Художественная самодеятельность. Юмористический ра

Семёнов -Путник
Художественная самодеятельность. Юмористический рассказ.
  Давно это было, даже подумать страшно, 1964 год.  Где – то посредине между Пермью и Ижевском,  в Пыхте, небольшой удмуртской деревне, привольно растянувшейся вдоль старинного екатерининского тракта, был бревенчатый клуб с высоким крыльцом и кино - будкой.  В клубе по вечерам крутили кино, а по праздникам проводили торжественные собрания.  Клубом тогда Валентина заведовала. Уж до того она бойкая была в то время, наверное и мёртвого плясать бы заставила, если бы ей вышестоящий орган такую задачу поставил. Вот как раз в то время, ей этот орган поставил задачу, создать  хор,  спеть несколько песен, на русском и удмуртском языке и вынести это искусство в массы. Как я, недоучившийся студент, прибывший к любимой тёте на каникулы, попал  в её поле зрения, до сих пор понять не могу. Поймала она  меня возле магазина и говорит, «Володя, ты давай в хор к нам иди, ребята тебя уважают, и за тобой пойдут, а то у меня там одни девчонки, не положено так, надо чтоб вперемежку было».  - А из меня какой певец, - говорю ей - Мне медведь, ещё в младенчестве все уши оттоптал.- Ничего, - утешает она,-  поставим тебя к стенке,  ты только рот разевай, а девчонки петь будут. Покочевряжился я  немного, да и согласился поддержать Пыхтинскую самодеятельность. Правда, получилось у неё, в хор этот, вслед за мной человек шесть парней пришло. Стоим мы на репетициях возле стенки, рты разеваем, а девчонки поют на удмуртском, потом на русском языке песню:
 – Выходил на поля молодой агроном.
 Он глядел, что земля вся в наряде цветном.
Хороша земля мой край дорогой.
 Люблю тебя всей русской душой-…..
 Рты мы конечно старательно открывали. На просмотре заключительной репетиции  руководство пришло к выводу, что наш Пыхтинский ансамбль готов к выступлениям на большой сцене.
 В один из выходных дней, председатель колхоза выделил артистам старенький, но крепкий ещё ЗИС 5 и мы, загрузив в кузов грузовика скамейки из клуба,   расселись удобней и поехали с концертом в соседний колхоз за тридцать километров. Приехали, а у них собрание. Все жители  деревни сидят на штабеле брёвен, и председателя нового избирают. Старый то в загул ушёл, вот  решили от него избавиться, пока  не очнулся.  Клуб  они специально не стали занимать  второстепенным мероприятием, артисты то не каждый день приезжают. Валентине дали ключ от клуба и сказали, - вы езжайте, готовьтесь, а мы сейчас изберём председателя, и придем  на ваш концерт. Подъехали мы к небольшому рубленому дому на краю села. На стене дома висит фанерный щит с надписью подтверждающей, что это клуб.  Открыли покосившуюся дверь, сцена маленькая, метра два всего, да и  зал то, так себе,  все желающие посмотреть  концерт не вместятся.  Но деваться некуда, раз приехали,  надо выступать. Тут как раз Мишка, комбайнёр наш колхозный  запричитал,  слова своей роли забыл от нервного переживания,  надо ему для прояснения мозгов и поддержания духа  хотя бы сто грамм самогонки. Роль у него была необычная, он должен был представлять приехавшего из столицы  интилегентного профессора в очках  и сизым носом, который с высокой трибуны всем собравшимся в зале, читает лекцию о вреде самогона. По сценарию, в процессе лекции он должен давать зрителям из зала пробовать самогон свекольный и пшеничный, свекольный  самогон - вода закрашенная свеклой, а пшеничной  -  чистая вода. Вот Мишка и говорит Валентине.
-   Зачем зрителей обманывать? Нельзя  водой их потчевать!  Надо настоящего самогону найти! А в свекольный свеклы добавить, чтобы невкусный был, чтобы гнать из свеклы не вздумали,  продукт не портили, тогда может и получится. –  Валентина развела руками, - Не хватало мне, чтоб мои артисты со сцены пьяные выступали! да ещё и зрителей спаивали!  и вообще, где я тебе самогон в чужой деревне найду?-  Махнула на него рукой. И добавила – Придётся песни петь подольше, чтоб репертуар не нарушать.- 
Отошёл Мишка от Валентины, сел на лавку в зале и голову опустил.  Понимающе сочувствуя,  мы окружили его. Самим - то не по себе было в хоре петь, хоть и возле стенки за девчонками. А тут лекция, да ещё с трибуны. Наверно у каждого такое состояние было, когда впервые со сцены, выступал. Хорошо, что с нами Николай    поехал, он- то почти городской был, на станции  жил.  Он и предложил пойти по деревне, попросить у местных жителей, для поднятия актёрского духа бутылку самогона.
Пошли мы по домам самогонку искать, долго ходили, почти половину деревни прошли. И вот заходим в один дом, представились, что мы артисты из Пыхты, и говорим деду, хозяину этого дома,  очень  надо нам настоящей самогонки для актёрских целей.  Дед сжалился над нами и вытащил из чулана целую четверть самогонки, говорит - вы только бутыль верните, а то не во что будет новую самогонку сливать, мне для артистов ничего не жалко,  редко у нас такие гости бывают, я очень рад помочь вам, самогон у меня хороший, горит лучше бензина. –   Он, продемонстрировав   самогон на горючесть,  предложил ещё и закуски. Пришлось  её по карманам расталкивать.
Пришли мы с этой бутылью к клубу, замаскировали её в поле, промеж ржаных колосьев, чтоб ненароком Валентина не наткнулась. Кто знает, что у неё на уме, возьмёт да и выльет нечаянно.  Позвали Мишку  с его реквизитом, двумя графинами с водой, вылили из них воду, заправили реквизит самогонкой, в один добавили сок из свеклы. Для  поднятия актёрского духа, в пол - литровую банку из под кабачковой икры, почти до верха,   налили   Мишке.  Он её обхватил дрожащими руками, всю,  без передыху и хватанул, даже не пролил не капли.  В  клубе тем временем зрители заняли все лавки, а кому не хватило мест, занесли чурбаки из поленницы уложенной тут же возле клуба и на них  прямо в проходе устроились.   Мы, приложившись по очереди к бутыли, зажёвывая на ходу дедовой закуской, поспешили занять свои места в хоре. Пропели  все песни на удмуртском, и на русском языке. Настала Мишкина очередь лекцию читать. Ассистентка его, доярка Зина вынесла и поставила на трибуну два гранёных графина с пробками - рюмочками, один с содержимым  розового цвета, представлявшим свекольный самогон. Другой  с чистым содержимым, представлявший хлебный самогон.  Мишку же, с этой пол литровой банки, как раз разбирать начало. Вышел он на сцену неуверенной походкой, как будто потерял что - то, лицо у него красное, от флага не отличишь, мы - то думали у него это от стеснительности, первый раз всё же на настоящую сцену вышел. А он повесил на стену чертёж самогонного аппарата и пошёл к  трибуне,   в зале сразу смех поднялся, он трибуну то уже не видел.  Только тут  мы  поняли, что это на него не стеснительность, а пол литровая банка так  подействовала. С большим трудом, не без помощи зала,  да и то с третьей  попытки он нашёл трибуну. Взобрался на  неё,  и заплетающимся языком, но подробно,  начал  рассказывать  устройство самогонного аппарата, пытаясь длинной указкой показывать отдельные детали на схеме.  Но указка  постоянно тыкалась в стену, выбивая из неё изрядные куски штукатурки и, одновременно поддерживала лектора, чтоб он не упал на сцену.  Зрители в зале падали с лавок от смеху. А когда дело дошло до дегустации, к трибуне очередь образовалась. Тут конечно и молодёжь свои ручонки потянула к дегустационной рюмочке, но колхозники что постарше, быстро порядок навели, да ещё и следили, чтоб дважды никто не продигустировал. Почти всем хватило. Мишка в конце лекции раскланялся, да так, что у него сизый нос вместе с очками отвалился, зал неистово зааплодировал, и вызвал его на бис. Вот тут- то он и дал промашку, не надо было ему говорить зрителям, что он ещё и плясать умеет. Народ давай хлопать, просить его, чтобы он сплясал. Ну как тут откажешь? И  Мишка взялся гопака отплясывать, а сцена то - маленькая, это вам не в городе, во дворце каком. Не вписался он на повороте и полетел прямо в зал  на первые ряды. Кое -  как их потом всей деревней растащили, не понятно было, где артист, а где зрители. Пока разобрались, темнеть стало. А тут Валентина шофера нашего найти не может, ехать уже надо, а шофера нет. Всю деревню бегом оббежала, а он как сквозь землю провалился. Ладно мы догадались возле бутыли с остатками самогона  посмотреть, там его и нашли, в обнимку с ней. Поднесли его вместе с бутылью к машине, а он не может место, куда ему садиться найти,  бутыль обхватил мёртвой хваткой и всё пытается в кузов забраться. Хорошо, что Валентина немного разбиралась в шоферском деле, отобрала у него бутыль и быстро  показала   его место, а  сама рядом села. Мы все запрыгнули в кузов, крепко вцепились в скамейки и давай ждать, что же дальше будет? Правда со второй попытки машина тронулась, и вихляя  по широкой улице медленно двинулась в сторону дома. Долго мы ехали, наш Пыхтинский председатель колхоза уже не вытерпел и пешком пошёл нам навстречу, с километр, наверное,  до следующей деревни не дошёл, и мы тут выруливаем из-за поворота. Правда к тому времени, шофер наш дорогу уже различать стал, да и Валентина помогала ему советами,  если он не туда ехал, тут же дёргала обеими руками длинную железную рукоятку ручного тормоза.  Председатель обложил нас такой изощрённой речью, что у девчонок уши покраснели от неожиданности. Но Валентина  убедила его,   нас  то,  зрители задержали,  на бис несколько раз вызывали.  А сам то, машину нам подсунул, одна фара горит, и то  небо освещает,  кое - как доехали в темноте. Вот так,   благополучно закончилось наше выступление.