Алессандро Барикко Новеченто

Лана Балашина
Новое для меня имя.
Красивый язык, красивые люди, красивые истории.

Не люблю читать рецензии на книгу до того, как сама ее прочитала, но уж так случилось. Не согласна ни с лишним восторгом (лучший роман о любви на все времена!), ни с лишними упреками ( и объем мал, и язык сух, и фразы короткие).   Для меня в этой книге смешалось то, что автор – наш современник, но описывает то, что происходило в 20-х годах века прошлого. Впечатление, что он рассказывает сказку или пересказывает давнюю, когда-то слышанную им, историю.


 "Новеченто" - маленькая история, почти театральный монолог. Грустная история о мальчике, рожденном и выросшем на корабле. Судьба или Господь дали ему неожиданно явившуюся способность к музыке – она когда-то спасла его, заставив капитана отменить приказ о снятии его с борта. Она же наполняет его жизнь и придает ей значимость.

Для меня неважно, что он был замечательным пианистом и талантливым музыкантом – больше всего меня тронуло то, что он никогда не стоял на твердой земле.  Однажды, очень давно, я оказалась  на прогулочном катере в море при волнении в 4 балла. Эта поездка запомнилась мне навсегда, и тем сильнее мое сочувствие герою, представляю,  каково это – жить без твердой опоры под ногами…

Волнующий момент – танец с пианино. Качка настолько привычна герою, что он придумал и прочувствовал этот танец. Просто волшебство какое-то! Мне кажется, что герой ощущает корабль, как улитка свой домик – он и погибает вместе с ним…

"…пианино  начало скользить по  паркету  салона  для танцев,  и за  ним  мы,
-Новеченто, который играл не отводя взгляда от клавиш, казалось он находится
где-то далеко, и  пианино  следовало за волнами, вперед  - назад, кружилось,
устремлялось прямо к витражу, и, когда, оказывалось на расстоянии волоска от
него,  останавливалось и мягко скользило  обратно,  говорю, было похоже, что
море убаюкивает его и  убаюкивает  нас, и черт  его знает как, но  Новеченто
играл,  не останавливаясь  ни  на мгновенье, и было очевидно -  он  играл не
просто так, он управлял им, этим пианино, понимаете?, с помощью клавиш, нот,
не знаю,  он вел его, куда хотел, нелепо, но это было так. И пока мы кружили
среди столиков, задевая люстры и кресла, я понял, что в этот миг, то, что мы
делаем, то, что мы, действительно,  делали - это был танец с  океаном, мы  и
он,  сумасшедшие  танцовщики,  прекрасные,  затянутые  в  вихрь  вальса,  на
золоченом паркете ночи".