24. Два советских космических корабля на орбите

Михаил Самуилович Качан
На фотографии космонавты Андриян Григорьевич Николаев и Павел Романович Попович. За "парный полёт" оба стали Героями Советского Союза

На орбиту были выведены сразу два космических корабля

11 августа 1962 года на орбиту искусственного спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-3» Его пилотировал летчик-космонавт майор А.Г. Николаев, а на следующий день был запущен еще один космический корабль – «Восток-4», с летчиком-космонавтом подполковником П. Р. Поповичем.

Я видел, что освоение окрестностей нашей планеты идет быстрыми темпами и радовался наступлению новой космической эры.

Так скоро и на луну полетим! Человек вышел в космос! Как это замечательно звучит! И это сделали мы, советские люди! Всё-таки, наш строй имеет преимущества перед капитализмом, - думал я. - Вот только две беды есть: управление экономикой неважное, и сознание у многих людей низковато.

И не знал я тогда, что советской космонавтике тогда было до луны, как "до неба".

Не знал я тогда и того, как жестко всё, что читал в газетах о полётах в космос, все, что видел по телевидению, цензурировалось.
 
Прочтите воспоминания одного журналиста, которые я обнаружил на сайте
После "парного" полета Николаева и Поповича я был участником телевизионного интервью с этими космонавтами. До начала интервью мы три часа просидели в московском телецентре в таком составе: двое космонавтов, заведующая отделом науки Центрального телевидения Тамара Чистякова, журналисты и... Михаил Крошкин.

Командовал этой подготовкой, конечно, Крошкин и шла она так. Журналист предлагал какой-нибудь вопрос; Крошкин немедленно говорил: "Этот вопрос в передаче не задавать". Предлагался следующий вопрос, и опять Крошкин его отводил. Космонавты безмолвствовали, причем Николаев был убийственно серьезен, а Попович хитровато улыбался.

Наконец, находился вопрос, достаточно невинный, чтобы Крошкин его пропустил.

Тогда вопрос записывался, а Крошкин обращался к космонавтам: "Ну, товарищи, как будете отвечать?" Кто-нибудь из них начинал говорить, но и тут не обходилось без Крошкина:

- Андриян Николаевич (или Павел Романович, если говорил Попович)! Это говорить не стоит. Скажите лучше так...

Никто ни разу Крошкину не возразил.

В самом начале я предложил вопрос о маневрировании [на орбите. МК]. Крошкин отвел его тут же. Я задал вопрос, в какое окно Николаев видел Поповича и в какое - Попович Николаева, по отношению к Земле. Но и этот невиннейший из вопросов был отвергнут Крошкиным!

Потом ко мне вдруг обратился Николаев:

- Товарищ журналист, - сказал он своим невероятно серьезным тоном, - вы можете задать мне такой вопрос: "Товарищ Николаев, что вы думаете о путях развития мировой космонавтики?"

Было бы поистине любопытно послушать, что мог сообщить по сему поводу Николаев, известный даже среди космонавтов своей умственной ограниченностью, но Крошкин не доставил мне такого удовольствия.
 
Он "забодал" вопрос Николаева немедленно и безапелляционно.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/21/259]