Слово об Александре Панарине

Саид-Хамзат Нунуев
Слово об Александре Панарине


 

     Александр Сергеевич Панарин – уникальное явление в современной российской истории. Доктор философских наук, профессор МГУ, автор уникальных публицистических произведений, среди которых знаменитые «Искушение глобализмом» и «Реванш истории», за которые в 2002 году ему присудили Литературную премию Александра Солженицына.

     Безвременный, загадочный уход философа из жизни – величайшая потеря для всего гуманистически мыслящего человечества.

     Панарин сумел ярко, объективно, исчерпывающе ответить на проблемные вопросы современного меняющегося мира, не боясь никого и ничего, хорошо понимая, что должен быть хоть один человек, который смело и честно будет называть вещи своими именами, не подлаживаясь ни под чьи конъюнктурные идеологии. Философ пишет: «Неслыханный беспорядок сегодняшнего дня, когда правят бал негодяи, по-настоящему переставшие стесняться, уже достигает своего предела» (Реванш истории, М. 2005г., стр. 106)

     Самое главное, философ с большой буквы хорошо понимал, что из одурманившего общество либерального хаоса и вседозволенности людей спасет только возрождение и развитие духовности. «Главный вопрос его (человечества. Н.С-Х.) выживания связан не с новыми научными открытиями и технологиями, а с тем, существуют ли какие-то новые могучие средства пробуждения совести и ответственности, включая ответственность, диктуемую глобальным проблемами» - пишет Панарин. (Указ. соч., стр. 9.)

     Громадное значение для возрождения духовности России Панарин, как бывший православный священник Али Вячеслав Полосин, принявший ислам и автор нашумевшей книги «Пора понимать Коран» Юрия Михайлов видел в растущей силе ислама. Он пишет:  «..Именно на территории России сложился феномен всемирно – исторического значения: появление цивилизационной и геополитической системы, являющейся продуктом совместного творчества христиан и мусульман. Нигде в мире столь устойчивых синтезов подобного типа не было достигнуто!» (Указ. соч, Стр. 403)

     Читая Панарина, на самом деле происходит невероятное просветление. Каждый человек, мучающийся в сомнениях «а не схожу ли я с ума», видя окружающее его современное безумие мирового масштаба, обретет в лице философа не только мудрого единомышленника, но и доброго друга. И здесь вполне уместно повторить хорошо известное: такие люди никогда не умирают.  И такие люди становятся сынами не одного, а всех народов, всего разумного и совестливого человечества.
    
     Многие выдающиеся русские и российские философы, мыслители прошлого усматривали в вековых страданиях, в жертвенности русского народа некую миссианскую роль.

К примеру, хорошо известные Гумилев, Ильин, Достоевский, Лев Толстой, Бердяев, Карамзин, Трубецкой, Федотов и многие другие.  Оставляем за скобками идеологов марксизма – ленинизма, пытавшихся решить эту проблему с иных идеологических позиций. И вдруг – на рубеже тысячелетий великая страна с великим многонациональным народом оказывается под ногами у западных парагматов, у ББК (безродного бесконтрольного капитала)!

 Ни о какой духовности поверженного народа нет и речи! Напротив, все самое глубокое и ценное вычеркивается из школьных учебников. Все подменяется и усиливается невиданной пошлостью, развратом, растлением. ББК осуществил через подконтрольные СМИ заказ на бездуховность, потому что только бездуховной массой можно управлять, превращая его в рыночное безвольное ничто.

Духовное общество задает неудобные для них вопросы. Именно в таких условиях появляются выдающиеся произведения Панарина, принимающего вызов ББК и формирующего достойный ответ.
 
     «Главная трудность состоит…в преодолении потребительского сознания, которое западный либерализм оснастил теоретическим и идейным аргументами, надежно защищающими потребителя от мук совести за ограбленный мир.

Вероятно, потом уже придется преодолевать и другие трудности, связанные с тем, как конвертировать новую систему постэкономических, постпотребительских установок в новый тип социальной организации, трудовых отношений. Мы подходим к точке решающего цивилизационного сдвига человечества.

     Первый вопрос в этой связи: где совершится этот сдвиг? Скорее всего, не на Западе, потому что у тех, кто научился хорошо играть по прежним правилам, всего меньше оснований менять эти правила. 

     Второй вопрос: кто совершит этот сдвиг и какой тип духовной мотивации ляжет в его основу?» - пишет философ (Указ. соч, стр.12)

     Подчеркивая, что цивилизационный сдвиг будущего мироустройства не может быть совершен духовно истощившимся, выродившимся Западом, и не утверждая, что есть безусловные перспективы возродить христианство, Панарин близок к признанию необходимости глубокой реформы или даже революционных перемен в религиозной сфере, ибо только новое осмысление Бога может быть в основе таких глобальных сдвигов, могущее противостоять глобализму сатанинского образца, навечно закрепляющего неравенство между «золотым миллиардом» и всем остальным человечеством второго и третьего сорта.

 Приводя пример из прошлого, Панарин пишет: «От нее (от церкви.Н.С-Х.) ожидали, что она укрепит слабых и обиженных,страдающих от тоталитарных притеснений, но она фактически заключила  союз с сильными против слабыхи предоставила первым возможность не стесняться.

Коррумпированная католическая церковь заявила, подобно нашим либералам, что у обиженных и нищих нет алиби: они достойны своей участи».

     При этом не может существенно не возрастать роль ислама,  наиболее близко подходящей к научно-философскому объяснению сущности Бога как трансцендентного абсолюта.

Сервилизм современного исламского духовенства – вопрос отдельный. Слишком часто в истории человечества понятия Бог и религии радикально разнились. Религии практически всегда до сих пор выступали против Бога, ибо слишком догматически или конъюнктурно трактовали Его Откровения, если даже не говорить о трагических заблуждениях всевозможных язычников, проливших поистине море человеческой крови «во имя Бога».

     Историческая родина духовных сдвигов, родина величайших пророков человечества, как легендарных, так и исторических  - Передняя Азия и Кавказ. Именно здесь родина  шумеро-хурритов, роль и значение в прошлом которых сознательно замалчивается.

Именно здесь проживает народ, духовная сила которого привела в изумление весь современный мир. «Именно любимцев своих избирает Бог для особо тяжких испытаний» (Указ. соч., стр.181)

     Александр Панарин пишет: « Потребительское по своей духовной формации общество, наделенное небывалым материальным могуществом, - это гибельная перспектива для человечества… Бездуховные цивилизации порождают сочетание крайнего духовного уныния – утраты смысла жизни – с крайне беспринципным употреблением силы со стороны ничтожеств, мнящих себя суперменами…

Им не понять, почему Чечня успешно противостоит официальной России. Если бы дело было в одной только материальной силе, феномена Чечни не было бы. Дело, однако, в том, что официальная Россия продолжает проигрывать по старому счету – так бездуховная и беспринципная сила, без боя отступающая перед более мощными противниками, но не считающаяся с теми, кто выглядит заведомо слабее». (Указ. соч., стр. 87)

     Нам, чеченцам, конечно, лестно слышать такие слова в свой адрес, однако нельзя обольщаться: война с Россией была роковой ошибкой, хотя не мы ее начинали, а всесильные провокаторы, не желающие успокоиться на уничтожении СССР.

Выводы философа нам в данном случае интересны как признание значительной пассионарной силы нашего народа, способного поделиться как со своей природной силой, так и своим величайшим тарикатом со всей Россией для осуществления того самого духовного сдвига, в необходимости которого сегодня в России мало кто из объективных мыслителей сомневается. Философ продожает:

 «Если дух - мужество, воля и вдохновение – покинул  данное общество или его властвующую элиту, то любые ресурсы превращаются в пустой хлам. Разве не таким хламом стали все вооружения федеральных сил в Чечне?» (Стр. 322)

     Отвлекаясь, хочу заметить, что только сами чеченцы, осознав всю трагичность ситуации, оказались способными навести порядок в собственном доме.

      Религиозный экстремизм, однозначно спровоцированный ББК, нанес серьезный удар по подлинному исламу, религии мира, любви и добра. Но у разумного и совестливого человечества нет иной альтернативы, чем обращение к идеологии и философии подлинного ислама, признающего и чтящего всех пророков мировых религий, уже по этому имеющего право лидера в экуменистической инициативе.

     Политики СССР, в принципе соглашаясь с постыдной ролью капитулянтов в холодной войне, были напуганы растущим исламским населением страны. Они думали, что Запад осчастливит русский народ,  подняв его до своего уровня европейского  развития, а среднеазиатские оковы только тянут обратно в «средневековое стойло».

Писал ведь модный автор Олег Осетинский: «Мы были от веку европейцами, мы стали мучениками Азии, нас Азия опустила, изнасиловала, мучила в своих зинданах как заложников. Мы должны сделать духовный аборт, вырвать из себя чужую нам Азию, вырваться из нее, как из чеченского плена...

Ведь религия – это идеология, скажем прямо. И, на мой взгляд – в мире нет более взаимоисключающих идеологий, более полярных друг другу, чем ислам и христианство…

…Россия, впускающая к себе в дом миллионы голодных, активных мусульман – камикадзе! И поздно будет пить боржоми, когда печень отвалиться…» («День литературы». ( zavtra.ru №2(53) 06.01.2001год)

 


       Исламская цивилизация приоритета духовного и западная цивилизация агрессивного гедонизма  расходятся в ответе на вечный вопрос: что важнее, чем восторгаться -  внешней роскошью, блеском или красотой души человека?

 Душа человека, как самое большое чудо в мироздании и самая большая ценность – основной предмет внимания всех Откровений Бога – Торы, Евангелия, Корана. Разумеется, самое чистое, не искаженное временем и последнее Откровение Всевышнего – это священный Коран.

     Ислам не исключает радости материального мира. Он отвергает монашество, аскетизм, любые виды самоистязания.

Достоинство человека – вот главный императив Ислама, в отличии от идеологии западного мира, который, кроме всего прочего, превращает тело женщины (чьей-то дочери, сестры, жены, матери) – в рекламный товар, в предмет грязных плотских утех, а о достоинстве человека судят только по толщине его кошелька. Эти свои «ценности» запад упорно (и не безуспешно) навязывают всему постсоветскому пространству, включая нашу республику.

     Не все, очевидно, задумываются и осознают подлинные причины глобального насилия, осуществляемого западом над душами, совестью людей,  над  политикой запада тотального растления нашей молодежи.

Многие россияне, в их числе и чеченцы убеждены, что «демократический» запад размыл все границы нравственности для того, чтобы человеку проще, веселее, интереснее было жить. На самом деле мировой безродный, бесконтрольный со стороны государств и народных представительных органов транснациональный капитал (ББК) сознательно превращает людей планеты в безвольные, безбожные рыночные существа, потому что только такими проще управлять, взяв на себя роль не небесных (их просто пытаются опошлить) но земных «богов».

Логика мирового олигархата очевидна. Они просто не выживут в среде мыслящих, самостоятельных, свободных людей, признающих над собой только власть Всевышнего!

 
      Разумеется, Чечня и чеченцы – не самые крупные игроки в этой планетарной схватке гигантов. И тысячи раз надо все обдумать всем народом, прежде чем ввязываться в новые политические авантюры, тем более что проблема все больше будет актуализироваться с приходом НАТО в Закавказье. Но одно бесспорно и беспроигрышно: все сложится не так темно и непредсказуемо, если будем остерегаться авантюризма и противопоставлять себя другим народам Северного Кавказа.

Об этом, кстати, говорил в свое время и всемирно известный политолог Абдурахман Авторханов. Важно также стараться быть подлинными, а не рекламными мусульманами.

Ведь для подлинных мусульман нет ничего важнее мира, дружбы, любви, сохранения в себе высокого человеческого достоинства. Тот не мусульманин, который не воспринимает смерть одного человека как гибель всего человечества, - гласит исламская максима.

С-Х. Нунуев
г. Грозный
Чеченская республика