Миргород. Отзвуки памяти

Игорь Дергоусов
«Не той тепер Миргород, Хорол-річка не та…»
Павло Тичина

        Довелось мне летом 2009 года побывать очередной раз в Миргороде. По прошествии многих лет после предыдущего посещения, я с трепетом и волнением вновь открывал для себя этот город. Невольно захотелось повторить слова поэта. Действительно, не тот теперь Миргород. Преобразился в лучшую сторону.
Помню, не удержался, даже сфотографировал появившуюся скульптуру казаков у какого-то летнего кафе.
       Однако, к моей великой радости, на прежнем месте я обнаружил вербы у кладбища по дороге на В. Сорочинцы, если мне память не изменяет, эта дорога идёт по улице, которая так и называется Сорочинская.
        Сколько раз я с бабушкой, или с мамой, и даже уже со своим сыном ожидал у этих верб рейсовый автобус, возвращаясь от своих миргородских родственников в родные Великие Сорочинцы.
        Эти вербы подняли на поверхность моей памяти два, на мой взгляд, особенно ярких, в определённом смысле, одновременно и трагических, и комических событий моего детства и юности, связанных с Миргородом.
        Теперь подробно о каждом.
        Было мне тогда лет 13 или 14. У мамы заканчивался отпуск и нам, маме, младшему брату и мне, предстояло, говоря военным языком, возвращаться к месту постоянной дислокации в город Бердянск, куда мама попала по распределению после окончания Миргородского керамического техникума, вышла замуж, да так и осталась.
        С целью решения вопроса по способу возвращения в Бердянск, замечу даже сейчас это не совсем удобно, а в те времена и подавно, мы с мамой из В. Сорочинец приехали в Миргород. Один из способов был автобусно-железнодорожный. Отрезок В. Сорочинцы – Миргород во внимание даже и не брался, довольно много было проходящих автобусов. Дальше автобус Миргород – Запорожье. Автобус из Миргорода отправлялся примерно в 10 утра и прибывал в Запорожье поздно вечером, когда рейсов на Бердянск уже не было. А посему следовало перемещаться из автовокзала на железнодорожный и пытать счастья, дабы уехать около 23:30 в Бердянск и прибыть к месту назначения в районе 7 утра. Согласитесь, для расстояния в 500 км, это уж слишком. Вот и маму мою с двумя детьми, очевидно, не слишком радовала такая перспектива.
        И тут, ура! Плакат с красивой девушкой в униформе стюардессы, призывающий летать самолётами Аэрофлота. Не раздумывая, мама потащила меня в агентство Аэрофлота. С одной стороны, улыбалась перспектива добраться до Бердянска в один день, с другой, что-то меня настораживало, и я предложил маме поехать в аэропорт, где купить билеты, а заодно и посмотреть какой аэропорт в Миргороде. Мама меня пыталась убедить, что это лишнее, мол, в Миргороде военный аэродром большой, а значит и гражданский тоже должен быть хороший, после чего приобрела билеты в агентстве.
        Наступило время «Ч». В Миргород мы приехали с большим запасом времени. Зашли в гости к маминому родному дяде Пете, где изрядно наелись арбузов, после чего отправились в аэропорт.
         Предчувствия меня не обманули. Сколько я не вглядывался в окно на дорогу, но больших букв, составляющих надпись АЭРОПОРТ, я так и не увидел. Когда автобус распахнул двери, нашему взору предстало нечто похожее на большое футбольное поле со сторожкой, аккурат как в фильме «Мимино». Полагаю такой «аэропорт» хорошо знаком ребятам, занимающихся парашютным спортом. Свалившийся с неба «кукурузник» окончательно расставил все точки над «И».
         Что с нами было потом, это уже другая история, одно скажу, четыре часа лёта и полные гигиенические пакеты, а также остатки на полу, того, что в них не поместилось, отвратили меня от мысли в будущем стать лётчиком.
          Второе событие случилось во времена моей юности. К тому моменту я уже окончил два курса Кемеровского высшего военного командного училища связи и во время летнего отпуска приехал на пару недель в В. Сорочинцы погостить у бабушки.
          Мой сельский товарищ Николай попросил меня составить ему компанию для поездки в Миргород (или «У город», как говорят в Сорочинцах), с целью отвезти документы в СХПТУ, дабы получить профессию тракториста. Я согласился.
         ПТУ нашли быстро. Шутки ради, я и сам договорился там учиться, оставалось только документы подвезти. А вот Николая, что-то смутило, и свои документы он отдавать не стал, хотя я его и уговаривал их оставить и учиться. Но хозяин- барин.
        Если в ПТУ мы шли быстро, ничего вокруг не замечая, то в обратный путь отправились, особо никуда не торопясь. На обратном пути мы заметили винную лавку, пройти мимо которой, не смогли. В этой самой лавке нашим трофеем стали три бутылки портвейна «777». На самом деле, не возвращаться же в Сорочинцы с пустыми руками.
        На этом можно было бы поставить точку, но что тут особенного яркого для запоминания? Признаюсь, финальный аккорд этой истории был уже в Сорочинцах. Взяли  мы с Николаем эти три бутылки, закуску всякую разную, радиоприёмник «Спидола», сели на велосипеды и поехали в лес культурно  отдохнуть. Выражаясь современным языком, фишка для запоминания была в том, что как только начали разливать, приобретённый в Миргороде портвейн, по стаканам, из приёмника полилось: «Я хочу, чтобы песни звучали, чтоб вином наполнялся бокал» в исполнении Вахтанга Кикобидзе. Как тут такое забыть?
        Но всё же самое яркое воспоминание о Миргороде, у меня связано с миргородским автовокзалом, а если точнее, с платформами ожидания рейсовых автобусов. (Само здание автовокзала построено по типовому проекту и таких по Украине много). И это воспоминание всплывает каждый раз, когда речь заходит об украинском языке. Каждый раз, когда я слышу украинскую речь или разговор о ней, я вспоминаю платформы миргородского автовокзала. Вспоминаю, как ожидая своего автобуса на В. Сорочинцы, я невольно вслушивался в речь селян, обсуждавших между собой какие-то свои вопросы, или просто друг другу что-то рассказывая. Слушая эту речь, я буквально наслаждался ею, наслаждался певучестью этой речи и каким-то её особенным колоритом. Слушая эту речь, я понимал, я на Родине, я на Миргородщине.
       Кстати, когда я пребывал в Миргороде крайний раз, на полках моей памяти отложился ещё один эпизод. Меня угостили салом, причём салом, вкуснее которого, я не ел ни до, ни после этого. Уж поверьте мне на слово. И теперь каждый раз, когда я ем сало, то невольно сравниваю его с тем, с миргородским салом.