Пионер медийной этики

Рафаиль Исхаков
     Научно-педагогическое наследие кандидата философских наук, доцента факультета журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького Рафаэля Герасимовича Бухарцева лежит не только в створе многих исследовательских направлений, но и в их основе.  Он опережал свое время.

     О проблемах профессиональной  этике Рафаэль Герасимович говорил во время «торжества» классовой морали, в эпоху советского тоталитаризма, тогда как финский исследователь  Каарле Норденстренг говорил об этом в условиях демократичного общества. В завершающие XX век десятилетия в медиасообществе России от времени возникали инициативы по выработке кодексов профессиональной этики. Первая попытка его создания была предпринята Советом по профессиональной этике и праву Союза журналистов СССР в 1988 году (авторы – Д. С. Аврамов и М. А. Федотов). Кодекс принят I съездом Союза журналистов на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года. Он  содержал четко выписанные принципы – социальная ответственность, правдивость, объективность, добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность. Широко использовался зарубежный опыт – еще в апреле 1954 года Второй Всемирный конгресс Международной федерации журналистов в Бордо принял Декларацию принципов поведения журналиста. На  XVIII Всемирном конгрессе МФЖ в Хельсинки в июне 1986 года были внесены изменения.

     Поиск профессионального и нравственного начала в творческой деятельности журналиста заставляет нас обратиться к фигуре Рафаэля Герасимовича Бухарцева.

     Он родился 9 июня 1925 года в Астрахани в русско-армянской семье. Его отец работал главным инженером трамвая и электростанции. В 1940 году вся семья перебралась на Урал, куда Герасима Григорьевича Бухарцева перевели на должность главного инженера Челябинского трамвайно-троллейбусного треста. В 1940 году Рафаэль Бухарцев, как и полагалось в советское время,  вступил в комсомол, а в предвоенном 1941 году его даже избрали членом Кировского райкома ВЛКСМ Челябинска. Но началась война…

     К службе в армии его признали негодным по зрению. В июне 1942 года семнадцатилетнего комсомольского активиста Рафаэля Бухарцева пригласили на профессиональную комсомольскую работу инструктором Челябинского горкома ВЛКСМ. Это предопределило всю его последующую судьбу. Через полгода его перевели в аппарат областного комитета ВЛКСМ, где он занимался работой комсомольских организаций ремесленных училищ и школ ФЗО, участвовал в формировании фронтовых бригад, ударных молодежных отрядов, вел пропагандистскую работу. В ноябре 1945  года его труд  был оценен медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

     В 1945  году Центральный Комитет ВЛКСМ направил  Рафаэля Бухарцева в освобожденную от врага Молдавию. Он работал ответорганизатором ЦК ЛКСМ республики, стал выступать в газете «Молодежь Молдавии», «Советская Молдавия». В 1947 году Бухарцев перешел на газетную работу,  возглавил отдел комсомольской жизни редакции газеты «Молодежь Молдавии».

     Здесь в Кишиневе Рафаэлю Герасимовичу посчастливилось  познакомиться с  редактором газеты «Советская Молдавия».  Николай Прокопьевич Анисимов был крепко связан с Уралом [ЦДООСО (Центр документации общ. орг-ций Свердловской области). Ф. 161. Оп. 28. Д. 1. Л. 245 – 247]. Он учился в Пермском рабфаке, работал заведующим агитпропа Новолялинского райкома ВКП(б). По окончании Высшей школы пропагандистов при ЦК ВКП(б) работал инструктором Свердловского обкома партии. Когда область разделили на две – Свердловскую и Пермскую - его направили в Пермь заведующим агитпропом обкома партии. С начала 1939 по 1945 год работал редактором Пермской областной газеты «Звезда». 20 июля 1945 года ЦК ВКП(б) принял постановление «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». По Молдавской  ССР это были газеты «Советская Молдавия» и «Социалистическая Молдавия» (на  молдавском языке). Выполняя это постановление ЦК партии послал Н. П. Анисимова в освобожденный Кишинев редактором газеты «Советская Молдавия». Знакомство с ним и потом будет оказывать влияние на судьбу Бухарцева.

     В январе 1948 года ЦК ВЛКСМ перевел Рафаэля Бухарцева в Ригу в отдел комсомольской жизни редакции газеты «Советская молодежь». В эти годы он много ездил, после Риги он вел газетную работу в областных газетах Белоруссии. С января 1949 года заведовал отделом партийной жизни, затем был заместителем ответственного секретаря редакции брестской газеты «Знамя», а в июне 1950 года стал литературным сотрудником, а затем исполнял обязанности ответственного секретаря пинской областной газеты «Полесская правда».

     В 1948 году Н. П. Анисимов вернулся на Урал. В 1952  году вернулся в Челябинск и Рафаэль Бухарцев, он накрепко осел на Урале. Три года заведовал отделом пропаганды в областной молодежной газете «Сталинская смена».  В 1950-е годы ЦК КПСС принимает ряд постановлений, направленных на улучшение работы издательств и редакций газет, на усиление руководства ими со стороны партийных органов. Поэтому Челябинский обком партии рекомендовал Бухарцева для обучения в Свердловской высшей партийной школе.

     Пока  Бухарцев учился в Свердловской ВПШ в стране произошли коренные изменения. В марте 1953  г. умер И. В. Сталин. Состоялся XX съезд КПСС, вскоре после съезда 30 июня 1956 г. ЦК КПСС принял постановление «О преодолении культа личности и его последствий». Началась переоценка ценностей, прежних оценок.

     Партийная печать  в те годы выступила с рядом передовых и редакционных статей, в них разъяснялась политика КПСС в области литературы и искусства, критиковались некоторые ошибочные положения, выдвинутые в постановлениях ЦК партии (1946 – 1948) по идеологическим вопросам. В мае 1958  года ЦК КПСС принимает постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий” и “От всего сердца”».

     В конце 1950-х годов в стране был создан ряд новых органов печати, призванных освещать важные вопросы общественно-политической и культурной жизни страны. С июля 1956 году начала выходить газета «Советская Россия» - орган Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР, а с апреля 1958  года – «Литература и жизнь» - орган правления Союза писателей РСФСР,  «Промышленно-экономическая газета» реорганизована  в «Экономическую газету». С апреля 1960 года начала выходить газета ЦК КПСС «Сельская жизнь», вышли первые номера журнала «Наука и религия», еженедельника «За рубежом». В октябре 1955  года был создан журнал «Советская печать», для рабселькоров с сентября 1957 года вновь начал издаваться журнал «Рабоче-крестьянский корреспондент». Увеличилось число газет в крупных городах страны.  В 1957  году в Свердловске были открыты 3 новые многотиражные газеты.

     По решению Бюро ЦК КПСС по РСФСР с 1 января 1958 года была учреждена городская газета «Вечерний Свердловск» [ЦДООСО. Ф. 161. Оп. 28. Д. 1. Л. 61]. Свердловский областной комитет и горком партии утвердили редактором организуемой газеты «Вечерний Свердловск» Николая Прокопьевича Анисимова [ЦДООСО.  Ф. 161. Оп. 28. Д. 1. Л. 271]. В решениях ЦК и обкома КПСС значилось, что новообразованная газета должна начать выходить тиражом в 25 тысяч экземпляров с 1 января 1958  года, но редакция «Вечернего Свердловска» и типография «Уральский рабочий» сумели, решили отрапортовать об исполнении решения на сутки раньше - никакого «пробного» номера «Вечернего Свердловска» не было. На формирование редакции, которая и выпустила первый номер «Вечёрки», у первого редактора газеты Н. П. Анисимова ушло 39 дней. Существует уникальный документ — «Книга приказов по редакции газеты «Вечерний Свердловск», начало которой датировано 22 ноября 1957 года.   
    
     Приказ № 1 от этого числа гласит:
     «1. В соответствии с постановлением бюро Свердловского обкома КПСС от 15 ноября с. г. приступил к исполнению обязанностей редактора газеты «Вечерний Свердловск.
     2. В соответствии с постановлением бюро Свердловского горкома КПСС от 20 ноября с. г. назначить с 22 ноября Краснова Георгия Константиновича ответственным секретарём газеты «Вечерний Свердловск» с месячным окладом 1 400 рублей согласно штатному расписанию. Редактор Н. Анисимов».

     Лишь через десять дней, 2 декабря, вышли сразу приказы № 2 и № 3, согласно которым заполнялись одна руководящая и три журналист¬ские вакансии. И далее штат пополнялся то ежедневно по человеку, а когда раз в три-четыре дня по нескольку сотрудников кряду. Всего в 1957 году вышло 13 приказов по редакции, и все касались только приёма на работу. Последний до выпуска первого номера приказ датирован 30 декабря, и на тот момент в штате редакции собралось уже 32 человека. Создание новой газеты опять свело их  вместе – и Н. П.  Анисимова, и Р. Г. Бухарцева, который еще с 1955 года  работал заведующим отделом партийной жизни газеты «Уральский рабочий».

     С декабря 1957 года  Рафаэль Герасимович стал заведовать отделом культуры, литературы и искусства редакции газеты «Вечерний Свердловск». Освещение вопросов культура было актуальным участком работы вечерней газеты. Если после войны развитие Свердловска шло по предвоенным схемам, когда отдавался приоритет наращиванию производственного потенциала, то с середины 1950-х годов. наблюдались определенные подвижки. Практически все предприятия и учебные заведения Свердловска имели Дворцы; дома культуры и клубы, в любительских объединениях участвовало до 40 тысяч взрослых и детей. На культурно-просветительную работу только 1955 году Министерство культуры РСФСР направили более 8 тысяч специалистов с высшим и средним образованием.

     Программой деятельности новой газеты, ее отделов стали решения  XX, XXI  и XXII съездов КПСС.

     В 1961  году в Советском Союзе издавалось газет более, чем на 1,2 тысяч больше, чем в конце четвертой пятилетки, а журналов и книг – соответственно на 2,7 тысяч и 31 тысяч. Размах получило радиовещание, в 1961  году насчитывалось более 38 тысяч радиоузлов. Быстрыми темпами развивалось и телевидение, в начале 1960 году в Советском Союзе было около 4 млн. телевизоров. На конец 1961 года в стране было 347 телевизионных станций и 93 телецентра. Внедрялись формы работы, основанные на общественных началах. Органы печати, радио и телевидения укрепляли и расширяли связи с активом, рабселькорами. Этому в значительной степени способствовали постановления ЦК КПСС «Об улучшении руководства массовым движением рабочих и сельских корреспондентов советской печати» и «О дальнейшем развитии общественных начал в советской печати и радио», принятые соответственно 30 августа 1958  года и 28 июня 1960  года. 

     В газете Рафаэль Бухарцев показал себя высококвалифицированным журналистом. Его выступления в печати отличались глубиной содержания, интересностью и разнообразием в разработке тем. Многие из них получали высокую оценку коллег. Он печатался в «толстых» журналах, так в журнале «Урал» писал об эстетических и этических позициях Свердловского драматического театра. С 1962  года в течение семи лет был ответственным секретарем редакции. Он умело организовал труд редакционного коллектива, помогал молодым журналистам. В марте 1958 года коллектив редакции организовал учебу по повышению квалификации, первое занятие проводил доцент Уральского государсвтенного университета Борис Васильевич Павловский, он прочитал лекцию «Фельетон в газете» [ЦДООСО Ф. 5784. Оп.1. Д.1. Л. 2]. На редакционных семинарах Бухарцев выступал с лекциями и докладами. Коллектив редакции рекомендовал Бухарцева в группу докладчиков Кировского райкома КПСС г. Свердловска по философскому циклу [ЦДООСО. Ф. 5784. Оп. 1. Д.1. Л. 9].

      На страницах газеты формировались гносеологические позиции будущего педагога, ученого. Работая в газете, с октября 1959  года по май 1960  года он преподавал в вечернем  университете марксизма-ленинизма при Политуправлении Уральского военного округа, в 1966 – 1967 годах - в Свердловской высшей партийной школе, на Свердловском учебно-консультационном пункте Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской. С 1967 года Бухарцев начал читать лекции, проводить занятия специального практикума, руководил производственной практикой студентов факультета журналистики Уральского университета. 

     В сентябре 1969  года Рафаэль Бухарцев перешел туда на постоянную работу старшим преподавателем. За плечами было 22 года газетного стажа. Ему было что рассказать студентами из личного опыта. Он не разделял достаточно распространенного выдвижения на передний план внешних, романтических свойств журналистики. Он, наоборот, поддерживал нарочито будничный термин «бытописание» в известном ленинском определении сущности процесса журналистского творчества, разделял справедливые нарекания профессиональной среды в отношении фильма С. Герасимова «Журналист», критиковал роман А. Проханова «Кочующая роза», в котором работа журналиста изображается как цепь приятных путешествий и приключений.  Его личный опыт показывал, что такое видение профессии вызывает психологический осадок, который выражается в пренебрежении к терпеливой разработке будничного материала, в недостаточно глубоком постижении внутреннего смысла и фактов.

     В Уральском университете Рафаэль Герасимович Бухарцев читал лекции по разделам «Организация работы редакции», «Сатирические жанры в газете». На факультете руководил студенческим научным обществом, помогал студентам готовить содержательные выступления на межвузовских конференциях. 

     Но фирменными были  спецкурсы  Бухарцева «Психология  журналистского творчества» и «Профессиональная этика журналиста». Они появились не случайно. В 1961  году, когда  Бухарцев заведовал отделом газеты, XXII съезд КПСС принял третью Программу партии, в текст которой вошел  свод принципов коммунистической морали – Моральный кодекс строителя коммунизма. Газета «Вечерний Свердловск» активно пропагандировала решения съезда. Редакционное разделение труда возложило на отдел задачу предметной пропаганды Морального кодекса - во всех Дворцах культуры, каждом клубе на видном месте красовался плакат  «Моральный кодекс строителя коммунизма». Его принятие  легитимизировало   вопросы морали в советском обществе. 

     Развитие профессиональной этики у нас в стране Рафаэль Герасимович прямо связывал с закономерностями, получившими отражение в Программе КПСС . На страницах газет заблистали имена Семена Нариньяни, Анатолия Аграновского, Ильи Шатуновского, Татьяны Тэсс, Георгия Радова,  Нины Александровой, Аркадия Сахнина, Леонида Жуховицкого,  Владимира Надеина, Евгения Рябчикова, Елены Кононенко, Виля Липатьова, Инны Руденко, Юрия  Черниченко, Тимура Гайдара, Евгения Богата и других, которые всегда раскрывали моральный аспект поднимаемой проблемы.

     В 1970-х годах в стране начала активно развиваться наука о журналистике. В исследования активно включились и уральцы. Коллега по газете «Вечерний Свердловск» Галина Лазутина защитила в Москве диссертацию о творчестве журналиста. Р. Г. Бухарцев в статье для научного сборника проследил  развитие  журналистской этики. На основе собранных для диссертации материалов подготовил монографию.

     А в  июне 1971 года он защитил диссертацию «Вопросы профессиональной этики журналиста» на соискание ученой степени кандидата философских наук.  Был выработан достаточно ясный взгляд на журналистику как тип творческой деятельности. Издательство «Мысль», видя богатое исследовательское направление, организовало выпуск изданий в сериях «Анализ газетной практики», «В творческой мастерской журналиста». Р.Г. Бухарцев предложил для серии книгу «Творческий потенциал журналиста». В книге он исследовал факторы, определяющие творческий потенциал журналиста, - профессиональные особенности формирования его личности, психологические условия включения в творческий процесс, возможности оптимизации этого процесса, связанные с развитием журналистских способностей, с культурой творческого труда. Р.Г. Бухарцев коснулся глубинных основ журналистского творчества – его внутренних мотивов, специфики мыслительной деятельности, поисков нужного слова.

     Научная квалификация позволила Бухарцеву стать заместителем заведующего кафедрой по научной работе, а осенью 1971 года и в 1986 году  – исполнять обязанности  заведующего кафедрой. С  1974 году он руководил межкафедральным научным семинаром, направляя  работу на обсуждение актуальных проблем теории и практики журналистики.  В апреле 1976 года Бухарцеву присвоено ученое звание доцента, его направили в Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук при УрГУ.  Эти события стали дополнительным стимулом для работы. Он написал специальную брошюру с материалами спецкурса. В занятиях со студентами стал применять активные формы проведения занятий, внедрил проведение организационно-деятельностных игр «Журналист в конфликтной ситуации», «Тематическая дифференциация социальной проблемы».

     Как член Союза журналистов СССР систематически выступал перед журналистами и рабселькорами, только в 1983 и 1984 годах прочитал 52 лекции по проблемам журналистики и партийного руководства печатью. Он принимает участие в редактировании межвузовского сборника научных трудов, активно пишет собственные научные работы. Из-под его пера выходят статьи «О художественных и публицистических началах фельетона», «Этико-психологические особенности работы редакционного аппарата», «Сплоченный единством цели (Журналист и коллектив редакции)». Совместно с признанным специалистом в области этики доктором философских наук Л. М. Архангельским подготовил публикацию о нравственной специфике профессиональной деятельности. Для политиздатовского сборника «Этика профессий» написал главу «Журналист и его дело», для книги «Марксистская этика» - о профессиональных кодексах морали. В профессиональном издании «Журналист» пишет о значении непосредственного наблюдения в творческом процессе, о психологических предпосылках газетных ошибок, об эвристических началах журналистского творчества,  В составе авторского коллектива под руководством профессора А. И. Титаренко публиковался в Германской Демократической Республике и Чехословакии. Активно участвует в коллективных сборниках «Журналистика развитого социализма», «Преподавание философии и профиль вуза», выступает на научных конференциях.  Им опубликовано 34 печатные работы по проблемам профессиональной этики и психологии журналистского труда. В 1984 году на кафедре была обсуждена и выдвинута к защите докторская диссертация «Психологические особенности журналистского творчества».  В сентябре 1987 году ему оформили персональную пенсию, но еще до конца учебного года продолжал сотрудничество с кафедрой.

     Рафаэля Герасимовича Бухарцева не стало 10 декабря 1990 года после долгой и продолжительной болезни. Память о Бухарцеве хранят его ученики. 

     Многоопытный декан факультета журналистики профессор Борис Лозовский вспоминает его по-редакционному, в газетном жанре, с заголовком: «Средство от обольщения. Однажды долго мучился по поводу написанной статьи. Казалось, что выдал этакий научный эксклюзив, что перевернет если не мир, то нашу кафедру теории и практики партийно-советской печати точно. Поделился с Рафаэлем Герасимовичем. С самого начала нашей совместной работы на факультете у нас как-то нечаянно сложились с ним очень добрые и доверительные отношения. Может потому, что он был рецензентом моего диплома, и почему-то ему работа понравилась. Не скрою, такая оценка весьма льстила выпускнику журфака. Так вот мне он и говорит:

     - Борис Николаич! Поверьте, есть много людей, которые знают гораздо больше, глубже и лучше, чем мы с вами. Поэтому не обольщайтесь, давайте почитать другим, материал от этого только выиграет.

     С тех пор не было случая, когда бы запускал в печать собственные «шедевры» без «обкатки» другими. Так было и с диссертацией, первым читателем стал Рафаэль Герасимович. Переживая от того, в том ли направлении развиваю тему, так ли, да и может ли все это называться наукой, отдал ему около сотни страниц текста, естественно, с поправками, ошибками, с указаниями читать там то и так то, сокращениями, аббревиатурами. Через некоторое время старший коллега «продрался», как он сказал, сквозь завалы моих концепций, тезисов, аргументов и фактов. Мы встретились. Он высказал свои замечания, но при этом жестко и сурово отчитал меня за неряшливость и тем самым преступное неуважение к читателю. Желание провалиться со стыда помню до сих пор. Ответственный секретарь ежедневной газеты знал,  за что следует выстегать автора. Урок был прост: все, что предъявляешь миру и кому бы то ни было вообще в виде собственного текста, должно быть вычитано, выправлено, отредактировано, снабжено заголовком, без единой ошибки. 

     Рафаэль Герасимович из тех замечательных педагогов журфака, которые читали работы студентов не по диагонали. Этим, собственно, всегда и отличалась Уральская школа журналистики».

     Доктор философских наук, профессор Владимир Федорович Олешко в книге публицистики «Коелга, Тюбук, Нью-Йорк. Далее везде» пишет: «Рафаэль Герасимович Бухарцев был очень похож на дореволюционного профессора из кинофильмов 30-х годов. Внимательный к любому собеседнику – от него я усвоил типичное обращение к студенту: «Коллега». Галантный кавалер при обращении к даме – по-моему, студенткам просто нравилось чувствовать себя Женщинами рядом с ним, поэтому на переменах он постоянно стоял в окружении оных. Гурман в истинном значении этого слова, «Рафа», как мы его ласково величали, и не скрывал своей гастрономической ориентации – на лекциях он в том числе подробно, со смаком, да так, что в самом деле слюнки текли, рассказывал о меню буфетов и ресторана его любимой гостиницы «Москва»... Немного старомодно, с интонациями, выражением, паузами читал он и лекции.

     Если честно, то куда понятнее изъяснялся он в своих книгах и статьях. Но нравилась сама атмосфера занятий, их неторопливое течение, интеллигентность лектора. А ещё от Рафаэля Герасимовича я впервые на семинаре узнал, что есть такое направление исследований, как психология творчества. Вот об этом-то часами и говорили мы: благом для меня было то, что студентов к нему записывалось в семинар немного, и для индивидуальной работы времени было достаточно. Он же уже позднее убедил меня написать первую научную статью в кафедральный сборник. Храню и книгу «Творческий потенциал журналиста», где Рафаэль Герасимович, светлая ему память, надписал, как выяснилось, пророческие для меня слова».

      «Вопросы профессиональной этики журналиста» - так назывался спецкурс Бухарцева. Он исходил их очевидного для него тезиса, что к числу наук, на данные которых постоянно приходится опираться в своей деятельности журналисту, относится этика. Первый пласт представляла газетная практика на так называемую морально-этическую тематику. Есть, однако, и другая линия отношений этики и журналистики: речь идет о нравственных устоях профессии журналиста, регламентирующих сам процесс подготовки материала, отношения журналиста и героя, журналиста и профессиональной среды.

     Что такое профессиональная этика журналиста? Были издавна известны медицинская этика, педагогическая этика. Профессиональная деонтология  говорит о специфичности профессионально-этической проблематики. Эта специфика не корпоративная, цеховая замкнутость. С точки зрения корпоративных требований и социально широкое понятие журналистской чести редуцируется, низводится до пресловутой «чести мундира». Поэтому профессиональная этика представляет собой, в понимании Р. Г. Бухарцева, не некую самостоятельную дисциплину, а обусловленную профессиональным разделением труда, профессиональными особенностями нравственных отношений в обществе отрасль этики. «Профессиональная этика журналиста, писал он,  является теорией нравственных аспектов журналистской деятельности, изучающей всю совокупность нравственных регуляций, возникающих в процессе журналистского творчества, их классовый характер, их место в структуре личности пишущего, механизм их воздействия на подготовку газетного материала, на отношения с людьми в ходе этой подготовки, на выработку профессиональных приемов, средств, достойных высокого назначения советской прессы, на положение журналиста в коллективе».

     В 1755 году М. В. Ломоносов опубликовал свою статью «О должности журналистов…». Семь «заповедей» Ломоносова до сих пор называют первым российским кодексом корпоративной культуры. Бухарцев замечал достаточно широкий диапазон вопросов, поставленных российским гением, - от непредубежденности анализа в творчестве журналиста до безнравственности плагиата. 

     Многие мысли М. В. Ломоносова обрели новое звучание и как никогда стали актуальны: в конце XX века в журналистском сообществе России  не было более актуальной проблемы, чем саморегулирование медиацеха. Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов  даже считал саморегулирование равным самосохранению. Исторически первая попытка создания организационного механизма саморегулирования привела в 1993 году к образованию Третейского информационного суда, трансформировавшегося затем в Судебную палату по информационным спорам (СПИС) при Президенте Российской Федерации. В 1994 году группа известных журналистов подписала Московскую хартию журналистов, представляющую собой кодекс-обязательство. В том же году Союз журналистов России утвердил свой Кодекс профессиональной этики. Существуют и другие документы, призванные играть роль деонтологических регуляторов на уровне отдельных СМИ (Хартия телерадиовещателей 1999 г., Декларация Гильдии судебных репортеров), отдельных регионов (Тюменская этическая медиаконвенция) и даже редакционных коллективов.
 
     Но кодексы эти не «работают». Нормативное регулирование деяний (действий/бездействий) журналиста еще не есть демократия. Так правовая норма это из механизма государственного принуждения.  Моральная норма есть консенсус. Подлинная демократия представляет собой определение набора табуированных поступков, действий. Бухарцев считал, что требования профессиональной этики нельзя вместить в некий свод общих правил, норм поведения представителя данной профессии. Выступая против шаблона мысли, Бухарцев был согласен с ленинской рекомендацией: «Сочинить такой рецепт или такое общее правило, … которое бы годилось на все случаи, есть нелепость. Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы в каждом отдельном случае уметь разобраться». 

     В истории государства Российского «слово и дело» являлось целостным, неразрывным понятием. Эта монада обладала великой силой. Теперь времена иные. Монада «слово и дело» уже давно распалась - Слово отделилось от Дела. Девиз «делай как Я», сменился девизом «делай, как Я сказал». Сегодня отношения «слово и дело»  наиболее полно  характеризует ставшее знаменитым выражение «хотели как лучше, а получилось как всегда». Но всем известно изречение Архимеда: «Дайте мне рычаг, и Я переверну Землю». Возвращение монады «слово и дело», как предмета профессиональной культуры даст журналистам мощный рычаг,  который перевернет их сознание и мышление, - наука нового тысячелетия изучает не Объекты и Субъекты, а взаимоотношения между ними.

     Весь свой исследовательский потенциал Бухарцев направил на поиск внутренних мотивов деятельности журналиста, специфики его мыслительной деятельности, поисков его нравственно-этической позиции. Как-то Рафаэль Герасимович вычитал в журнале «Журналист» Веру Инбер, которая писала, что журналистика есть «нечто среднее между писателем и авантюристом в самом лучшем смысле этого слова… В то время, как писатель сидит у себя за столом и пишет, а авантюрист рыщет по свету, журналист рыщет и пишет».

     Слово и дело журналиста навсегда заняли ум  Рафаэля  Герасимовича Бухарцева.