываться в Рязани. Возглавили его П. Ляпунов, Д. Трубецкой, И. Заруцкий.  В Юрьевце Поволжском ополченцы объединились под предводительством Фёдора  Красного, а в Решме — под начальством Григория Лапши. В марте 1611 г. они подошли к Москве. Отбив вылазку поляков,  первое ополчение освободило Белый город и выбило интервентов из Новодевичьего монастыря. Поляки оказались изолированными в Кремле и Китай-городе. Однако из-за начавшегося разлада в самом ополчении активные боевые действия против находившихся в осаде поляков были прекращены.

   В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами стало активно формироваться второе земское ополчение. Оно состояло из отрядов горожан, крестьян центральных и северных районов России, народностей Поволжья. Выдающуюся роль в этом движении сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, который на городском сходе произнёс  свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших... и какая хвала будет всем нам  от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело».

     На пост главного воеводы по предложению Минина был приглашён 30-летний князь Дмитрий Пожарский, который был из рода Рюриковичей в двадцатом колене. Прибыв в Нижний Новгород 28 октября 1611 г., он сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения. Программа ополчения включала: освобождение страны от иноземных захватчиков, непризнание на русском престоле государей иностранного происхождения, создание нового правительства. Минин и Пожарский разослали по всем областям грамоты с определённой программой действия, высказывались против междоусобной войны, призывали объединиться против поляков и желали, чтобы вся русская земля, правильно представленная выборными, занялась избранием государя «кого нам Бог даст». Власти второго ополчения  начали осуществлять функции правительства, противостоявшего московской «Семибоярщине».

   В феврале 1612 г. в освобождённом Ярославле был создан «Совет всей земли» - это был фактически правительственный орган. При нём ополчение стало государственной вооружённой силой. Интервенты были изгнаны из городов Твери, Рязани, Владимира, что позволило улучшить комплектование и снабжение войск. Под знамёнами Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, более тысячи стрельцов и множество крестьян. Ополченцы обучались военному делу, им выплачивалось жалование.

   В июне 1612 г. к Москве двинулись новые силы интервентов во главе с гетманом К. Ходкевичем. Отряды ополченцев направились к столице и расположились вдоль западных стен Белого города, преградив путь врага к Москве с запада. Ими были заблокированы выходы из Кремля и Китай-города. Поляки переправились через Москву-реку  возле Новодевичьего монастыря  и пытались пробиться к Кремлю через Чертольские ворота. Ополченцы отбили все попытки врагов штурмовать Земляной вал и прорваться в Кремль с юга через Замоскворечье. Наступление противника было остановлено по всему фронту. Отряд под командованием Минина нанёс удар по левому флангу, Пожарский с главными силами атаковал врага в центре, а казаки Д. Трубецкого — с правого фланга. Поляки начали беспорядочно отступать. 22 октября (по новому стилю 1 ноября) ополченцы штурмом взяли Китай-город. Князь Пожарский вступил в него с иконой Казанской Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 27 октября (6 ноября) польский гарнизон в Кремле капитулировал. Завершилось изгнание интервентов из Москвы.

   В феврале 1613 г. Земский собор избрал новым царём Михаила Романова — первого русского царя из династии Романовых. Это было окончательной победой над смутой, торжеством православия и национального единства.

Иллюстрация: Изгнание поляков из Кремля. Картина Э.Лисснера.
               
                Р. Качев.
                7.11.2012г.