История отца. 1. Тайна рождения...

Ирина Дыгас
                ГЛАВА 1.
                ТАЙНА РОЖДЕНИЯ.

      Мой отец, Дыгас Василий Никандрович, родился в 1913-м году в Умани реально, а не по документам. По ним записан 1915-м годом и зарегистрирован в селе Спиченцы Погребищенского района Винницкой области Украины.

      История его рождения окутана была долгое время тайной.

      Она одновременно и проста, и трагична – отец был незаконнорожденным. Да не простого происхождения, а самого что ни на есть аристократического, панского. А было всё так.


      В 1912-м году его мама Оксана работала батрачкой в усадьбе одного из потомков графа Потоцкого в Умани. Была она редкой красавицей, вот и глянулась пану. А когда родился у них сын, родня графа испугалась, что придётся его признать как наследника, а значит, и делить наследство!

      Не понравилось им это, и решили они сбыть батрачку с «приплодом» с глаз долой.

      Воспользовавшись временным отсутствием отца ребёнка, насильно выдали Оксану замуж за садовника графа – Дыгаса Никандра. Дали молодым хорошие «подъёмные», но с условием: никогда не появляться в усадьбе.

      Испуганная Оксана, прижимая к себе новорожденного малыша, всё ждала, что «любый паныч» догонит их и вернёт к себе, но…


      …Так и осталась женой Дыгаса. Он увёз молодую жену с ребёнком к себе на Родину, в село Спиченцы, что под Винницей, и никогда не упрекнул юную жену в прошлом – полюбил красавицу за кроткий нрав.

      Помимо отца, в семье стали появляться и другие дети, но в спину он часто слышал презрительное: «Паныч». А мать души в нём не чаяла! Ведь это было единственное, что осталось от её большой любви.


      Шли годы, но Василий, как назвали мальчика, так и не смог адаптироваться в глухом сельце – всё тяготило! Не по нутру были ни грубая крестьянская работа, ни простая пища, ни духовная ограниченность родни. Душа стремилась к изысканному: музыке, рисованию, пению, сочинительству и роскошной красивой жизни.

      Возможно, мать так и не смирилась со своей незавидной судьбой и тайком подогревала в малыше эти порывы и склонности. И семена, посеянные в нежную душу ребёнка, очень скоро дали подобающие всходы – сын сбежал из дома, едва исполнилось тринадцать лет. Бежал от нищеты и грубости, чтобы найти настоящего отца, стать равным по статусу и положению в обществе, стать тем, кем был и рождён: сыном графа.

      Только времена были для его намерений не совсем благоприятными: 1928-й год, разруха, голод, искоренение «благородных» и их потомков. Само упоминание о том, чей он сын, становилось смертельно опасным! Да и не собирался никто помогать парнишке в розысках отца-пана.

      Так что, Василию пришлось называться ненавистной фамилией Дыгас и носить её до последнего дня жизни.

                Январь 2013 г.                Продолжение следует.

                На фото: отец. Март, 1945-й год. Вадовице, Польша.

                http://www.proza.ru/2013/04/11/1322