Прихожанка

Галина Бэрэза
Мне никак не удавалось начать рассказ о новых церквах. Темой этой я заинтересовалась ещё года четыре назад, когда прочитала романы П.И.Мельникова (Андрея Печер-ского) «В лесах» и «На горах». Интерес подогревался ещё и тем, что моя хорошая знако-мая Ирина стала ходить в церковь «Благая Весть», хоризматского направления. Про эти церкви очень хорошо написано в романах. Оказывается, ещё в царской России церкви хоризматов были официально запрещены, а в независимой Украине они стали плодиться как грибы в тёплую дождливую погоду. Последним толчком, подтолкнувшим меня к написанию этого рассказа, послужило сообщение по телевидению о пастыре, который присвоил 130000 долларов. Я ещё к этому вернусь.
 
Долго я пыталась отговорить свою знакомую от посещения «Благой Вести», но все мои уговоры на неё не действовали. Она яростно отстаивала эту церковь. Утверждала, что в ней более правильно толкуют Библию, чем в православии. Спрашиваю её:
-А как узнать какая церковь правильная? Католики уверены, что их религия самая правильная, магометане считают, что Коран самая правильная книга на земле, пятидесятники также считают своё толкование Библии самым правильным, и верующим других конфессий их пастыри втолковывают то же самое. Как узнать истину?
На мои вопросы не отвечала, а настойчиво звала меня прийти на богослужение:
-Приходи. Ты почувствуешь радость. У нас поют песни, прославляющие Господа, играет музыка. Проблемы отходят на второй план, становится легко на душе.
Не уговорила.

Как же она стала прихожанкой, а затем и членом «Благой Вести»? Всё, как всегда, банально просто. Семейные неурядицы. Очень тяжёлый развод с мужем. Депрессия. Знакомая пара предложила прийти на службу  в евангельскую церковь. Пришла, понравилось. Встретили её очень приветливо, пастырь душевно поговорил с ней. Она как будто обрела второе дыхание. На время, пока она будет готовиться к обряду крещения, предложили ей заниматься с детской группой, это вроде детского садика на время, пока родители на служении. Согласилась, тем более детей очень любит, а своих Бог не дал. Её определили в помощницы служительнице церкви, которая была закреплена за детьми. Она с присущей ей энергией взялась за предложенное занятие, да так ревностно, что её наставница совсем отстранилась от своих обязанностей, а все заслуги, при отчёте перед пастырем, приписывала себе. Ире конечно не понравилось. Это был первый звоночек. Затем наступило время её водного крещения. Она опять настойчиво стала приглашать меня, хотя бы придти на крещение. Позже я узнала, что каждый член церкви должен привести прихожанина. Тут я сказала ей, что она крещена в православии, на что был дан такой ответ:
-Пастырь сказал, что то крещение не считается. Истинное крещение будет то, которое проведу я.
Согласилась. Мне самой было интересно посмотреть на этот обряд.

Водное крещение должно было состояться в Днепре. Мы с Ириной пришли к месту проведения обряда в назначенное время. Почти все члены церкви уже были на месте, не хватало только пастыря с женой, да пары служителей. Через несколько минут все были в сборе. Пастырь объявил о начале свершения обряда. Все присутствовавшие встали в круг и начали петь религиозные песни, посвящённые обряду водного крещения. Я отошла в сторонку и стала наблюдать за их действиями. После пения псалмов Иру облачили в белый халат, и  священнослужитель пригласил мою подругу идти за ним в реку. Они вместе зашли в воду по грудь, пастырь что-то сказал ей и три раза окунул с головой в воду. На этом крещение окончилось. Ирина с пастырем вышли на берег. Все стали поздравлять её с крещением, говорили, что она теперь стала настоящей христианкой.

Несколько человек занялись подготовкой к праздничному обеду. Расстелили скатерти на траве под деревьями, в тенёчке. На них поставили коробку с тортом, тарелочки разового пользования с печеньем, пластиковые бутылки из под минеральной воды с ком-потом, бутылки с минеральной водой. Разрезали торт, разлили компот по стаканам и пригласили к импровизированному столу. Алкогольные напитки у них запрещены. Началось празднование. Ко мне подошёл пастырь и поинтересовался, с кем я пришла. Показала на Иру.
-Присоединяйтесь к нам – пригласил он – у нас все братья и сестры.
В его взгляде было что-то мёртвое, зрачки глаз стального цвета, излучали какой-то магни-тизм, было такое ощущение что уже и не принадлежишь себе, как будто кто-то навязывает тебе свою волю. С трудом справившись с наваждением, поблагодарила пастыря за приглашение и сказала, что мне нужно быть дома.

Вечером Ирина позвонила и голосом, в котором звучала неприкрытая радость и восхищение, спросила:
-Ну, как, красивое было крещение? Пастырь понравился?
Честно ответила – нет.
-Почему?
-Не знаю. Общение с ним вызвало тревогу. Не понравился взгляд. Не вызывает доверия.
-Глупости какие. С таким настроением тебе действительно нечего делать у нас.

Прошло полгода. За это время мы с моей подругой не встречались, а тут на рынке неожиданно столкнулись лицом к лицу.
-Как дела – спрашиваю её.
-Встречаюсь с молодым человеком – похвалилась мне Ира.
-Очень рада за тебя. – Я действительно  за неё была рада.
Год назад она развелась с мужем, пьяницей, и заслуживает своего женского счастья.
-А в церкви какие успехи, ходишь ещё?
-Вот тут-то не всё в порядке. Засомневалась я. С Алексеем, так звать моего избранника, мы практически уже живём гражданским браком. Решила посоветоваться со своим пастырем. Рассказала ему, как на духу, про свои отношения со своим молодым человеком. Ответ для меня оказался мало приятным. Он поинтересовался, в какую церковь ходит мой любимый. Я ответила, что изредка бывает на службе в православном храме, в основном в воскресные дни. Тут пастырь и озадачил меня – он категорически заявил, что моим мужем может быть только прихожанин нашей церкви, а жить гражданским браком – это жить в блуде. Предложил привести Алексея в «Благую весть», прекратить с ним вся-кие отношения до венчания пастырем, иначе ждут меня большие неприятности. Погово-рила со своим суженым о посещении им нашей церкви. Он категорически отказался, но мы продолжали жить вместе. Я, конечно, стала скрывать свои отношения с Алексеем, но мир не без «добрых» людей – сообщали в церковь. Начались неприятности в общении с членами церкви – меня стали бойкотировать. Предупредили о том, что если я не расстанусь с ним, то меня исключат из членов церкви Что делать?
Это уже был не звоночек, а целый набат.
-Ты любишь Алексея?
-У нас с ним сложились хорошие отношения, и мне не хотелось бы потерять его. Ведь не молоденькая уже, чтоб перебирать. Как человек он меня устраивает, заботливый, внимательный, материально обеспечивает, и как мужчиной я им довольна. Пока особых разборок ещё не было.
-И ты до сих пор находишься в эйфории от этой «Благой вести»?
-Похоже, что уже нет. Недавно пастырь просил дать ему большую сумму денег в долг, или оформить кредит в банке на себя, а деньги отдать ему, якобы на нужды церкви. Я отказалась, так как таких денег у меня сроду не бывало. Десятину плачу исправно. Так он пообещал мне неудачи в жизни за этот отказ и сказал, что я не угодна богу.
-Знаешь что? Не жди, когда тебя будут исключать из членов церкви, позорить прилюдно. Брось туда ходить сама. Давай вместе будем прихожанками православной церкви. Ты со своим Алексеем распишешься, обвенчаетесь, и никто не будет тебя терроризиро-вать.
-Подумаю над твоим предложением – ответила мне моя подруга.

Пришло время вернуться к долларам и пастырю. Подруга моя перестала быть прихожанкой своей «любимой» церкви, но связей с людьми, посещавшими её, не прерывала. После её ухода многие прихожане другими глазами стали смотреть на деятельность пас-тыря, поэтому сами искали случая пообщаться с Ириной - посоветоваться, она после этого случая заимела авторитет у них. Прошло довольно таки много времени, около года, на-верное, и ей под большим секретом сообщили, что одна из членов церкви, Люда, оформила на своё имя большой кредит в банке, в долларах, а деньги отдала пастырю, говорят, что на строительство храма. Пастырь обещал рассчитываться с банком сам, на словах. Люд-мила пришла в евангельскую церковь одна из первых, ещё в 1999 году. Семь лет прини-мала активное участие в жизни общины и с большим доверием относилась к пастырю,  когда  духовный наставник попросил её помочь найти средства на строительство церкви, не смогла ему отказать. У него была давнишняя мечта – построить в нашем городишке храм церкви «Благая весть». Он говорил, что уже и место нашёл для строительства и бу-маги все оформил на землю, но, как стало известно из журналистских расследований, на этом месте, по генеральному плану застройки города, должны быть построены жилые многоэтажки, поэтому никто не мог дать разрешения на строительство храма, да его никто и не давал. Денежки пастырь получил, а строительство всё не начиналось. Кредит банку никто не возвращал, доллары испарились, зато у проповедника веры Христовой и у его жены появилось по иномарке. Правда, когда этим делом заинтересовалась прокуратура, они также внезапно исчезли, как и появились.

Через год банк стал требовать возврата кредита от Люды. Ей посылались уведом-ления, она их отдавала пастырю, а они безвозвратно пропадали. Одним словом этим случаем занимается прокуратура. Я не следователь, да и не моё это дело – расследование. Мне просто хотелось на конкретном примере показать, что из себя представляют церкви хоризматов.

После этого происшествия поредели ряды прихожан этой церкви, остались единицы. Ира счастлива со своим Алексеем, и по праздникам они посещают службу Божью в православном Храме.

 Галина Бэрэза, 20августа 2010г.