Белые и красные. Блаженны миротворцы...

Владимир Невярович
 
В последние годы интерес к подлинному смыслу красно-белого противостояния, развязанного в России в годы братоубийственной гражданской войны её врагами, существенно возрос. Свидетельством того являются многочисленные дискуссии на православных сайтах, где споры современных красных и белых весьма горячи и продолжительны.

Самую большую полемику вызывают, как правило, такие темы, как: оценка личностей и деятельности большевистских вождей (Ленина и Сталина), политические репрессии, "голодомор", советские праздники, вторая мировая война, большевистская топономика и ряд других. Однако яростные споры, как правило, бывают малопродуктивными и нередко заканчиваются на ноте взаимных унижений и оскорблений. На чём же основано столь непримиримое противостояние, что лежит в основе конфликта мнений и убеждений враждующих сторон? Существует ли определяющая линия, способствующая умиротворению противников, возможен ли вообще вектор мира и согласия? Или же, как писал философ Иван Ильин в статье "Белая идея", эта борьба (белого с красным) не стихнет во век, а будет непрерывно возрастать и при построении новой России: "Пройдут определённые Свыше сроки, исчезнут коммунисты, революция уйдёт в прошлое; а Белое дело, возродившееся в этой борьбе, не исчезнет: дух его сохранится и органически войдёт в бытие и строительство Новой России". Наш выдающийся философ считал Белую идею идеей религиозной, созревшей "в духе русского православия" и смысл её (идеи) видел в борьбе "с сатанинским началом в его личной и общественной форме".

Однако, как представляется, эта концепция всё же была слишком идеальна, и её опровергло само время. Ведь в реальной жизни краски часто смешиваются, имеют множество оттенков и тонов, а порой и вовсе искажаются и даже перепутываются. Оттого под красными знамёнами могут оказаться (и оказывались) подлинные герои, а под белыми – негодяи и предатели, и наоборот. Конечно, не один уважающий себя православный священник под красные знамёна в годы Гражданской войны не встал, становились лишь под белые. Однако Святейший патриарх Тихон умолял и красных, и белых прекратить братоубийство, и в том был, конечно же, абсолютно прав (хотя в душе и симпатизировал белым, посылая тайное благословение на борьбу с красными Верховному Главнокомандующему адмиралу Колчаку, - но это была его личная, а не общецерковная позиция, которую он озвучивал в качестве Православного Патриарха).

Самое удивительное, что русские, ещё недавно единым строем защищавшую Россию и воевавшую с внешним врагом в годы Первой мировой вдруг поделились на заклятых недругов, став красными и белыми, и стали методично истреблять друг друга, на радость тем же врагам. Нас пытались раньше убедить, что гражданская война – это война сословий, что якобы в стане белых были лишь буржуи, дворяне и другие угнетатели трудового народа. Однако в действительности среди белых было немало рабочих, крестьян, казаков, мещан, купцов и других лиц. Так, у белого генерала Каппеля весомую часть войск составляли рабочие с Воткинского и Ижевских заводов, а в стане красных было немало высокопоставленных офицеров высшего ранга. Непостижимо, но факт, - по разную сторону воюющих оказывались порой родные братья, близкие родственники, хорошие добрые в прошлом друзья…

На русском государственном флаге-триколоре присутствуют оба цвета, символизирующих противоборствующие стороны. И если красный цвет, с психологической точки зрения, означает возбуждение, энергию, вплоть до агрессии, кипение страстей, напор, то белый цвет – есть цвет чистоты и святости. Как писал В.И Даль, "Народ называет белым: Веру свою, Царя и Отечество" (Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. Т.1.М.: Русский язык, 1999.С.153). Третий цвет русского флага синий, символизирующий умиротворение и покой. В своё время была выдвинута интересная версия, что синий цвет – это символ православной монархии, которая удерживает два других цвета от непримиримого противостояния.

Победа красной идеи в мировой истории оказывалась всегда впечатляющий, но пагубной для своего народа. Как писала мне в частном письме художник- иконописец из Санкт-Петербурга Ксения Вышпольская, борьба красного и белого прослеживается уже в древнейшей истории человечества. "На заре 4 тыс. до н.э. в Древнем Египте была война между папирусом и скальным цветком. Воевали за объединение Верхнего и Нижнего Египта. Белый цветок папируса символизировал Нижний Египет, а красный скальный цветок – Верхний Египет. Победили правители Верхнего Египта, но столицей объединенного государства всё-таки стал Мемфис, расположенный в дельте Нила. Ведь культура в Нижнем Египте в то время была намного выше. После этой войны в Египте начался период, именуемый Древнее Царство. В среднем и Новом Царстве столицей уже были Фивы, расположенные в Верхнем Египте, и многотысячная история этой страны закончилась, когда Египет в 640 г.н.э. завоевали арабы".

В Священном Писании символика цветов имели очень большое значение, причём белый цвет означал радость, невинность, красный – грех (сравн. Ис.1.18: "Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как волну убелю"; или псалом 50: "…Омыеши мя, и паче снега убелюся"). Священное Писание повествует нам про неких кровожадных "мужей кровей" (красных мужей): "Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой" Пс.25, 9, рассказывает о гонителе своего брата Иакова Исаве, сына Исаака и Ревекки. Исав, что означает также Эдом (красный), был родоначальником эдомитян (или идумеев). Это были одни из самых воинственных и страшных народов своего времени. Именно из этого племени вышел и кровожадный Ирод Великий, первый преследователь Христа и виновник избиения Вифлеемских младенцев. Этого "мужа кровей", как, впрочем, и его сына Ирода Антипу, обезглавившего Иоанна Крестителя и издевавшегося над Спасителем (Лук.23,11), а также Ирода Агриппу, внука Ирода Великого, повелевшего казнить Апостола Иакова и заключить Апостола Петра в темницу (Деян.12.1-3) и некоторых других представителей этого рода, с полным основанием следует отнести к праотцам всех будущих красных мужей. Потомки Исава и Ирода, судя по всему, уцелели среди рассеянного некогда богоизбранного народа. Возможно, именно эти генетические красные потомки Исава (Ибо Исав был красным в буквальном смысле слова от рождения, см. Бытие 25, 250 ) и дали современному миру в последствии ту лютую человеконенавистническую красную касту, составившую ядро всех будущих мировых революций. Далее следовали красные масонские проекты, "красный катехизис" Гессе, Маркс, Энгельс, Ленин… Священник Олег Стеняев видит в Книге Откровения Иоанна Богослова в образе багряного зверя апокалиптический символ коммунизма (см. доклад иерея Олега Стеняева "Роль православия в возрождении духовного самосознания населения Дальневосточного региона) и сравнивает коммунистическое мировоззрение с родом психического помешательства.

Говоря о красных, как носителях сатанинской антихристианской идеи, я вовсе не испытываю к ним ненависти. Очень многие соблазнились в своё время красной идеей, но не все смогли вырваться из лап цепкого гипнотического транса и доныне. Великим достижением лучших русских мыслителей и современных православных богословов является опровержение красной утопии, разоблачение её подлинной антихристианской сущности.

Сейчас Россия переживает период глубокого осознания своего прошлого. Открывается невиданное доселе информационное поле. К сожалению, поток информации не только колоссально велик, но и содержит массу искажений и откровенной лжи. Отделять зерна истины от плевел – и есть задача добросовестных исследователей. По большому счёту, победить должна Правда Божия, поиском которой должны заниматься, отбросив личные амбиции, лучшие умы России. И нынешние белые и красные обязаны осознать свою великую ответственность перед Богом и единой Россией и понять, что время искусственного разделения одного народа на белых и красных подходит к концу, что оно на руку лишь нашим внешним и внутренним врагам. Ведь дирижёр этого разделения испокон всё тот же, кто разделил Россию, отделив от неё Украину и Белоруссию, словно пирог искромсал на куски Югославию, добился независимости и отделения Черногории и Косово от Сербии и т.д. Как мне кажется, больше, чем когда – либо нам следует уделять внимание изучении истории России, особенно по учебникам старого, дореволюционного времени. А из политической (сверхстрастной и разделительной) плоскости перейти в плоскость нравственную, духовную, изживая болезни партийщины и словоблудия. Лучшим средством к тому было бы обращение к основам Православия, русской культуре, славянскому языкознанию, краеведению, отеческим традициям. Потому так своевременны ныне всевозможные союзы любителей русской старины, исторические клубы, матицы, общеобразовательные православные чтения; необходимы также контакты с потомками русских эмигрантов, хранящих ещё немало духовных и художественных ценностей русской культуры для будущей, возрожденной в духе Святой Руси, России. "Блаженны миротворцы", – говорил Спаситель. И эти вечные Слова, без сомнения, имеют отношение и ко всем нам, ныне живущим.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=112519( 27.02.2008)