Экономика просит огня

Саид-Хамзат Нунуев
Экономика просит огня

Решение того, по какой схеме будет продолжаться финансироваться восстановления Чечни, определяет будущее республики
23.07.2012 11:28

Саид Эминов
 журналист


Министерство финансов России недавно уведомило о намерении уравнять Чечню с другими регионами, изменив принцип финансирования республики. Обозначены также сроки, в которые ведомство хотело бы перевести республику на общий порядок финансирования, – в третьем-четвертом кварталах текущего года.

С 2000 года действует прямой порядок финансирования Чечни, по которому  средства выделяются по принципу сметного финансирования конкретных объектов, в первую очередь, разрушенной в ходе двух войн социальной инфраструктуры. Тогда как объем финансирования других регионов рассчитывается по общей формуле, с учетом их доходов и расходов.

Руководство Чечни настаивает на том, что на общий принцип финансирования пока переходить нельзя. Наоборот, требуется расширить возможности действующего механизма, имея в виду  применение прямого финансирования в отношении не только социальных объектов, как сейчас, но и  в отношении экономических. Это позволит республике создать необходимую налогооблагаемую базу и обходиться без дотаций.

Без дотаций не обойтись

На сегодняшний день, темы важнее для Чечни нет. Вопрос стоит так: или Чечня восстанавливается и дальше, или процесс восстановления замораживается надолго, а то и навсегда. В этом – суть происходящего.

Эта позиция совпадает с точкой зрения, которую в декабре прошлого года озвучил Владимир Путин при ответах на вопросы россиян в прямом эфире государственных телеканалов.

По его словам, вкладывать деньги в Северный Кавказ придется, чтобы местные жители реализовывались в своих регионах. Как отметил Владимир Путин, «основная проблема в том, что в крупных городах России появляется все больше выходцев с Кавказа», которые «ищут лучшую долю». Выход из этой ситуации лишь один – развивать производство на самом Северном Кавказе, создавать новые рабочие места.

По мнению Путина, нужно вкладывать ресурсы из центра в развитие экономики и социальной сферы регионов юга России с тем, чтобы люди не хотели уезжать из дома. При этом деньги должны направляться не бездумно, а с точным расчетом.

«Мы не готовы»

Комментируя планы перевода республики на общие принципы финансирования, вице-премьер – министр финансов ЧР Эли Исаев заявил: «Мы не готовы к таким изменениям».

По его словам, в Чечне  знают, что  нужно уйти от практики прямого финансирования конкретных объектов, и республика «должны в скором времени получать помощь на общих основаниях». «Для этого нужно время, и нужно иметь консолидированный подход у федерального центра и у субъекта, чтобы выпадающие доходы могли быть компенсированы какими-то другими источниками», – отметил Эли Исаев.

Он подчеркнул также, что руководство республики «ищет решения, работает с инвесторами». «Власть делает все возможное, чтобы уйти от дотаций федерального бюджета, мы, наоборот, хотим быть «донором», – сказал Э.Исаев.

По его мнению, необходимо принять новую программу по развитию экономики республики. Чеченский вице-премьер не верит, что Чечню лишат федеральных дотаций уже в ближайшее время.

Не «специальный случай»

Эксперты по-разному оценивают инициативу Минфина России. Своевременной считает ее, например, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа Деньга Халидов.

«Получалось, – отмечает он, – что при населении 1,2-1,3 млн. человек Чечня получала столько же из федерального бюджета, сколько и Ставрополь, где население 2,6-2,7 млн., или Дагестан — 2,5 млн. человек». «Поскольку задача восстановления инфраструктуры жилого фонда и экономики более или менее решена, то пора переходить на единые правила игры для всех субъектов федерации», — полагает Халидов.

По мнению президента фонда «Политика» Вячеслава Никонова, трудности при переходе на общую бюджетную систему будут, но Чечню уже не стоит рассматривать как особый случай. «Любой минфин любой республики, субъекта федерации будет настаивать на каких-то особых привилегиях.

Действительно определенные трения на этом пути могут быть, когда переходят на общий режим налогообложения, финансового учета, но, уверен, что ситуация в Чечне сейчас уже достаточно стабильна для того, чтобы не рассматривать ее как специальный случай», — считает Никонов.

При этом в экспертной среде присутствует и тот взгляд, что «эксклюзивные финансовые отношения центральных властей с республиканскими – часть особых политических договоренностей, которые пока никто не планирует пересматривать».

Как считают специалисты гайдаровского Института экономической политики, чиновники чеченского Минфина «правы — не только в том, что на территории Чечни не располагаются штаб-квартиры юридических лиц, являющихся крупнейшими налогоплательщиками российской казны, но и в более широком смысле. То, что принято скромно называть «администрированием налоговых сборов», в определенных политических условиях абсолютно неактуально».

Корабль на стапели

В довоенном прошлом основу экономики республики составляли около 200 заводов и фабрик,  сотни предприятий агропромышленного комплекса. К настоящему времени промышленный потенциал республики, по официальным данным, восстановлен на 6-7 процентов. Не лучше, если не хуже, обстоят дела в сельском хозяйстве.

По словам заслуженного агронома ЧИАССР Абу-Саида Ахмаева, достижения в АПК ограничиваются двумя-тремя возрожденными сельхозпредприятиями, их деятельность постоянно рекламируется. При этом восстановление таких  высокорентабельных в прошлом отраслей, как виноградарство, плодоводство, овощеводство, овцеводства, еще не начато.

Местное население нередко сравнивают свою республику с кораблем на стапели. Корпус судна сверкает новыми красками, на палубе и в каютах – идеальный порядок, но спускать судно на воду нельзя: нет двигателей, винта.

По мнению целого ряда аналитиков, реализация инициативы Минфина России по изменению принципов финансирования Чечни приведет к тому, что этот «корабль»  никогда не сможет отправиться в плавание. Магомед Дадуев и Мааз Юсупов в аналитической статье в журнале «Вайнах» высказывают опасение, что «нерешение этой проблемы (устойчивый рост экономики – ред.) – это прямой путь к криминализации молодежи и социальной напряженности, что неминуемо влечет за собой угрозу дестабилизации».

По мнению авторов, вкладывать средства в развитие экономики региона – осуществлять инвестиции в безопасность и стабильность в России в целом.

Другие оценки

Экс -депутат Верховного Совета России, писатель Сайд-Хамзат Нунуев в интервью тому же журналу «Вайнах» считает массовую безработицу, вызванную разрушением экономики республики, реальной катастрофой. «…Политика экономического геноцида… превращает нас в нацию в рассеянии…», – говорит Нунуев.

Вот как он объясняет причины, по которым федеральный центр не хочет развивать экономику в регионе (цитирую): «…У доминирующего этноса (государствообразующей нации) в любом случае существует опасение по поводу растущего самосознания покоренных народов.

Это – естественно, как бы кто ни пытался возражать. Именно поэтому сегодня потихоньку сокращаются и исчезают из школьных программ уроки родного языка и литературы, истории родного края. Поэтому в национальных республиках, особенно в республиках Северного Кавказа, практически не развиваются высокотехнологические, перспективные и конкурентоспособные отрасли производства».

И далее: «Очевидно, некоторые «светлые головы» в руководстве страны думают так: создай им условия экономической независимости, они тут же потребуют независимость политическую…»

По мнению Нунуева, «империя при любом устройстве государственной власти (монархической, социалистической, капиталистической) пыталась и пытается строить свои взаимоотношения с горцами как со слаборазвитыми туземцами, определяя тем самым свою роль как просветительскую, очеловечивающую, облагораживающую полудикарей».

Иначе говоря, чем менее развиты, в том числе в экономическом плане, туземцы, тем зримее «облагораживающая роль империи».

Кто виноват?

У Чечни – незавидное положение. С одной стороны, ей, чтобы стать привлекательным для инвестиций регионом, нужно демонстрировать стабильность ситуации и динамизм в развитии.

С другой стороны, такие крупные объекты, как мечеть «Сердце Чечни», высотный комплекс «Грозный-сити», стадион «Ахмат-арена», которые Чечня показывает своим гостям в стремлении убедить потенциальных инвесторов в безопасности и перспективности вложений в республике, вызывают у российского обывателя зависть и мысли о неограниченности объема дотаций из федерального бюджета.

В те же дни, когда  в СМИ шло активное обсуждение предложения Минфина об изменении схемы финансирования Чечни, в самой республике, например, состоялось открытие мечети в селе Алхан-Юрте. Она выглядит привлекательно, архисовременно: в строительство ее вложено порядка полумиллиарда рублей.

Безусловно, увидев по ТВ или в Интернете мечеть, узнав ее сметную стоимость, обыватель возмутится: «Да сколько же чеченцам можно жировать на деньги российского налогоплательщика?!» Он будет не прав, ибо мечеть возведена на частные деньги, но это уже не будет иметь значения: настроение уже сформировалось.

Видимо, пришло время, когда республике надо показывать не только и не столько какие-то свои успехи, достижения, праздники, сколько трудности, проблемы. Не «фасад» корабля на стапели, а его пустующий машинный отсек…

P.S.

18 июня сего года «Чеченская Республика сегодня» (chechnyatoday.com) со ссылкой на министра финансов Чечни Эли Исаева сообщило:

«… На федеральном уровне решен вопрос о необходимости продления особых условий формирования бюджета Чеченской Республики по методике «прямого счета» до 2017 года и необходимости утверждения новой ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2013-2017 годы», ориентированной главным образом на развитие производительных сил…»

Иначе говоря, инициатива профильного министерства России по изменению схемы финансирования Чечни поддержки не получила. Так ли это? Надо думать, ведомство в ближайшие дни подтвердить или опровергнуть эту информацию.