2Музей войны 1812 года. Картины Верещагина

Екатерина Шильдер
2 От дома до музея. Музей войны 1812 года

     Один из залов музея Отечественной войны 1812 года отдан картинам художника Василия Васильевича Верещагина. Картины занимают две стены. Но в этом музее трудно сказать, что это стены, это просто часть огромного пространства. Если взглянуть на картины мельком, то можно сказать, что они такие современные, в которых нет четких и точных деталей художников прошлого, когда еще не было передачи в картинах настроения не формой, а просто цветов и линиями.

- Посмотрите картины Верещагина, - сказали мне в одном из залов.
- А это разве Верещагин?
- Да, здесь все картины, нет еще двух.

- Но они такие современные.
- Оттого их и не хотело покупать у художника правительство, но потом купило.
- Василий Васильевич Верещагин погиб в 1904 году. Невероятная судьба. Художник, что писал картины о войне, погиб на войне с Японией.
 
     Василий Верещагин учился в Морском кадетском корпусе, тогда молодой человек был обязан стать военным, и он им стал, как и его братья. Учеба в кадетских корпусах начиналась с самых малых лет. Василий Верещагин начал учебу с десяти лет. И эти кадетские корпуса были закрытыми учебными заведениями, ребенок еще и отрывался от семьи. Но продолжать Василий Верещагин после кадетского корпуса военную службу не стал, а начал учиться живописи в России, а потом и во Франции.

     Конечно, больше всего известны картины художника о восточных странах, которые он писал и Ташкенте, и в Бухаре, и в Самарканде. Побывал художник в разных местах и странах: в Туркестане, в Китае, в Индии, в Сирии, в Палестине, в США, на Кубе, в Японии. Не забыты художником Верещагиным и просторы Российского Севера. Был Верещагин и на Соловецких островах, в своем путешествии по Белому морю и северным рекам.
 
     Кроме того, он участвовал в нескольких войнах, и в русско-турецкой войне 1877 года. Художник был отнесен к адъютантам главнокомандующего Дунайской армией, а им был в то время  генерал-адъютант Николай Николаевич.  В этой войне Василий Васильевич Верещагин получает тяжелое ранение.
 
     С началом русско-японской войны художник В.В. Верещагин отправился на фронт. Он находился на броненосце «Петропавловск», что подорвался на мине на рейде Порт–Артура.  На броненосце находился и адмирал С.О. Макаров, который тоже погиб. Большой рассказ о броненосце «Петропавловск» слушала в другом музее - «Доме иконы» на Пречистенке.

- Кажется, что на одной стене картины только красных тонов.
- Нет, это так задумано, - говорит мне дежурная по залу.

     Хорошо помнились только «Апофеоз войны» и «Двери Тамерлана». А здесь в красных тонах и в языках пламени горящей Москвы история и самой войны и того, кто начал эту войну – Наполеона. А в белых тонах картины, на которых и сосны усыпанные снегом, и люди в глубине чащи, как часть этой земли, а оттого и сливаются с нею, с ее природой.

- Сначала картины были в Русском музее. Потом в Историческом. А теперь здесь все их могут видеть.
- Точно подошли и к музею, и к истории войны.
- Картин больше о Москве, а о партизанах много меньше, - объясняет дежурная в зале.

     «Наполеон на Бородинском поле». Наполеон сидит. Мундир походный. За спиной генералы французской армии, злотом шитые мундиры, солнце ярко, небо в небольших кучевых облаках, только маленькая темная струйка дыма от взрыва на солнечном небе.
 
     «Зарево Замоскворечья». Это сплошной красный цвет. Кажется, что это просто небо в праздничном салюте, так необычна эта картина. Сквозь красно-серое марево виден и Кремль, и Храм Василия Блаженного.
 
     «В Успенском соборе». Лошадь среди ликов святых. Конюшня вместо храма. Золотые образа, сено на полу, лоснящиеся крупы лошадей.

     «Наполеон у Москвы. В ожидании депутации бояр». Туман утренний, а может и уже снежный, Что скоро наступит.  Наполеон виден только со спины, руки за спиной сжаты. Он ждет бояр, он выиграл войну, Кремль и Москва уже взяты. Но ожидание напрасно, напрасно.

     «Ночной привал Великой армии». Снежная вьюга. Колеса повозки. Груда тел, сплошной снежный покров сверху. Чужая земля, чужая природа. Путь обратный к своей родине из холодной чужой страны.
 
     Эта часть музея очень понравилось. Не нужно помнить имен, дат, битв, схем сражений. Просто чувствовать что то, что было самое важное для страны.