А. Кайданский. Эротика в музыке

Дискуссионный Клуб Прозы
Я обозначил тему эротики в музыке уже в первой статье "Взгляд на эротику. Garota de Ipanema". Тема вызвала интерес, горячие дискуссии и парадоксально противоположные мнения, часто очень спорные. Это меня вдохновило на продолжение размышлений и выделение темы в отдельную статью. Я благодарен всем, кто принимал живое участие в обсуждении, поскольку мысленно разговаривал с каждым из вас. 

Вот некоторые из мнений:
-----------------------------
- есть несколько категорий эротической музыки. Во-первых, это песни откровенно эротического содержания, в том числе и с привлечением звуков, ассоциирующихся с половым актом... Во-вторых, это музыка, специально написанная для занятий любовью - у нее есть свои каноны, ее легко узнать (всякие романтические саксофоны)... Ну, и в-третьих, это песни, которые вызывают эротические ассоциации или схожие чувство за счет специфики исполнения или музыкального материала. (БК)

- никакой эротической музыки не существует, именно музыки, потому что музыкальный суррогат со вздохами и стонами не в счёт... как только музыкант начнёт думать об эротике хотя бы символически - всё, конец музыке; либо эротика, либо музыка - это несмешивающиеся компоненты (В. Ганчар)

- Музыка — всего лишь повод для чувств. Нет в ней ни какой эротики. (Анн Диа)

- фактически музыка - это божественное звучание в голове композитора, выраженное через ноты, аккорды и аранжировки. Где тут может быть эротика? Только в восприятии звучания этой музыки! которое у каждого индивидуально. поэтому правильнее говорить не о эротической музыке, а об эротическом восприятии. (Вова Осипов)
-----------------------------

Постараюсь объяснить такой разброс мнений и заодно попробую ответить на тот же вопрос по-своему.

Наша культура полна эротики и не может существовать без нее, как и человек не может не обладать сексуальностью. 

Музыка является одним из видов искусства. Как и другие виды искусства, она приносит наслаждение, помогает самовыражению, является особым языком общения, несет информацию, обладает суггестивными свойствами, способна вызывать разные психические состояния вплоть до эмоционального потрясения и катарсиса.

Да простят меня те, кто читает эту статью, но я не смогу серьезно говорить о музыке на уровне споров о наличии в ней эмоций вообще. Поэтому мне осталось только убедить тех, кто сомневается в наличии там эротических эмоций. 
 
Творцом музыки является композитор (я не хочу здесь говорить о народной из-за размытости этого термина). Средствами выражения для композитора являются ноты. Пользуясь языком нот, композитор может говорить о мире все, что считает нужным, делая это не менее выразительно, чем писатель, скульптор или живописец. Почему-то этот момент ускользает из полемики: музыка для композитора является тем же, что глина, краски и слова. Хороший композитор умеет выбрать нужные инструменты, ритм, стиль и мелодию для создания любой темы и передачи каждого настроения. Эротическое – не исключение.

Итак:
- композитор, находясь в особом психоэмоциональном состоянии, пишет музыку, вкладывая в нее тему, чувства, мысли, эмоции, которые отражаются в гармонии, мелодии и ритме. Ограничивать композитора в выборе темы или описываемых и передаваемых эмоций мы не имеем права, потому среди них логично предположить долю эротических. Степень эротизма, вкладываемая композитором в то или иное произведение, естественно, будет различной, как и степень эротизма у разных композиторов, кроме того, в одном произведении можно найти широко изменяющуюся гамму эмоций от любовного экстаза до глубокой тоски.

Проследим за музыкой после ее рождения:

- исполнитель ее доносит до слушателя, при этом накладывая отпечаток своего опыта и эстетических вкусов, отчего форма и содержание музыкального произведения уже может несколько отличаться от задуманной автором;

- слушатель пропускает музыкальное произведение сквозь призму своего жизненного и музыкального опыта, отчего его представление об услышанном может отличаться как от авторского, так и от исполнительского;

В свете сказанного, конечный результат – восприятие музыки – представляется довольно относительным. Но если вынести отдельным пунктом искажения исполнения (это примерно соответствует искажениям перевода в литературе), разве не так же обстоит дело с другими видами искусства? Разве каждый из нас может похвастаться 100% пониманием идей и эстетики в живописи? А шедевры классиков литературы, которые открываются нам с разных сторон в юности и в зрелом возрасте? И это никого не удивляет.

Ответ простой и общий: к восприятию любого искусства нужно быть готовым.

Чтобы понять авторский замысел, почувствовать всю палитру вложенных эмоций, увидеть произведение во всей полноте, нужно получить образование. Кроме того, прослушать музыку один раз может быть недостаточно для логического усвоения и эмоционального переживания. Узнаваемая мелодия действует на нас сильнее, чем незнакомая и еще не понятная. Именно потому многие не любят классику – сложно, слишком много остается неясным, что косвенно влияет на самооценку, легче отбросить ее или назвать скучной, хотя вряд ли при этом человек рискнет считать великих композиторов худшими из музыкантов.

Я не зря показал цепочку: автор – исполнитель – слушатель. Любая вложенная эмоция может потеряться между звеньями. Надежно дойдут лишь самые простые и однозначные, легко отличаемые, такие как страх, радость, печаль. Не стоит сомневаться, что на похоронах люди отличат грустную музыку, соответствующую их настроению, от веселой. Можно вспомнить и работу звукорежиссера в кино. Хорошие саундтреки иногда говорят больше, чем слова и действия героев. Звуками готовят зрителя к нужным сценам, подчеркивают происходящие события, передают эмоции и чувства героев.

Сексуальные же эмоции являются неоднозначными. И этот факт для музыки имеет огромное значение, причем на каждом этапе цепочки творец – исполнитель – слушатель.

Во-первых, уже на стадии формирования понятия эротического объекта мы увидим значительный разброс мнений. Мужчины в большей степени сконцентрируются на формах, женщины – на фантазиях, рожденных вербальным и невербальным контактом. Мужчины воспринимают эротику здесь и сейчас, женщины чаще относят ее в прошлое и будущее. Кроме этого, внутри одной половой группы будут различия, обусловленные темпераментом, воспитанием, уровнем эмпатии и просто характером. Среди мужчин (мне проще говорить о них) обязательно найдутся те, кто привык идти к эротической цели напролом, брать напором и энергией, и те, кто, подобно Моцарту в музыке, предпочтут нежность, утонченность, изобретательность. Тут я подвожу мысль к еще одному ответу, почему столько споров вокруг эротики в музыке. Если в жизни мы все воспринимаем эротику индивидуально, отыскивая что-то своё, то стоит ли ждать однозначной интерпретации музыкальных эротических посланий?
    
Во-вторых, сексуальные переживания легко накладываются и комбинируются с другими сильными переживаниями, потому их часто можно спутать с эмоциональным возбуждением и сильными эмоциями вообще. Достаточно вспомнить, какой эротичной казалась Пикассо одна из его жен  в слезах – он тут же бросался к мольберту. Ну и более бытовой пример: сколько ссор и скандалов оканчиваются неожиданно приятно, если их вовремя перевести в поцелуи.

Если поискать доказательства сказанному, то начинать и заканчивать разговор можно примерами из классики. Потому что классическая музыка полнее отвечает всем критериям искусства. Найдя в ней эротику, можно уже более уверенно искать ее во всех остальных, более простых для понимания, жанрах. И второй момент: я не хочу смешивать музыку в чистом виде с пением, иначе неминуемо придется делать анализ голоса на предмет его эротизима. Для меня голос – всего лишь один из прекрасных инструментов, но это личное мнение. И если уж отклонился в сторону голосов, то скажу, что феерические трели Монсеррат в самом верхнем регистре в сочетании с баритоном Меркьюри дают мне несравнимо больший сексуальный заряд, чем томные придыхания под обязательный саксофон и нудно-однообразные мотивчики, написанные «для занятий любовью». Равнодушен я и к альбому Джона Леннона «Two Wirgins» - концентрации охов и вздохов. Музыка должна говорить за себя сама.

Как я уже отмечал, изначально вкладываемый композитором эротизм (как и все другие эмоции) может быть приглушен или усилен исполнителем, и в этом я вижу еще одну причину споров и полярности мнений. Нам не суждено видеть Моцарта за роялем, и маловероятно, что среди исполнителей имеется его психологический близнец, я уже не говорю о равном по силе таланта. Остается лишь угадывать, что хотел нам передать мастер, и верить его интерпретаторам. 

Тем не менее, Моцарт для меня является высочайшим примером нежного эротизма. Насколько он умеет подобраться мелодией к самым сокровенным уголкам души и тела, до мурашек по коже, и там еще, на самой вершине, легкими касаниями нот создать совершенный восторг чувств! В такие моменты я жалею, что не родился женщиной и могу наслаждаться эротикой Моцарта лишь наполовину, со стороны мужчины, ведущего эту нежную игру-соблазнение.

Несколько раз прослушал «Эротику» Грига, нашел там моменты эмоционального нарастания, кульминацию, успокоение, соответствующее концу сексуального контакта. Я думаю, что понял автора. Но эмоциональный состав музыки, ее ритмика и мелодика не соответствуют моему пониманию эротики. Потому без названия я мог бы воспринять эту музыку иначе, но все равно в моей картинке было бы нарастание, пик и спад эмоций, которые я мог приписать чему-то более соответствующему для меня по эмоциональной силе. Но разная трактовка «Эротики» Григом и мной – это проблема не Грига и не музыки, а только моей недостаточной музыкальной, психологической и эмоциональной подготовки.  Точно так же я мог бы ошибиться, разговаривая с малознакомым человеком по телефону, приписав ему раздражение или уныние.

Зато у Вагнера я прекрасно вижу оргию в гроте Венеры! (опера «Тангейзер»). Честно признаюсь, что слушал оперу после чтения ярчайшего либретто, отрывок из которого приведу ниже. Естественно, что при формировании зрительных образов возможно влияние текста, но я вижу картину вакханалии слишком ярко, чтобы сомневаться в музыке. И очень важно, что сам композитор написал это либретто, потому оно как раз является лучшим доказательством присутствия эротики в его произведении. Ну и заодно либретто выполняет обучающую функцию. Вагнер учит нас понимать музыку сродни тому, как это делает хороший учитель на уроках литературы.

«Глубокий грот… Сверху из расселины, пропускающей слабый дневной свет, вдоль всего свода низвергается зеленоватый водопад, бурно пенящийся в камнях; из образующегося бассейна течёт по направлению к заднему плану ручей, в самой глубине сцены расширяющийся в озеро. Там виднеются фигуры купающихся Наяд… Вокруг ложа Венеры в пленительно-сплетающихся позах расположились три Грации… на высоких скалистых уступах видны юноши с чашами в руках; но вскоре они, соблазнённые манящими телодвижениями Нимф, спешат к ним вниз. Нимфы заводят призывный хоровод вокруг пенящегося бассейна, увлекая юношей: образуются пары и группы. Искание, убегание и грациозное заигрывание оживляют танец.
 Из отдалённой глубины заднего плана приближается вереница Вакханок; они шумно влетают в ряды влюблённых пар, возбуждая их к бурному веселью. Жестами и движениями, преисполненными восторженного опьянения, Вакханки разжигают влюблённых, несдержанность которых всё растёт и растёт. – Опьянённые любовью порывисто и страстно обнимают друг друга.
 Из ущелий появляются Сатиры и Фафны, пляской своей врезаясь в толпу Вакханок и влюблённых пар. Охотясь за Нимфами, они увеличивают разгульную сумятицу; всеобщее опьянение возрастает и доходит до величайшего неистовства...»

Еще я обязательно хотел бы сказать о Морисе Равеле и «Болеро». Вот уж где не нужно текста! Зримо выступают две линии: мужская – строгая, настойчивая и непреклонная, дополненная многократным повторением ритмической фигуры барабана, и женская – вьющаяся вокруг мужской, то сплетающаяся с ней, то взлетающая ввысь, то затихающая, полная страсти и томления. Этот ритм и взаимодействие музыкальных тем, олицетворяющих мужское и женское начало, создают колоссальный эротизм произведения. Помню свои эмоции от него, пережитые еще в юности. Я испугался, почувствовав неведомую мне тогда энергетику сексуальной страсти. Сейчас уже не страшно, но волнение наступает каждый раз, стоит услышать эту особенную для меня музыку.

Много говорил об эротизме своих произведений Скрябин. Сам процесс творчества неимоверно возбуждал этого композитора, доводил до сексуального экстаза, что он передавал музыкой в полном соответствии со своим пониманием эротики и сексуальности. Я думаю, найдется немало людей, которые найдут в его музыке соответствие своим эротическим идеалам. То же самое касается Стравинского, Дебюсси, Шопена и множества других великих композиторов, которые просто не могли лишить свою музыку эротических тем, украшающих и наполняющих смыслом любую жизнь. Каждый из великих композиторов оказывает на нас большее или меньшее влияние, подобно тому, как по-разному влияют на нас тексты, но в идеале мы можем научиться понимать язык музыки, чтобы не оставаться глухими к ней. А дальше – дело вкуса и предпочтений.

Осталось рассмотреть случай, когда композитор говорил о печали и расставании, а кто-то возбудился, представляя голую женщину на берегу моря. На мой взгляд, он просто ошибся. Надо продолжать слушать, сравнивать, запоминать – развиваться. И это не стыдно в любом возрасте.

Я постарался объяснить, почему тема эротики в музыке такая скользкая и труднопонимаемая. Но главная цель этого эссе, доказать, что эротика там есть, была и будет, как и в любом искусстве. Отрицая это, мы не только бросаем тень на выдающихся мастеров музыки, но и лишаем себя возможности научиться распознавать все оттенки музыкальных переживаний, которыми они с нами щедро делятся.


ещё по теме: http://www.proza.ru/2013/01/09/338