Иллюстрация - репродукция работы
РУДОЛЬФА КОПЫЛОВА
Урал - г.ЕКАТЕРИНБУРГ
(серия экслибрисов: "СОТВОРЕНИЕ МИРА")
ПРЕДИСЛОВИЕ
«В своей основе книжный знак — это выявление любви и уважения к книге. Это - сгусток мыслей и чувств, посвященных книге». Слова эти принадлежат крупнейшему ученому-книговеду А. А. Сидорову.
Экслибрис (лат. ex libris — из книг) — книжный знак, предназначенный для маркировки книги с целью указать на ее принадлежность какому-либо владельцу. Является самостоятельным жанром печатной графики.
Экслибрисы имеют миниатюрный формат и по праву принадлежат к произведениям искусства малых прикладных форм художественной графики. Гравируются на меди, дереве, линолеуме, реже изготавливаются в технике литографии. Печатаются на бумаге и затем наклеиваются на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки книг домашних и других библиотек.
По характеру изображения различают экслибрисы геральдические (воспроизводящие герб или эмблему владельца), вензелевые (соединяющие в декоративно-орнаментальной композиции инициалы владельца), сюжетные (изображающие пейзажи, интерьеры, натюрморты, фрагменты архитектуры и т д.).
Основное назначение книжного знака — указание на владельца книги. Однако нельзя назвать экслибрисом просто надпись от руки. Экслибрис - это особый элемент книжной графики. Основное назначение книжного знака — указание на владельца книги. Однако нельзя назвать экслибрисом просто надпись от руки. Экслибрис - это особый элемент книжной графики. Обычно сюжетные композиции бывают символическими, несут в себе зашифрованное или, наоборот, четко декларируемое значение, раскрывая мир пристрастий, личных вкусов, профессиональных занятий, особенности внутреннего мира человека, его связей с обществом, историей, природой.
Художник должен обладать большим мастерством, ведь он не просто изображает определенную натуру, но синтезирует искусство образа словесного и образа графического, сам создает новую реальность, наделяя ее множеством смыслов, причем, эта реальность ограниченна определенными рамками и требованиями, а фантазия бесконечна. Отобрать самое нужное и важное, в небольшом произведении сказать о многом, но сделать это просто и понятно – сложная задача, и недаром очень многие прославленные художники пробовали себя в искусстве книжного знака.
В данном выпуске издания представлены ведущие художники и графики - представите-ли России в области современного экслибриса (с 1991 по 2009гг.), а знатоки могут изучать современные тенденции, сопоставлять их с традиционным представлением о книжном знаке, сравнивать творческие подходы, качество работ. Хочется все посмотреть внимательно, запомнить, как-то структурировать в сознании, но сделать это очень сложно – так много имен, и у каждого автора свой художественный язык, а образы в работах варьируются от просто необычных до фантастических.
Среди мастеров экслибриса старшего поколения : Р.Копылов, Е.Блюмкин, М. Верхоланцев, Н. Домашенко, И. Желиостов, Н. Калита, Н.Казимова, В. Киселев, Г. Кулишов, Е. Лебедев, Е. Мартышев, В.Митин, В. Орлов, Ю. Ноздрин, С. Парфёнов Н. Саутин и др. преобладает стиль «классического» экслибриса – графическое решение и образный строй ясные, легко читаемые, функциональные, произведение в целом необычайно гармонично, в нем нет ничего лишнего, но от этого оно не теряет глубины смысла.
Ныне – в начале Нового века появилось много новых имён художников, мастеров современного книжного знака : Ирина ДМИТРИЕНКО (Москва); Елена ГУСЕВА и Ирина ЕЛАГИНА (Нижний Тагил); Станислав КАЗИМОВ (Санкт - Петербург); Дмитрий КЛОКОВ (Рязань); Иннокентий КЕЛЕЙНИКОВ (Москва); Виктор КОБЗЕВ (Санкт - Петербург) и др. , выполняющие книжные знаки в комбинационной технике исполнения (сочетая традиционные техники - ксилография, линогравюра, офорт и современные компьютерные технологии).
С 2000 года издается данный каталог. Вышло в свет три выпуска, – как в бумажной версии, так в в электронной (последние два выпуска). С 2012 года данное издание будет выходить только в электронном варианте, так как мало средств на издание цветных иллюстрированных каталогов с репродукциями современных книжных знаков.
В 2012 году удалось переиздать четыре сборника и два каталога по экслибрису, мини-книге , Артпоэзии, Поэзографике и архитектурному краеведению курортов региона юга РФ « КАВМИНВОДЫ» только благодаря стипендии Министерства культуры России и при деятельной поддержке и содействию Российского союза профессиональных литераторов (РСПЛ - Москва).
Выражаю сердечную признательность и тёплые слова благодарности членам Коор-динационного Совета РСПЛ в лице Председателя РСПЛ :
Т. Г. МИХАЙЛОВСКОЙ; зам. председателя КС РСПЛ,- В.А. СОКОЛОВА и отв. Секретаря РСПЛ – Л.Т. АЛЕКСАНДРОВОЙ.
БРИГИНЕВИЧ Евгений –
Член РСПЛ с 2006г. - Ставропольский союз литераторов,
член СЖ РФ, RBBY и др. творческих организаций страны.
Аверьянов Михаил Филиппович
(2.04.1926) родился в Самаре.
С детских лет увлекся рисованием, еще подростком по-ступил на самарские трехгодичные курсы ИЗО, где учился у художников Г.П. Подбельского и А. А. Любимова. После окончания художественного факультета Всесоюзного института кинематографии (ВГИК) в Москве, работал в кино. Затем увлекся книжной графикой, оформляя различные книги московских издательств – «Молодая гвардия», «Правда», «Изобразительное искусство».
В 1977г. его иллюстрации к изданию Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева «С любовью к природе» на Всесоюзном конкурсе искусства книги были отмечены дипломом.
Более 30 лет занимается гравюрой на дереве, автор 92 экслибрисов.
Участник многих книжных выставок в Москве и выставок экслибриса за рубежом. Среди них – «Книжные знаки московских художников» (Чехословакия, 1988); «Эркель в книжных знаках» (Венгрия, 1993); «Альма Матер» (Румыния, 1994); «Бьеннале график» (Бельгия – 1997, 1999, 2001).
По признанию самого художника, морская тема, которой Михаил Филиппович увлекся около 20 лет назад, - в его творчестве любимая. В своих работах художник стремится передать красоту и величие творений мастеров корабелов. И в этом ему помогает многолетний творческий союз с В.А. Дыгало, совместно с которым выпущена уже не одна книга о парусных кораблях разных эпох
БЛЮМКИН Евгений Лазаревич
(р. 2 сентября 1947г. -Ленинград)
Самобытный талантливый питерский мастер современного книжного знака России. Окончил Московский полиграфический институт. Работал художником в Институте археологии Академии наук Узбекской ССР. Много путешествовал. В 1980-82гг. осуществил творческую поездку на Памир (от Союза художников СССР). В 1983г. участвовал в киноэкспедиции, посвященной судьбе Аральского моря. С 1983г. занят преподавательской деятельностью. С 1987г. создал клуб «Графические миниатюры», где заняты и взрослые, и дети. Гравюры воспитанников Е.Л. Блюмкина представлены во многих каталогах выставок в Германии, Испании, Румынии, Польши и др. стран. Автор статей по истории искусства, экслибриса и педагогике рисунка. Известен как иллюстратор и оформитель книг Кафки, Бабеля, «Старые романсы», «Невских проспект» и др. Работает в своеобразной манере, в таких техниках как офорт, линогравюра и др.
Для творчества Блюмкина характерен постоянный творческий поиск новых сюжетов и тщательная проработка композиционных решений в сочетании с отточенной техникой исполнения экслибрисов. За-поминаются работы, выполненные в технике резцовая гравюра по стали – экслибрис для ташкентского филолога и организатора музея С.А. Есенина в столице Узбекистана – С. Зинина; офортные знаки для:
• Э. Гетманского из Тулы (с пейзажем – уголок Летнего сада),
• У.Франка (фрагмент квартиры А.С. Пушкина по наб. реки Мойки, 12),
• С. Трессера – режиссера и театроведа и др.
•
Интересные находки удалось воплотить в книжных знаках с обнаженной натурой
(серия малой графики в стиле «ню») для: Н. Стрижака, А.И. Свипласа и др.
В работах мастера нужно отметить органичное размещение шрифтовых надписей, простоту и понятность графического языка при создании новых книжных знаков
Творчество Е.Л. Блюмкина оригинально и сразу запоминается, сохраняется в памяти почитателей своеобразного таланта офортиста России. Художник не раз принимал участие в крупных конкурсах экслибрисного искусства и его работы всегда находили заслуженное признание, включались в каталоги избранных произведений малых форм графики. Работы Евгения Блюмкина экспонировались в музеях нашей страны и других стран мира. Отдельные листы графики хранятся в музеях и в частных коллекциях СНГ и Европы.
• из книг Демина 1993 С3
( портрет В.С. Высоцкого);
• из книг С.А. Демина 1993 С3
(вид барельефа Высоцкого)
ВЕРЕЩАГИН Владимир
Евгеньевич
(р.1949 - г. Онега)
Окончил Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Первый экслибрис выполнил в 1975г. Творчество современного мастера книжного знака Рос-сии по достоинству оценено в Бельгии, Голландии и Германии. Участник многих конкурсов и международных выставок графики и книжного знака. Создал около 180 экслибрисов в технике: литография, линогравюра , офорт и мецца-тинта. Большинство работ выполнил в форте. Организовал и провел серию выставок « Интерпроект» в России и странах Европы. Нужно отметить высокий уровень графического рисунка В.Е. Верещагина, его несомненный талант как признанного офортиста страны и Европы. На графической миниатюре, выпол-ненной для Марии Верещагиной изображены виды архитектуры – храм Василия Блаженного и Петропавловская крепость. На офорте, выполненном для питерского художника Александра Колокольцева (1987г.) изображен вид НЛО с лучами, направленные на Луну. Интересны книжные знаки на тему «ню», выполненные для Г. Ван Зее и Я. Брутгемана.
Работы малых форм графики В.Е. Верещагина отличает гармоничное сочетание символики и классической проработки деталей при композиционных решения.
ВЕРХОЛАНЦЕВ Михаил
Михайлович
(р. 1937 – Москва)
Стиль графического творчества мастера современного российского экслибриса М.М. Верхоланцева выгодно выделяет органичное сочетание символизма, сюрреализма и геральдики. Его творчество было отмечено на международных выставках экслибриса в Генуе (1973г.), в Мальорке (1975г.), в Сент-Никласе (1983г.). Замечательный ксилограф создал целую галерею образов из греческой мифологии.
На знаке для Христиана Блейсберга мы видим образ Льва, витающего в облаках и русалку, сидящую на берегу острова. Изображена Гарпия на фоне моря на экслибрисе, выполненном для В.Д. Перкина. На книжном знаке для Л. Лобака художник отобразил образ Шивы.
ДМИТРИЕВСКИЙ Сергей
Владимирович
(р.1966г. - Устюжна,
Вологодская обл.).
Учился в Суздальском художественно - реставрационном училище(1981-89гг.), которое окончил с отличием. Самобытный график России. Живет в родном городе. Выполнил около 20 книжных знаков. Характерными для творчества мастера является серия знаков, выполненных для Salone del TORINO
– 1989г. и экслибрис
для Г. Грака – к 500-летию
Ф. Скорина.
E.L. Salone del libro Torino 1989 X3;
E.L. AGU KALJO 1986;
E.L. Rita Pommere
ЕГОРОВ Владимир Анатольевич
(р. 1944 – Калинин).
График – живописец. Живет и работает в Вологде.
С 1952 по 1962гг. учился в Ленинградском художественно - графическом педагогическом училище. Жил и работал в Днепропетровске, в 1975г. переехал в Вологду. Член Союза художников с 1977г. Выполнил более десятка экслибрисов.
E.L. А.Т. (архитектурный пейзаж)
E.L. Егорова В. и Афониной Т. (воин)
E.L. Афониной Т. (шагающий азиат)
E.L. Егорова В (маска)
E.L. М. Даен (мужская голова среди орнамента)
ЖЕЛИОСТОВ Иван Иванович
(р. 12 апреля 1936г.,
ст. Казанская – Кубань)
Омский художник.
Зарекомендовал себя как отличный гравер по дереву и мастер малых форм графики. Примечательна его ксилографический книжный знак для юриста из Омска Ивана Синеокого, где изображен цветок из книг, в центре которого выполнен портрет поэта С.А. Есенина. Примечателен знак, выполненный к 300-летию С-Петербурга (2003г.). В сюжетном и ком-позиционном плане графическую технику И.И. Желиостова отличает продуманность и
Учился в Краснодарском художественном училище в 1952-1957 гг. (педагоги Н. Н. Могилин, Г. А. Аветисян). Свой творческий путь начинал как художник - оформитель в воинской части г. Краснодара в 1957 г., где проработал до 1960 г.
Затем в 1960-1962 гг. работал художником - декоратором в СМУ Управления торговли г. Краснодара.
В 1962-1965 гг. – главный художник строительной группы Краснодарского Горпромторга.
В Омск приехал в 1965 г. и сразу же попал в активную атмосферу художественных поисков омских художников.
Член Союза художников с 1970г.
И.И. Желиостов – участник выставок с 1966 г.: областных, зональных, республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных. От линогравюр художник переходит к гравюре на пластике, ксилографии, первым в Омске осваивает технику меццотинто (черная манера в гравировании.
Параллельно с графикой развивается и его живопись. Главной темой в живописи, как и в гравюре, остаётся пейзажный образ. Активно работает художник и в таких направлениях малой графики как экслибрис и занимается книжными иллюстрациями.
В родной станице Казанская Иван Иванович открыл картинную галерею изобразительного искусства для земляков! С друзьями художниками из Сибири в 1982г. Желиостов создал в музее экс-позицию из более 200 картин и графических работ.
Наиболее известны портретные экслибрисы мастера: для книголюба П.И. Заварзина 1987 (портрет А.С. Пуш-кина); для библиофила Г. Шика (портрет Ф.М. Достоевского); знак для историка Л.Н. Гумилева 1989 (портрет Анны Ахматовой; из книг Ж. Желиостова (портрет Марины Цветаевой) и др. Много книжных знаков посвящено образу В.С. Высоцкого, выполненных для С.А. Демина из г. Дегтярска.
Публикации о творчестве сибирского мастера экслибриса были в прессе: газета «Молодой сибиряк», газета «Омск вечерний», журнал «Омская старина» и др.
Произведения И.И. Желиостова находятся в музеях Омска, Новокузнецка, Краснодара, в картинных галереях Кубани и Омской области, в частных собраниях Германии, Китая, Польши, США, Чехии, Финляндии.
ЖИВИЦЫН Евгений
Александрович
(р. 1946).
Художник, автор ряда книг и книжный график. Мастер книжных иллюстраций книг многих авторов из Ростова-на-Дону. Архитектор по образованию. Живёт и работает в Ростове - на- Дону. Последнее время создает оригинальные стихи на сайте Поэзии России в Интернете - "СТИХИ.РУ"!
Выполнил много иконографических рисованных книжных знаков для книголюба и коллекционера Леонида Тартынского.
На экслибрисе с портретом М.Ю. Лермонтова график привел слова поэтаВ меня все ближние мои бросали, бешено каменья».
На знаке с образом Анны Ахматовой приведены ее строки « Каждый день по-новому тревожен», а на знаке с портретом Н. Карамзина – слова» Все вещи разрушает время…». Для Виктора Тартынского Е.А. Живицын на фоне портрета С.А. Есенина привел слова
«Я верю, верю. Счастье есть».
ЗАБИРОХИН Борис
(р. 1947г.- Ленинград).
Живописец, иллюстратор, мастер книжного знака и миниатюрист. В 1970 г. окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Работает в технике офорта, сухой иглы, литографии и линогравюры. Проиллюстрировал свыше 30 книг. Выполнил более 60 книжных знаков. Примечателен знак, выполненный для художника Н.А. Сажина – литография – 1990г., на котором изображен человек-Дом! Гротеск и юмор присущ истинному мастеру фантастического экслибриса России.
Б. Забирохин принимал участие в международных выставках: в Англии, Польше, Канаде, Болгарии, Японии, Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Греции и др. Персональные выставки: Ленинград ( 1984, 1991), Таллинн, Эстония (1987), Викерсунд, Норвегия (1992), Олесунд, Норвегия (1993), Санкт - Петербург,
музей-квартира А.С.Пушкина (1997). Работы находятся во многих музеях России, в том числе в Музее экслибрисов (Москва), Музее изобрази-тельных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Государственном Русском музее (СПб), Государственной Третьяковской галерее (Москва), художественных галереях Калининграда, Вологды, Брянска, Магнитогорска.
Работы мастера современного российского экслибриса хранятся в зарубежных кол-лекциях музеев:
Международного Института юмора и сатиры, Гарбово (Болгария), Национальной картинной галерее, Прага (Чехия), Музее г.Малборка (Польша), Музее
г. Бристоля (Англия), Музее Виктории и Альберта (Англия), а также в частных коллекциях России и многих стран мира.
ЗЕМЦОВ Иван
Сергеевич
(р. - МАРИЙ ЭЛ,г. Йошкар-Ола)
Художник, иллюстратор книг, мастер малых форм графики. Участник многих выставок графики Поволжья, России и других стран СНГ и Европы. Выполнил несколько книжных знаков для художника из Кисловодска – Владимира Митина.
ЗАЙЦЕВ Александр
Сергеевич
(р. Москва)
Мастер гравюры на пластике. Автор книги «Советы мастеров живописи и графики», - Бук Искусство.- М -1973г.
Выполнил знак для писателя Даниила Гранина (портрет М. Ломоносова). Графическая миниатюра поражает чистотой штриха, ясностью техники и самобытным искусством рисовальщика.
В 1985 г. выполнил цветной экслибрис «Из книг о героях гражданской войны». Изящную миниатюру мастер выполнил для библиотеки инженера В. Савиной на пушкинскую тему.
ЗУБОВ Александр
Васильевич
(р. 1946).
Самодеятельный художник. Живет в г. Устюжна Вологодской области. Работает главным врачом межрайонного Центра санитарно - эпидемиологического надзора. Выполнил более 20 экслибрисов.
- E.L. СЕВ (книга и роза);
- E.L. L.
- E.L. АНЯ (затонувший ко-рабль на дне моря и рыба);
- E.L. СВС ( бокал, роза и свеча)
КАЗИМОВА Нина
Ивановна
(р. 5 декабря 1952г. –
Ленинград)
Юбилейная персональная выставка петербургского графика Нины Казимовой прошла с 5 декабря 2002 по 5 января 2003 гг. в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12. На ней были представлены около 100 произведений Нины Казимовой: экслибрисы (книжные знаки) и книга, созданная на стихотворение Пушкина "Пир Петра Первого". Это уже третья авторская книга Нины Казимовой после таких изданий, как "Сады моей души" (на стихи поэтов Серебряного века) и "Париж" (на стихотворение Максимилиана Волошина),
приобретенных Государственным Эрмитажем и Государственным Русским му-зеем.
В подчеркнуто утонченных и изящных экслибрисах Нины Казимовой ощущаются тради-ции русской расписной иг-рушки, художественной вы-шивки и просматривается влияние школы художников "Мира искусства" с их интересом к историческим экскурсам в "галантный век", эпоху Петра Первого.
Удивительное произведение мастера особого графического вида искусства, созданное в 1999г. к 200-летию А. С. Пушкина, представлено на выставке авторской цельно-гравированной книгой “Пир Петра I”. Книга выполнена в технике офорта и акватинты вручную на офортном станке.
Автор в юном возрасте пристрастилась к графиче-скому искусству в Ленинграде, будучи студенткой архитектурного факультета ЛИСИ. Уже в 80-е годы Казимова изучает технику офорта в мастерской Г. Пахаревского. Вскоре ста-новится членом Мастерской народной графики и прини-мает участие во многих ху-дожественных выставках на-шей страны и за рубежом.
Казимова является победителем многих конкурсов и имеет большое количество различных наград и в России, и за рубежом. Нина Ивановна получила поощрительную премию на конкурсе проектов “Царскосельский карнавал-97” в Пушкине; памятные призы известных международных конкурсов книжного знака в Польше и Италии.
КАЛИТА Николай Иванович
(1926 – 2016).
Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, затем в 1953 году Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова по фа-культету графики. Занимался у профессоров В.А. Дехтярева и М.В. Маторина.
Работал в области иллюстрирования и оформления книги, а также станковой гравюре. Первый экслибрис создал в 1959 году.
Мастер гравюры и экслибриса выполнил серию из 8 гравюр на дереве для книги
В. Г. Федорова «Кто был автором „Слова о полку Игореве“...».
Черно - белые гравюры выполненные Н.КАЛИТОЙ были выполнены и размещены попарно на развороте листов, среди текста. На них изображены четыре узловых эпизода «Слова о полку Иго-реве»: сцена перед походом, выступление в поход, битва с половцами и возвращение Игоря.
Это многофигурные компо-зиции повествовательного характера с обрамлением в виде древнерусской плетен-ки. Иллюстрации Н.И. Кали-ты отличаются выразительностью и стилистическим родством с работами В. А. Фаворского. Николаю Ивановичу принадлежит также оформление красочной обложки книги Федорова с изображением древнерусской военной атрибутики (колчан, стрелы, копья) и скорописных заголовков на шмуцтитулах. Его замечательные гравюры отмечены высоким профес-сионализмом. Авторские от-тиски их находятся в ИРЛИ.
Н.И. Калита - известный мастер книжной иллюстрации и экслибриса. Оформил и проиллюстрировал около 300 книг.
Международное призна-ние к Н.И. Калите - одному из лучших граверов России - пришло в 1959 году в Австрии на VII Всемирном фестива-ле молодежи и студентов. Там он был удостоен первой премии за великолепные иллюстрации к роману Стендаля «Люсьен Левен (Красное и белое)».
КОПЫЛОВ Рудольф Владимирович
(1926 - 2011)
В произведениях мастера нужно особо отметить сложные по исполнению и многоцветные экслибрисы- в 2…8 досок (цветов) технике – ксилография и гравирование по пластику. Его работы определяются движением взаимообусловленных тематических идей, которые он развивает в разных видах гравюры и малых форм художественно-прикладной графики.
Специфические особенности живописи и миниатюры художник использует как способ передачи образно - пластического решения "бесконечной текучести форм".
Интересное изображение портретов любимых поэтов: С.А. ЕСЕНИНА, В.С. ВЫСОЦКОГО, А.С. ПУШКИНА, М.Ю. ЛЕРМОНТОВА и др. трансформируется в оригинальные книжные знаки, соз-данные для коллекционеров, художников и библиофилов разных стран мира.
Функциональность книжного знака определяется принадлежностью книг их вла-дельцу и коллекционеру книги. В 2000 г. FISAE разработала программу "Полезный экслибрис начала третьего тысячелетия" с определением "полезный" экслибрис – это экслибрис, владелец которого имеет на нем свое имя и активно использует его как марку собственности, "как художественное произведе-ние для обмена и коллекцио-нирования".
" Экслибрис - своего рода библиотечный герб владельца редких книжных изданий, книголюба или библиофила! (Евгений - СНЕЖИН - поэт).
Изучению книжных знаков Р. Копылова как отдельной области его графического творчества не было уделено должного внимания, кроме изданного в 1996г. каталога работ мастера (издан клубом графики РИФЕЙ в Екатерин-бурге) при участии ВАКСМАНА.
В него вошло подробное описание свыше 900 книжных знаков.
Систематизация экслибри-сов Р. Копылова прослежи-вается в двух направлениях: хронологическом и по при-надлежности владельцу.
Хронологическая система основана на последовательности этапов работы над экслибрисом и дает возможность проследить закономерности структурно-пластических изменений в экслибрисе Р.В. Копылова, определить их значение в творчестве графика.
Первые печатные экслибрисы Рудольфа Владимировича КОПЫЛОВА датированы 1962 г.
Независимо от сюжета и формы изображения, его работы привлекают внимание своей изящностью.
В самых незначительных набросках сказывается спокойное и уверенное мастерство, неиз-менно сохраняется оригинальность "почерка" мастера.
В сюжетных и портретных экслибрисах Рудольф КОПЫЛОВ использует различные графические приемы.
На раннем этапе творчества - часто обращается к штриховому рисунку, напоминающему технику тушью и пером, позже, моделировка формы становится более мягкой, появляется своеобразная манера гравировки рисунка, создающая впечатление мастерски выполненной гравюры.
Тематическое разнообразие книжных знаков и графический язык работ подчинены глубокому философскому осмыслению сюжетно-образного решения произведения, отражению гуманистического назначения искусства малых форм графики.
Восхищает грациозность и гармонией пропорций. В линейном рисунке движение лошади изображено с анато-мической точностью. Динамика рисунка усилена вихрем линий, под-черкивающих направление движения.
В едином пластическом ритме созданы рисунок и текст, в шрифте выверены отдельные элементы. Наработанными средствами и приемами в оригинальных композициях, график добивается емкого и лаконичного раскрытия смыслового содержания темы. Наряду с персональными экслибриса-ми, важны семейные знаки
Большое значение уделено мастером и психологической характеристи¬ке героев. Отражение внутренней экспрессии образов и динамическое композиционное решение глубже раскрывает позицию художника в трактовке изображаемых мотивов.
Выставка экслибрисов «Пушкину посвящается» была открыта в феврале 2005г. В культурно-просветительном библиотечном центре - «Пушкинский Дом».
Немного найдётся в нашей стране, да и, пожалуй, во всём мире, художников –
экслибристов, которые за свою творческую жизнь выполнили тысячу и более книжных знаков в технике ксилографии (гравюры на дереве). Один из таких рекордсменов — известный российский художник Рудольф КОПЫЛОВ.
Главное в экспозиционной коллекции была великолепная серия экслибрисов на пушкинские темы, выполненная Копыловым для Витаутоса Петнино в 2003 году.
Пушкинский автопортрет на фоне книжных полок приведен в экслибрисе для МАриано Рудале. Православные храмы древней Руси включены в композиции мно-гих книжных знаков выполненных для Карло Чиезы.
«Пушкиниана» Рудольфа КОПЫЛОВА представляет собой серию стилизованных портретов красавиц пушкин-ской эпохи (Александр Сергеевич, как известно, с юных лет был большим ценителем и поклонником женской красоты).
О лицейских годах зрителям выставки напоминают изящные портреты Натальи Кочубей и Екатерины Бакуниной, обрамлённые в золочёные овалы и как бы парящие над тихими водами Царскосельского пруда. Затем следует серия крымских и кавказских впечатлений. Здесь уже царят изображения Елизаветы Воронцовой, Каролины Собаньской и Екатерины Давыдовой. Их художник со всем почтением разместил на фоне гордых снежных вер-шин Кавказа и пирамидальных тополей Крыма.
Особенно трогателен профиль Амалии Ризнич, выполненный художником в манере быстрых зарисовок самого Пушкина. За «кавказской» следует «михайловская» серия: здесь профиль Анны Керн соседствует с силуэтом Анны Вульф и кокетливой миниатюрой с изображени-ем madam Вревской.
Все они словно прислушиваются к звукам пушкинской лиры, стройно звучащей среди полей и рощ Псковского края.
Но «тригорские» дамы кажутся трогательными провинциальными простушками рядом с роскошными красавицами обширной «петербургской» серии. На фоне вод Невы и стройной колон-нады Биржи Тома де Томон-на профиль Екатерины Семё-новой выглядит ещё более гордым, знаменитые плечи Истоминой — ещё более роскошными.
Актрисы, балерины, светские дамы, меценатки, нежные барышни быстро меняют друг друга в мелькании петербургских дней, но царит в этой серии, конечно,- она: красавица — Наталья Николаевна Пушкина.
Этот образ жены поэта объединяет «петербургскую» серию с «московской». Объединяет изысканностью наряда и печальным взглядом. Портрет Натальи Николаевны — главный символ всей серии книжных знаков мастера.
Рудольф Копылов — мастер сюжетного книжного знака. В малой графике ему подвластна любая тема, но любимой является литературная.
Есенину и Высоцкому Копылов посвятил около 150 графических миниатюр.
Необычайна интересна и его «бажовиана».
На тему сказов уральского писателя Павла Бажова
«Малахитовая шкатулка» мастер выполнил серию знаков для коллекционеров – книголюбов и издателей каталогов экслибрисов - Митина В.И. и Бригиневича Е.Е.
В кругах любителей и собирателей колоритных и редких экслибрисов Рудольф Владимирович Копылов пользуется заслуженной известностью.
Его имя занесено в мировую Антологию художников - экслибристов, а его лучшие графические листы хранятся во многих отечественных и зарубежных музеях, в частных коллекциях стран Евро-пы: Бельгии, Испании, Герма-нии, Чехии, Финляндии и др.
Р.В. Копылов неизменный участник многих междуна-родных конкурсов - выставок, где его работы неизменно входят в каталоги лучших произведений малых форм графики. Свои цветные ми-ниатюры, снискавшие мировую известность, художник тиражирует вручную в небольших количествах с нескольких «досок». Так что не зря поклонники называют его Мастером.
Графические миниатюры Р.В. Копылова - заметное явление в искусстве современного российского книжного знака и они заслуженно получили признание за рубежом и в России. Творчество мастера графики Р.Копылова отличает выразительность и логическая завершенность композиционных и сюжетных решений - являются по праву важным вкладом в развитие мирового искусства малых форм графики.
МАСТЕРА ЭКСЛИБРИСА
РОССИИ
КАТАЛОГ КНИЖНЫХ ЗНАКОВ
Выпуск третий (2012)
Электронная версия
Подписано к публикации
12 декабря 2012 г.
(РАСПРОСТРАНЕНИЕ в ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНАХ и
ИД СНГ и ЕВРОП- с января 2013г.)
ИЗДАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНО
НА СРЕДСТВА СТИПЕНДИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ;
ПРИ ПОМОЩИ и СОДЕЙСТВИИ
КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РСПЛ - МОСКВА.