Украинская турбодинамика

Сергей Порфирьев
Отечественный рынок турбин крайне не динамичен, но производителям это даже на руку.

Продавцы турбин рассчитывают, что до 2020 годов им удастся нарастить продажи. Ходовых турбин для газоперекачивающей отрасли было продано на 14 процентов меньше, чем в прошлом сезоне. Снижение спроса спровоцировано не цикличностью рынка, и не погодными условиями, а особенностью производства сложной наукоёмкой техники. А ещё, для того, чтобы быть уверенным в покупке твоего товара, предстоит совершить долгий подготовительный акт. «Прежде всего, это может быть встреча очень далёких друг от друга, но не менее заинтересованных друг в друге сторон. Например, если не самого Уго Чавеса, то хотя бы венесуэльского министра энергетики или бразильских представителей нефтегазовой компании. Насколько они эффективны, насколько можно рассчитывать на положительный результат и насколько эти встречи выльются в будущие многомиллионные контракты и долговременное производство машин, зависит от многих факторов. И порой проходят годы и годы, даже десятилетия пока намерение выльется в конкретную турбину», - сообщает директор по продажам Юрий Султанский. По его мнению, ближайшие продажи не сулят ничего неожиданного и останутся в рамках привычного партнёрства – российский Газпром, военно-морские силы заинтересованных стран, Китай, Иран, Индия и Юго-Восточная Азия

Весомый аргумент

Отечественное турбостроение демонстрирует положительную динамику. По итогам первого полугодия продажи турбин хоть и снизились на четверть, но не утратили стабильного ритма. Речь может идти о «допустимых и предсказуемых колебаниях в пределах прогнозируемого состояния». Уверенно уходят потребителю 16 мегаваттные и 25 мегаваттные машины типа ДН-80 и ДГ-90 используемые в газоперкачивающей отрасли. По докладам, звучащим на директорате, только этих машин было продано 57 штук. Таким образом, отрицательная динамика рынка, по словам специалистов маркетинга сократилась на 9 процентов – в прошлом году из этой серии машин продали порядка более 40 машины.
В этом сезоне, если можно так выразиться, российский «Газпром» не изменит предпочтений, но требования к качеству у него заметно возросло. И, как считают в кругах, близких к турбостроению, не всегда обоснованно. Ориентируясь на западные экологические стандарты, оправданные в тесной Европе, покупатели требуют в условиях глухой и бескрайней сибирской тайги иметь выхлоп из газоотводящих каналов чуть ли не чище европейского, ну или близкий к тому… Хотя и забывают при этом, что выброс вредных веществ из средне-статистической турбины примерно равен выхлопу шести легковых иномарок.  Ну, это лукавство, скажем, так: на совести игроков в лоббирование своего внутреннего производства, и на этой волне ограничение присутствия украинской турбины на любом рынке.
Если на волне кризиса производители турбин и пытались строить маркетинговую политику на ходовых сериях машин, пытаясь не утратить ритм производств и продаж, и даже шли на условия улучшения экологичности по некоторым параметрам, то теперь уверенно засматриваются на незанятые сектора мощностей в том же ОАО «Газпром». И, можно сказать, настойчиво и достаточно энергично продвигают серию турбин особой мощности – модельный ряд машин мощностью в 32 мегаватта, в 45 мегаватт и даже в 60 и 110. Последние машины крайне нужны бывшему чубайсовскому  РАО ЕЭС. Поскольку политика  тандема Путина-Медведева убеждает и предписывает российской экономике иметь точечную энергетику в конкретно нуждающихся городах и весях. Там уходят от огромных гидрокаскадов (один отрицательный пример Саяно-Шушенской ГРЭС чего стоит), от протяженных линий электропередач и от скученной гигантской энергетики. «Далекоглядным» россиянам нужны компактные легкоуправляемые электростанции определённой мощности. И украинские  машины в 45, 60 и 110 мегаватт  как нельзя кстати.

Качество не переходящее в количество…
Впрочем,иметь компактные машины в так называемой карманной энергетике, качество похвальное. Богатые и не очень богатые покупатели всё чаще посматривают в сторону машин малой мощности. Не кто иной, как представители Юго-Восточного азиатского тигра – фирма «Дусан» из Южной Кореи с неугасаемым интересом крутит и испытывает украинскую турбину в 5 мегаватт. Уж зачем она им, антиподы идеям чучхе не распространяются, но, как из скупых и сдержанных источников в Южной Корее стало известно - это будет нечто схожее с модерновой ондолью - традиционной системой обогрева домов в Корее. А если серьёзно – нужна она им для настройки тонкого энергобаланса в городском районе в небольшом городке, похоже, в Пусане. И, надо сказать, интерес у корейцев к украинской машине неподдельный. С пристальным упорством, достойным, может быть, лучшего применения, участвуют они в становлении этого проекта. И согласны ждать и терпеть многое.
С не меньшим интересом к машине подобного рода отнеслись и польские металлурги. Правда, им понадобилась турбина в 2,5 мегаватта. Чтобы не выбрасывать тепло выходящих газов «на ветер», польской металлургической компанией было принято решение поставить на одном из своих предприятий когенерационную установку на базе украинского газотурбинного двигателя для частичного использования тепла уходящих газов и получения 2-2,5 МВт дополнительной электрической мощности для нужд производства. Согласно тепловой схеме воздух из-за компрессора двигателя UGT2500EXP поступает по «холодным» трубам в котел-утилизатор, откуда после нагрева по «горячим» трубам поступает вновь в камеру сгорания  двигателя. Умным ляхам такой промежуточный подогрев воздуха перед камерой сгорания с 400 до 700оС позволяет значительно сократить расход топлива при получении проектной мощности 2.5 МВт.  Оба эти проекта весьма неожиданные, но нельзя сказать, что не предсказуемы. По самым скромным расчётам сектор рынка украинских турбин малой мощности в мире может достигать до полумиллиарда долларов. И скорее всего, реальная цифра может быть намного выше, так как отрасли мирового народного хозяйства, где они могут быть задействованы, ещё мало изучены. Скорее всего, этот сегмент может по праву принадлежать украинской турбине. Ну, в размере, скажем, процентов в 20-30… Масштаб и цивилизованность таких продаж может неожиданно возрасти и расшириться, если правильно пользоваться средствами коммуникации, оповещением через интернет, личными связям и наработками производителей турбин, руководителей газотранспортной и в большей мере энергетической системы стран ближнего и дальнего зарубежья. Одним словом, общайтесь, господа чаще и будете знать о своих возможностях больше…
 
Время не динамить, а турбинить
   
Продавцам украинских турбин есть чем ответить на активизацию конкурентов из «Сименс», «Дженерал Электрик» и того же «Роллс-Ройс». Мировые бренды стабильны, предсказуемы и понятны. Они традиционно сильны в авиационном моторостроении. Активно оснащают «Боинги» и вертолёты «Сикорски» прекрасными техническими новинками. Они ведут активную конкурентную внутривидовую борьбу, напоминающую схватку бульдогов под ковром. Но это их внутренне англо-саксонское дело. Мы же вполне способны составить им мирное, спокойное, сдержанное и деловое противостояние в области газоперекачивающей техники и турбин, помогающих вырабатывать электрическую энергию. Очень настороженно следует отнестись к появлению в 2011 году на российском рынке газооперекачки двигателя в 32 мегаватта MS5002, произведенного «Дженерал Электрик» давним конкурентом ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект». Синдром уж больно показателен.
А ведь цены на турбины в газоперекачивающей отрасли остались практически на уровне прошлых лет. Последний рост зафиксирован в 2007 году на 10-15 процентов.  На форумах экономических сайтов отмечается, что некоторые модели турбин, востребованных на ГПС, могут подорожать процентов на 5. Странно, но самим производителям украинских турбин об этом мало что известно. Хотя подобная ценовая тенденция не может не радовать. Да и не лишена она объективности. Из-за повышения мировых цен на металл, все виды топлива и горюче-смазочные материалы, возросшие тарифы за электроэнергию для промышленных предприятий, маловнятная  налоговая политики государства, политика тендерных закупок и прочая  составляющая ярма нестроения служили бы эффектными оправданием повышения цены на украинскую турбину. Однако, держимся… Опасаемся повышенной конкуренции  - и правильно опасаемся. Наверное, чтобы не остаться с прошлогодним товаром, можем кое-что и со скидкой продавать. И неплохо бы по пути следования газопроводов, невдалеке от основных газоперекачивающих станций иметь сервисные центры… 
Касаемо динамики продаж турбин в самой Украине  - здесь нет  ничего особенного. Как в инфографике был сектор в  0,4-0,7 процента – таковым и остался.

Но как выразил надежду генеральный директор ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» Геннадий Зайков,  наш план на 2013-й год – 102 двигателя! «Это сложная производственная программа. Она потребует ответственного отношения и приложения всех своих возможностей, уменья и мастерства. И наши достижения убеждают: мы обязательно выпустим первую за историю независимой Украины «сотню»! И очень хотим сотую машину продать именно в Украине! Я верю в наш прекрасный коллектив, и в нашу страну!»
 
На снимке: доля продаж турбин в страны дальнего и ближнего зарубежья.