8. Азиатская холера в Благодарном. 1910 г

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Лелеков Аким Прокофьевич, купец села Александрии Благодарненского уезда Ставропольской губернии. Начало 20 века. Фото из семейного архива О. Метелкиной. Г. Ставрополь.

***

ГЛАВА 8

АЗИАТСКАЯ ХОЛЕРА
В БЛАГОДАРНЕНСКОМ УЕЗДЕ
СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ.
1910 г.

Как известно, в России азиатскую холеру впервые обнаружили в 1892 году. В Ставропольскую губернию она была занесена из Кубанской и Терской областей. Первые больные выявлены в Александровском уезде. Далее она распространилась в село Прасковею Новогригорьевского уезда, затем – в Ачикулакское и Трухменское приставства. По числу заболеваний лидировал Новогригорьевский уезд: 6944 человек заболело, из которых 3358 чел. умерло.

Последующие 16 лет в губернии холеры практически не было. В 1908 году она проявилась лишь в отдельных районах, прилегающих к Астраханской губернии. В 1910 года эпидемия холеры на Северном Кавказе имела колоссальный размах.

Во второй половине июня зараженные холерой крестьяне были выявлены в Благодарненском уезде, сначала – в селе Александрии, затем в Медведском, Алексеевском и Благодарном.

В Благодарненском уезде с численностью жителей 266966 человек было поражено эпидемией 37 поселений, выявлено 1759 больных, из которых 892 человека умерло. В целом же по Ставропольской губернии в 1910 году было зарегистрировано заболевших – 9647 человек, из которых 4971 человек умер. [9]

***

Один из жителей Благодарненского уезда летом 1910 года в газете «Северокавказская правда» писал: «…Для борьбы с эпидемией медицинская помощь у нас не достаточна. Уездный врач занят своими судебно-медицинскими делами, окружному же врачу нет совершенно отдыха, то в поездках, то занят в больнице. Врачи и фельдшера при них день и ночь бросаются на все стороны. Но при всем желании не успевают быть везде. Такие богатые и обширные села, как Александрия, Медведка, Алексеевка и Благодарное с десятками тысяч населения, в их числе богатыми, а большая часть – самостоятельными домохозяевами, неужели не могут хотя бы на время, месяца на три, выписать для каждого села по одному врачу и по два фельдшера?

Если нет инициаторов в этом деле, то, что же думает и молчит наша местная интеллигенция и купцы, имеющие большие претензии на открытие в Благодарном гимназии и требующие проведения ветви железной дороги? Неужели они не могут прийти на помощь народной беде. Господа купцы, нажившие в Благодарном сотни и десятки тысяч, напрасно забывают, что они и отцы их нажили эти большие средства благодаря местному населению, которое дало им и дает им и впредь наживаться. Народное несчастье – несчастье для всех, не исключая и господ купцов.
Общество крестьян относится по делу ассигнования средств на борьбу с холерой сочувственно: если к нему обратиться, оно откликнется. Были случаи и есть факты, что общество всегда относилось сочувственно даже не к своему населению, но и к другим…» [9]

Автор статьи сообщает о том, что Благодарненское сельское общество отправляло для голодающих областей несколько вагонов пшеницы. А также собрало 50 тысяч рублей на обустройство сельского водопровода. Да вот беда, земский начальник Кормилицын, сделавший для села Благодарного много хорошего, работал совсем немного и уехал в другое место. Автор заключает: «…Пора благодаринцам оглядеться кругом и подумать, что страшная гостья-холера врасплох застала село, здесь даже для питья хорошей воды не имеется. Два колодца, откуда все жители берут воду, засорены и не имеют крышек; о навозе, мусоре и нечистотах всюду и говорить нечего. Следует серьезно подумать об антисанитарном состоянии нашего села…» [9]

***

О плохом санитарном состоянии городов и сел забили тревогу и на губернском уровне. С 1906 по 1916 годы Ставропольским губернатором был Янушевич Бронислав Мстиславович, действительный статский советник. В должности вице-губернатора со 2 сентября 1907 по 1913 годы состоял действительный статский советник Михаил Александрович Пономарев. Во второй половине июня губернатор Б.М. Янушевич опубликовал в печати санитарные требования.

Жителям губернии рекомендовалось мыть руки перед едой, соблюдать чистоту одежды и жилья, не допускать скоплений навоза и мусора, не рассыпать его при перевозках, не употреблять сырой воды, в меру пить спиртные напитки, меньше кушать овощей и фруктов, не препятствовать деятельности санитарным работникам при обеззараживании помещений.

30 июля губернатор обратился к настоятельнице Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря с просьбой выделить 50 послушниц в распоряжение губернского врачебного отделения для оказании помощи на местах. В Благодарненский уезд выехало 5 послушниц, которые в качестве сестер милосердия ухаживали за больными.

Иоанно-Мариинский женский монастырь был основан в 1847 году. Первый Преосвященный Ставропольский Иеремия (Соловьев) повелел открыть в 3-х верстах к северу от Ставрополя, на землях Терского казачьего войска, женскую общину под названием Иоанно-Мариинской обители. По его мысли она должна была служить местом иноческого жития вдов и круглых сирот духовного звания, а также для страждущих тяжкими болезнями из других сословий.

Общество города Ставрополя к устройству обители отнеслось благожелательно. Оно помогало становлению нового монастыря деньгами, участием в строительстве больницы. В монастыре было пять храмов, школа для девочек, художественные мастерские, обустроенные пруд и фруктовый сад. К началу ХХ-го века Иоанно-Мариинский монастырь стал  крупнейшим на Юге России. Здесь нашли приют до одной тысячи монахинь и послушниц. В 1921 году монастырь был разогнан. Позднее здесь размещались колония для беспризорников, дом отдыха, филиал психиатрической клиники.

С 2004 года, благодаря содействию бывшего губернатора Ставропольского края Александра Черногорова и председателя Госдумы края Юрия Гонтаря, начался поэтапный процесс передачи зданий и территории монастыря Ставропольской Епархии. В настоящее время в монастыре находится 8 монахинь. [6]

***

Наиболее массовое выделение больных холерой наблюдалось в период летних полевых работ, косовицы хлебов, с 18 июля по 1 августа 1910 года. В.М. Забелин обосновал причину этого явления, подкрепив сведениями из первоисточников: «…Благополучие каждой крестьянской семьи в течение целого будущего года и когда все поголовно население «от мала до велика», способное принять то или другое участие в работе, не считаясь ни с какими условиями и случайностями, покидает селение, выезжает в степь, где при самой напряженной и интенсивной работе, без отдыха и сна, иногда при почти тропической жаре, питается исключительно зеленью: огурцами, картофелем, помидорами, арбузами и пьет несвежую, теплую, застоявшуюся в бочонках воду, которую, ввиду отсутствия в губернии рек и колодцев с пресной водой, каждая семья привозит с собой. Правильность этого положения и доказана опытами в описываемую эпидемию, когда массу больных привозили в селения прямо со степи и обычно в крайне тяжелом состоянии…» [9]

Заболевания холерой наблюдались в 13 селах Благодарненского врачебного участка. Только в трех селениях: Елизаветинском, Довсунском и Мирном не было ни одного случая холеры. Их спасло географическое расположение – удаление от больших дорог и крупных селений. К тому же, немецкое население села Довсунского отличалось чистотой домашней обстановки, неукоснительно выполняло рекомендации фельдшеров. Жители села Мирного, при появлении холерных больных в селе Алексеевском, выставили на дорогах карантинные посты, ограничив въезд из неблагополучных селений.

Холера развивалась главным образом среди беднейшего населения. Больший процент заболеваемости и смертности (54 %) наблюдался в селе Алексеевском, одном из беднейших и неблагоустроенных сел Благодаринского врачебного участка. Здесь не имелось хорошей питьевой воды, дворы не огорожены, теснота людей в жилищах, крайний недостаток посуды и белья. Во время эпидемии местный священник продолжал проводить говения верующих. На это указывала и кривая заболеваемости, высший подъем которой пришелся на дни говения. В самой церкви было выявлено 5 случаев заболевания холерой.

В село Александрию холера была занесена из Кубанской области, откуда прибыл крестьянин Кучмаев с больной женой. Жена быстро поправилась, но сам Кучмаев заболел уже дома. В селения Высоцкое и Ореховское холера занесена из Александровского уезда, а в остальные села – из Туркменских степей.

Во всех селах, пораженных эпидемией, на благотворительные средства были организованы бараки, нанимались санитары. Как правило, помещения под бараки выделялись сельским обществом, им же намечались отдельные здания для бараков, хозяева которых давали расписки о предоставлении помещения при первом требовании.

 Можно сказать, гражданский подвиг совершил купец Аким Прокофьевич Лелеков, который для холерного барака уступил бесплатно свой дом.

В бараки, как правило, местное население не ложилось, а помещались только лица, не имеющие собственного жилья. Таких больных набралось мало: в Александрии – 4 человека, в Благодарном – 3, в Спасском – 1, в Бурлацком – 2 и в Сотниковском – 1.

За счет сельских обществ волостные аптеки пополнили противохолерными и дезинфекционными средствами, приобрели гидропульты, халаты для фельдшеров.

Большой груз ответственности в борьбе с эпидемией лег на плечи врачей Благодарненского уезда. В 1910 году уездным врачом работал Борис Владимирович Фальковский, участковыми сельскими врачами состояли: Благодаринский участок – Василий Иванович Петровский, Дивенский участок – Петр Егорович Охотин, Петровский участок – Василий Иванович Киселев. На весь уезд была только одна акушерка – Минодора Павловна Глазунова, которая обслуживала Благодарненский участок. В селах Арзгире, Петровском и Дивном должности акушерок были вакантными.

Раз в неделю фельдшера и урядники проводили подворные обходы, проверяли санитарное состояние жилищ, подворий, надворных построек, туалетов и т. д. В селе Благодарном этой работой занимались также участковый сельский врач Василий Иванович Петровский и уездный исправник Николай Николаевич Александрович.

Фельдшера и урядники имели инструкции, как поступать при появлении первых подозрительных признаков холеры. Они ставили карантины, организовывали проведение дезинфекции помещений, белья и т.д.

По ходатайству уездной санитарно-исполнительной комиссии в селе Медведском была закрыта ярмарка, которая ежегодно проводилась с 2 по 16 августа. Запретили проводить ярмарки: с 23 августа в селе Яшалтинском, с 29 августа в селе Арзгирском, с 2 сентября в селе Винодельном.

Принимались и другие меры. Так, во всех храмах уезда проводились проповеди о мерах борьбы с холерой, отложено начало занятий в школах, с 29 августа на 1 октября перенесены учебные сборы запасных нижних чинов.

Уездная санитарная исполнительная комиссии под руководством исправника Н.Н. Александровича организовала сбор средств с имущих граждан по подписке. На собранные деньги закупалась предохранительная вакцина в Харьковском медицинском обществе, которая, по мере требования, рассылалась врачам и фельдшерам участков. Всего было закуплено 530 флаконов и 40 флаконов получено от губернского врачебного отделения. Прививки, в первую очередь, производились гражданам, пожертвовавшим деньги на борьбу с холерой, затем – медицинскому персоналу, полицейским чинам, санитарам, то есть лицам, работающим в очаге эпидемии.

В селе Благодарном ежедневно прививками занимались два врача с 11 до 12 часов дня и с 7 до 8 часов вечера. В остальных селениях Благодарненского участка этой работой занимались фельдшера. Население к прививкам относилось доверчиво, но средств на приобретение вакцины не хватало. 24 июня 1910 года министр финансов оповестил уездную санитарную инспекцию о том, что на борьбу с холерой разрешено израсходовать только 600 рублей из остатков земских сборов прежних лет.

***

Василий Иванович Петровский, который состоял членом уездной санитарно-исполнительной комиссии, представил отчет об израсходовании средств, собранных уездным исправником и уездным врачом на борьбу с холерой.

Он писал: «…Собрано 720 р. 40 к. На благотворительные средства выписано 620 флаконов противохолерной вакцины, которая по мере требования пересылалась для прививок фельдшерам. Всего привилось 974 человека, которым сделано 1952 прививки. За вакцину уплачено 179 руб. 50 коп. Во всех селах, пораженных эпидемией, на благотворительные средства были организованы временные больнички со всем необходимым инвентарем: в Александрийском, Арзгирском, Благодарном на 4 койки, в Спасском, Серафимовском, Алексеевском, Сотниковском, Бурлацком, Ореховском, Сухобуйволинском, Шишкинском и Высоцком – на 2 койки. Оборудование бараков обошлось в 328 р. 65 к.

В помощь волостным фельдшерам было нанято 5 фельдшеров с содержанием в месяц от 50 до 100 рублей; жалованья фельдшерам уплачено 224 руб. Всего израсходовано 732 руб. 15 коп., перерасходовано 11 руб. 75 коп.

Оправдательные документы хранятся у господина председателя санитарно-исполнительной комиссии Н.Н. Александровича. Весь приобретенный инвентарь сдан на хранение волостным правлениям». [9]

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

24 января 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков