Сват

Александр Вшивков
     - Иду-иду! Бегу, Реченька моя, руки токмо сполосну.

     Могута, Могута. Пятый десяток добиваю – всё Могута! Вон сват, аж три имени за жизнь поменял, того и гляди новое народ даст, а я всё Могута. Да чего там, Ведмедь – он и есть ведмедь. Почитай всю жизнь в лесу и провёл. В своих бортных угодьях. И не дай боже кто своё знамя в тех угодьях поставит ! Княженька такую виру сдерёт, не хуже чем с головника. А и правильно – выдолби-ка колоду, да поставь её в нужном месте, да замани-ка в ту колоду пчёл… Не каждый сподобится…  А мёд-то – он ведь всем нужон. И от болезней защитит, и в праздник развеселит… Внучку вон мужеским именем назвал (до того внука ждал), всё по своему сделает – никого не боится, никто ему не указ. Так что, что зять у него ближний кметь княжий? Будет моя воля, так я того кметя за уши оттаскаю – сын он мне или кто? А вот ведмежий коготь в золото оправить княжич для бортника велел, а не для кузнеца. Понятно, конечно, не кузнец на берлогу вывел да не он первый удар ведмежий на себя принял, а мог бы сЫночка и замолвить перед князем словечко за отца-то родного. Крыша вон совсем прохудилась. Весной, конечно, привозил сынок тёс-то на крышу, так ведь я… на кузне-то камыш гнилой с крыши сбросил, а тёс тот поставил. Кто ж знал-то что осенью на доме крыша потечёт. Хоть на речку за камышом беги. На крыльце вон ступеньки совсем стёрлись, надо бы плах листвяжных… всё надо, надо…

     В сенцах туесок с черёмухой. Ручеёк, поди, прибегала. Чего ж она в кузню ко мне не зашла? А-а-а-а, полати над дверью скрипнули – не ушла ещё Ручеёк – опять на плечи будет прыгать. Не Ручеёк – чисто рысёнок.

   - Ой-ой-ой! Рысь на закорки запрыгнула! Бабка! Откуль рысь-то в доме?! А-а-а-а, это ты, Ручеёк! Кто ж тебя так поздно-то одну из дома отпустил? Так вестимо, что ты никого не боишься. Чего прибежала-то, случилось чего? Баба Ольха шанежек с тобой послала? Вот спасибо! Горячие ещё? Реченька, накрывай на стол. Молока с погреба принеси – сватья опять стряпни послала. Чего ты ворчишь-то? Вот княжий наказ сполню, свезу гридням мечи, тогда и сочтёмся. Чай, свои люди-то, не чужие
.
     - Ручеёк! Я вот тебе колечко согнул. Железное. Не, покамест без камешка. Ну-ну… Говорю же: сперва заказ княжий.
Куда ему столько мечей да сабель? Степняков вроде «замирил» княжич-то. Кольчуг опять же не просил – знать, не на войну готовится. Мож, продавать будет?

     - Заказ-то большой. И на камешек хватит, а мож, мы тот камешек и в серебро даже вставим. Ну-ну… Ты раньше времени-то не слюнявь меня… Чего-о-о? Какую тебе ещё сабельку? Я вот тебе покажу сабельку! Это кто ж тебя надоумил? Тоже мне, поляница нашлась! Дед Ведмедь сказывал? А я вот мамке твоей с тятькой расскажу! Какого цвета попка-то твоя станет? Тятька учить обещал? Ну вот, чего с вами делать? Не-ет. Даже не проси.

     Куда вот от неё деваться? Верёвки ведь вьёт.

     - Ладно. Уговоришь стрыя* Ослябю, руды накопать, тогда и откую. Нет! Даже не думай с ним идти! Помощница нашлась! Тоже мне рудознатка! Там болота топкие! Боишься не боишься, они ведь не спросят. Затянет водяной в трясину, рассказывай ему потом, какая ты смелая. Я тебе сказал, не пойдёшь по руду. Совсем разбаловал тебя дед Ведмедь. Любит! А я, выходит, не люблю? Не пойдёшь, и всё тут! Давай-ка вон садись за стол-то, шанежки стынут. Ночевать-то у нас останешься? Ну поешь да полезай на полати. Со стрыем* утром будешь договариваться, он из кузни сразу на речку побежал. Его дело, когда он вернётся. С солнышком всё равно в кузню погоню – у меня наказ княжий.

*Стрый – степень родства, дядя, брат отца.