Пламя воды полыхало

Накатимур
Эта на первый взгляд парадоксальная строчка из стихотворения Нины Изюмовой (http://www.proza.ru/avtor/ninaizumova1)точно описывает смысл моего дальнейшего повествования. Несмотря на то, что либеральные СМИ бьют тревогу  по поводу того, что «народ-де повернулся к религии», это не совсем так. Как говорил классик, «процесс пошел», но не так быстро, как надо бы. Многие ограничиваются только тем, что отмечают большие церковные праздники, благо, «Одноклассники»  регулярно напоминают об этом, пусть и наряду с «Валентином», «Хеловином» или сегодняшним «Днем объятий»! Так чем же отзовется в душе человека такой праздник, хотя бы недавно отмечавшееся «Крещение Господне»? Это в немалой степени зависит от названия. При сравнении названия этого праздника в разных языках мы видим, что большинство акцентируется на «крещении» (все славянские,  итальянский, немецкий, румынский, португальский). Англичане и французы вслед за греками отмечают «богоявление»– («эпифания» или «теофания»). Испанцы равно используют оба названия.  Как всегда, особняком стоит грузинский – «Натлисгеба», «приятие света», т.е. операционально описывается суть явления – снисхождение света, духа во время крещения водой. В акафисте, посвященном этому событию, читаем: «Иордан же река возвращаше струи свои, не могуще терпети огня поядающего воды его».

Я подумал об этом во время поездки по монастырям древней грузинской провинции Тао-Кларджети, «откуда есть пошла» единая Грузия (см. http://www.proza.ru/2012/09/11/1296). Места там невообразимо пустынные, и только там, где есть вода, стоят монастыри. Особенно впечатляет монастырь Ишхани, находящийся на горе высотой несколько сот метров: вокруг - ни травинки, а на самой вершине горы, противу всяких законов гидродинамики, находится источник! (Кстати, такое расположение спасло монастырь во время арабского вторжения – врагу не пришло в голову, что в такой пустыне может что-нибудь находиться…). Так вот, видимо, дело обстояло не так, что вначале были источники, а люди селились вокруг них. Не исключено, что вода появлялась вослед появлению в какой-то местности усердно молящихся монахов, еще раз повторяю, против естественных законов, по благодати Божьей (кстати, в одной из русских сказок вода называется  благодатью!). Учитывая то, что свет, дух комплементарен воде (см. http://www.proza.ru/2013/01/18/2216), можно даже сказать, что огромное духовное напряжение может «сконденсироваться» в виде воды.

Возвращаясь к заголовку этой миниатюры, хочу сказать, что эта строчка была написана по поводу структуры аморфного бора, в котором структурные единицы, двенадцати атомные икосаэдры (по Платону, символ воды) ориентированы относительно друг друга в виде тетраэдров (символа огня)!  Такую же структуру имеет последняя гексаграмма Ицзина, называющаяся «Еще не конец!»: внутренняя триграмма - вода, внешняя – огонь. Поскольку человек в большой степени состоит из воды, можно сказать, что в живом организме вода должна быть в виде огня, духа (т.е. плоть должна быть одухотворена). В предыдущей, противоположной по смыслу, гексаграмме «Уже конец»  водянистый огонь  есть «тление»…

Следовательно, образ пылающей воды связывает воедино такие разные комплексы идей, как аморфография,  религия, Ицзин, греческая  философия, и доказывает единство живой и неживой материи и всеобщую применимость системы триграмм Ицзина.