Иногда они ломятся прямо в дверь

Дмитрий Аверенков
Вставай, вставай, услышал я.

В дверях стояла К. - абсолютно голая, с распущенными русалочьими волосами и большим кухонным ножом в руке. Он была бледна как мел, на лице оставались только глаза – они казались черными, так расширились зрачки. Это было редкое и прекрасное зрелище. Я еще был еще на грани сна и яви - прошло еще какое-то время, пока я не стал понимать – что-то происходит, что-то нехорошее.
Кончиком ножа К.показывала на входную дверь.
Тут я окончательно проснулся.
Дверь кто-то пытался открыть. Там, снаружи, кто-то скрёб чем-то железным в замке. Теребил дверную ручку, потом скреб опять – будто проволокой.
Я вскочил с кровати (тоже как был – голый), в два прыжка оказался у двери. Спросил, как мне показалось, громко: «Кто там ?» Собственный утренний голос показался мне чужим.
Ответа не было, царапанье продолжалось.
Тогда я посмотрел в глазок. Лампочка в прихожей давно перегорела, но какой-то свет с лестницы туда всё же проникал - я видел блик на противоположной стене, счетчики…
Пространство перед глазком было свободно.
Но кто-то настойчиво царапался и царапался, ковырял в замке чем-то железным.
«КТО ???» – заорал я уже во весь голос.
Царапанье прекратилось.
И тут я увидел – или мне показалось, что я увидел - какая-то тень… что-то темное зашевелилось внизу и стало бесшумно удаляться от двери.
Кто-то маленький и сгорбленный быстро ковылял прочь.
Я обернулся к К; одними губами К спросила: А-?..
Ничего не говоря, на ходу натягивая шорты, я попрыгал на одной ноге к шкафу (кто-то хотел залезть в квартиру. Кто-то маленький. Он испугался голоса. Значит, думали, что квартира пуста. Догоню – убью). Открыл шкаф, схватил первое, что попалось под руку – утюг – нет, глупость какая, швабра..? нет, слишком легкая, пластиковая… ага, вот – я вытащил из шкафа черенок для лопаты, здоровенную палку, которую оставили рабочие после ремонта.

- Не ходи туда, - вдруг сказала К. – Не ходи, не ходи, НЕ ХОДИ туда.

Догоню – убью (кажется, ответил я). Сиди тут.
И выскочил с палкой на лестницу.
Там было тихо. Свет квадратами лежал на грязном кафельном полу.
Легкий запах тления от мусорки. Где-то наверху – бьющаяся о стекло муха.

Так.

Дверь подъезда не хлопала – значит, никто не выходил. Он где-то здесь, на лестнице. Начнем зачистку от входной двери. Я скатился по лестнице вниз на два этажа, открыл двойную дверь подъезда, посмотрел – никого. Тогда я стал подниматься по этажам вверх и заглядывать в коридоры, в темные тамбуры, где можно было найти укрытие. Их было немного – большинство давно перегородили дверями, так что двигался я быстро. Так я поднялся до последнего этажа. Никого. Дальше – только один лестничный марш, деревянная, как в погребе, дверь – на крышу.
Замок, покрашенный вместе с люком и петлей, приросший намертво. Я стоял и в ступоре смотрел на этот замок.Между стеной и петлей замка шевелилась на сквозняке паутинка.
Когда я вернулся, К. уже была одета – вернее, накинула мою рубашку – и сидела на кухне, на табуретке, все еще сжимая в руках нож.
- Не знаю, - сказал я, не дожидаясь вопроса, - нет никого. Наверное, он как-то тихо смылся, не хлопнув дверью. Непонятно. Положи нож свой, кого ты тут резать собралась.
- Совсем о**ели – тихо сказала К. Ломятся среди бела дня.
- Возможно это мальчик, подросток. Таких используют специально – им легко пролезть в форточку. Почему форточка ? Ну… может, он хотел потом вылезти через форточку, вот почему.
- Дима.. твою мать, какая форточка ? (у К. филологическое образование - матерится она только в минуты крайнего волнения)… и что значит «потом» ?!
Я стал как мог утешать ее, придумывая варианты на ходу. Про почтальона, про ребенка, которого оставили на выходные одного, про доставку пиццы (там такие имбецилы работают, вечно ошибаются с заказами) и черт знает про что еще.

Спасение пришло в тот же день. Даже в то же утро.
Спасение было сделано на скорую руку, кое-как - белые нитки торчали.

В дверь позвонила соседка, бабуля сверху.
Вы уж извините… Мой Сережа не стучался сегодня к вам ?

Но я не знал никакого Сережу.

Им оказался бабулин брат – полусумасшедший сутулый старичок, к тому же тугой на ухо. Я видел потом его несколько раз – Сережа жил где-то за городом на даче, но у него был ключ от квартиры сестры и изредка он наведывался к ней в гости.
Сережа перепутал этаж и ткнулся во тьме прихожей в знакомую, как ему показалось, дверь. Попытался открыть. Когда услышал мой окрик – понял, что ошибся, и быстро ретировался.

А соседкину дверь наверху он закрывал, видимо, еще когда я рылся в шкафу.

***

Post Scriptum

“В левом нижнем углу одной из картин Иеронимуса Босха изображен мужчина в военном платье, хватающийся за эфес висящий у пояса рапиры. Он готов вступить в схватку с инфернальными созданиями, среди которых вдруг очутился - совсем не сознавая того, что ему не поможет уже ни рапира, ни его отвага”.

К.Скотт-Томас, Средневековое искусство и проницаемость мира, Лондон, 1969.