30 - 42

Просто Ужас
30.Сатирическое мастерство Фонвизина
Басни: -«Послание к слугам моим — Шумилову, Ваньке и Петрушке».В «Послании» сочетаются 2 темы: отрицание гармонич. устройства мироздания, на котором настаивали церковники, и сатирич. изображение жизни Москвы и Петербурга. Писатель обращается к ним с философским вопросом: «На что сей создан свет?», т. е. какую цель преследовал бог, создавая человека и человеческое общество. Задача оказывается слишком сложной для неподготовленных собеседников, в чем сразу же признается дядька Шумилов. Кучер Ванька, человек бывалый, может сказать лишь одно: мир держится на корысти и обмане. Лакей Петрушка дополняет мысль Ваньки сугубо практическим выводом. Если мир так порочен, то нужно извлечь из него как можно больше выгоды, не брезгуя никакими средствами.
-«Лисица-казнодей» На похоронах Льва надгробную речь произносит Лисица, «с смиренной харею, в монашеском наряде». Она перечисляет «заслуги» и «добродетели» покойного царя, что дает Фонвизину возможность пародировать жанр похвального слова. Проблематика басни — осуждение деспотизма и раболепия — характерная черта творчества Фонвизина, равно как и тема «скотства» (Лев «был пресущий скот», «Он скотолюбие в душе своей питал»)



31.Переходный характер в творчестве Державина
Державин писал в разн поэтич жанрах               
Элегии, идиллии, люб лирика, комедии, оды. В русск лит вощёл под именем одописца. Он был писателем-новатором, сделал быт предметом поэтическим, причём он его опоэтизировал, представил в лучших традициях, много внимания уделил боярскому быту. У Держ многие приносят философский хар-р. Тема бренности земн сущ-я. Уделял внимание гастрономическим суетам, великолепно описал русское застолье. Д не прин ни к какому напр, заним промеж положение. По своим взглядам Д не был никогда оппозиционером, считал, что не должно быть конфл м/у поэтом и гос-вом. Очень отр отн к  Вольтерьянству. Он был просто русс барином и любил хор жизнь. 1779г произошёл перелом в его сознании, до этого он пыт подр Ломоносову, но потом понял, что это не его. С тех высот он попытался спуститься на землю. К  жанру оды он обр дост рано, расширил её жанр гр-цы, возвратился к ант пониманию этого жанра. Объед высокое и низкое, ввёл комическое в оду. Сам Д обогатил оду забавным русским слогом. Разрушил границу м/у торж и дух одой. Нередко соед торж и дух оду. Торж оды: «Фелица» 1782, «Благодарность Фелице» 1783, «Ведение Мурзы» 1784, «Изображение Фелицы» 1789.
Сатирич Эл-т- Мурза- соб герой. Держ  сумел передать суть ист эпохи.
Дух оды: «На смерть кн Мещерского».1779, «Властителям и судиям». 1795, «Бог» «Водопад» 1794.  Дух оды это переложение псалтыри(метафразисы). От этой  традиции Держ отказывается. «Властителям и судиям» это действительно дух ода переложение псалма, но в ней Д отошёл от дух смысла, это пр-е гражд, обличительное. Анекдотич случай с Вяземским.


32.Исторические повести Карамзина
В обращении к истории К видел одно из проявлений любви к отечеству: «Надобно знать, что любишь, а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем» Любил историю, был патриотом страны.  Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
«Марфа Посадница, или покорение Новгорода».
-новгородская боярыня, вдова. Во второй пол. 60-х гг. XV в. Марфа возглавила боярскую группировку, выступавшую против власти Москвы. Марфа добилась согласия вече и направила посольство к литовскому королю. Иван III, узнав об этом, в 1471 на р. Шелони разгромил новгородцев и казнил их командующего, сына Марфы, Дмитрия Исааковича. В февр. 1488 Иван III приказал Марфу с внуком отослать в Москву. Огромные владения Марфы были отписаны на Ивана III. Данные о дальнейшей судьбе Марфа противоречивы, место и время ее смерти неизвестны. Марфа-Посадница была чрезвычайная, редкая женщина, которая сумела присвоить себе власть над гражданами. Сильная, мудрая женщина. Призывает народ бороться за независимость.
 «Наталья, боярская дочь» К рисует допетровскую Россию, где правит некий идеальный царь. Этот царь тоже имеет врагов и должен разбирать интриги своих подданных, но он милостив и великодушен. Он справедлив и добр. Главное для него – установить истину, заботиться о благополучии своего народа. Он доверяет боярину Матвею, называя его «правым глазом своим». Боярин Матвей решает все тяжбы по совести, не ищет каких-либо привилегий и выгоды для себя лично. Автор называет его «заступником бедных соседей», «верным другом человечества». Эта ситуация, конечно же, противопоставлена веку Екатерины II, где фавориты брали взятки и разворовывали казну государства.
Война с литовцами вызывает во всем народе прилив патриотизма. Люди готовы «умереть или победитьИ как же радостно встречает она потом победителей! Народ ликует, славя имя царя.
Историч. прошлое России приукрашено автором. Н.М. Карамзин идеализирует допетровскую Россию, противопоставляя ее современности, давая читателю возможность сравнения. И конечно, это сравнение не в пользу самодержавной России конца XVIII века.



33.Основные методы и направления в рус.лит

1. литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской. Проблемы предклассицизма и раннего классицизма. Продолжение традиции повествовательной литературы XVIII в. в Новое время: анонимные авантюрные повести петровской эпохи. Стихотворство и театр начала XVIII в. Деятельность Феофана Прокоповича.
2. (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка. ( Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов)
Черты рус. класс.
1. Отчетливо выр. гражд. патриот. напр-сть, что отразилось в тематике, обр. к нац. истории.
2.Сатирико-обличит. тенденции (нач. – Кантемир)
3. Тесная связь с унт. ( Кантемир: просторечия, Сумароков – разг. речь в баснях)
3. (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, просветительской мысли появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4.- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций.Кризис власти, революцион. настрой (Фонвизин, Держвин, Радищев) Ода «Вольность», «Пут. из П в Мск»
Жанры Сентементализма:
-Эпич(путеш, повесть, письма, роман, новелла)
Лирич(элегия)
Гл.герой – простой чек.(его чув-ва,не только любовные, психологизм) Огр. роль игр. природа.
В Росии – к18в. Гл. предст. – Карамзин (Бедная Лиза, письма рус. путеш), ранний Жуковский
Основные черты рус. сентиментализма:
-Сильная дидактическая установка
-Просветительский характер
-Акт. совершенствование ЛЯ посредством введения в него литературных форм
 -Утверждение богатого духовного мира низких сословий
Предром -лит. напр-е к18 - н19вв, сохр. черты сентемент(культ чув-ва, природы), отверг. рационализм, проникнут. пафосом самоутверждения личности. Обр. к средневек. замку, люб. сюжет, трагедия, экзотич. природа. (Карамзин «о.Бронгольм», «Письма рус. путеш»





34.Комедия Фонвизина Бригадир
«Бригадир» - бытовая комедия с любовной интригой.

Противостояние. Отрицательные персонажи прописаны лучше. Положительные получились резонерами. Показана жестокость семейных отношений. Ханжество и взяточничество – образ советника.

«Бригадир» построен как ряд комических сцен, прежде всего ряд объяснений в любви: Иванушки (сын бригадира и бригадирши) и Советницы, Советника и Бригадирши, Бригадира и Советницы, - и всем им противопоставлена пара образцовых влюблённых: Добролюбов и Софья (советничья дочь).
«Бригадир» — первая русская национально-самобытная коме¬дия", которую Фонвизин писал с 1766 по 1769 г. Ф сумел показать французоманию дворянства как страшное соц. зло, разобщающее дворянское сословие с народом. Раскрытие этой темы заключено, прежде всего, в образах Иванушки и Советницы, которые стыдятся, что родились в России, и презирают русский язык как достояние «подлого» народа. Речь их пересыпана французскими словечками, и речевая характеристика помогает раскрыть их невежественное и убогое «французобесие», презрение ко всему отечественному. Персонажи комедии на редкость жизненны. Ф стремится показать значение воспитания для формирования характера человека. В «Бригадире» тема значения воспитания, окружающей среды прозвучала отчетливо, и в дальнейшем она получает более глубокое и реалистическое осмысление в комедии Фонвизина «Недоросль». «Бригадир» — первая русская бытовая комедия, в кот. жизненные ситуации, быт выведены на сцену. На сцене показана домашняя жизнь (вспомним дом Советника), здесь пьют чай, играют в карты, загадывают на картах. В этом также заключалось новаторство Фонвизина как драматурга, разрушавшего каноны комедии классицизма. Вместе с тем в комедии еще много традиционного, идущего от поэтики классицизма. Построение комедии довольно условно, фабула несложна. Комедия «Бригадир» оказала влияние на развитие русской комедии вообще и поздних комедий Сумарокова в частности. Она способствовала признанию Фонвизина-писателя в общественных кругах и его дружбе с Н. Паниным, которого Фонвизин называл «мужем истинного разума и честности, превыше нравов сего века»



35.Комедия Недоросль
«Недоросль» - первая социально-политическая комедия на русской сцене.
Художественное своеобразие «Недоросля» определяется тем, что в пьесе сочетаются черты классицизма и реализма. Формально Фонвизин оставался в рамках классицизма: соблюдение единства места, времени и действия, условное деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в изображении положительных, «говорящие фамилии», черты резонерства в образе Стародума и так далее. Но, в то же время, он сделал определенный шаг в направлении к реализму. Это проявляется в точности воспроизведения провинциального дворянского типа, социальных отношений в крепостной деревне, верность воссоздания типических черт отрицательных персонажей, жизненная достоверность образов. Впервые в истории русской драматургии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.
Комедия Фонвизина – явление новое, потому что она написана на материале русской действительности. Автор новаторски подошел к проблеме характера героя, первый из русских драматургов стремился к его психологизации, к индивидуализации речи персонажей(здесь стоит примести примеры по тексту!).
 В свое произведение Фонвизин вводит биографии героев, комплексно подходит к решению проблемы воспитания, обозначая триединство этой проблемы: семья, учителя, среда, то есть, проблема воспитания поставлена здесь как социальная проблема. Все это позволяет сделать вывод, что «Недоросль» - произведение просветительского реализма.
Образы:
Простаков — глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене. Любит сына. Не умеет читать.
Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнает об её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
Митрофан — сын их, недоросль. Довольно безразличный ко всем вокруг и к тому же расхлябанный мальчик, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. В финале его отправляют в армию, и он показывает, что на самом деле думает о матери
Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофана.
Правдин — государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у неё имение в пользу государства.
Стародум — дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье.
Софья — племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка.
Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение.
Кутейкин — семинарист, учитель Митрофана.
Цыфиркин — отставной сержант, учитель Митрофана.
Вральман — немец, бывший кучер, но выдает себя за ученого. Нанят, что бы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит.





36.Женские образы в повестях Карамзина
«Бедная Лиза»
Лиза жила с матерью после смерти отца(мать плакала, ибо крестьянки умеют любить)
Л ткала холсты, вязала чулки, продавала ландыши. Эраст купил у нее цветы- любовь(скрывают ее, т.к. он-дворянин, она –крестьянка). Он наз. Л своей пастушкой, она –символ непорочности.Он должен женится на богатой вдове и откупается от Л. Она передает деньги подруге, та –матери Л. Она бросается в пруд. Совращение чистой девушки вызывает у читателя сочувствие.Автор пытается донести до читателя, что люди низкого происхожде¬ния тоже способны на глубокие чувства, пережива¬ния.
«Марфа Посадница, или покорение Новгорода».
У М умирает муж, она поклялась заменить его в народных советах, быть «вечным врагом неприятелей свободы новгородской» Иоанн3 хочет(мск князь) хочет править и Новгородом. Марфа-Посадница была чрезвычайная, редкая женщина, которая сумела присвоить себе власть над гражданами. Сильная, мудрая женщина. Призывает народ бороться за независимость.
«Остров Бронгольм».
В основе повести - тема преступной любви брата и сестры, т. е. очевидное нарушение разумных и «естественных» границ любовной страсти. Она уже осознала свою вину и  отбывает наказание.( в пещере за железной дверью)
Героиня повести на вопрос путешественника, невинно ли ее сердце, отвечает: "Сердце мое могло быть в заблуждении". Роковая любовь, покрытая тайной. Роль судьи и палача берет на себя хозяин замка, отец преступных любовников. Его положение не менее трагично: защищая добродетель, он вынужден карать собственных детей.
«Наталья, боярская дочь».
Н плетет кружево, живет по «Домострою» как наст. дворянка. Общ-ся с подругами под присмотром нянек. Добра, любит отца, восхищается природой, трудолюбива, послушна. В церкви встреч. Алексея, влюбляется, чувствует стыд и вину перед отцом. Убегает из дома(решительная и сильная)для венчания(ветер,ночь,зима,тайга). Идет с А на войну.





37.Сентиментализм
Зарожд. в Англии, осн-к Стерн. Основа – культ чув-ва. Гл. достоинство – демократич. начало.
Жанры:
-Эпич(путеш, повесть, письма, роман, новелла)
Лирич(элегия)
Гл.герой – простой чек.(его чув-ва,не только любовные, психологизм) Огр. роль игр. природа.
В Росии – к18в. Гл. предст. – Карамзин (Бедная Лиза, письма рус. путеш), ранний Жуковский
Основные черты рус. сентиментализма:
-Сильная дидактическая установка
-Просветительский характер
-Акт. совершенствование ЛЯ посредством введения в него литературных форм
 -Утверждение богатого духовного мира низких сословий
Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества- нац почва в России была    подготовлена реф  Е2, сформировался частный человек, эта мысль вдохновляла не только сентименталистов, но и дем прозаиков. Держ изобр Е как частного человека. Большую роль сыграло разочарование рус инт в идеалах, кот вдохновляли Ломоносова. Теперь идеалы эпикурейства. Или оппозиция Сентиментализм стал активно формироваться под влиянием масонских идеалов (построй церковь внутри себя). –Ода, только теперь это лирическое стих-е разного, камерного содержания. –драматические жанры(комическая опера).-Эпистолярный роман, - жанр путешествия, повесть.







38.Особенности композиции Путешествия из Петербурга в Москву
Форма путешествия позволила писателю концентрированно рассказать о всевозможных сторонах русской действительности, показать жизнь разных слоёв общества, не связывая себя условностями строгой жанровой формы. Жанр путешествия помог объединить в книге материал, созданный в разные годы, различный в стилевом отношении.

«Путешествие» - обобщение и типизация многочисленных поездок автора по России, а также его косвенного опыта в этой области.

В книге есть и исторические экскурсы, и демографические наблюдения, и политические теории, и фольклорные записи автора. Часть материала «подаётся» от лица встречающихся по пути людей (например, размышления о цензуре и экскурс в историю цензуры, мысли о особенностях русского стихосложения, о значении для России деятельности Ломоносова).

«Путешествие» состоит из 26 глав (12 из которых освещают положение крестьянства), очень разных по объёму. Кроме «Выезда» и «Слова о Ломоносове», все главы носят названия почтовых станций.

Большинство глав состоит из 2 частей: одна – яркий очерк увиденного/услышанного, образная зарисовка дорожного впечатления; другая – размышления автора по поводу виденного, написанные в патетическом, возвышенном тоне. Однако встречаются также главы только очерковые или, наоборот, представляющие собой только социологический трактат.
Роман в путевых заметках.
Эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» - о самодерж Е2
Книга откр-ся посвящением Кутузову(ищет у него поддержки, т.к. Радищев -1й революционер, против самодержавия Е2)
1я глава – «Выезд», еще 24 – по станциям. Это – вуаль.  Задача - показать правовое и материальное положение людей. Цари, вельможи противопост. крестьянам(трудолюбие крестьян («Любани»), смелость, мужество, находчивость, готовность пожертвовать собой, чтобы спасти людей («Чудово»), сплочённость в борьбе («Зайцово»), нравственное и физическое здоровье, прямоту, цельность натуры, высоко развитое чувство человеческого достоинства )
Радищев заканчивает свою книгу «Словом о Ломоносове»(представителе своб крестьянства!!!), гениальном сыне народа, тем самым указывая, что его вера в народ не беспочвенна. Народ может быть создателем культуры .



39.Элементы предромантизма в творчестве Карамзина
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников. Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признает наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:
О творческом восприятии Карамзиным этих идей, характерных для сентиментальной и предромантической литературы (английской и немецкой), свидетельствует его первое программное стихотворение "Поэзия". В нем восторженно оценивается Шекспир при полном замалчивании писателей-классицистов.
В стихотворении "Поэзия", сочиненном в 1787 году, была намечена программа последующего творчества Карамзина, словно бы "задан" тот тон, на который будет настраиваться его лира.
В центре внимания поэта оказались тонкие переливы сердечных чувств человеческих. Эту - одну из главных - особенностей своего поэтического творчества откровенно объясняет сам поэт в "Послании к женщинам" (1796). Меланхолические пейзажи, трогательная любовь, тонкие оттенки настроений, вдохновляющая радость встреч, сладкая боль разлуки, философские раздумья о бренности земного бытия - все то, что составляет суть частной жизни человека,- входит в мир сентиментальной поэзии Карамзина.
Вместе с тем в его творчестве постепенно готовится романтическое видение мира. Его баллады ("Граф Гваринос", "Алина", "Раиса") предшествуют разработке этого жанра в творчестве Жуковского. А с его признанием в письме к И. И. Дмитриеву ("Поэт имеет две жизни, два мира; если ему скучно и неприятно в существенном, он уходит в страну воображения и живет там по своему вкусу и сердцу") согласились бы многие поэты-романтики. Эти взгляды Карамзин прямо высказал в стихотворении "К бедному поэту" (1796): Неудовлетворенность современным ему общественным бытием, далеким от естественной жизни с ее простотой, наивностью и трогательной чувствительностью, влечет Карамзина к уединению на лоне природы или в дружеском и домашнем кругу, где он может предаться "приятным" вымыслам, как не без улыбки пишет он сам: В блистательной элегии "Меланхолия", написанной в первый год нового, девятнадцатого столетия, Карамзин "предсказал" судьбу этого жанра в русской лирике. Именно стремление выразить меланхолическое упоение собственной грустью станет главным для элегии романтизма.
В 1792 году Карамзин проявил незаурядное мужество, написав и опубликовав оду "К милости", в которой - в скрытой форме, разумеется,- брал под защиту "государственного" "преступника" Н. И. Новикова. А годом раньше он призвал всех людей "вечно, вечно в мире жить!" ("Песнь мира", 1791).
Стихотворения Карамзина внесли в русскую лирику новое поэтическое качество, которое, наверное, можно коротко определить как «изящная простота». Изящество это скромное, глубоко запрятанное в строки стиха. Но чтобы его добиться, требовалась большая творческая работа. Карамзина-поэта отличает не только особое филологическое чутье нужного слова, но целенаправленные поиски такого слова. Произведения эти различны по ритмике, мелодике, по лирической тональности. Одни из них грустные, другие шутливые. Порою прямо противоположны по сюжетной ситуации. И именно из этой ситуации проистекают те самые психологические «оттенки страстей счастливых и несчастных», о которых поэт говорит в «Послании к женщинам». Думается, не обошлось и без поэтического эксперимента: своего рода психологического исследования. Не случайно ведь созданные одно за другим стихотворения «К неверной» и «К верной» противопоставлены по чувству, переживаемому лирическим героем.



40.Жанр оды в творчестве Ломоносова
Л – крупнейший одописец в России, 1 ода 1739 была написана в Германии, последняя в 1763г, посвящалась Анне И.
Ода-жанр античной лит. Гораций, Пиндар-писал преимущественно торжественные оды., в Европе Малерб, Гюнтер.
Европейский классицизм сузил жанровые рамки оды. 2 разн:
- Торжественная, похвалсная-чисто светский жанр, где прославляется лицо, или событие.
- Философвкая (духовная)-пр-е христианской лирики. Прославляются лица священной библейской истории.
Ломоносов написал 20 похвальных од, 11 духовных.
Похвалиные6 на день восшествия, на взятие Хотина.
Ода – поэт. жанр, посвящ. прославлению важных историч. событий и деятелей, отлич. приподнятым тоном и высоким гражд. содержанием.
«Ода на взятие Хотина» - 1я. Комп:
1Вступление
2Изобр. воен. событий(гипербол., созд. напряженность и героику батальных сцен)
3Прославление победит.( =рус. воин, орел)
«Ода на день восш.» тема России, ее процветание.Тема идеал. монарха. П1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море.В Елизавете Л хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
 Композ:
1. Вступление. Мир – основа блага государства.
2. Величие России, ее процветание: хвала щедротам Е2, заслуги П1, богатства Рос ,призыв к  молодежи овладевать науками.
3. Заключение. Традиц. благодарность монархине за деяния на благо России.
Высокий стиль: исп. неполногласия(сей, оный) кратк. прил(едины), риторич. ? и !!!.
Ода для Л – способ беседы с правителем, ее стиль –комплиментарный, смягченное наставление.
М.В.Ломоносов написал 20 торжественных од.
Дух. оды – стих. переложение библ. текстов;
Темы: восхищение гармонией мира, обличение врагов. «Переложение псалма 103»
В Библии Л находит истоки морал. облика чека.(труд) Краткие, лаконичные выражения. Дух. оды стали кантами(нар. песни)








41.Жанр повести в творчестве Карамзина
В начале 19 века классицизм сходит на нет. Появл-ся большое внимание к чув-м героев – их легко показкть в повести(герой статичен). Гуманность, психологизм, анализ любовных чувств, душевных переживаний героев – все это находит свое отражение в повести.
«Бедная Лиза» была напечатана в «Московском Журнале» в 1792 году. Сюжет повести: любовь бедной девушки и молодого дворянина Эраста. В основе– жизенная ситуация. Соц. неравенство крестьянки и дворянина предопределило трагический исход от любви. Однако для Карамзина важно прежде всего передать психологич. состояние героев, создать соответствующее лирич. настроение, способное вызвать эмоциональное чувство читателя. Большое место в повести занимают авторские лирические отступления, диалог, монолог героев, пейзаж(окр. Мск)
И крестьянки умеют любить!!!
«Марфа Посадница, или покорение Новгорода». Идеализация историч. событий.(Новгород) Царь хочет присоединить город, Марфа борется.(физ. и морально) Но царь хороший(его наз. батюшка)
«Остров Бронгольм». Романтич. повесть. Об-во мешает влюбленным соединиться. Запретная любовь. Интрига, нет развязки. Пейзаж: мрачный, холодный – скалы. сначала – отрывок о герое, потом – отрывок о героине. Читатель сам должен связать воедино наброски художника
«Наталья, боярская дочь». Наталья: белое лицо и черные пушистые ресницы;она с чувствительной душой, с тревожным сердцем. все характеристики Натальи даются самим писателем, а образ Алексея Любославского – через восприятие героини. Карамзин очень тонко изображает происходящую в душе Натальи борьбу между любовью к Алексею и долгом (и тоже любовью) по отношению к отцу. Наталья понимает, что совершает большой грех, уезжая из дома без благословения отца, поэтому чувство вины не дает ей спокойно наслаждаться счастьем. В повести Карамзина есть еще одно важное действующее лицо, вернее, наблюдатель, помогающий раскрыть психологию душевной жизни героев, – это автор.  Историч основа(царь Алексей Михайлович) показ. нравы того времени. Элемент предромантизма( сцена венчания А и Н, пейзаж: ветер, ночь, зима, тайга)



42. Классицизм как литературное направление и метод
появ: 30-50г 18в
Клас(греч. образцовый)-канонич. лит. напр-е в лит-ре. Зарод. в Италии. Наиб. распр-е – Фр. (Буало трактат «поэтич. ис-во», где обоснованы полодения класс-ма)
Принципы:
1.Разум(рационализм) Герои действ. в соотв. с принципами долга, разума. Одинаков конфликт, сюжет.
2.Образец – каноны античности(прошлое стилизировано под нов. время)
3.Вкус(принцип подражания природе, только ее + стороны)
4.Упорядоченность, логичность: иерархия жанров:
-высокие( ода, трагедия, поэма, эпопея)
-низкие( комедия, басня, сатира, эпиграмма)
5.Деления героев на + и -. Сюжнтом движут цари, полководцы. Простой чек- смешной, сатиричный
6. Осн. идейной проблематики – долг.
Специфика рус. класс:
-выразитель мировоззрения и вкусов дворян
-появился на ; позже, чем во Фр.
1. Отчетливо выр. гражд. патриот. напр-сть, что отразилось в тематике, обр. к нац. истории.
2.Сатирико-обличит. тенденции (нач. – Кантемир)
3. Тесная связь с унт. ( Кантемир: просторечия, Сумароков – разг. речь в баснях)
Идеалом считался гражданин, служащий «пользе общества». Высшими добродетелями были объявлены любовь к родине и служение отечеству.
Тредиаковский и Ломоносов открыли принцип силлаботоники, раскрепостили интонацию стиха, использовав подвижность ударения. Русская поэзия подхватила новые способы стихосложения. Ломоносов оставил образцы одиевского жанра, Державин совершил переворот в этом жанре.