Мой любимый сад

Нина Лесина
                .
                Посвящается моему отцу.

  Мне часто снится мой сад. Я, как наяву, вижу каждую яблоньку, каждый куст, каждый цветок. Снится,  как я собираю урожай яблок или вишен, или помидор, то рву цветы. И это всё происходит в конце дня, и когда я выхожу из сада, уже совсем темно.  И мне жутко идти мимо тёмных, безлюдных садов. Страх гонит меня и я скорее тороплюсь выйти за ворота садов. Эта темнота и этот страх в моих снах, наверно расплата за то, что я продала свой сад, вернее сад моего отца.
     Мои отец и мать работали на крупном заводе и в конце 50-х годов  заводу была выделена земля под садовые участки. Советское время, каждому по 6 соток. Родителям достался сад почти в самом конце, на последней линии, но зато на небольшом пригорке.
      Мне не было тогда ещё и года, и родители, как рассказывал мне отец, брали меня в сад и клали в небольшую ямку. Видно, я была спокойным ребёнком, наверно спокойно лежала и смотрела в голубое небо и на белые облака. Так, что сад - мой ровесник.
Семья отца была рабочая, а мать была из крестьянской семьи. Но, именно отец всё время работал в саду. А мать с каждым годом была там всё реже. А отец не просто работал в саду, чтобы вырастить для семьи фрукты и овощи, он любил его и работал в нём с любовью. Он выписывал журнал «Садоводство», внимательно изучал его, ездил в питомники за лучшими сортами яблок, слив, груш. У нас была замечательная Мичуринская антоновка. Когда она поспевала, то её большие белые яблоки, наливаясь соком, становились, словно золотыми. А вкус - сочные кисло- сладкие яблоки, словно таяли во рту. Была Мичуринская груша. Небольшие плоды очень сладкие и сочные, сок прямо тёк по рукам, когда ешь. К сожалению, она потом вымерзла. Ранний летний сорт  яблок грушовка, поспевала в конце июня. Каждая ветка прогибалась до земли от обилия плодов. А ещё был виноград, Уссурийский. Ягоды тёмные, мелковатые и с зёрнышками, но вкусные. И какая это красота в саду - виноград, он был оформлен в виде маленькой беседки. А какой из него получался вкусный компот.
А ещё отец много экспериментировал. Брал черенки одних яблонь и прививал их на другие. И когда они приживались и давали урожай, то представьте себе: стоит яблоня, с одной стороны  у неё яблоки красные, а с другой - жёлтые или белые.
Всё лето отец проводил в саду. Сразу после работы шёл туда, благо сад был рядом с работай. В выходные мы с ним вместе уходили на целый день. Став постарше, я помогала отцу: собирала ягоды, вместе с ним собирали яблоки. Поливала и полола грядки. В, общем, сад это образ моего детства, и я тоже его любила. Иногда приходила с подружками, и мы играли там. С отцом мы ходили в сад даже зимой, окучивали снегом молодой кустарник, катались на лыжах. Как прекрасен сад в своём зимнем убранстве. Тёмные стволы яблонь стоят голые, такие беззащитные, а вокруг лежит такой белый, чистый, нетронутый и сверкающий снег.
Весенний сад – это чудо, это приход весны. Первыми начинают набухать почки на кустах смородины. Появляется молодая зелёная травка и маленькие нежные листочки щавеля - кисленькие, и прорастают кусты ревеня, я варила из него первый компот. А когда начинают цвести яблони, сливы, вишни, это вообще нежно бело- розовая сказка.
          Лето- это буйство красок, буйство ягод, фруктов, овощей. Это такой дар земли, природы. Можно сорвать молоденький зелёный огурчик  в пупырышках и есть его без соли. Можно выдернуть из грядки морковку, ополоснуть её в бочке и с хрустом съесть чуть ли не с ботвой.
    Осенний сад уже печален. Ягод уже нет, лишь чернеет на кусту черноплодная рябина. Осенние и зимние сорта яблок ещё висят на яблонях, но листва уже пожухла и начинает опадать. Радует клумба астр своими яркими красками.
     К сожаленью, когда я вышла за муж, я стала редко бывать в саду. У родителей мужа тоже был сад, и мы ездили туда. Но, конечно он не мог мне стать родным и близким, как мой.  А потом отец умер, а с мужем мы развелись. Я осталась одна с шестилетним сыном. Сад теперь был полностью на мне одной. Сына я приучала к работе в саду, но много ли может ребёнок.
      И сад уже не был таким ухоженным,  и времени у меня  для него было мало. И сад стал для меня тяжёлой ношей. Но я всё равно любила его. И каждый раз после зимы, приходя ранней весной, я радовалась встречи с ним, и говорила: «Здравствуй мой любимый  сад».
     В одном году снег выпал неожиданно рано, в начале октября, и когда я пришла в сад, увидела осенние цветы, которые остались несорванными. Разноцветные астры: красные, розовые, бордовые, наполовину засыпанные снегом, алели яркими пятнами на этом белом снегу. И рядом яркие, оранжевые мелкие цветы календулы. Так красиво, но такое щемящее чувство в груди.
        Как рано нынче выпал снег,
        Он губит всё живое.
                Смотри - осенние цветы,
         Они поникли головою.
                О если б, знала я тогда,
       Что этот миг прощальный,
                Цветы, я не увижу больше вас,
       И этот сад печальный.
     Это было последний раз, когда я была в саду. Потом я тяжело заболела, была сложная операция, после которой мне нельзя было заниматься тяжёлым физическим трудом.  И я решила продать сад. Его купила семья, приехавшая с Украины.
     Через пять лет я всё- таки решилась сходить в сад. Я пошла туда летом, в выходной день, думала, что застану хозяев, но в саду никого не было. Я открыла калитку и  вошла. Но это был уже не мой сад. Я пошла по нему, там даже тропок  почти не было. Хохлы, практичные люди, использовали каждый клочок  земли сада, и он  был весь засажен и поэтому стал каким- то тесным. Цветов не было, вообще не каких. Виноградную беседку убрали и там росли огурцы. Часть яблонь тоже вырубили.
    Я села на старую скамейку около дачки, смотрела на свой бывший сад и не узнавала его. Всё вокруг было чужое. И так мне стало жалко мой сад и досадно, что не смогла тогда преодолеть возникших трудностей. И, главное, я предала свой сад, предала память своего отца. А потом мне стали сниться эти тёмные сны.