5. Дом на 98 улице

Сергей Даниэлс
  В шестиэтажном доме, в районе Канарси, где я жил с семьей, кроме эмигрантов из бывшего СССР проживало много американцев. Удивительная и приятная черта американцев, это помогать эмигрантам. На нашем третьем этаже, рядом с нами, жила одна женщина пенсионного возраста, американка-еврейского происхождения. Звали её Берта. Она водила дорогую машину «Кадиллак» и имела  дом в Майями.
 
С первых дней нашего проживания в этом доме, она активно помогала нам. В один из вечеров она пригласила меня с женой к себе домой и  стала показывать мне аккуратно сложенные мужские вещи. Это были хорошего качества рубашки, брюки... Я не знал как себя вести. Мне никто и никогда не предлагал бесплатно, такие хорошие вещи. Я примерил брюки. Они мне были немного коротки и чтобы как-то угодить Берте, я немного съежился и улыбнулся. Она разглядывая меня, прослезилась. Оказалось что её муж, год назад умер по болезни и был  музыкантом - скрипачом в каком-то симфоническом оркестре, а сын был конгрессменом.

Дома, я ещё раз примерил вещи. Они мне не понравились.Что-то надо было делать, чтобы не обидеть Берту. Мы дома решили, что каждый вечер я буду что-то одевать из её вещей и выходить во двор, чтобы она могла видеть меня. Так продолжалось несколько недель, затем я аккуратно сложил все вещи в чистый пакет и отнес их в "Джуиш центр". Так делали многие в надежде что кому-то  из эмигрантов это понадобится.
Через несколько недель, Берта опять пришла к нам и принесла какую-то бумагу, где было  что-то  написано на английском языке. Оказалось, что это  жалоба на хозяина дома. Хозяин нашего дома, был ортодоксальным евреем.  Берта просила подписать её. А когда увидела наши сомнения, сразу объяснила что нам от этого ничего плохого не будет. Я подписал несколько листов бумаги, не имея понятия. Некоторые наши соседи не подписывали,-боялись.
 
  В течении трех месяцев, мы стали получать счета за оплату квартиры, 50-процентной скидкой. Я довольный поехал в магазин за покупкой нового телевизора, так как наш старый  телевизор подаренный родственниками, показывал в одном зелёном цвете. Мы купили новый телевизор. Это была наша первая покупка в Америке. Радости не было предела.

  Оказалось что в полуподвальном помещении нашего  здания,  имелась огромная комната для жильцов, где мы должны были использовать её для семейных торжеств..., а хозяин дома загромоздил её старой мебелью...Берта добилась того, что хозяин заплатил  штраф, виде уменьшения оплаты рента- квартплаты, только тем жильцам которые подписали жалобу.
                ***
Соседи были разные. Под нами, на втором этаже жили эмигранты из Душанбе. Муж с женой и двое совершеннолетних детей. Они были не очень общительными.
Помню,  как то в один из дней я торопился домой и не дождавшись лифта  побежал по лестничному проему. Нумерация квартир, здесь простая. На каждом этаже, номера квартир обозначены номером этажа и буквой алфавита. На третьем этаже это были 3A, 3B, 3C, 3D...  в  зависимости  от  количества квартир и нумерации этажа. Я жил на третьем этаже, в квартире 3G.    

Я сунул ключ в дверь, повернул его и она спокойно открылась. Вхожу в квартиру и вижу на кухне сидит мой сосед Дамир и читает какие то бумаги. У меня что то случилось внутри.

«Что он тут делает?» -подумал я.  Я готов был «разорвать» его, хотя мой сосед был не хилым человеком.
Я только успел сказать:

- А что это ты..

Как из другой комнаты вышла его  жена Мира.
Мы замерли втроем. Я понял что не дошел до своей квартиры ровно один этаж. Но он же был у "меня" дома?! В наших квартирах, даже мебель была одинаковой, выданной НАЯНОЙ. Но почему подошел ключ? Вот  тебе на!  Это надо же.

-Ой! Извините! Я кажется не дошел до своего этажа. И почему-то ключ подошел,- сказал я и удивленно улыбаясь быстро ушел, чувствуя себя идиотом.
Дамир и Мира  даже не успели сказать слово. От увиденного они тоже были в шоке.
Я просто не обратил внимания на входные двери, где мелко была написана цифра «2» и крупным буква «G».

Дома я  вспомнил фильм Э.Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром», где главный герой фильма, пьяный Лукашин  открывал своим ключом чужую квартиру в другом городе, с таким же адресом...Но это было в кино...А я был трезвым и в Нью Йорке...
 Дамир, всё еще подозрительно поглядывал на меня, когда встречался со мной на улице или в лифте.
                ***
Мой сосед из квартиры 3K - Яков М., жил один и давно уже был на пенсии.В конце семидесятых годов, он приехал из Киева с семьей. Там он был зубным врачом. Мы часто общались.

-Я,- сказал Яков,- когда первый раз зашел в супермаркет, меня так качнуло от увиденного изобилия продуктов, что я чуть не потерял сознание.

-Вот ты сколько уже  времени, живешь здесь?-спросил он.

- Одиннадцать месяцев,- ответил я.

-Ещё года нет, а уже купил машину. А сколько времени надо работать «там», чтобы купить машину? Чёртовы коммунисты.

-Думаю что долго,  или наворовать и оформить на имя тещи, -ответил я.

В один из вечеров, кто-то энергично звонил мне в дверь. На пороге глубоко дыша стоял Яков.

-Ой Серёжа! Помоги запарковать машину. Дочка приехала из Вашингтона и никак не может запарковать её.Мне стало смешно. Я вспомнил свой случай в районе Бэй Ридж.

На второй день после покупки машины, я никак не мог запарковать машину. За мной уже скопилось несколько машин, водители которых не могли проехать и терпеливо ждали завершения моего маневра. Но у меня не получалось. Рядом стоявший пешеход, взволнованно помогал мне жестом рук. Затем я не выдержал и попросил его самого запарковать мою машину.

Яков был интеллигентным человеком и хорошим собеседником. Ему нравилась эта страна, но он был одинок. Через несколько месяцев его не стало. Он умер в госпитале от сердечной недостаточности.
                ***
На пятом этаже, жила семья из Ташкента. Алик и Белла уже четвертый год как приехали сюда. Алик купил себе сапожную мастерскую и по десять часов в день там работал. Белла подрабатывала в салоне, делая маникюр клиентам. Их два сына учились в школе. Миша был спокойным мальчиком, а Славик очень энергичным и деловым. Они иногда приходили к нам в гости. Ребятам было интересно наблюдать, как я от безделья рисовал натюрморты.

В декабре 1995 года в районе большого Нью Йорка,  выпало огромное количество снега. Такого я не видел нигде и никогда. За ночь, снега выпало около 160 сантиметров.
Утром ко мне пришли Славик и Миша. Они во мне видели своего друга.

-Дядь Сергей! Давайте сделаем лопаты и пойдем «делать» деньги, - сказал Славик.
-Как?-спросил я.

-Будем чистить снег у американцев. Они ленивые. Им легче заплатить деньги, чем очищать  снег. Не переживайте, я  сам с ними договорюсь,- сказал он с оптимизмом.
 
В здании нашего дома, в мусоре мы нашли  черенки от сломанных швабр и куски фанеры.
Через час, были готовы четыре лопаты для уборки снега. Я с собой взял своего девятилетнего сына Илью. Мы с энтузиазмом пошли зарабатывать.Славик уверенно договаривался с американцами. Мы несколько часов интенсивно убирали снег. После того как у меня и Миши  сломались лопаты, мы закончили и пошли домой. Дома мы поровну разделили деньги. Каждый положил себе в карман $30. Мы  были  довольны.

Славик удивлял меня своим  коммерческим мышлением. В дальнейшем через много лет, он стал успешным бизнесменом, продавая недвижимость в Нью Йорке.

Белла вызвала к себе из Самарканда своих родителей и младшего брата с семьей у которого было трое еще маленьких детей. Его звали Абрам. Я его называл Алекс. К тому времени я со своим другом Костей из С-Петербурга, уже организовали строительную компанию. Некоторые соседи иногда подрабатывали у нас.

Алекс часто общался со мной. Приводил к себе в квартиру и гордо показывал, как он хорошо устроился здесь.Часто вспоминал свой родной город. Я чувствовал что ностальгия по прошлой жизни не дает ему покоя. Её «вылечить» не легко. К тому времени, он уже прожил в Нью Йорке полтора года. Вечером около дома я курил сигарету. Ко мне подошел Алекс и спросил:

-Сергей! Возьми меня на работу. Я буду делать, всё что ты скажешь.

Я понимал что не могу удовлетворить всех окружавших меня людей, но когда сам проходишь через всё это, тяжело отказать.

- Алекс! Мне нужно переговорить с партнером. Завтра я тебе дам ответ. Не переживай. Всё будет Окей!- обнадеживающе сказал я.

На следующий день вечером, я возвращался домой. На улице у  входа в дом, я встретил свою жену.
-Ты Алекса не видела?-просил я.
-Нет не видела. Пошли домой. Мне надо с тобой поговорить, - сказала странно она.

Дома, она сначала накормила меня, затем волнуясь сказала:
-Алекс повесился.
-Как повесился...?- спросил я, сильно переживая.

Оказалось, что днем Алекс выпроводил своего семилетнего среднего  сына на улицу, а сам закрылся в комнате.Через несколько часов его сын  стал жаловаться Илье(моему сыну):

-Папа не открывает дверь. Я не знаю что делать?
Жена Алекса с двумя детьми, уже вторую неделю была в гостях у своей матери в Израиле.

Илюша быстро «сообразил». Они вдвоем залезли на пожарную лестницу, которая имеется на каждом доме, в случае пожара. От-туда, в окне они увидели как Алекс висел на кабельном  шнуре от  телевизора....

Белла заболела и ещё долга смотрела на родных и знакомых странными  глазами... У Алика, через несколько лет сгорела сапожная мастерская и он два раза попал в госпиталь тяжело переживая потерю.

Продолжение следует.
Фото автора.