Мастера экслибриса России 21 века

Евгений Бригиневич
                Иллюстрация - репродукция  работы
                РУДОЛЬФА  КОПЫЛОВА
                Урал -  г.ЕКАТЕРИНБУРГ
                (серия экслибрисов: "СОТВОРЕНИЕ  МИРА")

       
      ПРЕДИСЛОВИЕ

    «В своей основе книжный знак — это выявление любви и уважения к книге. Это - сгусток мыслей и чувств, посвященных книге».   Слова эти принадлежат крупнейшему ученому-книговеду А. А. Сидорову.
Экслибрис (лат. ex libris — из книг) — книжный знак, предназначенный для маркировки книги с целью указать на ее принадлежность какому-либо владельцу. Является самостоятельным жанром печатной графики.
   Экслибрисы имеют миниатюрный формат  и  по праву принадлежат к произведениям искусства  малых прикладных форм художественной  графики. Гравируются на меди, дереве, линолеуме, реже изготавливаются в технике литографии. Печатаются на бумаге и затем наклеиваются на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки книг  домашних  и других библиотек.

 По характеру изображения различают экслибрисы геральдические (воспроизводящие герб или эмблему владельца), вензелевые (соединяющие в декоративно-орнаментальной композиции инициалы владельца), сюжетные (изображающие пейзажи, интерьеры, натюрморты, фрагменты архитектуры и т д.).
       Основное назначение книжного знака — указание на владельца книги. Однако нельзя назвать экслибрисом просто надпись от руки. Экслибрис - это особый элемент книжной графики. Основное назначение книжного знака — указание на владельца книги. Однако нельзя назвать экслибрисом просто надпись от руки. Экслибрис - это особый элемент книжной графики. Обычно сюжетные композиции бывают символическими, несут в себе зашифрованное или, наоборот, четко декларируемое значение, раскрывая мир пристрастий, личных вкусов, профессиональных занятий, особенности внутреннего мира человека, его связей с обществом, историей, природой.
     Художник должен обладать большим мастерством, ведь он не просто изображает определенную натуру, но синтезирует искусство образа словесного и образа графического, сам создает новую реальность, наделяя ее множеством смыслов, причем, эта реальность ограниченна определенными рамками и требованиями, а фантазия бесконечна. Отобрать самое нужное и важное, в небольшом произведении сказать о многом, но сделать это просто и понятно – сложная задача, и недаром очень многие прославленные художники пробовали себя в искусстве книжного знака.
    В данном выпуске  издания  представлены ведущие художники  и графики  - представите-ли России в области современного экслибриса (с 1991 по 2009гг.), а  знатоки могут изучать современные тенденции, сопоставлять их с традиционным представлением о книжном знаке, сравнивать творческие подходы, качество работ.     Хочется все посмотреть внимательно, запомнить, как-то структурировать в сознании, но сделать это очень сложно – так много имен, и у каждого автора  свой художественный язык, а образы в работах варьируются от просто необычных до фантастических.
  Среди  мастеров  экслибриса  старшего поколения : Р.Копылов, Е.Блюмкин,   М. Верхоланцев,  Н. Домашенко,   И. Желиостов,   Н.  Калита, Н.Казимова,    В. Киселев,   Г. Кулишов,  Е. Лебедев, Е.  Мартышев,  В.Митин,  В.  Орлов,  Ю. Ноздрин,  С. Парфёнов  Н. Саутин  и др.   преобладает  стиль  «классического» экслибриса – графическое   решение  и образный строй ясные,   легко  читаемые, функциональные,  произведение в целом  необычайно  гармонично, в нем нет ничего   лишнего, но  от этого  оно  не  теряет глубины смысла.
   Ныне – в начале Нового  века появилось  много новых имён художников, мастеров  современного  книжного знака :  Ирина  ДМИТРИЕНКО (Москва);   Елена  ГУСЕВА  и Ирина ЕЛАГИНА  (Нижний  Тагил);   Станислав  КАЗИМОВ  (Санкт - Петербург);  Дмитрий  КЛОКОВ (Рязань);     Иннокентий  КЕЛЕЙНИКОВ  (Москва);   Виктор КОБЗЕВ  (Санкт - Петербург)  и др. ,   выполняющие книжные знаки в комбинационной  технике  исполнения (сочетая традиционные техники - ксилография, линогравюра, офорт   и  современные  компьютерные  технологии).
    С   2000 года издается данный  каталог. Вышло в свет  три   выпуска, – как в бумажной  версии,  так  в  в  электронной (последние  два  выпуска).  С 2012 года  данное  издание  будет  выходить  только  в  электронном  варианте, так  как  мало  средств на  издание  цветных  иллюстрированных каталогов  с    репродукциями   современных  книжных  знаков.
  В  2012  году  удалось  переиздать четыре  сборника и  два каталога   по  экслибрису, мини-книге ,  Артпоэзии,  Поэзографике  и  архитектурному  краеведению  курортов  региона  юга  РФ « КАВМИНВОДЫ» только  благодаря  стипендии Министерства  культуры России  и  при  деятельной  поддержке  и содействию  Российского  союза  профессиональных  литераторов (РСПЛ -  Москва).
  Выражаю  сердечную  признательность  и  тёплые   слова   благодарности    членам    Коор-динационного Совета  РСПЛ   в   лице Председателя  РСПЛ : 
Т. Г.  МИХАЙЛОВСКОЙ;  зам. председателя  КС  РСПЛ,- В.А.   СОКОЛОВА  и   отв. Секретаря  РСПЛ – Л.Т. АЛЕКСАНДРОВОЙ.

            БРИГИНЕВИЧ  Евгений –
                Член РСПЛ с 2006г. - Ставропольский  союз  литераторов, 
                член СЖ РФ, RBBY и др. творческих  организаций страны.
         


           Аверьянов Михаил Филиппович

         (2.04.1926) родился в Самаре.

   С детских лет увлекся рисованием, еще подростком по-ступил на самарские трехгодичные курсы ИЗО, где учился у художников Г.П. Подбельского и А. А. Любимова.  После окончания художественного факультета  Всесоюзного  института  кинематографии  (ВГИК) в Москве, работал в кино.   Затем увлекся  книжной графикой, оформляя различные книги московских издательств  –  «Молодая гвардия»,  «Правда»,  «Изобразительное  искусство».
  В 1977г. его иллюстрации к изданию Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева  «С любовью к природе» на Всесоюзном конкурсе искусства книги были  отмечены дипломом.
   Более 30 лет занимается гравюрой на дереве, автор 92 экслибрисов.
   Участник многих книжных выставок в Москве и выставок экслибриса за рубежом.   Среди них – «Книжные знаки московских художников» (Чехословакия, 1988);    «Эркель в книжных знаках» (Венгрия, 1993); «Альма Матер» (Румыния, 1994);  «Бьеннале график» (Бельгия – 1997, 1999, 2001).
     По признанию самого художника, морская тема, которой Михаил Филиппович увлекся около 20 лет назад, - в его творчестве любимая.  В своих работах художник стремится передать  красоту и величие творений мастеров  корабелов.  И в этом ему помогает многолетний творческий союз с В.А. Дыгало, совместно с которым выпущена уже не одна книга о  парусных  кораблях  разных  эпох




                БЛЮМКИН  Евгений Лазаревич

           (р. 2 сентября  1947г. -Ленинград)

Самобытный  талантливый питерский мастер современного книжного знака России.  Окончил   Московский полиграфический институт. Работал художником  в Институте археологии Академии наук Узбекской ССР.  Много путешествовал. В 1980-82гг.  осуществил творческую поездку  на Памир (от Союза художников СССР). В 1983г. участвовал в киноэкспедиции, посвященной судьбе Аральского моря. С 1983г. занят преподавательской деятельностью. С 1987г. создал  клуб «Графические миниатюры», где заняты  и взрослые, и дети.  Гравюры воспитанников Е.Л. Блюмкина  представлены  во многих каталогах  выставок  в Германии, Испании, Румынии, Польши  и др. стран. Автор статей  по истории искусства, экслибриса и педагогике рисунка. Известен как иллюстратор  и оформитель  книг Кафки, Бабеля, «Старые романсы», «Невских проспект» и др. Работает в своеобразной манере, в таких техниках  как офорт, линогравюра и др.
    Для   творчества  Блюмкина характерен постоянный  творческий поиск новых сюжетов и тщательная проработка композиционных решений  в сочетании с отточенной техникой исполнения экслибрисов. За-поминаются работы, выполненные в технике   резцовая гравюра по стали – экслибрис для  ташкентского филолога  и организатора музея С.А. Есенина в столице Узбекистана – С. Зинина; офортные знаки для: 

• Э. Гетманского из Тулы (с пейзажем – уголок Летнего сада), 
• У.Франка (фрагмент квартиры А.С. Пушкина по наб. реки Мойки, 12), 
• С. Трессера – режиссера и театроведа и др.

  Интересные находки удалось воплотить в книжных знаках с обнаженной натурой
(серия малой графики в стиле «ню»)  для: Н. Стрижака, А.И. Свипласа и др.
    В работах мастера нужно отметить органичное размещение шрифтовых надписей, простоту  и понятность графического языка  при создании  новых книжных знаков
    Творчество  Е.Л. Блюмкина  оригинально  и  сразу запоминается,  сохраняется в памяти  почитателей  своеобразного  таланта офортиста России.    Художник  не  раз принимал участие в крупных конкурсах  экслибрисного искусства   и  его  работы  всегда  находили заслуженное  признание, включались в каталоги избранных произведений  малых форм графики.  Работы   Евгения Блюмкина  экспонировались в музеях  нашей страны и других стран  мира. Отдельные листы графики  хранятся  в музеях и в частных коллекциях СНГ и Европы.

• из книг Демина    1993   С3
         ( портрет В.С. Высоцкого);
• из  книг С.А. Демина    1993  С3
                (вид   барельефа  Высоцкого)




                ВЕРЕЩАГИН     Владимир
                Евгеньевич

                (р.1949 -  г.  Онега)

 Окончил Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Первый экслибрис выполнил в 1975г. Творчество современного мастера книжного знака Рос-сии по достоинству оценено в Бельгии, Голландии  и Германии. Участник многих конкурсов и международных выставок графики и книжного знака. Создал около 180 экслибрисов  в технике: литография, линогравюра , офорт и мецца-тинта. Большинство работ выполнил в форте. Организовал и провел серию выставок « Интерпроект»  в России и  странах Европы. Нужно отметить высокий уровень графического рисунка В.Е. Верещагина, его несомненный талант как признанного офортиста страны и Европы. На графической миниатюре, выпол-ненной для Марии Верещагиной изображены виды архитектуры – храм Василия Блаженного и  Петропавловская крепость.  На офорте, выполненном для питерского художника Александра Колокольцева (1987г.) изображен вид НЛО с лучами, направленные на Луну. Интересны книжные знаки на тему «ню», выполненные для Г. Ван Зее и Я. Брутгемана.
  Работы малых форм графики В.Е. Верещагина отличает  гармоничное сочетание символики и классической проработки деталей  при композиционных решения.


                ВЕРХОЛАНЦЕВ Михаил
                Михайлович

                (р. 1937 – Москва)

Стиль  графического творчества  мастера современного российского экслибриса М.М. Верхоланцева  выгодно выделяет  органичное сочетание символизма, сюрреализма  и геральдики. Его творчество было отмечено на международных выставках экслибриса  в Генуе (1973г.), в Мальорке  (1975г.),   в  Сент-Никласе (1983г.).     Замечательный  ксилограф создал целую галерею образов из греческой мифологии.
   На знаке для Христиана Блейсберга   мы  видим  образ Льва, витающего в облаках и русалку, сидящую на берегу острова. Изображена Гарпия на фоне моря  на экслибрисе, выполненном для В.Д. Перкина. На  книжном знаке для Л. Лобака художник отобразил образ Шивы. 

 
 

                ДМИТРИЕВСКИЙ    Сергей   
                Владимирович

                (р.1966г. - Устюжна,   
                Вологодская   обл.).


  Учился  в Суздальском художественно - реставрационном училище(1981-89гг.), которое окончил с отличием. Самобытный график России. Живет  в родном  городе.  Выполнил  около 20 книжных знаков. Характерными для творчества мастера  является серия знаков, выполненных  для   Salone del TORINO
  –   1989г.     и       экслибрис 
  для Г. Грака  –  к  500-летию
  Ф. Скорина.

 E.L.  Salone  del  libro Torino  1989  X3;
 E.L.   AGU  KALJO    1986;
 E.L.   Rita  Pommere





                ЕГОРОВ  Владимир Анатольевич
                (р. 1944 – Калинин).

           График – живописец. Живет  и работает  в Вологде.
      С 1952 по 1962гг.  учился  в    Ленинградском художественно - графическом педагогическом училище.  Жил  и работал в Днепропетровске, в 1975г.   переехал в Вологду.     Член Союза художников  с 1977г. Выполнил более десятка экслибрисов.
 E.L.    А.Т.     (архитектурный пейзаж)
 E.L.   Егорова В. и Афониной Т. (воин)
 E.L.   Афониной Т.  (шагающий  азиат)
 E.L.   Егорова  В     (маска)
 E.L.   М.  Даен    (мужская  голова   среди  орнамента)



 


                ЖЕЛИОСТОВ  Иван   Иванович

                (р. 12 апреля 1936г.,
                ст. Казанская – Кубань)

 

                Омский художник. 
    Зарекомендовал себя как отличный гравер по дереву и мастер малых форм графики.  Примечательна  его  ксилографический книжный знак для юриста из Омска Ивана Синеокого,  где изображен цветок из книг,  в  центре которого выполнен портрет поэта С.А. Есенина.   Примечателен знак, выполненный  к  300-летию  С-Петербурга (2003г.).  В сюжетном  и ком-позиционном  плане  графическую  технику  И.И. Желиостова отличает продуманность  и 
    Учился  в  Краснодарском  художественном училище в 1952-1957 гг.  (педагоги Н. Н. Могилин, Г. А. Аветисян).   Свой творческий путь начинал как художник - оформитель в воинской части г. Краснодара в 1957 г., где проработал до 1960 г. 
    Затем в 1960-1962 гг. работал художником - декоратором  в  СМУ   Управления торговли   г. Краснодара.

 В 1962-1965 гг. – главный художник строительной группы Краснодарского  Горпромторга. 

     В Омск приехал в 1965 г. и сразу же попал в активную атмосферу художественных поисков омских  художников.
    Член Союза художников с 1970г.
 И.И.  Желиостов –  участник  выставок с 1966 г.:  областных, зональных, республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных.   От линогравюр художник переходит к гравюре на пластике, ксилографии, первым в Омске осваивает технику меццотинто (черная манера в гравировании.
   Параллельно с графикой развивается и его живопись. Главной темой в живописи, как и в гравюре, остаётся пейзажный образ.  Активно работает художник и в таких направлениях малой графики как экслибрис  и   занимается книжными иллюстрациями.
  В родной станице Казанская  Иван Иванович  открыл картинную галерею изобразительного искусства для земляков!  С  друзьями художниками из Сибири  в 1982г. Желиостов  создал   в музее экс-позицию из более 200 картин  и графических работ.
   Наиболее известны  портретные экслибрисы  мастера:  для книголюба П.И. Заварзина  1987  (портрет А.С. Пуш-кина);    для  библиофила   Г. Шика (портрет Ф.М. Достоевского); знак для историка Л.Н. Гумилева  1989  (портрет Анны Ахматовой; из книг  Ж. Желиостова (портрет Марины  Цветаевой) и др.  Много книжных знаков  посвящено образу В.С. Высоцкого, выполненных для С.А. Демина из  г. Дегтярска.
   Публикации о творчестве  сибирского мастера  экслибриса  были в прессе: газета «Молодой сибиряк», газета «Омск вечерний»,  журнал «Омская старина» и др. 
   Произведения  И.И. Желиостова   находятся в музеях Омска, Новокузнецка, Краснодара, в картинных галереях Кубани и Омской области, в частных собраниях Германии, Китая, Польши, США, Чехии, Финляндии.






    


                ЖИВИЦЫН   Евгений
                Александрович

                (р. 1946).

    Художник, автор  ряда книг  и книжный график. Мастер книжных иллюстраций  книг многих авторов из Ростова-на-Дону.  Архитектор  по  образованию.  Живёт и работает в  Ростове - на- Дону. Последнее время  создает оригинальные стихи на    сайте  Поэзии  России  в  Интернете - "СТИХИ.РУ"!
     Выполнил много иконографических  рисованных книжных знаков    для  книголюба  и  коллекционера     Леонида Тартынского.
  На  экслибрисе с  портретом М.Ю. Лермонтова график  привел слова поэтаВ меня все ближние мои бросали, бешено каменья».
 
    На знаке  с образом Анны Ахматовой приведены ее строки « Каждый день по-новому тревожен», а  на  знаке с портретом Н. Карамзина – слова» Все вещи разрушает время…».  Для Виктора Тартынского  Е.А. Живицын  на фоне портрета С.А. Есенина привел слова
             «Я верю, верю. Счастье есть».



 
                ЗАБИРОХИН Борис 

                (р. 1947г.- Ленинград).

  Живописец, иллюстратор, мастер книжного знака и миниатюрист. В 1970 г. окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Работает  в технике офорта, сухой иглы, литографии и линогравюры. Проиллюстрировал свыше 30 книг. Выполнил более  60 книжных знаков.  Примечателен  знак, выполненный для художника Н.А. Сажина – литография – 1990г., на котором изображен человек-Дом! Гротеск и юмор присущ истинному мастеру фантастического экслибриса России. 

   Б. Забирохин принимал участие  в международных выставках: в Англии,  Польше, Канаде, Болгарии, Японии, Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Греции и др. Персональные выставки: Ленинград ( 1984, 1991), Таллинн, Эстония (1987), Викерсунд, Норвегия (1992), Олесунд, Норвегия (1993), Санкт - Петербург,
музей-квартира А.С.Пушкина (1997). Работы находятся во многих музеях России, в том числе в Музее экслибрисов (Москва), Музее изобрази-тельных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Государственном Русском музее (СПб), Государственной Третьяковской галерее (Москва), художественных галереях Калининграда, Вологды, Брянска, Магнитогорска.
    Работы  мастера современного российского экслибриса  хранятся в зарубежных кол-лекциях музеев:   
    Международного  Института    юмора   и  сатиры,     Гарбово (Болгария),   Национальной картинной галерее, Прага (Чехия),  Музее  г.Малборка (Польша),   Музее 
 г. Бристоля   (Англия),    Музее  Виктории  и  Альберта  (Англия),  а также  в  частных   коллекциях   России   и  многих   стран  мира.


                ЗЕМЦОВ    Иван 
                Сергеевич

                (р.    - МАРИЙ  ЭЛ,г. Йошкар-Ола)

  Художник, иллюстратор книг, мастер малых форм графики. Участник многих выставок графики Поволжья, России и других стран СНГ и Европы. Выполнил несколько книжных знаков  для художника из Кисловодска – Владимира Митина.
               


         

                ЗАЙЦЕВ    Александр 
                Сергеевич

                (р.      Москва)

      Мастер гравюры  на пластике.  Автор книги   «Советы мастеров живописи и графики», - Бук  Искусство.- М -1973г.   
    Выполнил  знак для писателя  Даниила  Гранина   (портрет М. Ломоносова). Графическая миниатюра поражает чистотой штриха, ясностью техники и  самобытным искусством рисовальщика.
     В 1985 г. выполнил цветной экслибрис   «Из книг о героях гражданской войны». Изящную миниатюру мастер выполнил для библиотеки инженера В. Савиной на пушкинскую тему.




                ЗУБОВ    Александр
                Васильевич

                (р. 1946).

     Самодеятельный   художник. Живет  в  г. Устюжна  Вологодской области.  Работает главным врачом межрайонного   Центра  санитарно - эпидемиологического  надзора.  Выполнил более 20 экслибрисов.
 - E.L. СЕВ (книга  и роза);
 - E.L.  L.
 - E.L.  АНЯ (затонувший ко-рабль на дне моря  и рыба);
  - E.L. СВС ( бокал, роза  и свеча)



                КАЗИМОВА   Нина
                Ивановна

                (р. 5 декабря 1952г. –
                Ленинград)

    Юбилейная персональная выставка петербургского графика Нины Казимовой  прошла с 5 декабря 2002 по 5 января 2003 гг.  в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12.  На ней  были представлены около 100 произведений Нины Казимовой: экслибрисы (книжные знаки) и книга, созданная на стихотворение Пушкина "Пир Петра Первого". Это уже третья авторская книга Нины Казимовой после таких изданий, как "Сады моей души" (на стихи поэтов Серебряного века) и "Париж" (на стихотворение Максимилиана Волошина),
приобретенных Государственным Эрмитажем и Государственным Русским му-зеем. 

     В подчеркнуто утонченных и изящных экслибрисах Нины Казимовой ощущаются тради-ции русской расписной иг-рушки, художественной вы-шивки и просматривается влияние школы художников "Мира искусства" с их интересом к историческим экскурсам в "галантный век", эпоху Петра  Первого.

   Удивительное произведение мастера особого графического вида искусства, созданное  в 1999г.  к 200-летию А. С. Пушкина, представлено на выставке авторской цельно-гравированной книгой “Пир Петра I”. Книга выполнена в технике офорта и акватинты вручную на офортном станке.
    Автор в юном возрасте пристрастилась к графиче-скому искусству в Ленинграде, будучи студенткой архитектурного факультета ЛИСИ. Уже в 80-е годы Казимова изучает технику офорта в мастерской Г. Пахаревского.  Вскоре ста-новится членом Мастерской народной графики и прини-мает участие во многих  ху-дожественных выставках на-шей страны и за рубежом.
   Казимова является победителем многих конкурсов и имеет большое количество различных наград и в России, и за рубежом. Нина  Ивановна  получила поощрительную премию на конкурсе проектов  “Царскосельский карнавал-97”  в Пушкине;  памятные  призы  известных международных конкурсов  книжного знака в  Польше и Италии.
 

 


                КАЛИТА  Николай Иванович 

                (1926 – 2016). 

   Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, затем в 1953 году Московский государственный  художественный  институт имени В.И.Сурикова   по  фа-культету  графики.  Занимался  у  профессоров   В.А.  Дехтярева и   М.В.  Маторина.
  Работал в области иллюстрирования и  оформления  книги,  а  также станковой  гравюре.  Первый экслибрис создал в  1959   году.
  Мастер гравюры и экслибриса  выполнил серию  из  8 гравюр на дереве для   книги
 В. Г. Федорова    «Кто был автором   „Слова о полку Игореве“...».   
    Черно - белые гравюры  выполненные Н.КАЛИТОЙ  были  выполнены  и  размещены   попарно на развороте листов, среди текста.  На них изображены четыре узловых эпизода  «Слова о полку Иго-реве»: сцена перед походом, выступление в поход, битва с половцами и возвращение Игоря.

    Это многофигурные компо-зиции повествовательного  характера с обрамлением в виде древнерусской  плетен-ки. Иллюстрации  Н.И.  Кали-ты  отличаются выразительностью и стилистическим  родством с работами В. А. Фаворского. Николаю Ивановичу  принадлежит также оформление красочной обложки книги Федорова с изображением древнерусской военной  атрибутики (колчан, стрелы, копья) и скорописных заголовков на шмуцтитулах. Его  замечательные гравюры отмечены высоким профес-сионализмом. Авторские от-тиски их находятся в ИРЛИ.
 Н.И.  Калита - известный мастер книжной иллюстрации и экслибриса. Оформил и проиллюстрировал около 300 книг.
Международное призна-ние к Н.И. Калите - одному из лучших граверов России - пришло в 1959 году в Австрии на VII Всемирном фестива-ле молодежи и студентов. Там он был удостоен первой премии за великолепные иллюстрации к роману Стендаля «Люсьен Левен (Красное и белое)».
 




                КОПЫЛОВ  Рудольф  Владимирович 
                (1926 - 2011)


       В произведениях мастера  нужно особо отметить  сложные по исполнению   и  многоцветные экслибрисы-   в 2…8 досок (цветов)   технике – ксилография  и гравирование по пластику.  Его работы определяются движением взаимообусловленных тематических идей, которые он развивает в разных видах  гравюры  и малых форм художественно-прикладной  графики.
      Специфические особенности живописи  и   миниатюры художник использует как способ передачи образно - пластического решения "бесконечной текучести форм".
    Интересное  изображение  портретов  любимых  поэтов: С.А. ЕСЕНИНА, В.С. ВЫСОЦКОГО, А.С. ПУШКИНА, М.Ю. ЛЕРМОНТОВА и др. трансформируется в оригинальные книжные знаки, соз-данные для коллекционеров, художников и библиофилов  разных стран мира.

 Функциональность   книжного   знака определяется  принадлежностью  книг  их вла-дельцу и коллекционеру  книги.   В 2000 г.  FISAE разработала программу  "Полезный экслибрис начала третьего тысячелетия" с определением "полезный" экслибрис – это экслибрис, владелец которого имеет на нем свое имя и активно использует его как  марку  собственности, "как художественное произведе-ние для обмена и коллекцио-нирования".

     " Экслибрис - своего  рода  библиотечный  герб  владельца  редких  книжных изданий, книголюба  или  библиофила!   (Евгений - СНЕЖИН  - поэт).
   Изучению книжных знаков  Р. Копылова  как отдельной области его графического творчества не было уделено должного внимания, кроме изданного  в 1996г. каталога работ мастера (издан клубом  графики РИФЕЙ  в Екатерин-бурге)  при участии ВАКСМАНА.
    В него вошло  подробное  описание свыше 900   книжных знаков.
   Систематизация экслибри-сов  Р. Копылова  прослежи-вается в двух направлениях:  хронологическом  и по при-надлежности владельцу.
Хронологическая система основана на последовательности этапов работы над экслибрисом и дает возможность проследить закономерности структурно-пластических изменений в экслибрисе Р.В. Копылова, определить их значение в творчестве графика.
    Первые   печатные экслибрисы    Рудольфа  Владимировича    КОПЫЛОВА  датированы 1962 г.
     Независимо  от  сюжета и формы изображения, его  работы  привлекают внимание  своей изящностью.
     В  самых  незначительных набросках сказывается спокойное  и уверенное мастерство, неиз-менно сохраняется оригинальность "почерка" мастера.
 В сюжетных   и   портретных экслибрисах Рудольф  КОПЫЛОВ   использует  различные графические приемы.
   На раннем этапе творчества - часто обращается к штриховому рисунку, напоминающему  технику  тушью  и  пером, позже, моделировка  формы   становится более мягкой,   появляется    своеобразная   манера гравировки   рисунка,   создающая     впечатление         мастерски  выполненной   гравюры.
    Тематическое разнообразие книжных знаков и графический язык  работ  подчинены глубокому философскому осмыслению сюжетно-образного решения произведения, отражению гуманистического назначения искусства малых форм графики.
    Восхищает грациозность и гармонией пропорций.   В   линейном  рисунке  движение  лошади  изображено с анато-мической точностью.   Динамика рисунка усилена  вихрем  линий,  под-черкивающих направление движения.
      В   едином  пластическом ритме созданы  рисунок и текст, в шрифте выверены отдельные  элементы. Наработанными    средствами  и  приемами  в оригинальных композициях, график  добивается  емкого и лаконичного  раскрытия  смыслового содержания темы. Наряду  с   персональными   экслибриса-ми, важны семейные  знаки
     Большое  значение   уделено мастером  и  психологической характеристи¬ке героев. Отражение внутренней экспрессии образов и динамическое композиционное решение глубже раскрывает позицию художника в трактовке изображаемых мотивов.
         
      Выставка экслибрисов «Пушкину посвящается»  была открыта  в  феврале 2005г.   В  культурно-просветительном библиотечном      центре   -     «Пушкинский Дом».
  Немного найдётся в нашей стране, да и, пожалуй, во всём   мире,   художников   –
экслибристов, которые за свою творческую жизнь  выполнили  тысячу и более книжных знаков в технике ксилографии (гравюры на дереве). Один из таких рекордсменов — известный  российский   художник Рудольф КОПЫЛОВ.
     Главное в  экспозиционной коллекции  была  великолепная серия экслибрисов на пушкинские темы, выполненная Копыловым для  Витаутоса   Петнино в 2003 году.

    Пушкинский  автопортрет  на  фоне книжных  полок  приведен  в экслибрисе  для МАриано  Рудале.  Православные храмы  древней Руси включены в композиции мно-гих книжных знаков выполненных для Карло Чиезы.
      «Пушкиниана» Рудольфа  КОПЫЛОВА   представляет собой серию стилизованных портретов красавиц пушкин-ской эпохи (Александр Сергеевич, как известно, с юных лет был большим ценителем и поклонником женской красоты).

   О лицейских годах зрителям выставки напоминают изящные портреты Натальи  Кочубей  и Екатерины Бакуниной, обрамлённые в золочёные овалы и как бы парящие над тихими  водами Царскосельского пруда. Затем следует  серия  крымских и кавказских впечатлений.   Здесь уже    царят  изображения  Елизаветы Воронцовой, Каролины Собаньской  и    Екатерины   Давыдовой.   Их  художник  со  всем почтением  разместил на фоне гордых  снежных  вер-шин  Кавказа  и   пирамидальных тополей  Крыма.

   Особенно  трогателен  профиль  Амалии Ризнич, выполненный художником в манере быстрых зарисовок самого Пушкина.     За «кавказской» следует «михайловская» серия:    здесь    профиль   Анны Керн соседствует  с  силуэтом   Анны   Вульф и кокетливой   миниатюрой  с  изображени-ем madam Вревской.
  Все они словно  прислушиваются  к  звукам  пушкинской  лиры, стройно   звучащей  среди полей   и  рощ     Псковского края.
  Но «тригорские»   дамы  кажутся  трогательными провинциальными простушками рядом с  роскошными  красавицами  обширной    «петербургской» серии.   На  фоне  вод  Невы и стройной колон-нады Биржи  Тома де  Томон-на  профиль Екатерины Семё-новой  выглядит  ещё более гордым, знаменитые плечи Истоминой — ещё более роскошными.
   Актрисы, балерины, светские дамы, меценатки, нежные барышни быстро меняют друг друга в мелькании петербургских дней,   но   царит в этой   серии, конечно,- она: красавица — Наталья Николаевна Пушкина.
    Этот образ жены  поэта  объединяет   «петербургскую» серию с «московской».    Объединяет изысканностью наряда и печальным взглядом.   Портрет Натальи   Николаевны  — главный символ  всей  серии  книжных знаков мастера.
 
     Рудольф Копылов — мастер сюжетного книжного знака.  В малой графике ему подвластна любая тема, но любимой является  литературная.
    Есенину и Высоцкому Копылов посвятил около 150 графических миниатюр.
   Необычайна интересна и его «бажовиана».

       На тему   сказов  уральского писателя    Павла   Бажова   
 «Малахитовая шкатулка»  мастер выполнил серию  знаков для коллекционеров – книголюбов и издателей   каталогов     экслибрисов -  Митина В.И. и   Бригиневича Е.Е. 
    В   кругах  любителей  и  собирателей  колоритных и редких  экслибрисов  Рудольф  Владимирович Копылов  пользуется заслуженной  известностью. 
    Его имя занесено в мировую Антологию художников - экслибристов, а его лучшие графические листы хранятся во многих отечественных и зарубежных музеях,  в частных коллекциях стран Евро-пы: Бельгии, Испании, Герма-нии, Чехии, Финляндии и др.

  Р.В. Копылов неизменный участник многих междуна-родных конкурсов - выставок, где  его работы неизменно  входят  в каталоги лучших произведений малых форм графики.  Свои цветные ми-ниатюры, снискавшие  мировую известность, художник тиражирует вручную в небольших количествах с нескольких «досок». Так что не зря поклонники называют его Мастером. 
   Графические миниатюры  Р.В. Копылова - заметное явление в  искусстве  современного  российского книжного знака  и они заслуженно  получили  признание за рубежом  и  в России. Творчество мастера графики  Р.Копылова  отличает выразительность и логическая завершенность композиционных и сюжетных решений  -  являются по праву  важным вкладом в развитие  мирового искусства  малых форм графики.


      
   

                МАСТЕРА   ЭКСЛИБРИСА

                РОССИИ

                КАТАЛОГ  КНИЖНЫХ ЗНАКОВ
 
                Выпуск   третий  (2012)

                Электронная  версия

               Подписано к  публикации
                12  декабря  2012 г.
          (РАСПРОСТРАНЕНИЕ  в  ИНТЕРНЕТ  МАГАЗИНАХ и 
            ИД  СНГ и ЕВРОП- с  января  2013г.)
                ИЗДАНИЕ  ОСУЩЕСТВЛЕНО
        НА     СРЕДСТВА      СТИПЕНДИИ  МИНИСТЕРСТВА  КУЛЬТУРЫ  РФ;
             ПРИ   ПОМОЩИ  и  СОДЕЙСТВИИ
         КООРДИНАЦИОННОГО   СОВЕТА   РСПЛ  - МОСКВА.