Полная драматизма потребительская жизнь

Вячеслав Абрамов
Б0льшую часть жизни мы тратим на удовлетворение наших потребностей. Человека формируют потребности и способы их удовлетворения. Движущей силой жизни являются именно потребности.
   
У нас очень много потребностей. И нас всячески стимулируют на их постоянное увеличение. Потребностей становится всё больше, удовлетворять их всё сложнее. Такая вот проблемная, трудная, полная драматизма потребительская человеческая жизнь.
   
Что бы человек ни делал, он делает это ради удовлетворения какой-то своей потребности. То, что может удовлетворить потребность, обретает ценность для человека. Что делает наше отношение к миру ценностным. Мы бессознательно не можем нейтрально относиться ни к чему, потому что окружающий нас мир - это источник пищи для наших потребностей.
   
Есть три основные их группы: биологические (физиологическими), социальные и идеальные. Биологические потребности удовлетворяются материальными ценностями, социальные - социальными ценностями, идеальные - идеальными, то есть духовными ценностями.
   
Проблема состоит в том, что если человек все время занят удовлетворением физиологических потребностей, то это и будет единственное содержание его реальной жизни. Звучит пессимистично. Поэтому возникла идея повысить эффективность нелегкого дела удовлетворения потребностей и освободить место для чего-то еще. Уже появилась целая сфера «обслуживание потребностей». Жизнь в таких «тепличных» условиях может протекать совершенно без осознавания, без участия интеллекта: потребность возникла - человек выделяет из предложений что-то, что может удовлетворить потребность, проверяет, если законопослушный, социально одобряем или не одобряем способ удовлетворения. Если одобряем, берет и кушает, если нет, то придумывает, как сделать так, как будто скушал нечаянно.
   
С физиологическими потребностями почти всё понятно. С социальными потребностями уже не всё так просто. Мы социализированы насквозь, до такой степени, что можем умереть рядом с пищей только потому, что в сообществе, в котором нас отштамповали, это не считается пищей. В чём же корень социальных потребностей? Посмотрим на младенца: у него только одна потребность социального свойства - это потребность в эмоциональном контакте с матерью.  Люди забыли про этот корень, потому что социуму это неважно. Поэтому ничто так не ущемлено у современного человека, как потребность в эмоциональном контакте. Отсюда всеобщая невротизация.
   
По данным Всемирной организации здравоохранения, шестьдесят процентов населения Земли - невротики. И всё по простой причине: потребность в эмоциональном контакте не учитывается в системах социального обеспечения. Человеческие отношения всё более формализуются, становятся всё более вербальными, а в удовлетворении потребности в эмоциональном контакте слова не помогают, главное - прижаться и ощутить себя в полной эмоциональной, психологической безопасности. Безопасных мест, в которых можно к чему-то доброму прижаться, всё меньше. От недостатка этих простых вещей у людей высокая тревожность, скрытая и явная невротизация.
   
Казалось бы, семья - идеальное место для удовлетворения этой потребности. Но уже в редкой семье бывает положительный эмоциональный контакт. Две консервные банки, которые толкают друг друга, бряцающие, не доверяющие, занимающиеся взаимным перевоспитанием... Надеясь как-то удовлетвориться, люди впадают в детство, но не получается, потому что тут же слышат: «Я что тебя гладить по головке должен (должна)»? А попробуйте, погладьте! Без всяких притязаний - и вам хорошо, и человеку хорошо, которого вы гладите. Потому что, если потребность в эмоциональном контакте удовлетворена, начинается социальная реализация человека, это полезно для здоровья, карьеры, для социального общения. А нужно всего-навсего друг друга иногда погладить. Или прижаться друг к другу и помолчать. Ведь эта потребность обеспечена таким биологическим механизмом, как клеточный резонанс. Живые клетки общаются между собой, взаимодействуют, точнее говоря, резонируют. Знаменитый опыт А. Г. Гурвича, демонстрирующий межклеточный резонанс: колонию живых клеток поделили пополам кварцевым стеклом, когда одну половину убили ядовитым газом, вторая половина тоже погибла.
   
Потребность в эмоциональном контакте - тот корень, на котором вырастает дерево социальных потребностей. Так что, с какой бы социальной проблемой вы ни столкнулись, особенно если она связана с общением, взаимопониманием, вы столкнетесь с потребностью в эмоциональном контакте.
   
В строгом смысле слова в социуме нет отношений, поскольку социум, социальная жизнь - это система мест, иерархическое соотношение этих мест и имеющиеся взаимосвязи между ними. В социуме есть интересы отдельных людей, интересы группы людей, борьба интересов, кооперация интересов, совпадение интересов, противостояние интересов. На уровне персоны важно разобраться в своем интересе, в интересе партнеров и конкурентов и, исходя из этого, принимать решения, составлять планы на будущее. Но поскольку потребность в эмоциональном контакте не удовлетворена, мы пытаемся социальную машину использовать как машину, удовлетворяющую потребность в эмоциональном контакте, - все превратить в отношения. А потом кричим: какой ужасно несправедливый мир! Да мы предъявляем претензии к машине!
   
Удовлетворять потребность в эмоциональном контакте необходимо в частной жизни, а не в социальной. Сложность в том, что на частную жизнь у нас времени всё меньше, а социальное функционирование занимает времени всё больше. Всё больше людей настолько не удовлетворены личной, частной жизнью, что предпочитают быть персоной как можно дольше, тем более в социуме это одобряется.
   
Идеальные потребности - где их корень? Опять посмотрим на младенца, у которого неуемная потребность в новой информации. Неутолимая, ненасыщаемая, потому что это пища нашего главного органа - мозга.
   
Человеческая память (базовая память, а не оперативная) характеризуется безграничностью, границы ее пока определить не удалось. Человек помнит всё, что коснулось его главного органа восприятия - мозга. Всё, что человек когда-либо видел, слышал, обонял, ощущал, подумал, почувствовал - со скоростью четыреста миллионов бит в секунду. Эта загадка мистифицирована как ни одно другое свойство человека. Это «Вселенский разум», есть хроники Акаши, книги бога Ра и т.д. и т.п., а все это -  «просто» базовая память, это уже принадлежит человеку и лежит в библиотеке. А «код доступа» к базовой памяти – вот это реальная научная задача, которую на протяжении всего времени и пытаются решить люди. Кто-то кем-то туда «допускается», но кода ему не сообщают.

Попытка решения этой задачи - Интернет. Попытка сделать нечто снаружи, подобное тому, что внутри (Интернет как общая базовая память человечества). Но есть и естественное решение - это реальность. Снаружи - безграничность реальности, и бесконечная реальность внутри.
   
На этом корне - потребности в новой информации - вырастают все эстетические и познавательные потребности, потребность в смысле жизни. Все великие представители человечества говорят, что с этой потребности, потребности в смысле, и начинается собственно жизнь.