Алхимик 15. 07. 11

Александр Мегидь
                Алхимик - человек занимающийся алхимией.

 
   Значение слова Алхимия по Ожегову: Алхимия - Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня...

  Так только на первый взгляд, донаучное направление. При существующей науки это направление живёт и здравствует. И проявляется не только при манипуляции с металлами, но и в сфере интеллектуальной деятельности. Сначала немного истории

  Великие ученые Средневековья, такие как Абу-Али Ибн-Сина, более известный нам как Авиценна, Френсис Бэкон, Барух Спиноза, Готфрид-Вильгельм Лейбниц, верили, что, если к серебру или ртути примешать в малых количествах Философский Камень и полученную смесь нагреть, она превратится в золото. Эта вера была настолько сильна, что английский король Генрих VI обратился с воззванием к народу, в котором клялся королевским словом, что близок день, когда в его лабораториях будет получено достаточно золота, чтобы выкупить все закладные своих подданных. А Карл II, с целью приумножения капиталов, создал алхимическую лабораторию под своей спальней, не обращая никакого внимания на то, что по ночам его будили взрывы. Даже в более поздние времена Исаак Ньютон проводил эксперименты по трансмутации (превращению) металлов. И с пользой для науки: в результате своих опытов он изобрел особый сплав для зеркал телескопов.
  Слухи о возможностях обладателей Философского Камня, которые подогревались сообщениями об успешных опытах, увеличивали славу алхимиков, и за ними по всей Европе началась настоящая охота. Кто откажется от услуг чародея, изготавливающего золото? А всевозможных рассказов об их искусстве ходило немало.

  Алхимия процветала еще в египетской Александрии, завоеванной арабами в 642 г. н.э. Однако в Европе алхимия появись лишь в XII столетии.
     Западные алхимики разделяли взгляды Аристотеля, полагавшего, что материальный мир состоит из первичной материи в различных формах. Первовеществами были стихии — земля, воздух, огонь и вода, каждая из которых характеризовалась двумя качествами (из двух пар): сухой — мокрый и горячий — холодный. Поэтому воздух (горячий и мокрый) можно было превратить в огонь (горячий и сухой), просто высушив его. Соотношение первовеществ и качества определяло форму объекта. Так, можно было превращать одну форму материи в другую, изменяя соотношение стихий. Это достигалось многократным нагреванием, сжиганием, выпариванием и перегонкой.
     На Востоке алхимия была связана с даосизмом и поисками эликсира бессмертия. Там признавалось существование пяти стихий. Воды, огня, дерева, металла и земли — и двух принципов: Инь (женское,   пассивное,   водяное)   и   Ян (мужское, активное, огненное). Алхимики достигли успехов в получении сплавов, а метод перегонки положил начало производству спирта и духов.

  Свои алхимики существовали и в России. В XVII веке алхимией занимались монахи-старообрядцы Выговской пустыни, расположенной у Онежского озера. Под покровительством основателя пустыни Андрея Денисова был переведен на русский язык труд знаменитого алхимика XIII века Раймонда Луллия «Великое Искусство». Правда, староверов привлекала не столько возможность получения Философского Камня, сколько «великая наука каббалистичная», объяснявшая единство божественного творения. Книгу Луллия читали и в Москве, и в Петербурге. •

  Вот так, в основе всех опытов - поиск философского камня, бессмертия, богатства. И ради этой цели известные люди, а порой, и нет, посвящали всю свою жизнь. Благодаря усилиям этих людей, появлялись открытия во многих областях человеческой деятельности.

  Теперь попытаемся перевести стрелки от дел оставивших глубокий след в истории химии, науки и до науки к делам творческим и житейским, связанных непосредственно с человеком, его душевными метаниями. В основе, которых лежат посылы познания истины, поиски общих закономерностей в человеческом обществе и в природе, в целом, посредством искусства во всех его формах. Иногда и без искусства, но очень искусно.

  Часто бывает, ты думаешь – властелин мира (в хорошем смысле этого слова, то есть, ты хочешь сделать что-то полезное для общества). Всегда ли так бывает, а если нет. Если тебя одолевают худые мысли, или соблазны, и ты изначально знаешь, а порой и нет, к каким последствиям всё это приведёт. Всё это мистика и досужие умыслы.

  Не берите в голову, не каждому суждено мучиться или наслаждаться содеянным, или произведённым в свет. Некоторые думают однобоко, то есть, как они придумали, а, оказывается, существует масса других ходов, которые будут, тоже, продуктивны.

И вот стою перед выбором – то ли всё рассказываю для всех, или утаю навечно. Проблема утечки не только мозгов, но и физического тела, о чём пекутся некоторые. Сегодня, смешно смотреть фильмы, где рассказывают о шпионах и прочее. Где, кто, кому продал, какую информацию. Вы её сначала заимейте, тайну, а потом печетесь о её сохранности, а то шпионаж, шпионаж, пропажа каких-то тайн, которые являются тайной только для тех, кто её охраняет.

И вот лаборатория интеллектуальной деятельности предлагает такие перипетии, когда при смешении человеческих чувств, страстей, помноженное на реалии жизни дают необыкновенные результаты. Проследим на всемирно известном произведении – АИДА.

                КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ

              Действие первое
Картина первая.
  Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиопов. Начальник дворцовой стражи Радамес мечтает о том, что станет избранником покровительницы Египта Изиды, что возглавив войска, одержит победу и в награду потребует освобождения своей возлюбленной – пленницы фараона Аида.
  Амнерис, дочь фараона, тайно влюблена в Радамеса. Увидев юношу в сильном волнении, Амнерис начинает догадываться о его любви к рабыне. Смущение Аиды усиливает ее подозрения.

Картина вторая
  Зал во дворце фараона. Прибывает гонец с тревожной вестью: эфиопы во главе со своим царем Амонасро перешли границы Египта.
Фараону сообщают волю богов: египетские войска поведет Радамес. Его благословляют на битву.

Картина третья
  Аида в смятении. В ее душе происходит мучительная борьба между любовью к Радамесу и страхом за отца – эфиопского царя Амонасро.

Картина четвертая
  Храм в Мемфисе. Здесь происходит торжественный обряд посвящения Радамеса. Верховный жрец Рамфис передает ему священный меч и просит богов ниспослать победу войскам Египта.

          Действие второе
Картина пятая
  Покои Амнерис. Она ждет возвращения Радамеса, одержавшего победу над эфиопами. Амнерис любой ценой желает выведать правду о чувствах Аиды. Она говорит рабыне о гибели Радамеса. Аида не может скрыть отчаяния. Но Радамес жив, и Аида любит его – теперь Амнерис знает это, и она требует, чтобы рабыня отреклась от своей любви.

Картина шестая
  На площади в Фивах все готово к встрече победителей. Перед фараоном проходят пленные эфиопы, среди них Амонасро. Он предупреждает бросившуюся к нему дочь, чтобы она не называла его имени и сана. Дабы отвести от себя подозрения, он выдает себя за военачальника и говорит, что царь эфиопов погиб в бою.
  Радамес просит в награду за победу вернуть пленным свободу. По совету жреца фараон оставляет Аиду и ее отца заложниками, даруя остальным свободу, а Радамесу в награду отдает в жены свою дочь.

             Действие третье
  Картина седьмая.
  На берегу Нила в храме Изиды Амнерис готовится к бракосочетанию с Радамесом. Аида ждет здесь своего возлюбленного, чтобы проститься с ним навеки. Появляется Амонасро. Узнав о любви дочери к Радамесу, он требует, чтобы Аида выведала, какой дорогой поведет Радамес войска против эфиопов. Он напоминает Аиде, что она дочь царя, а не покорная рабыня. Измученная душевной борьбой Аида соглашается исполнить требование отца. Приходит Радамес. Аида предлагает возлюбленному бежать в Эфиопию – только там они смогут быть счастливы. Аиде удается узнать дорогу, по которой пойдут войска. Амонасро слышит разговор Аиды с Радамесом. Он торжествует: теперь победа обеспечена. Радамес понимает, что совершил предательство и отдает себя в руки жрецов. Аида и Амонасро скрываются.

          Действие четвертое
Картина восьмая.
  В подземелье готовится суд над Радамесом. Амнерис умоляет возлюбленного покаяться и обещает ему свободу, богатство, трон – все, лишь бы он забыл Аиду. Но Радамес непреклонен. Ради любви он пожертвовал честью, предал родину и готов понести наказание.
Верховный жрец Рамфис выносит приговор: Радамес за измену будет заживо погребен. Амнерис в отчаянии проклинает бесчеловечность жрецов.

Картина девятая.
  В подземелье храма проникла Аида, чтобы разделить с любимым его судьбу.
Из храма доносится пение жрецов. В глубокой тоске склоняется Амнерис над камнем, скрывающим вход в подземелье, моля богов о душевном покое.

Ну, как страсти! Вот смешение компонентов, и к каким результатам пришли! А если попробовать, что-нибудь другое. Например, вот это.

  На днях завершился конкурс по скульптуре с оригинальной тематикой, более политической, чем просто гражданской, что соответственно и отложило свой отпечаток на произведениях искусства. Хотели как лучше, а получилось, как уж получилось. Вот, извольте…..

 

  Одним словом задача перед творческими людьми поставлена, и скульпторы стали честно отрабатывать командировочные в стремлении получить первую премию. Пыль столбом или коромыслом. Молотки, пилы, кувалды, в руках мужских и женских совершили чудо в течение короткого летнего периода.

  В результате то, что задумывали профессионалы и что увидели зрители, сильно разница, не столько в оценке, как произведения искусства, а как сути самого философского камня.

  Задачу, сформулированную перед мастерами каменных дел, мы помним, теперь осмотрим артефакты, каковыми они теперь станут, со временем, конечно. Начнём с юга на север, или от одного входа до другого выхода, вдоль аллеи.

  Вот солидный человек в халате и со струнным инструментом в руке. Сладко спящее юное создание. Мадонна с младенцем. Пластичная вертикаль, с широким основанием сужающаяся к верху, заканчивается узлом, из которого торчит короткий обрубок; сзади на пьедестале, солидная каменная юла на боку. Небольшая тихая заводь с водорослями и всякой подводной живностью. Два стремительных чувственных речных потока в порыве страсти, виде пары гладких речных окатышей. Конь рвущейся из каменной глыбы на простор современной цивилизации, оставляющий после себя следы прежней культурной принадлежности. Клин, сочленённый со встречным клином, изображающих лица людей в обратном зеркальном изображении, то есть, когда один на бороде, другой стоит на затылке. Горный хребет, по характеру стилизованного орнамента. Крылья птеродактиля или летучей мыши, устремленные к небу, но не успевшие взлететь. Бермудский треугольник со стеклянным подслеповатым моноклем посередине. Измождённый человек, моложавый на вид, в вертикальном положении, завален каким-то мусором. Большая одностворчатая входная дверь, в верхней трети которой, углубление виде вентиляционного круга с намёком на лопасти вентилятора.

  А теперь попробуйте первоначальную задачу сопоставить с результатами творчества, а самое главное, с впечатлением, которое произвело на посетителя, а не мнением автора. Все элементы полярно и нигде не стыкуется.

  Искали что? А что нашли? Двуликого Яна. Каждая сторона, отражает противоположности. То есть хотели одно, но получи то, что хотели?

  Сплошная алхимия, ищем философский камень, а получаем совершенно не предсказуемый результат. Это не плохо и не хорошо, но факт.

  Каждому человеку свойственно задумываться над тем, какая у него родословная и от куда она вьётся, и вообще как произошло человечество. Вопрос, конечно, очень интересный, как говаривал один наш общий знакомый.

  Теорий столько, сколько учёных, а неучёных, вроде как алхимиков, ещё больше. По всем бегать не будем, коснёмся, что ближе на полке нашего сознания, попросту на памяти. Одним подавай подтверждённые наукой факты, лучше совсем свеженькие, а то существующая теория происхождения человека, даёт сбой. Да и кому понравиться, что твой предок – обезьяна, даже если у него, задница не такая уж красная или те, которые блох зубами вычёсывают или ещё чего делают, на виду у ошарашенной публики. То есть для учёных мужей, наука, наукой, а происхождение дворянское ищут. Или хотя б прилично-зажиточное, что бы казалось, что твои предки давно в баню ходят, помои с балконов на прохожих не выливают, вилкой пользуются, иногда, и ножом столовым, хоть, по очереди одной рукой, толчковой, салфетками, и не только за столом.

  Вот ещё пример из реальной жизни, замешанный на тысяче случайностей, и уж, результат совсем не предсказуем.

  Пользуясь определённой логикой изложения и некоторым словарным запасом, которым, когда по фени ботают, дело происходило так, как происходило, не считая тех сил, которые появились к моменту этого действия.

  Одному пацану шьют дело. Ни много ни мало, а две десятки без двух дембелей корячится. Все разборки должны пройти в забытом всеми месте, где и произошли события тревожащие общественность и братву, соответственно. Местная элита от закона, в канун слушания дела провела маёвку с выездом на природу, где и надралась до посинения тела изнутри и снаружи. Одним словом, состояние у представителей Фемиды было явно, не только не деловым, а можно сказать, вяло текущим. И все мысли были направлены на исправление внутреннего состояния, что бы побыстрее появилась возможность вернуться к делам мирским и завершить правосудие. Но как всегда, в таких ситуациях, желания не совпадали с возможностями.

  Короче, противясь вершить постылое дело, все замерли на мгновение, и в это время является из выше стоящих структур, представитель защиты интересов подсудимого. Сначала, на это никто и внимания не обратил, приняли к сведению, что комплект представительных органов есть и можно двигаться к намеченной цели. Но неожиданно для всех, защитник делает гранд-батман и предлагает гроссмейстерский ход завершения партии, которая ещё не начиналась.

  Приведя кой-какие, профессиональные доводы, в пользу своей версии о сокращении срока отбывания наказания на пятьдесят процентов автор идеи устремил испытующий взгляд на присутствующих. Наверное, вы видели подобные цифры на витринах магазинов, и у вас появлялись большие сомнения по поводу такой скидки. Думаешь, или изначальная цена была слишком велика, или товар с душком, но хорошо замаскирован под дешёвую норковую шубку. Так и здесь все обомлели и в силу внутреннего состояния, сразу не сообразили что к чему.

  План до гениальности был прост. Срок заключения обвиняемого под стражей сокращается в два раза. Подсудимый должен согласиться на это, мухой, и чинить формальные препоны не будет, представители Фемиды, будут свободны, прямо сейчас и смогут зализать раны, нанесённые вчерашним обильным ужином с излишним возлиянием.

  Стукнули по рукам, пригласили подсудимого, взяли с него согласие, объявили вердикт для страждущей общественности и братвы, и под одобрительные крики разбрелись каждый по своим делам. Подсудимый – тянуть срок. Представители Фемиды – поправлять пошатнувшееся здоровье. Защитник – за причитающимся вознаграждением. Народ – нести своё налоговое бремя, дающее возможность и преступников содержать и поддерживать Фемиду, защитницу простого люда.

  Так есть те, кто в науку верят, традиционную или оккультную, а есть простые граждане, кому как сказали, так тому и быть. О сотворении человека, в разных религиях, написано, не мало, и всё по-разному. Много неясного начинается, где всё происходит и кто этим занимается. Если существовал эдем, то значит, существовало и другое местечко на земле, куда можно было голову преклонить. То есть, кто-то там уже обитал. И вот решили вывести новую породу человека или просто клонировать с приличного персонажа.

  Так бы оно так, но мы прослеживаем причинно-следственную связь, и стараемся уяснить, было ли всё преднамеренно спланировано и получен результат, коего и ожидали. Или это цепь случайностей, как в алхимии, и в результате получили незнамо чего, хотя, в мире всё сгодиться и приспособится для проживания.

  Сначала сотворили мужчину, потом случайно обнаруживается, что он состоит из двух половин, мужской и женской. Решили тогда задействовать и вторую половину, из которой благополучно получилась жена, что в эпоху эмансипации, ставится под большой вопрос. Первоначально вопрос о размножении и не стоял, предполагалось, что эта парочка, гусь да гагарочка, будут под руку ходить и жить в мире и согласии, в этом самом саду. А получилось совсем не так, как планировалось.

  Создатель, возвращаясь, домой, из очередной командировки, вдруг обнаруживает, что нарушена гармония, а в чём дело, не поймёт. Начинает учинять допрос с пристрастием, что, да как. Первый сдался мужчина и заложил женщину, а та змея и пошло поехало. Целый заговор раскрылся, все имена и не упоминаются. Иначе пришлось бы весь эдем разогнать, и что, бы сейчас так старательно искали.

  Короче, нашу парочку, за грехи, посылают на не столь отдалённые места, отбывать наказание, но при этом завещают, чтобы те исправно размножались тем способом, за что раем и поплатились. Видим цепь случайностей, которые в закономерность не переходят и наукой считаться не могут. Соответственно всё ранее случившееся, считаем случайностью, и приходим к выводу, что природа сама скомбинирует необходимый вариант и определит результат в нужное место для существования.

  Что же мы, в конце концов видим? Сплошные опыты, и не предвиденные результаты, далёкие от тех намерений, которые существовали в первоначальном замысле. Вот, и невольно задумаешься, так ли мы далеки от тех горемычных алхимиков, которых сначала шапками закидывали, но потом, в случае успеха, вознесли до небес.

  Учёные пытаются разгадать, а простой люд наблюдает со стороны, что руководит человеческой деятельностью – сознание или его внутреннее существо, без вмешательства мыслительного процесса. Мы, ведь, можем любить, ненавидеть, вопреки здравому смыслу. Совершать невероятные поступки, хорошие и плохие, не задумываясь. А когда задумаемся и совершим, то порой ужаснёмся содеянному. То есть и в том и другом случае на конечный результат влияет столько компонентов, сколько нам и не снилось.

  Говорят, что когда человек узнает, как всё это происходит, что чем руководит – мир перестанет существовать. Будем надеяться, что этого не произойдёт, хотя бы в обозримое будущее. Худой мир лучше, чем вообще ни какого. А что касается познавательного процесса, так здесь возможностей для каждого, тьма-тьмущая, только успевай поворачивайся.