Гипсовый гость

Кулагин
ГИПСОВЫЙ ГОСТЬ
(маленькая трагедия)

«Вставай,
  Вставай,
  Штанишки надевай!»
(Позывные пионерского горна)


СЦЕНА I

Г у я н
Приятно очутиться в городке,
Где всё цветёт и все накоротке.
Где вьётся хмель, и пенно льётся брага,
Где нам известна каждая общага.
Где женщины милы и не капризны…

П о р е л о в
И где по нам не раз справлялись тризны.

Г у я н
Ты помнишь, как нас славно принимали
Ирина, Катерина… КэПэЗэ?

П о  р е л о в
Сапог омоновца забуду я едва ли.

Г у я н
А помнишь Медякову Веронику,
Учительницу танцев и труда?

П о р е л о в 
Готовую на подвиги всегда?
Конечно, помню, то-то было крику.

Г у я н
Ничем я не обидел Веронику,
Она была довольна, и настолько,
Что спрятала ботинки и носки,
Что б не ушёл я к Воронцовой Ольге.
Но я ушёл босой и невесомый
И песни пел, и был от счастья пьян.

П о р е л о в
А после сбит машиной поливальной,
И я, подобно бабке повивальной,
Тебя из-под капота извлекал.
Уже помытого.

Г у я н
Но, полно о печальном,
Поговорим-ка лучше о смешном!

П о р е л о в
Мне не до смеха, поздно - гастроном
Уже закрыт.

Г у я н    
           Зато ларьки открыты.
           Заветную поллитру обретём, 
            И освежим поблекшую палитру
            Твоей души.

           П о р е л о в
Как звёзды хороши! 

Г у я н
Идём скорей, я вижу свет в окошке!

П о р е л о в
Мужчины - кобели, фемины - кошки,
А я - самозабвенный алкоголик.
И тем горжусь.
Вперёд, моя ладья!

Г у я н         
Ты будешь нынче сыт и пьян.
Клянусь! Не будь я Дан Гуян .


                СЦЕНА II

            Возле  ларька.

Т о л ё к      
Пойдём прокатимся. Делов на полчаса.

В а л ё к      
За город  к  речке, а потом обратно.
 
Л а у р а   
Уже ли думаете,
Что я так развратна,
Чтобы с двоими ехать?
 
Т о л ё к      
А с одним?

В а л ё к      
            Потом с другим.

Т о л ё к
     По очереди, ладно?

Л а у р а 
А вдруг придет хозяин, что тогда?

Т о л ё к      
Соврешь чего-нибудь, какая ерунда,
Не в первый раз, да разве что случится?

В а л ё к      
Тебе уж двадцать, молодость промчится,
Потом уже никто не пригласит.
А древняя пословица гласит...

Л а у р а
Идите к чёрту, я вам не невеста!
Из-за таких как вы лишиться места
Я не хочу.
Чем лишний раз к врачу...
Поберегусь. Пока не полюблю,
Я больше никому не уступлю.

Т о л ё к
И долго ждать намеренна? До гроба?

В а л ё к
До первых регул?

            Л а у р а
Сволочи вы оба!
Катитесь прочь!
Вон ваша свиномарка.

Г у я н         
Пора  вмешаться. На подмостках жарко.

П о р е л о в
А стоит ли? Ведь могут навтыкать.

Г у я н         
Наверняка, но мне не привыкать.
Ведь пахнет женщиной.

П о р е л о в
А мне какая радость?
Я спать хочу, а в нём играет младость.
Но друг есть друг, и пусть вершится рок,
Коль вставлен  шомпол  и  взведён курок!

Г у я н   
Мальчишки, где же ваши мамы?
Пешком под стол, а уж такие хамы.
Кто девушкам с младенчества грубит -
Тот совершает нравственный кульбит.

Т о л ё к:    
Мужик, уйди, иначе будешь бит.

Г у я н      
Но прежде ты.
( получает коленкой в пах)

П о р е л о в 
Гуян, атас! Менты!

(Т о л ё к   и  В а л ё к   уезжают)

Г у я н
Предательский удар.

             П о р е л о в   
И символичный.

Л а у р  а   
Мужчины, вы о чём?

П о р е л о в
О личном!

Г у я н
А ты красивая. Я бы тебя хотел,
Когда бы не стонал и не кряхтел. 

П о р е л о в
Предмет придется показать врачу.

Л а у р а 
Пойдём ко мне, я быстро излечу,
Какой бы ни была тяжёлой рана.
Всю жизнь ждала я своего Гуяна.

СЦЕНА III

         У  Л а у р ы.

      (П о р е л о в  спит)

Л а у р а   
Ну хоть бы раз. Поверишь, у меня
Никто не оставался дольше дня.
Проснутся, протрезвеют, и с концами.
Обратно не заманишь леденцами.
А в чём причина? Или я урод?

Г у я н       
Отнюдь.

Л а у р а 
Так почему?

Г у я н
Народ мельчает по причине пьянства,
Лишь в пьянстве сохраняя постоянство.

Л а у р а
Но отчего ж сбегают?

Г у я н 
Со стыда.
Займут, опохмелятся, и тогда
Забудут стыд, но и себя забудут.
И снова в невесомости пребудут.
Замкнутый круг, а ключ давно потерян.

Л а у р а   
Скажи, а ты мне будешь верен?

Г у я н
0, да, всегда, поверь Гуяну.

Л а у р а   
Я расскажу тебе про Яну.
Ты знаешь за театром сквер,
Там, где с трубою пионер?

Г у я н
А рядом пиво с шашлыками.

Л а у р а
Нельзя серьезно с мужиками!
Так вот, туда в ночное время
Приходит женщина, она...

Г у я н:
Всегда без спутников, одна!

Л а у р а      
А ты про то откуда знаешь?

Г у я н 
Шучу! Молчу! Так что она?

Л а у р а   
Она прекрасна как луна
И так же как луна печальна.

Г у я н
И что её влечёт в сей сквер?

Л а у р а 
Ты не поверишь - пионер.

Г у я н 
Статуя? Гипсовый мальчишка?

Л а у р а
Он не мальчишка, он на вид
Вполне оформлен и развит.
И очень даже сексуален.

Г у я н
Я знаю нравы здешних спален,
Но не припомню, чтобы кстати
Сгодились каменные стати.
Так, значит, говоришь, она...

Л а у р а
Лишь одному ему верна.

Г у я н 
Тем интереснее Гуяну.

Л а у р а 
Что ты сказал, любимый?

Г у я н
Яну волнует груда алебастра,
А я люблю живую. Баста!
Зажги, любимая, свечу.
Я выйти покурить хочу.


           СЦЕНА IV

   Сквер за театром.

Г у я н
Какая ночь, а мне невмочь.
Пеньковым галстуком минуты
Сжимают горло. Футы-нуты,
Как ожиданье нестерпимо,
Как будто жизнь проходит мимо.
Как сладок вид торчащей туи,
Растущей позади статуи,
Как соблазнительны кусты,
Как лавки голы и пусты,
Как лунное взирает око...
А Млечный Путь, что та молока,
Которую извергнул бог.
Клянусь, я столько бы не смог!
Но, чу, иль это наважденье?
Мне мнится аромат духов.
Я схоронюсь средь лопухов
И там своё продолжу бденье.

       (появляется Яна)

Я н а
Ну, вот и я, мой молчаливый,
Мой неприступный господин.
Ты всё по-прежнему один,
Или нашёл себе утеху?
К примеру - женщину с веслом,
Или безрукую Венеру
С её весёлым ремеслом.
Попробуй. То-то будет смеху...
Но нет, коварный, ты не смотришь
На женщин,
Ты трубишь в трубу.
Ты днём и ночью: бу-бу-бу!
А нет бы снять своё табу.
Ужель стоять ты не устал?

Г у я н  (из лопухов)
Меня б позвали, я бы стал!

Я н а
0, небо! Или показалось?
Три года под его дуду
Пляшу...
Так ты придёшь?

Г у я н
Приду-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у!

Я н а
Ах, если б правдой оказалось!

(убегает)

Г у я н
Всегда готов!

(подходит к статуе)

Ну что, дружок,
Чей нынче протрубит рожок?
Но ты, приятель, не скучай.
Замерзнешь - приходи на чай.

(статуя кивает)

Г у я н
                (удивленно)
Сегодня, право, я везучий.
Оказал как будто невзначай.
А вышел очень странный случай.

     (устремляется за Я н о й)

СЦЕНА V
   У  Я н ы.

Я  н  а
(играет на лютне и поёт)

           Была я замужем три раза,
Но не любила никогда.
Степан работал водолазом,
Иван - маляр, герой труда.
Терентий был предприниматель,
Носил буквально на руках,
Но не поставлю в знаменатель
Рассказ об этих мужиках.
Я занесу его в числитель
И без остатка разделю.
Мой белокурый повелитель
Их приравнял давно к нулю.
Хоть я его не знаю тела,
Его не ведаю ума,
Я столько лет его хотела,
Что всё додумала сама.
Он выше всякого канона,
Он мой Сократ и мой Антей.
Я для него - Пигмалиона,
А он - мой славный Галатей.

(стук в дверь)

Ужель? Как сладко сердце ноет.
А ноги словно из свинца.
Боюсь...

Г у я н
Мне кто-нибудь откроет?
 Или отчалить от крыльца?

Я н а
            Нет, нет, иду, и будь что будет.
А будет так, как я хочу.
Кто одинокую осудит?
Ведь по своим счетам плачу.

               (открывает дверь)
 
Вы кто?

                Г у я н
            Я тот, кого ты ждёшь.
А то, что цвет лица телесный,
Так, то наделал гром небесный.
Меня умыл весенний дождь.
Позволь войти.

Я н а
 А ты не врёшь?

Г у я н
            А голос? Узнаёшь ли голос?

Я н а
            Да, голос тот, но редок волос,
И лет не меньше тридцати.

                Г у я н
Так, может, лучше мне уйти?

Я н а
  Не знаю.

Гу я н
Женская натура
Понятна только сквозь стакан.
Тебе милее истукан?
Немая, мёртвая скульптура?
Коль сердце у тебя - цемент,
Изволь, вернусь на постамент.

Я н а
            Постой... С плеча рубить не надо.
"Приду - уйду" - покончим с тем.
Ай-да к столу, я гостю рада.
Одна я это всё не съем.
Ты голоден?

 Г у я н
            Пока не очень.

Я н а
            Так ты, наверно, водки хочешь?
Вот хлеб, намазывай икру.

Г у я н
Твоё здоровье. И за встречу.

Я н а
           За встречу.

Г у я н
За твои глаза.

Я н а
            Сама себе противоречу.
Рассудок  против,
Сердце - за.
Как звать тебя?

Г у я н
             Зовусь я Дан,
  Гуян – фамилия. Слыхала?

Я н а
Клянусь, подобного нахала
Господь ещё не создавал.

Г у я н
Что есть, то есть.

Я н а
            Имей же совесть.

Г у я н
 К чему? Послушай лучше повесть
Про жизнь нездешнюю мою.

Я н а
           Внимаю словно соловью.

Г у я н
Я рос мальчишкою послушным,
Спокойным, кротким, в общем - скушным.
Не воровал табак и спички,
Не дёргал сверстниц за косички
И был примерный пионер
Твоей статуи на манер.
Когда же юности тревожной
Зажёгся пламенный пожар,
Я примирить пытался жар
С своей натурой осторожной.
И в том как будто преуспел.
А тут срок службы подоспел,
И сквозь армейскую повинность
Я нёс как флаг свою невинность.
Так что мой личный пистолет
Стрельнул впервые в двадцать лет.
Но этот выстрел холостой
Стал роковым. С девицей той
Я благородно не расстался,
И детородный кольт остался
Лежать в законной кобуре
На смех окрестной детворе.
О том, что было, не жалею.
Была любовь, а может - нет.
Не помню. Всё равно лелею
Воспоминанья прежних лет.
Была семья - святое дело.
Душа в узде, в застое - тело.
Но в нежном бутерброде тел
Я стал однажды не у дел.
Не то, что бы была измена,
Жену мне не за что винить.
Но кто-то потянул за нить
И… узелочек развязался.
Я не страдал, я не терзался,
Не пил вина, не резал жил,
Я понял, что ещё не жил,
Как только я один остался.

Я н а
И что потом?

Г у я н
            Прошло семь лет.
Я обошёл  весь белый свет.
Горел, едва не утонул.

Я н а 
            А скольких женщин обманул?

 Г у я н
Я не обманывал ни разу.
Я верен всем.

Я н а
            Как всем?

Г у я н
            Всем сразу.
Единственно возможный путь,
Чтоб ни одну не обмануть.
Прощают женщины гуляк,
Жлобов, придурков, забияк,
Лжецов, садистов, малодушных.
Но не прощают равнодушных
К их прелестям. Таков закон
Не мной придуманный, и он
Для всех веков и всех систем.
Прильнёшь к одной - изменишь всем.

Я н а
            Ну, всё, довольно, я сыта
Речами жирного кота.
Я не хочу быть тыща первой.
Уж лучше быть каргой и стервой,
Слугой, отвергнутой женой,
Но не тряпицей подкладной
И не разменною монетой.
Прощай!

Г у я н
            Сказал я видно дело,
Раз это так тебя задело.
Изволь, уйду, но на прощанье
Позволь тебя поцеловать.

Я н а
            А после затащить в кровать?
Я в эти игры не играю. Гуян!
Смотри!

            (входит гипсовый пионер)

Я умираю!
               
                (падает)

С т а т у я
            Оставь её, она мертва,
Как облетевшая листва.

Г у я н
            Её сгубило воздержанье
И бесполезные мечты,
Которые внушил ей ты!
Своей бессмысленной трубой.

С т а т у я
            Мы не здоровались с тобою.
Дай руку.

Г у я н
Вот она, бери.
Крепко пожатье истукана.
Пусти! Постой! Эх, Яна, Яна...


(проваливаются)

                КОНЕЦ