2-11. По реке Белой на плотах

Маша Стрекоза
   На турбазу «Кага», что находится возле города Белорецка, от которой начинался мой турпоход, я добиралась очень сложно. Сначала - поездом до Москвы, потом в Москве делала пересадку на поезд «Москва-Магнитогорск». Именно там я почти сразу же познакомилась с Тоней Шишковой, купившей путевку на тот же маршрут. Тоня мне понравилась с первого взгляда – такие женщины чувствуют себя уверенно в любом походе. Мир тесен, очень скоро  выяснилось, что она знакома с Мариной Олешкевич, с которой год назад мы вместе плавали на лодках по Мещере: Марина с Тоней когда-то вместе путешествовали по Алтаю.
    Итак, скорый поезд мчал нас на восток. Ночью мы проехали границу Европы и Азии, которую отмечала каменная стела с надписью. В Азии мне еще не приходилось бывать. К утру поезд прибыл в Магнитогорск. Еще на подходе город встретил нас многочисленными горами с покатыми склонами – они были искусственного происхождения и представляли собой отвалы пустой породы. Эти странные горы не имели даже намека на какую-либо растительность. Магнитогорск буквально скрывался в постоянном облаке трехцветного дыма - белого, рыжего и черного: так коптили трубы знаменитого на всю страну металлургического комбината. Как в этой атмосфере могли жить люди - было не понятно. Более пригодным для проживания и живописным оставался лишь противоположный  берег реки Урал: там, в гостинице, мы и провели ночь перед дальнейшей дорогой. Вечером отправились в театр на гастрольный спектакль московского театра, билеты на который оказались куда дешевле, чем они стоили бы нам в Ленинграде.
    Все следующее утро мы с Тоней тряслись в сидячем вагоне местного поезда, идущего в Белорецк. Поезд больше стоял, чем шел, отчего на короткую по протяженности дорогу до Белорецка мы затратили чуть ли не за половину суток. От Белорецка на турбазу «Кага» ходил рейсовый автобус. Время его прихода, как рассказали  окрестные жители, не соответствовало расписанию. Мы ждали этот автобус больше часа, а потом умудрились его пропустить, зайдя пообедать в местную столовую. Следующий автобус ожидался только на следующий день. Вспомнив все известные нам ругательства, мы с Тоней решили не ждать милости от природы и начали «голосовать». В результате очень скоро Тоня уже сидела в кабине грузовика, «охмуряя» шофера в целях обеспечения  бесплатности нашего проезда, а я в кузове, вместе со всеми  вещами прыгала на дорожных ухабах, держась руками за кабину. Я умирала от восторга: ветер в лицо, зеленые Уральские горы, дорога, петляющая по лесу - вокруг изумительная красота! Все это  живо напомнило мне жизнь в студенческом строительном отряде и наши поездки на работу на грузовиках, которые я очень любила. Настроение мгновенно взлетело вверх - я снова была там,  где мне было действительно хорошо! Антонина смогла очаровать шофера  только до развилки, на которой  нас высадили, не взяв с нас ни копейки. Вскоре мы поймали другую машину - огромный автокран со стрелой. На нем мы  ехали уже в кабине вдвоем и, наконец, добрались до нашей заповедной турбазы.
   Вся дорога от дома до пункта начала нашего маршрута заняла пять дней - почти рекордное по быстроте время по сравнению с временем других участников нашего маршрута. Многие из них, как потом выяснилось, смогли приехать на базу, где планировался пятидневный «отдых» только к самому отплытию плотов.
   На базе царил редкий беспорядок. Никаких инструкторов групп отыскать было невозможно, а всю нашу группу раскидали в разные места огромной территории турбазы. Беспорядочное число приезжающих и отъезжающих со всех маршрутов жило своей жизнью - ходило в  столовую и чем могло развлекало себя. Развлечений, кроме купания в Агидели, как таковых не было – даже вечерних танцев, и тех на турбазе не было! 
   Только накануне похода наконец объявился инструктор, и мы всем составом собрались на складе, где нужно было получить все необходимые продукты и утварь. Не хватало самого главного – плотов. Изгнанные по случаю предстоящего похода из своих комнат, мы, как цыгане, скопились с кучей вещей и продуктов на берегу Агидели - реки, название которой в переводе с башкирского означает Белая, и терпеливо ждали прибытия наших плотов.
    Инструктором оказалась молоденькая девушка, студентка Уфинского педвуза, не внушавшая нам особого доверия ввиду своей хрупкости. Группа подобралась в основном ленинградская и не до конца женская: на шестерых туристов каждого экипажа нашлось по двое мужчин, причем, довольно крепких. Опытных туристов, уже побывших в разных походах среди нас было куда больше, чем неопытных. Это радовало.
    К вечеру к нам, наконец, прибыл грузовик с плотами. Плоты были резиновые, надувные, но очень большие и на вид прочные. Каждый был рассчитан на 6 человек и довольно большое количество груза. Мы надули наших резиновых «мустангов» и спустили их на воду. После погрузки, занявшей по первому разу довольно много времени, мы тронулись в путь.
   Места на Южном Урале, мимо которых мы проходили по нашей Агидели, были удивительно красивы. Горы высокие и зеленые, совсем не похожие на более привычные мне Кавказские. Их склоны целиком покрыты сосновыми и лиственными лесами, а на речных берегах - луга с великим множеством полевых цветов. Воды Агидели удивляли чистотой и прозрачностью. Наша путевка пришлась на конец июля, когда Агидель обычно мелеет, и потому поход, названный легким и приятным туристами, шедшими по полноводью в июне, для нас оказался полным всяческих приключений. 
   Погода стояла жаркая. В одних купальниках и теннисках на босу ногу мы гребли с помощью одного весла на каждого члена команды и постоянно лавировали между камней. Тенниски практически не просыхали: мели попадались постоянно, и на каждой мы спрыгивали ногами на дно, чтобы протащить плот над камнями на руках - опасались проколов. Проколы все равно случались – приходилось всей группе останавливаться, а потерпевшим заклеивать свой плот. Гребли по 6, а то и по 8 часов в день и все время торопились. Благодаря частым остановкам на заклейку, поджимало наше контрольное время прибытия. На стоянки мы приходили уже затемно.
   Усталые и голодные мы выгружали из плота вещи, устанавливали палатки и разводили костер. Где-то уже к ночи, наевшись и приняв по полкружки водки, мы расслаблялись - пели у костра песни, исполняли вокруг огня дикарские  танцы  и совсем не хотели разбредаться по палаткам. Такая походная жизнь мне безумно нравилась. Нравилось все: и дым костра, и палатки, и ароматный чай из душицы, и наши песни, и даже наша напряженная гребля, постоянная борьба с отмелями и быстрым течением.
   Группа не сложилась такой единой и дружной, как мещерская, но никаких разногласий между членами экипажа  не возникало, а веселых приключений произошло больше, чем достаточно. Не миновали нас и злоключения: первые пять дней похода мы шли без дневок - стоянок для отдыха, положенных правилами маршрута. Борьба с мелководьем сильно выбивала нас из графика, а наша молодая и неопытная  инструктор очень боялась опоздать к месту завершения  маршрута - была напугана и растеряна.
    Еще одной бедой оказалось жаркое уральское солнце. Расслабившись на башкирских медовых лугах во время нашей первой дневки, мы все дружно обгорели на солнце. Весь следующий день группа мучились от озноба и волдырей на коже. 
   На пути маршрута нас ожидала знаменитая Капова пещера, о которой я слышала прежде и мечтала увидеть ее своими глазами. Общая длина двух этажей гротов и коридоров этой пещеры, образовавшихся в девонских доломитах, протянута на расстояние свыше двух километров. В 1959 году в трехстах метрах от входа в пещеру на ее стенах обнаружили наскальные рисунки мамонтов, лошадей и носорогов, сделанные во времена палеолита – более 15 тысяч лет до нашей эры. Эти рисунки носят ритуальный характер, они служили древнему человеку первообразом Бога творца и были особой формой принесения жертвы Богу ради перехода их умерших предков в вечную жизнь. Поглядеть на такую древность да и просто побывать в пещере было очень заманчиво. К сожалению, эта экскурсия не состоялась. Нам сообщили, что в пещере было слишком темно и скользко, из-за плохого состояния подземных ходов местные туристские инструкторы не пустили нашу группу на ее осмотр.
   На Урале я впервые попробовала конину, повсеместно употребляемую в пищу в Башкирии: конская тушенка заменяла нам в походе обычную говяжью. Она показалась мне вполне съедобной, может быть, только более жесткой, чем говядина. Там же я прокатилась верхом на башкирской лошади, которая показалась очень спокойной и доброжелательной. Чуть позже попробовала себя в байдарке - плоской лодке, где человек сидит не на помосте, а прямо на дне, вытянув вперед ноги, и поочередно загребает веслом то справа, то слева. Это весло тоже было необычным - имело лопасти на обоих его концах. Скорость движения байдарки быстро развивалась очень большой, но зато возможностей перевернуться было сколько угодно!
   До места назначения на турбазу возле Уфы мы добрались вовремя. Все самое интересное для меня закончилось. За этот поход я получила свой очередной значок «Турист СССР». Мы очень подружились с Тоней за время похода и уже  планировали на будущий год вместе отправиться на Алтай - по конному маршруту. День прибытия оказался самым грустным. Чуть ли не со слезами на глазах мы сдували и складывали наших резиновых «Мустангов», ставших нам такими родными за дни похода, упаковывали палатки,  сдавали на склад вещи и  фотографировались на прощание. Словом, все было, как в нашей любимой песне:
       Крылья сложили палатки - их кончен полет,
       Крылья расправил носитель разлук  самолет,
       И потихонечку пятится трап от крыла,
       Вот и закончилось все - расставаться пора!

   В Уфе вся группа разбрелась, кто куда, совсем не так, как было в Мещерском походе, где мы всюду ходили одной компанией. Экскурсия по городу мне не запомнилась. Даже на последней отвальной на городской  турбазе Уфы между нами уже не было того душевного  контакта, который получился во время похода. Мы даже не запланировали встречи в Ленинграде.
    Несмотря на это, я была очень довольна своим отпуском. Новые города, путешествия, а особенно природа и туристская жизнь, всегда оказывают на меня какое-то магическое действие. Я расстаюсь с  новыми местами, как с чем-то, ставшим мне родным - с грустью и с любовью. Ни в личной жизни, ни в семье, ни на работе - нигде и никогда я не бывала такой счастливой, какой была в трудных путешествиях.