Вместо школ монастыри

Татьяна Лестева
Недавно я вернулась из творческой поездки в Липецкую область, в Задонск, где в школе учились мой отец, его шестеро братьев и сестер. Заехала в огромное село Долгуша, протянувшееся на трех холмах вдоль дороги в райцентр Долгоруково. И ахнула. Школа, отметившая свое столетие, закрыта, два каменных здания вместе с прилегающим громадным садом и спортивной площадкой общей площадью несколько гектаров проданы некой москвичке за 312 000 рублей (вот это сумма!), поступивших в бюджет района. Учителя без работы. И не только они. В селе ни тебе фермы, ни совхоза, никакого кустарного промысла. Где работать? И как заработать? Два года тому назад я уже писала о районном центре Долгоруково, где закрыты заводы, производившие овощные и фруктовые консервы, уничтожен совхоз, снабжавший отборными яблоками не один город, уничтожены и сами сады с уникальными сортами яблок.
Сегодня, два года спустя после первой поездки, вижу в Задонске ту же ситуацию. Работы у людей нет, от ферм советского времени остались только руины. Жизнь в самом Задонске на первый взгляд кипит: бригады гастарбайтеров мостят улицы, облицовывают плиткой старые здания монастыря, красят, белят, в самом монастыре трудятся волонтеры. Спешили к дню основания монастыря, ждали Патриарха, других высоких гостей. Не знаю, откуда были выделены деньги на приведение монастыря в божеский вид. Надеюсь, что не из бюджета Липецкой области. Потому что два года назад я писала о том, что жители Долгуши не могут добиться, чтобы им провели водопровод, поскольку из колодцев “ушла вода”. Водопровода нет до сих пор, район после развала хозяйства дотационный. И вот одну скважину на село протяженностью несколько километров вроде бы удалось пробить. Еше немного, еше чуть-чуть…
Праздник в Задонске пройдет, а отремонтированные мостовые и облицованные кафельной плиткой дома останутся. “И сказал Бог, что это хорошо”.
Но вернемся к повседневной жизни городка численностью десять тысяч человек. Консервный завод, обеспечивающий работой не одну сотню человек, закрыт. Библиотека, имевшая не так давно статус общерайонной, курировавшая около 30 сельских библиотек, стала городской, от нее отделены не только библиотеки муниципальных подразделений, но даже детская библиотека, которая является всего лишь отделом (библиотека с 1700 читателями!) досугового центра. Сэкономили на детях наши законодатели, издавшие пресловутый 131-й закон, превративший культуру в хобби для энтузиастов. Сколько справедливых обвинений сыплется в адрес этого закона со стороны работников музеев, библиотек, истинных специалистов своего дела! Вся сельская культура держится только на инициативе энтузиастов, воспитанных в советское время. Директор задонской городской библиотеки Е. Кузнецова вместе с начальником отдела культуры бьется над тем, чтобы получить хотя бы статус межпоселенческой библиотеки, чтобы хоть на сантиметр приблизиться к статусу советского времени. Зарплата директора библиотеки, специалиста с огромным стажем и ответственностью, аж 4230 рублей. О библиотекарях и говорить не приходится. И тем не менее бьются они как рыба об лед, чтобы пополнить фонды классики, чтобы дать возможность читателю не чувствовать себя в “диком поле” в ХХI веке, а приобщиться и к компьютеру, и к Интернету, и к истории края.
Вот так живет русская провинция.
             Опубликовано в журнале РФ-сегодня, № 21 за 2010 г.