Выпьем и снова нальём!

Леонид Наумович
        К счастью, в нашей семье никого не репрессировали. Ни в тридцатые годы ни в послевоенные. Моё раннее детство протекало в обстановке полного согласия близких мне людей с тем, что происходило в стране. Помню, как дедушка с бабушкой в день голосования будили меня в 6 часов утра, чтобы в числе первых проголосовать за Сталина. Мы шли на Красноармейскую улицу, в клуб Военной Академии имени Жуковского (теперь это музей авиации и космонавтики). Мои родители были также большими патриотами. Отец на фронте вступил в Партию. Мама была беспартийная, но в тридцатые годы активно работала в Комсомоле, была пионервожатой, по комсомольской рекомендации получила работу в секретариате Наркома вооружения.

Война вызвала подъём патриотических чувств и гордость за страну, безусловную лояльность государству в лице Вождя. Они слыхали, что где-то, кого-то арестовывали. Например, мама рассказывала, что переживала, как личную травму, арест Бориса Львовича Ванникова, работавшего в Наркомате, но его через короткое время выпустили и назначили на более высокую должность. То есть разобрались в его невиновности, по справедливости. Отец объяснял аресты, как классовую борьбу, которая будет всегда обостряться, чем ближе мы будем приближаться к коммунизму. "Но где эти враждебные Классы?"- Спрашивала папу Вера, тётя моей мамы. Врагов находили в лице "Безродных космополитов" и "Врачей вредителей" (всё чаще с еврейскими фамилиями). Прозрение наступало, но медленно.

       Наша семья ничем не отличалась от других. Все мужчины воевали, недавно вернулись с фронта, как и мой папа. Имели равный статус и достаток, одинаково мыслили и пели одни и те же песни. Они были молодые, праздники проводили в застолье, дружили семьями. Прошло более шестидесяти лет, но в моей памяти отложились  многие картинки далёкого детства. Вот, к примеру, пришли к нам гости. Я даже помню их пофамильно (странно человек устроен, забываю имена и события совсем недавние, а давние помню). Ну, называть их смысла нет, а вот кто эти персонажи?  Исключительно уважаемые люди в райцентре, где мы жили – Главный врач райбольницы, Районный военком, Прокурор и МГБешник( откуда я это знал в 5 лет? Трудно поверить). Папа тоже начальник районного масштаба - руководил Райздравотделом. А сам райцентр это большое украинское село, по улицам которого, редко пройдёт какой-нибудь полуразбитый Студебекер или полуторка, а всё больше конные повозки и телеги, ведомые волами. Кучер погонял волов длинной палкой, сидя на возу, и кричал: «ЦОБ или ЦОБЕ». Не знаю, что это означало, догадываюсь Лево-Право.

       Так вот, сидят у нас все эти дяди со своими тётями, празднуют Октябрскую Революцию, а нас, детей, отвели в другую комнату, где нам моя бабушка Вера (точнее сестра бабушки) читает детскую книжку.  Это сборник чудесных детских стихов, многие из которых я знал уже наизусть. Эта книжка до сих пор у меня цела. Её подарила мне моя тётя Мира, мамина сестра. И дарственная запись есть на книжке от 1948 года. Сборник стихов называется «К солнцу».

                «  Солнце взошло!
                Солнце взошло!
                Зёрнышко в тёплой
                Земле проросло.

                Самый мельчайший
                Росточек - и тот
                Тянется к солнцу
                Растёт и растёт.»

Бабушка читает, а взрослые в другой комнате дружно и вдохновенно поют:


                Если на родине с нами встречаются
                Несколько старых друзей,
                Всё, что нам дорого, припоминается,
                Песня звучит веселей.
                Ну-ка товарищи, грянем застольную,
                Выше стаканы с вином!
                Выпьем за родину нашу привольную,
                Выпьем и снова нальём!

                Дружно, товарищи выпьем за гвардию
                Равной ей в мужестве нет.
                Тост наш за Сталина, тост наш за партию,
                Тост наш за знамя побед!

Не обходилось ни одно застолье в нашем доме без этой песни и мне она нравилась, нравится и сейчас. Были и другие:"Артиллеристы, Сталин дал приказ", "Широка страна моя родная"...

Но время проходит, всё выпито, всё съедено, все застольные песни спеты. Гости заходят в комнату, где бабушка Вера ( ей всего 49 лет было тогда) занимает детишек чтением стихов. « Детки, вам пора спать, пошли по домам» - зовут родители своих чад. «Что это вам тётя Вера тут читает? Стишки? Очень хорошо!»

                Климу Ворошилову
                Письмо я написал:
                «Товарищ Ворошилов,
                Народный Комиссар!
                В Красную Армию
                Нынешний год,
                В Красную Армию
                Брат мой идёт.

                Товарищ Ворошилов,
                Когда начнётся бой,
                Пускай назначат брата,
                В отряд передовой.»
                ..............................
Местный начальник по борьбе с диверсантами берёт вежливо у бабушки книжку и читает её название и имя автора :

                Лев Моисеевич Квитко. СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Перевод с еврейского.

           -   Вера Лазаревна, эту книжку больше детям не читайте. – сказал он тихо и спокойно.
               И не спрашивайте почему, Вы сами всё прекрасно знаете. Лучше дайте её мне.

           -   Я Вас поняла, но книжка пренадлежит ребёнку, пусть останется у него, он читать
               пока не умеет, а когда научится, то, я надеюсь, автора книжки освободят, я уверена.

Мой папа быстро отреагировал и перевёл разговор на другое, а гости без долгих прощаний разошлись по своим домам.
   
          Когда все ушли и я спал, но не крепко, так ,что мог слышать, как родители отругали Веру , а книжку надолго спрятали.


P.S.   Послесловие. Поэт Лев Квитко в 1949 году был арестован и в 1952 году казнён
         за измену. Реабилитирован в 1955 году.

       «Застольную песню», самую известную и популярную в конце войны и в   
        послевоенные годы , написал композитор Исаак Любан и поэты Арсений
        Тарковский и Матвей Косенко.