Мечты о Нахистане

Саид-Хамзат Нунуев
Мечты о Нахистане.
Интервью с юбиляром 




     Наступивший год – юбилейный для писателя, историка, ответственного секретаря Комитета ЧР по делам ЮНЕСКО Саид-Хамзата Нунуева. В связи с этим, а также в связи с готовящимися в местном издательстве к выпуску новыми книгами автора, решили задать ему вопросы, которые наверняка заинтересуют читателей.


  Х. Бурчаев: Саид-Хамзат, в последнее время в своих книгах, выступлениях в прессе вы часто говорите о национальном самосознании, о национальной идеологии...

   С-Х. Нунуев: Когда народы не создают себе идеологию национального достоинства, другие народы создают им идеологию национальной неполноценности.

   Х. Бурчаев:  Согласен. И какие Вы видите трудности на этом пути?

    С-Х. Нунуев:  Восстановление и развитие объектов материальной культуры в нашей республике явно опережает развитие духовной культуры, определение ее приоритетов в свете нашей национальной самобытности и приоритетов формирования правильного, перспективного национального самосознания. В религиозных проповедях преобладает догматизм, а не обсуждение конкретных проблем противостояния западной идеологии растления, свалившейся на нашу молодежь с экранов телевидения, из мобильных телефонов и Интернетов.  Почти отсутствует должная литературная или театральная критика, что не способствует развитию профессиональной литературы и драматургии.
 
     Должного уровня национального самоуважения и самосознания не достичь без   развития в себе здорового патриотизма, любви к своему народу, к его прошлому и настоящему, без сопереживания над его бедами и  трагедиями, без тревоги о возможном их повторении, без постоянных поисков путей обретения своим народом  благополучия и счастья. Звучит, возможно, пафосно, но иных путей сохранения и развития народа не существует.
 
     С некоторых пор мы перестали критиковать друг друга за ошибки и упущения. Хирург ведь, в отличие от палача, делает больно, чтобы вылечить организм. Не надо забывать о разнице.

      Национальное самосознание, национальная идеология должны поспевать за меняющимся миром. Ибо мир под влиянием законов рынка все больше космополитизируется. Он становится менее духовным, более прагматичным и циничным. Мудрые люди все больше говорят о планетарном духовно-нравственном кризисе.
 
       Рыночный мир превращает людей в примитивных потребителей продуктов и товаров, в рыночных существ, все больше отдаляющихся от принципов чести, достоинства, совести. В таком мире нет ничего, что не превращалось бы в товар. Иными словами, все продается, все покупается.

     Проблема осложняется тем, что вся Евразия оказалась под влиянием  западной потребительской цивилизации, в которой принципы гедонизма, бездуховности, пошлости, разврата культивируются с особым усердием.

     Наша республика – на стыке Европы и Азии. Мы находимся между восточной, исламской цивилизацией духа и западной цивилизацией безудержного потребления. И это во многом определяет уровень и характер нашего мировоззрения,  представление о будущем нашего народа.

     Естественно, процессы нельзя игнорировать, пускать их на самотек. Должна быть на государственном уровне выработана соответствующая модель национального самосознания, национальной идеологии противостояния пошлости и бесчестия, сохранения и развития принципов Нохчалла, этого генетического зова из глубин тысячелетий. Все это можно и нужно оформлять на прочной научной основе. Нам этого никто не запрещает.   

  Х. Бурчаев:    Из чего, на Ваш взгляд, складывается национальное самосознание, национальная идеология?

   С-Х. Нунуев:     Национальное самосознание и идеология складываются под влиянием многих основополагающих факторов, важнейшие среди которых – экономика, образование, история, культура, обычаи и традиции народа, его религиозные, философские представления. Здесь первое слово – за самой передовой, продвинутой частью национальной интеллигенции, за научными учреждениями и творческими организациями. Создаваемые ими научные и художественные произведения - так или иначе формируют и самосознание, и идеологию народа.

 Поэтому возникает проблема отслеживания сочинений, поступающих на рынок. Чего в них больше – коммерческий интерес или подлинная забота о сохранении и развитии лучших качеств народа. Возникает вопрос целесообразности создания при Главе Республики или при Правительстве Идеологической комиссии республики, способной отслеживать и контролировать процесс идеологического воздействия на население республики, особенно на молодежь.

         Главная проблема возвращения народной памяти, а вместе с этим и формирования соответствующего уровня национального самоуважения, самосознания, безусловно, в нас самих. Как правильно, дружно мы это делаем, насколько глубоко и ответственно понимаем значение этого процесса в создающихся условиях, граничащих с полной культурной а затем и биологической ассимиляцией нашего реликтового этноса.

Перед каждым начинающим творческим, научным или политическим деятелем встает вопрос – как реализовать свои возможности и чего добиться в  жизни: легкости, достатка и дешевой популярности, или тяжелого, часто неблагодарного служения своему народу?   Очень многое зависит и от интеллектуального уровня и патриотической позиции наших чиновников у власти.

        Х. Бурчаев:        Вы считаете, что простыми административными мерами  можно обеспечить должный уровень национального самосознания и формировать правильные принципы национальной идеологии после стольких лет коммунистического диктата и многих лет войн и хаоса?

       С-Х. Нунуев:  Нет. Все не так просто.  У доминирующего этноса (государствообразующей нации) в любом случае существует опасение по поводу растущего самосознания покоренных народов.

 Это – естественно, как бы кто не пытался возражать. Именно поэтому сегодня потихоньку сокращаются и исчезают из школьных программ уроки родного языка и литературы, истории родного края. Поэтому в национальных республиках, особенно в республиках Северного Кавказа, практически не развиваются высокотехнологические, перспективные и конкурентоспособные отрасли производства.

 Очевидно, некоторые «светлые» головы в руководстве страны думают так: создай им условия экономической независимости, они тут же потребуют независимость политическую...  Ну а естественная реакция национальных патриотов – слегка приукрашивать, героизировать свою историю, культуру, все, что работает на укрепление или усиление своего национального самосознания.

Но давайте вспомним Ленина, его слова о национализме нации угнетающей и национализме нации угнетаемой. В последнем случае национализм – защитная реакция, и рассматривать ее следует как самооборону в случае уголовного разбирательства.

    Империя при любом устройстве государственной власти (монархической, социалистической, капиталистической) пыталась и пытается строить свои взаимоотношения с горцами как со слаборазвитыми туземцами, определяя тем самым свою роль как просветительскую, очеловечивающую, облагораживающую полудикарей. Лишь отдельные романтически настроенные писатели и поэты в перерывах между тем, как они стреляли в наших предков и брали их в плен, находили здесь «сокровища необычайные, поэтические»
 
     А между тем генетическая память (если даже былые образцы материальной и духовной культуры оказывались утраченными) формировала и формирует из горцев настоящих рыцарей, которых практически невозможно превращать в рабов, лакеев, мужланов. Такой этнический менталитет  не может формироваться в диких лесах или глубоких ущельях, куда редко доходят солнечные лучи.

Такой генетический код – лучшее свидетельство того, что горцы Кавказа – часть былой высочайшей цивилизации, стоявшей у истоков зарождения общечеловеческой культуры в самом широком смысле. И когда тот или иной краевед, историк, любопытствующий обнаруживает в глубокой древности слабые следы своего далекого прошлого – у него возникает естественная реакция.

Зов памяти, зов крови, если хотите. Нужно ли строго судить, обзывать таких любителей? Думаю, что нет, особенно с учетом того, что под их догадками и интуициями лежит потрясающая реальность!

     Х. Бурчаев: С чего бы, на Ваш взгляд, следовало начать процесс усиления правильного патриотического воспитания нашей молодежи?

    С-Х. Нунуев: Давно известно, что малое количество организованных людей намного сильнее большого количества неорганизованных. Этот универсальный закон помогает самосохраняться малым народам, не потерять своего национального лица в рассеянии, при прочих неблагоприятных условиях жизни в оккупации или имперского диктата. Но чтобы организоваться, нужна идея, нужно ясное понимание того, что теряет народ в случае ассимиляции, в случае потери своей национальной идентичности.

    Х. Бурчаев: Что, какие идеи могли бы послужить в качестве национальной идеологии для вайнахов, чтобы эти идеи были прочными, фундаментальными, не рушились бы под напором лавинообразно наползающих «ценностей» западного мира?

    С-Х. Нунуев:  Прежде всего, необходимо раз и навсегда перестать выносить на публику те спорные вопросы между чеченцами и ингушами, между различными течениями в исламе, которые нужно решать цивилизованно за столом переговоров, на конференциях, за круглыми столами. Таким образом, отметим первый и наиважнейший принцип: Не расходовать национальную энергию вайнахов на противоречия внутри собственного сообщества.

      Во - вторых, мы должны раз и навсегда разобраться  в своих исторических корнях: кто мы, откуда мы, какие славные и менее достойные события имели в прошлом, чтобы извлекать правильные уроки.


        Х. Бурчаев:     Что бы Вы сказали о патриотизме подлинном?

       С-Х. Нунуев:  Патриотизм - это любовь к своему народу и глубокое уважение ко всему, что составляет духовную основу других народов. Космополитизм, в отличии от патриотизма  - это волюнтаристские попытки привить человечеству некие искусственные мировоззренческие стандарты, выработанные на Западе под влиянием преимущественно талмудического, жестко прагматического представления о ценностях жизни.

 Для патриотизма приоритетно духовное составляющее человека, его готовность жертвовать собой, своими интересами ради интересов общества. Космополитизм считает первичным для человека утоление своей животной похоти и ненасытной плоти. В этом смысле космополитизм и гедонизм - понятия одного ряда.

     В современном постсоветском «демократическом» обществе  внушается мысль, что любая идеология - это отрава, ибо сковывает свободу и волю личности, а патриотизм - это просто «последнее прибежище негодяев». Так  утверждают те, кто уже установили над нашими душами прочный контроль, прибрав к рукам практически все средства массовой информации страны. Им выгодно отрицать любую идеологию, ибо все средства идеологического влияния в их руках, и поэтому манипулировать общественным сознанием – дело не сложное.

 Смотришь телевизор и удивляешься: смотри, они все знают - и про воровство, и про коррупцию, и про растление молодежи в стране! Какие они все смелые! Только не понимает зритель, что таким образом  грамотно выпускается пар с готового лопнуть от возмущения кипящего общественного котла. Что за выпущенным паром  ровно ничего не последует. Как воровали - так и будут воровать, только еще больше. Как растлевали, так и будет растлевать.
 
  Х. Бурчаев: Не кажется ли Вам, что сегодня среди нас много людей, которые не очень-то гордятся своим происхождением, своей национальностью, своей историей и своим родным языком?

    С-Х. Нунуев: Уверен, что следует различать понятия биологический чеченец и духовный чеченец. Биологический чеченец, рожденный в чеченской семье, не может стать духовным чеченцем до тех пор, пока он не умеет читать и писать на своем родном языке, не интересуется историей и культурой своего народа и не имеет в этих вопросах своей принципиальной позиции.

Гордиться тем, что он относится к тому или иному этносу, это, как говориться, все равно что гордиться тем, что он родился в понедельник или в среду. Гордиться можно и нужно конкретным следом своего народа в истории, вкладом, который внес и вносит народ в ту или иную часть человеческого развития. А для этого надо знать свою историю, культуру, равно как и черные страницы своего прошлого. Вот такая осознанная связь с духовной сущностью своего народа и дает человеку право называть себя чеченцем, русским или турком. 

 
        Х. Бурчаев:  Не утихают споры о том, кто от кого произошел, кто древнее и благороднее – чеченцы или ингуши. Что бы Вы сказали по этому поводу?

       С-Х. Нунуев:  Народы Северного Кавказа проживают не самые лучшие времена в своей исторической судьбе. Воспитанные на принципах высокой человеческой морали, на обостренных чувствах справедливости и достоинства, гордые сыны гор лицом к лицу столкнулись с грязными рыночными принципами алчности и лицемерия, распущенности и нравственной вседозволенности.

В этой грязи всплыли не самые лучшие не только из среды бизнесменов и предпринимателей, но и из среды так называемой светской и духовной интеллигенции. Псевдо демократия западного образца дает людям юридические гарантии писать и высказывать почти все, что угодно, (хотя нравственной ответственности никто не снимает) игнорируя тем, что на Кавказе цена слова – дош - всегда была высока. Для подлинного мужчины среди вайнахов было смерти подобно, если о нем кто-то скажет: «Цо дуьйцург дош дац». (Его слово не имеет вес).

     Человек, который выносит свои суждения в публику, должен понимать, что каждым своим словом он пишет приговор не только своей репутации, но и репутации всех своих близких и даже своих потомков. Особенно это относится к тем, кто наделен властью, вниманием общества или претендует на научность своих взглядов. К чему такое длинное вступление?

     Беда вошла в наш дом сразу после того, как все свои проблемы мы вынесли в толпу, на митинги, где царствуют не мудрость и выдержка, а дешевый популизм, ненависть и жестокость, желание быстрее свести счеты с теми, кто воспаленному воображению  представляются врагами. Из того же ряда, когда в толпу выносятся теософские споры о чистоте религии, суждения о проблемах политики или истории.

 Все это – чрезвычайно тонкая сфера, которой непременно пользуются провокаторы и авантюристы всех мастей, хорошо знающие, в отличие от демагогов и дилетантов, что им надо. Пора бы извлекать уроки из прошлого, хотя бы потому, что за эти уроки платится слишком непомерная цена.
     Однако, создается впеч
атление, что мы нисколько не поумнели. Вместо того, чтобы хоть на этот раз всерьез заняться проблемами формирования у нашей молодежи должного национального самосознания, используя громадные возможности из своего уникального исторического прошлого и величайшей религиозной философии, мы ударились в безумные, преступные споры, о чем Вы говорите: кто древнее – чеченцы или ингуши; какой ислам вернее – суфийский или традиционный для Арабского Востока?

А то, что в это самое время все телевизоры и мобильные телефоны совращают, дебилизуют  нашу молодежь, что эти самые споры отвлекают внимание общества от самой реальной катастрофы – массовой безработицы, нам не интересно? Нам не интересно, что политика экономического геноцида, как продолжение политики физического геноцида, превращает нас в нацию в рассеянии, и мы ежедневно продолжаем отдавать на сладкую погибель гедонистичекому Западу десятки и сотни семей из своего самого активного, продвинутого населения? 

     Нахи, вайнахи – единый народ, кто бы что ни говорил и какие политические или алчные интересы не преследовал. Братья в огородах не растут. Дружбу и братство надо крепить всем и всевозможными средствами, не ударяясь в амбиции и ущельный патриотизм. Если кто-то этого не понимает, как президент Ингушетии Евкуров, так он ответит перед Судом Истории.

     Х. Бурчаев: Все-таки есть опасность, что кому-то удастся посеять между нами семена раздора, отчуждения…

     С-Х.Нунуев: Разумеется. В обществе всегда находятся люди, заинтересованные в любой дестабилизации. Это, как правило, либо опустившиеся в нравственном плане маргинальные элементы, либо люди, которым почему-то не удалось реализовать себя в этой жизни и живут по принципу «чем хуже – тем лучше!»

 Но я абсолютно уверен в мудрости и благородстве  вайнахов. Не хватало еще, чтобы мы друг к другу предъявляли какие-то претензии. Мир слишком жесток и в этом жестоком мире у нас нет ничего более священного, чем выстраданное в веках, берущее начало в глубинах тысячелетий нахское единство и братство

     Х. Бурчаев: А как в Москве складывались отношения между ингушскими и чеченскими политиками? Ведь Вы работали и в Верховном Совете России, и в Верховном Совете СССР, и в Государственной Думе РФ?

    С-Х. М. Нунуев. Мое самое первое выступление с трибуны Сьезда народных депутатов РСФСР в 1990 году было посвящено тематике Пригородной проблемы и об этом ингуши помнят, наверное. Хочу вспомнить еще один эпизод. Однажды в кабинете Ельцина (он в то время был Председателем Верховного Совета РФ) депутаты от Ингушетии, Чечни и Осетии обсуждали проблему того самого Пригородного района.

Выслушав всех, Ельцин откровенно захотел уйти от вопроса. Он сказал приблизительно следующее: ну что вы, кавказские народы, не можете договориться между собой? Возникла долгая тяжелая пауза. Я не собирался ничего говорить, потому что были люди намного умнее,  старше меня, но тут не вытерпел. Говорю, что когда Москва волевым путем отдала земли Пригородного района осетинам, ингуши не затаили ненависти к осетинам, потому что было очевидно, что преступление совершила Москва, Кремль. И что если Москва сегодня исправит свою ошибку и вернет земли своим исконным владельцам, осетины не затаят обиду на ингушей.

Поэтому решение проблемы – вопрос Москвы и только Москвы! Предлагая разобраться самим, Вы на самом деле усугубляете ситуацию, превращаете ее в конфликт!

     Такое выступление было приятно Исе Костоеву, Бембулату Богатыреву, Сергею Бекову, другим уважаемым лидерам Ингушетии.

     Общеизвестна определяющая роль Руслана Хасбулатова при подготовке и принятии Верховным Советом РФ Федерального Закона о реабилитации репрессированных народов, согласно которому земли Пригородного района давно должны были быть возвращены вайнахам. Уверен, что у каждого чеченского политика есть десятки примеров, когда они никогда не отделяли себя от ингушей.    

 
    Х. Бурчаев: Вопросов на самом деле множество и безусловно продвинувшееся по части научного и практического интеллекта человечество нисколько не облегчило свой разум  от их остроты и актуальности. Меняющееся время бросает новые вызовы.

     Как мы, вайнахи (новонахи) чувствуем себя в меняющемся мире? Нам тоже, как и всей остальной человеческой массе, ничего не надо кроме хлеба и массовой культуры? В таком ли счастье кроется историческая (генетическая) судьба наша?

    С-Х. Нунуев:  Да, человеку для достойной жизни необходимы определенные денежные средства. Так получается, что деньги – эквивалент всему необходимому. Это – экономический закон времени. Мечтали о коммунизме, когда «каждому по потребности и от каждого по способности».

Не получилось. Получилось как всегда, как сказал и чем прославился Виктор Черномырдин. Теперь деньги – признак престижности, достоинства, превосходства…  И чтобы превосходить друг друга, люди погнались за деньгами правдами и неправдами, за деньгами грязными и очень грязными. И проблема в том, что мало кого сегодня в обществе волнует: а откуда денежки? Есть они у тебя – ты уважаемый человек.

Нет – сам виноват, даже если ты на самом деле святой. Откуда это к нам пришло? Почему мы это приняли и согласились с этим? Почему у нас так крепко прижилась эта западная буржуазная мораль в самом худшем и позорном виде? Почему она нас так успешно пленила, сделала из нас самых циничных лицемеров? Уверен, что над этими вопросами задумываются многие. Надо вместе искать ответы.

     Финансовый успех на Западе многое значит. Этим успехом во многом определяется, состоялся ли человек как личность, или он стал неудачником. Но нигде, ни в одной западной стране не станут уважать и тем более пресмыкаться перед чиновником, сделавшем состояние на взятках, поборах, казнокрадстве. Во-первых, вряд ли такое там возможно, во-вторых, издеваться над народом, ради которого чиновник определен на ту или иную работу там как-то исторически не принято.

Перенимая западную потребительскую мораль, мы отбрасываем западную мораль честного исполнения своего служебного долга. К любой чиновничьей должности мы относимся как правило как к возможности выкачать из нее максимальную финансовую, материальную и иную выгоду для себя и своих ближайших родственников.

    Х. Бурчаев:  Богатые всегда думают, что менее состоятельные им завидуют и все больше впрягаются в погоне за наращиванием своих капиталов. Такое поведение еще объясняется тем, что наш обыватель все же пресмыкается перед богатыми, состоятельными людьми, а на духовно богатого человека, на его проблемы им чаще всего просто наплевать. Не правда ли?

     С-Х. Нунуев: Богатства нас не сделают счастливыми, если мы не будем добры друг к другу, если этой добротой мы не обретем уважение к самим себе. Пресмыкание, преклонение, зависть к богатствам окружающих – временное явление. За ним следует презрение, и даже ненависть. Обладатель богатств (а они у нас всегда грязные или очень грязные) чувствует это и замыкается в себе, лишает себя покоя, обычного человеческого счастья. Такова неминуемая расплата.

Она приходит если не сразу, то в последующих поколениях. Если это не так, то назовите хотя бы одну семью воров, сохранивших свой престиж, статус, состояние в нескольких поколениях. Неспроста говорят, что большие деньги – зло, потому что они – источник раздора. На эту тему можно говорить долго, апеллируя как к социальным, так и психологическим законам.  Кроме того, известно, что алчность - болезнь. Алчный человек никогда не насытится и в этом его трагедия. Еще древнеиндийский поэт Бхартрихари (У11 век н.э.) писал:

                «Только тот безнадежно беден,
                Чьи желания безграничны,
                Для того же, кто всем доволен,
                Безразличны богатство и бедность».

     Чужой разум внушил нам, что успех – это только материальное, финансовое превосходство. Чужой разум  твердит нам ежедневно со всех телеэкранов, мониторов, со страниц газет и журналов -  «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?»  «Не в деньгах счастье, а в их количестве». Превосходство - у богатого, а не у порядочного, не у честного, не у доброго и отзывчивого. Кому нужен такой воинствующий цинизм? Разумеется, тем, кто уже превосходят своими деньгами и эта ниша ими крепко, если не навсегда, занята. Делание денег, главным образом мошенническими, спекулятивными путями, – их основная профессия. 

     Они успешны и превосходят нас до тех пор, пока мы соглашаемся, что главное – деньги. Что успех – обладание ими. До тех пор, пока мы в добровольном плену чуждого нам  разума.
 

     Человек вступает на порочный путь увлечения греховным, подавляя в себе голоса разума и совести, потому что не знает, (а скорее всего это от него тщательно скрывают), что дав человеку разум, Бог дал ему возможность понять, что Он, Всевышний Творец, существует. А совесть – это ничто иное,й  как постоянный, непрерывный голос Бога в каждом человеке.

Разум и совесть берегут человека, его душу в этом грешном земном мире. И только перестав слушать эти данные Богом голоса, человек дает увлечь себя голосам порока, вступает в гонку смерти.
     Гонка смерти, это когда человек дает увлечь себя порочным страстям. Таким, как алчность, честолюбие, жажда превосходства вещами, статусом, жажда мести…

     Х.Бурчаев: А если человек способен противостоять этим порокам, постоянно прислушиваясь к голосам разума и совести внутри себя?

     С-Х. Нунуев: Тогда человек живет в гармонии с самим собой, с окружающим миром. Человек никогда не поспешит что-то урвать для себя, ответить грубостью на оскорбление, нанести другому словесную или иную рану, затеять злобу.

     Человек в гармонии и согласии со своими разумом и совестью всегда спокоен, уважает себя, Бога в себе, уверен в себе. К такому состоянию приходят люди мудрые, многое повидавшие в своей жизни.  Но важно, чтобы такую мудрость осознала молодежь, пока она не вступила в гонку смерти, на порочный путь травмирования и убийства своей души.
     Иной путь, путь ко Всевышнему Аллаху, свят Он и велик, подсказывает нам генетически закодированный в нас голос  нохчалла, тарикат нохчалла.

     Прости обидчика, ибо он, возможно, на пути порока, а ты – на пути к Богу.
     Не завидуй разбогатевшему вору,  ибо он на пути порока, а ты – на пути к Богу.
     Не жди наград или доброго слова от порочной власти, ибо она служит Иблису, а ты – на пути к Богу.

     Не жди справедливости от тех, в ком нет ни стыда, ни чести, ни совести, ибо они участники гонки смерти, а ты – в тарикате нохчалла.
     Не переживай, что мир полон теми, кто поедает д
руг друга. Им отвечать в Судный День за то, сто перестали слушаться своего разума и своей совести. А ты оставайся в нохчалла, и знай, что ты – не одинок и не слаб, ибо в мире миллионы людей на пути к Богу, понимают они это или нет, и они - счастливы, потому что сумели предостеречься от гонки смерти.

     Х.Бурчаев:     Почему в мире такое несерьезное отношение к Богу? Кому это выгодно? Почему абсолютная  свобода совести, свобода вероисповедания преподносится как высшее достижение демократии а на бесчисленное количество самых различных сект растлителей и модных религий, занимающихся обыкновенными поборами, смотрят сквозь пальцы, давая им разрастаться годами и десятилетиями?

     С-Х.Нунуев: Ответ очевиден – в мире существуют могущественные силы, заинтересованные во множестве враждебных друг к другу религий, потому что религиозная враждебность, религиозный фанатизм – самый выдающийся инструмент в руках авантюрных политиков и провокационных политтехнологов для разжигания межнациональных, межгосударственных, межрегиональных конфликтов.  История чеченцев двух последних веков – прекрасный пример для подтверждения сказанного. Эту дьявольскую технологию хорошо понял и осознал шейх Кунта-Хаджи Кишиев, оставивший нам свое известное завещание, которое мы опрометчиво игнорируем, когда впереди маячит хоть кратковременная, но обильная материальная выгода.

     Творец в Своем последнем Слове – священном Коране признал и объединил всех пророков всех мировых религий! Подтвердил все Свои Откровения – и Тору, и Псалтирь, и Евангелие. Упростил максимально главную формулу веры – творить благое.

      Делайте все во имя себя, для утоления своих душ и своих насущных потребностей, и не превращайте себя ни в животных, живущих ради утоления плоти и похоти, и не уподобляйте себя богам и не пытайтесь возвышаться друг над другом своими материальными богатствами. Любите друг друга и помогайте слабым, больным, беззащитным. Разве эти истины – не общие для каждого человека, для любого народа любого цвета кожи?

      Х. Бурчаев: Что Вам видится общего ислама с понятием нохчалла?
    
     С-Х. Нунуев:  Нохчалла – это недопущение грехов, следуя внутреннему голосу совести. Нохчалла – это путь к Творцу длинною во всю сознательную жизнь человека. Здесь не может быть и речи о торге с Богом, как допускают некоторые священнослужители от различных конфессий. Торг с Богом означает низведение Бога до партнера по торгу.

Бог превращается в субъект рыночных отношений. Нет ничего кощунственнее этого.  Причем, такое отношение к Богу все больше закрепляется во всем мире! И это – свидетельство радикального изменения разума людей, радикальной деформации их совести.
 
Х. Бурчаев: Что для Вас означает быть подлинным верующим? 



 С-Х. Нунуев:   Разум и совесть – на этих двух столпах рожден и стоит ислам. Разум и совесть – у самых истоков зарождения революции единобожия, философии метафизических прозрений пророков, получения пророками, мир им, Откровений Всевышнего Аллаха, свят Он и велик.

    Трудно быть верующим, когда пытаешься облегчить реализацию своих религиозных чувств. Вера превращается в бремя, а жизнь – в абсурд. Но нет в этом земном мире выше свободы и счастья, чем быть искренне  верующим, а не казаться быть верующим, всячески демонстрируя свою набожность.

     Быть верующим - научиться слушать голос Всевышнего в себе и следовать зову этого голоса. Голоса, который зовется СОВЕСТЬЮ.

     Казаться верующим – это означает прятать свои более или менее неблаговидные дела (грехи) за религиозные процедуры и обряды. (Вот Тебе, Бог, твои процедуры (намазы, посты, пожертвования, хадж), а в мои дела (в мои поборы, взятки, грязный бизнес, ложь, лицемерие, алчность) - не лезь…

     Каждый обладающий разумом и совестью знает, чего от него по большому счету хочет Бог. Но многие предпочитают переложить свою ответственность перед Богом на священнослужителей-посредников за небольшие материальные или процедурные пожертвования. И виноваты в этом не столько священнослужители, ибо, как известно, спрос рождает предложение, сколько мы сами. Мы сами, которые перестаем уважать свои разум и совесть.

     И вот тут всплывает самый главный, основной вопрос, который должен стать стержневым в грядущей революции в мировых религиях – что такое человеческая совесть?

     Разные религии придумывало себе человечество за весь свой тернистый исторический путь. Кого только не обожествляли, кому только не молились! А сегодня? Сегодня разве лучше обстоят дела, раз, признавая, что Бог един, миллионы людей по-прежнему ненавидят и убивают друг-друга в абсолютной убежденности, что так хотят их боги?

     Бог – Создатель, существует.  Он просто не может не существовать, раз существуем мы, кем-то созданные. Существует мир, Вселенная, и это – реальность.
      Но человеческому мозгу заданы определенные параметры, мы втиснуты в определенное измерение, назовем его человеческим измерением.
     В то, что существуют и другие измерения – мы можем убедиться даже из несложного анализа земной жизни.
     Возьмем, к примеру, пчелу. Жизнь в пчелином улье устроена удивительно разумно. Каждая из тысячи пчел строго выполняет свои функции. Есть пчелы санитары, стражники, летные пчелы, которые выполняют функции разведчиков и транспортировщиков меда. Всеми ими командует матка, которая живет десятки раз больше, чем рядовая пчела.
     Разве пчелы – не умные создания?
     Но пчела никогда не узнает, что рядом с ней живет человек, который делает им ульи, кладет рамы с вощиной, забирает мед.
     Не узнает, потому что живет в своем измерении и ей не дано это знать.   
     Точно также и человек, не глупое создание, живя в своем измерении, не может знать о свойствах других измерений.
     Так устроен мир.
     Нам не дано видеть ни своего Создателя, ни другие миры, включая мир джиннов.
     Понимание, что Творец существует и наша человеческая жизнь – важнейшая, но часть Его Глобального Проекта – первый шаг к постижению Бога, Всевышнего Аллаха, свят Он и велик.

     Х. Бурчаев: Чем, на Ваш взгляд, отличается сегодняшний верующий человек от вчерашнего?

      С-Х. Нунуев: Сегодняшний мир – не тот мир древних Великих Пророков. Пророкам древности годами приходилось совершать путешествия из одного конца мира в другоей, чтобы довести до людей Истины, в которых они были абсолютно уверены.

Сегодня каждый человек, у которого есть мобильный телефон, может в течении минуты связаться с любой точкой мира. Мир сузился до невероятных размеров. Сегодня все человечество – коллективный пророк! Но почему нет мира и согласия? Почему провокаторам удается столь легко и просто стравливать людей? Пора признать – виноваты традиции! Те самые традиции, нарушать которые считается тяжким грехом, неуважением к своим предкам… Традиции, главным образом, религиозные.

      Мы старше своих Великих Предков на тысячелетия. Интересно, если спросить у Пророков, что важнее – традиции или жизнь? – что бы они ответили? Если бы они в свое время могли знать, что любые традиционные противоречия Иблис может использовать в качестве инструментов политических технологий для стравливания людей различных национальностей и религий, какой Завет они нам оставили бы? Неужели Они сказали бы, что традиции важнее жизни?

   Х. Бурчаев: Неужели по поводу этого ничего нет в Откровениях Бога, в хадисах Пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует?

   С-Х. Нунуев: А почему нет? Ведь ясно сказано, что самоубийство – тяжкий грех? А если целый народ убивает сам себя вот уже двести лет, не ведая, что творит? Разве мы не должны более тщательно разобраться, что же нам говорит Всевышний на самом деле? Неужели мы сами не способны глубже понимать Откровения Всевышнего? Неужели не способны отличать главное от второстепенного?

Взять хотя бы важнейший, императивный принцип всех религий монотеизма, обращенный ко всем людям всех рас, национальностей и религий – «По намерениям вашим судимы будете!»  Сколько свободы дает этот императив для поисков возможностей «творить благое» не замыкаясь в застывшие в средневековье догмы.  А что означают слова Всевышнего Аллаха, свят Он и велик, из священного Корана, обращенные ко всем правоверным: «…Если вы обнаружите то, что в ваших душах, или скроете это, Аллах взыщет с вас за это расчет…» (Сура 2, аят 284)

 «Скажи, «Если вы скроете то, что в душах, или откроете это, узнает Аллах: ведь Он знает то, сто в небесах и что на земле. Аллах над всякой вещью мощен!» (Сура 3, аят 27) О чем эти Откровения?  О том, что каждый человек может быть носителем пророческих идей и не надо сковывать его волю догмами. Только полностью свободный, раскрепощенный человек способен на великие дела во имя народа и общества

   Х. Бурчаев:  Вопрос сугубо теософский, как религиоведу:  Что Бог хочет от человека?

     С-Х. Нунуев: Об этом Он сказал в своих Откровениях, присланных через величайших Пророков в священных Торе, Евангелии, Коране.

     Но Откровения в Ветхом Завете искажены и это подтвердили находки из Мари  (22000 глиняные таблички с иероглифическими письменами) с подлинными Писаниями, которые Ватикан запретил переводить и обнародовать. Они вывезены с территории древних Шумер, государства хурритов, и спрятаны в подземельях Запада, вероятнее всего, Парижа.

     В наиболее полном, подлинном объеме и состоянии Откровения Всевышнего Аллаха, свят Он и велик, до нас дошли в священном Коране.

     Чего же священный Коран хочет от разумного, здравомыслящего человека?
     «Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах» (сура 2, аят 143)
     « Что бы вы не сделали из добра, поистине, Аллах про это знает» (сура 2, аят 211)
     «Аллах распознает творящего нечестие от творящего благо» (аят 2, сура 219)
     В священном Коране десятки  раз произнесены слова «творить благое»,

     Слово «молитва» часто пишется рядом со словом «терпение». Следовательно, молитва и терпение – это из области медитации, духовной практики. А суть ислама – это все-таки «Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах».

     ДОБРЫЕ ДЕЛА – вот что такое ислам по большому счету, а не только обряды и процедуры.   
     Когда мы
 суть ислама сводим только к обрядам и процедурам, забывая о ДОБРЫХ ДЕЛАХ, то очень часто за обряды и процедуры прячутся дела недобрые. В частности, мы даем право чиновникам мучить народ, требовать с них взятки, а бизнесменам заниматься кражами, приписками, воровством и все это, уверены они, спишется от совершения мовлида, зикра или хаджа. Вот такая происходит подмена религиозных ценностей, давая возможность проходимцам сделать себе из религии служанку. 

     Х. Бурчаев: Как я понимаю, Вы за реформы в мировых религиях?

     С-Х. Нунуев:   Человечество должно вернуть себе Бога в принципиально ином качестве, в том качестве, без которого Оно, человечество, обречено. В том качестве, в котором Он, Всевышний Аллах,  говорит о себе в священном Коране!  Остановимся на некоторых принципиальных вещах. На  мой субъективный, поверхностный взгляд, они следующие:

       - отказ от устаревших догм и традиций, что можно было бы сделать на Всемирном Форуме представителей всех служителей Бога;
       - определение базовой религии, дающей наиболее близкое к научному представлению понятию Бога, на основе которой возможно сближение философских принципов всех мировых конфессий;
       - признание всех пророков земли посланниками Всевышнего и предпочтение той конфессии, которая признание всех пророков изначально делает своим основным принципом. (Таковой, как известно, является Ислам.);
       - признание того, что максимальное сближение конфессий возможно только оптимальным упрощением принципов Веры, среди которых могут быть следующие принципы: «Бог един и все люди братья»,

«По вашим делам и намерениям судимы будете», «Живите по совести, ибо совесть – прямой язык Бога с каждым из здравомыслящих людей», «Самый главный враг Бога - тот, кто спекулирует Его именем ради земных благ», «Бог Милостив и Милосерден и прощает каждого, кто искренне раскаивается в преступлениях, совершенных не по умыслу или искреннему заблуждению»; «Земная жизнь – испытание, чистилище перед уходом в иное, высшее измерение», «Бога в земной жизни невозможно узнать, представить, Он не может быть изображен ни на иконах, ни в статуях, возможно только узнать Его свойства, среди которых такие, как Всевышний, Всемогущий, Милостивый, Милосердный, Терпеливый, Справедливый, Прекрасный, Добрый, Щедрый…»

       Есть в мире вещи, реализации которых на первый взгляд мешают устойчивые традиции или укоренившийся догматизм. Но это – только на поверхностный взгляд. На самом деле проблемы сохраняются только потому, что противоречия выгодны провокаторам, главный принцип которых тот же, что и раньше - «разделяй и властвуй»! 

    Х. Бурчаев: Как же все-таки вернуть людей, человечество к подлинной вере, к подлинному Богу, не к тому, который разделяет и ссорит, а который мирит и умножает разум и совесть, о которых Вы говорите?

      С-Х. Нунуев:  Сложно предложить оптимальные рецепты, но глубоко убежден, что пока вера в Бога не станет глобальной основой единой планетарной общечеловеческой идеологии и не будут найдены основы для сближений всех мировых религий на основе базовых принципов, составляющих сущность веры в Бога, людей и народы будут стравливать в интереах грязной политики.
Разночтение Священных Писаний – самая благодатная среда для Иблиса держать мир в напряжении. Земное благополучие «золотого миллиарда» по сути держится и будет держаться на эксплуатации совестливых, богобоязненных, духовных, что достигается путем ущемления их прав, грабежа их природных ресурсов. 

       Отдельные исламские идеологи предполагают всемирный союз левых сил и мусульман в противостоянии общечеловеческому злу – Золотому тельцу (Джемаль  Гайдар). В  теоретическом плане такой союз возможен, если найдутся желающие им всерьез заняться, не жалея времени и денег.  Но равнодушных в мире все же абсолютное большинство. Предел их счастья как и прежде колбаса и водка.

     Когда-то люди верили самым невероятным мифам. Позже люди слепо преклонялись магической силе написанного слова. Теперь люди не верят никому и ничему. Люди утонули в информации и зрелищах. Человек настолько насытился всем и вся, что нисколько не удивится, если солнце взойдет с запада, а с неба станет светить квадратная луна. Какие-то умные ученые все быстро объяснят и через два дня новости устареют.

     Чем тупее человек, тем легче им манипулировать, управлять. Чем меньше в человеке совести, тем меньше у него возникают неудобные для ростовщиков - олигархов вопросы. Вот и  ответ на все загадки.
 
     Х. Бурчаев: Вернемся к понятию «нохчалла». Оно может быть духовным стимулом и для других народов? Ведь Ноха (Ной), с которым Вы связываете понятие нохчалла, легендарный отец всех народов земли? 

    С-Х. Нунуев: Думаю, что да. Прежде всего, нохчалла – это зов крови. Нохчалла – тарикат, который в крови, генетически закрепленный. А почему мы, нахи, сами об этом забыли?
     Амнезия – термин медицинский. Амнезия – потеря памяти, явление ненормальное. Источник амнезии – чаще всего сильный стресс, приводящий к функциональным, а то и патологическим изменениям в организме.

     Стрессы могут быть как моментальными, так и хроническими, частыми, долгими по историческим меркам.

     Жизнь малых народов в большом мире в окружении недобрых соседей, чаще всего диких кочевников, всегда была стрессом. Ведь основной заботой и тревогой народов были не непогоды, неурожаи или иные стихийные бедствия, а реальная угроза смерти, бесчестия, позора.

     Нахи в последние тысячелетия и века выживали как осколок былой великой цивилизации, как носители генетической информации о былой славной эпохе Храмов.

     Генетическая память в нахах всегда кричала о своих божественных пророческих истоках,  и безграмотные нахи   просто не понимали язык этого генетического голоса, пока ученые со всего мира не стали говорить о таинственном народе утра человечества – народе восхода – хуриях (хурритах) генетическими, историческими, духовными потомками которях являются нахские народы. И тогда начала проясняться заря того самого утра.

      Наиболее прозорливые увидели в этой заре утро нового человечества новой эпохи – эпохи глобальной рыночной контрцивилизации, эпохи глобального общечеловеческого духовного кризиса.

      И вспомнили, что у этого утра всегда было свое почти забытое название, истоки которого ведут к самому первому легендарному послепотопному пророку человечества - к Нохе (Ною) и что сохранилось оно в памяти маленького непокоренного народа. И что название это – НОХЧАЛЛА!

     Интерес к нохчалла растет пропорционально тому, как все мировые религии продажными священнослужителями превращаются  в формализм, в догму, в обрядоверие, в суеверие, в свою прямую противоположность. Если обряд всегда – это внешняя, показная, лицемерная форма формализованной веры, то нохчалла - это вера, тарикат в крови, тарикат в душе и сердце человека, таинственная индивидуальная реальная связь каждого со своим Творцом на самом чудесном языке во Вселенной – на языке совести.

    Носители нохчалла отторгают в душе все, что неугодно Всевышнему Аллаху. Если обладатель нохчалла и допускает какое-то малодушие, оплошность, преступление, то это ложится тяжким грузом на его душу и сердце. Существует понятие дагахьбаллам (от дог – сердце и бала – горе, горе сердца).

Горе сердца не позволяет истинному вайнаху жить как ни в чем не бывало после допущенного. Горе сердца будет его угнетать до тех пор, пока он не найдет возможность облегчить свою душу и сердце, исправив по мере возможностей допущенное. Дагахьбаллам – это внутренний прокурор, если совесть, как известно, внутренний судья.

     Чужой разум нас пытается убедить, что «Цель оправдывает средства». Что «политика – грязное дело» и с этим ничего не поделаешь. Что совесть – это болезнь, трусость. Что формула успеха в решительности, в умении не оглядываться назад. Что «тот, кто не рискует - не пьет шампанское». Все эти и сотни других установок все больше становится нормой нашей повседневной жизни и нас действительно все больше не мучают ни совесть, ни дагахьбаллам. 

      Х. Бурчаев: О нохчалла Вами достаточно хорошо и много сказано. А что в таком случае антинохчалла?

     С-Х. Нунуев: Громадные средства расходуются членами общества на желания демонстрировать свои преимущества состоятельностью, роскошью. К примеру, человеку, его семье оптимально достаточно иметь добротный дом, хорошую, надежную автомашину, практичную мебель и так далее.

То есть, все, что улучшает быт, облегчает повседневную жизнь. Но, как правило, велико желание превзойти других громадным особняком, редкой моделью дорогущей автомашины, сверх шикарной мебелью…  Нужны ли человеку эти сверхдорогие, роскошные вещи, особенно, если живет он в обществе остро нуждающихся, обремененных постоянной безработицей, неустроенностью?

    Есть государства, где демонстрация своих богатств считается плохим тоном, безнравственностью, невоспитанностью. К таковым относятся, к примеру, Норвегия и другие скандинавские страны. Но в современной Чечне все обстоит наоборот.

 Желание демонстрировать свою роскошь здесь распространяется как эпидемия. Вещизм и связанную с ним бездуховность здесь выставляется напоказ с особым рвением. Причем, обществом не осуждается, если даже свои превосходства роскошью демонстрирует чиновник – взяточник, вор, проходимец, крадущий у этого же общества!

К примеру, откуда громадное состояние у чиновника из министерства здравоохранения или из министерства труда и занятости, если не украдено у того же общества? «Сумел украсть и не залететь – значит, молодец». А если вор еще хадж в Мекку совершил – так это – подлинный святой... Такое отношение к ворам и проходимцам у нас прочно закрепилось.

Это губит общественную мораль, вселяет чувства обреченности по поводу элементарной справедливости, чести, достоинства, совести. Все наши религиозные догмы и процедуры в контексте такой реальности превращаются в сплошное лицемерие. И никто открыто такое уродство не осуждает, даже наши уважаемые священнослужители.

     Госслужащие – слуги народа. Их долг – служить интересам людей. Таков их статус, их долг. За это им  установлены высокие зарплаты, им даются социальные гарантии, в частности, высокие пенсии, равные нескольким зарплатам учителей и врачей. Но много ли у нас, в мусульманском обществе, чиновников - мусульман, отказывающихся от взяток и поборов?

     Чиновники смертельно обидятся, если им скажут, что они – плохие мусульмане, что в них погас генетический зов предков – нохчалла. Но ведь от фактов не уйдешь и рано или поздно общество вынуждено будет начать дискуссию по этой жизненно важной проблеме. Ведь все наши мовлиды и намазы  среди ворованной роскоши – на самом деле вопиющее лицемерие перед Всевышним Аллахом, свят Он и велик. И обиднее всего то, что такими же лицемерами мы воспитываем свое подрастающее поколение.

     Многие скажут, что начало таких пороков в Москве, что именно федеральный центр  научил нас  припискам, откатам, коррупции еще с коммунистических времен. С этим не поспоришь. Наша большая двуглавая империя долго еще будет раздираема многими силами и интересами.

Это – бремя искусственно, насильно  собранных держав и вряд ли нам, чеченцам удастся решать ее вековые проблемы, которые она сама себе создала. Наша задача – жить в ней, коль иначе нельзя, не забывая об особенностях своей души, характера, что определяется словом «менталитет».

      Не верю, что вещизм, алчность, стяжательство, желание превосходить своих братьев и сестер роскошью в нас заложено изначально и что именно это приносит нашим душам умиротворение и счастье. Надо элементарно становиться порядочными людьми, прежде чем заявлять о себе как о мусульманах. И надо вспомнить в себе нохчалла, когда нам хочется унизить своих братьев и сестер своим превосходством роскошью.

     Х. Бурчаев: В разные исторические времена разные народные заступники были востребованы. Их называли словом къонах. Какие къонах на Ваш взгляд востребованы сегодня?
 
    С-Х. Нунуев: Вы правы. В прежние времена вечного противостояния с кочевниками – завоевателями и феодалами – притеснителями это, очевидно, мужественный воин-заступник, благородный рыцарь. Но в наше изменившееся время этих качеств явно недостаточно. В наше время больше востребован честный и порядочный чиновник, добросовестно выполняющий свои обязанности. Он - къонах, потому что таковым быть весьма не просто, оставаясь звеном поголовно коррумпированной сети.

     Настоящий къонах – тот, кто на самом деле посвящает свою жизнь служении народу. Тот, кто постоянно озабочен ростом экономики, науки, культуры, всего того, без чего не может обходиться народ, без чего он будет отставать, собирать различные криминальные болезни, духовно деградировать.

     Къонах, служа народу, никогда не ставит цель выделяться, пиарить себя, как сейчас говорят, не гонится за наградами и поощрениями, и это – важнейший определитель качества къонах, свидетельство того, что он живет согласно древнейшему генетическому коду нахов – Нохчалла.

     Одним словом, къонах – тот, кто тихо, молча, на самом деле посвящает свою жизнь служении народу и только это считает целью и смыслом своей жизни.

       Х. Бурчаев: Немного про историю. По утверждениям отдельных авторов, все древние пророки были чеченцами. Так ли это? В чем проблема?
 
     С-Х. Нунуев: Так ставить вопрос могут только дилетанты, плохо ориентирующиеся в хронологии истории, в процессах генезиса, и в понятии исторического времени. Пророки, очевидно, были хурритами и об этом твердят сегодня многие авторы со всего мира, специалисты по древней истории Передней Азии. А хурриты были пранахами, или протонахами, так же, скажем, как славяне были предками русских, украинцев, белорусов и других народов. При таком объяснении многое становится на свои места.
 
     Эти странные люди хурриты, появившиеся словно ниоткуда на исторической арене 5 - 7 тысячи лет назад с самыми совершенными знаниями и навыками, называли себя хурри - народ утра, народ востока

      У этих таинственных хурритов, по общему мнению ведущих отечественных и зарубежных востоковедов, языковедов, антропологов, генетиков,  нет в сегодняшнем мире более близких родственников, чем нахские народы. Из среды хурри, составлявших аристократию Шумер, вышли многие духовные сокровища человечества, легшие в последствии в основу библейских и коранических повествований, такие как  истории о пророке Ноя (Нохи) и Всемирном потопе. Учеными установлен факт хурритского происхождения колена Пророка Ибрахима (Авраама), мир ему. К колену Ибрахима, как известно, относил себя и пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

     Сказанное - сегодня уже не секрет. Но еще вчера людей, приближавшихся к этой запретной теме, считали не иначе как умалишенными, официальной науке с легкостью удавалось оттеснять их в маргиналы, а их научные изыскания величали не иначе как мифотворчество.  Словом, нет повести печальнее на свете, чем повесть об истории чеченцев, если перефразировать великого Шекспира.

    Х. Бурчаев: Вы в прошлом народный депутат ЧР, РФ, член Верховного Совета СССР, Председатель подкомитета Комитета Верховного Совета СССР по международным делам, позже работали в аппарате Государственной Думы РФ, наверняка Вы – носитель немалой политической информации и у вас есть очень много что сказать и с чем поделиться. Но если в двух словах, о чем бы Вы сказали о самом главном на Ваш взгляд?

    С-Х. Нунуев:  Во время горбачевской перестройки и эпохи так называемой ранней демократии над народами СССР и России были проведены беспрецедентные в истории человечества эксперименты, на которые в самих странах, без вмешательства извне, не хватило бы ни сил, ни средств, даже если бы эти эксперименты были крайне необходимы.

     ЦРУ, западные политики откровенно пишут сегодня о том, как разваливали СССР, умиляясь своими ошеломляющими победами. Хвастаются, как они удачно подбросили старцам из Политбюро ЦК КПСС идейку угрозы государству со стороны зеленого (исламского) подбрюшья, (Афганистана, Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана,  Туркменистана, Казахстана) и втянули великое социальное государство в войну в Афганистане. Как потом подготовили в Пакистане и забросили в Афганистан четырех моджахедов против одного советского солдата. Как перед этим хорошо изучили основные источники формирования бюджета СССР и добились снижения мировых цен на нефть, чтобы подорвать этот бюджет. Как война в Афганистане и внутригосударственный саботаж экономики с помощью пятой колонны окончательно опустошили прилавки магазинов и в стране были подготовлены все условия для дестабилизации…

     Шовинистически настроенная часть руководства СССР подогревалась «научными» работами о недопустимости переброски в Казахстан и Среднюю Азию воды из северных рек. «Ученые» истерично вопили о грандиозной экологической катастрофе, на самом деле сионистов волновали последствия такой переброски. Радикальное улучшение орошаемой системы привело бы к значительному росту урожайности продовольственных и технических культур, к укреплению экономики среднеазиатских республик.

 В свою очередь это привело бы к еще большему росту населения и благосостояния края. Мусульманское население могло сравняться, а затем и превзойти русскоязычных. Вот чем еще пугали западники русских «патриотов», обосновывая необходимость обособления России от СССР. Об императивных принципах классовой борьбы, пролетарской солидарности и мировой революции так называемые коммунисты в руководстве СССР быстро забыли.

     Более «продвинутых» и дальновидных коммунистов будоражила перспектива завладения природными богатствами и недвижимостью, которая в первые годы страны станет на самом деле бесхозной.

     Словом, о единстве и целостности великой социальной державы мало кто беспокоился. В руках у ЦРУ и западников были все козыри, все инструменты провокационных политических технологий.


     Не забыли заокеанские стратеги, разумеется, подогреть сепаратистские страсти на Северном Кавказе, благо, много трудиться для этого не нужно было. Выступая перед представителями вайнахского землячества в Москве перед началом второй военной кампании в Чечне американский доктор медицины, инициатор всемирной программы культуры мира в ЮНЕСКО доктор Адамс сказал, что ЦРУ еще в 70-х годах вынашивало план доставки оружия в Чечено-Ингушетию, зная о чудовищном уровне безработицы, неустроенности и возможности дестабилизации.

Очевидно, эта давнишняя мечта ЦРУ была блестяще реализована прозападной предательской командой Ельцина, подарив засланному и поддержанному «демократами» Дудаеву сотни и десятки тысячи тяжелого и стрелкового оружия и боеприпасов к ним. Оставив весь этот смертоносный груз на территории республики, в подвалах КГБ и на складах вооружения Министерства обороны СССР, солдаты и офицеры срочно были выведены с территории республики. За это очевидное тягчайшее преступление по всем нормам военного законодательства и человеческой морали до сих пор ни один человек не понес никакого наказания!

     Нахистан мололи жернова великодержавного шовинизма Москвы и мирового сионизма. Первые хотели надолго обезопасить себя от сепаратистских настроений и не нашли ничего лучшего, чем откровенный геноцид мирного населения. Хотя затраты на социально  - экономическое обустройство республики обошлись бы в сотни раз дешевле, чем фантастические затраты на две военные кампании и послевоенное восстановление.

     Вторые преследовали сразу несколько важнейших для себя целей:
     - ослабление России внутренними конфликтами, ибо откровенная внешняя агрессия может напороться на ядерный щит государства;
     - отвлечение протестных негативных настроений ограбленных и продолжаемых грабить еврейскими олигархами россиян на войну, на кавказцев;
     - создание еще одного очага «исламского терроризма», закрепление за мусульманами имиджа террористов и бандитов, неспособных мирно жить в цивилизованном обществе, верхом которого является демократия западного образца, что в свою очередь будет прямо и косвенно подтверждать правоту Израиля, оккупировавшего Палестину и притесняющего мусульман во всем мире.

     У Москвы в 1994 году не было никаких объективных причин начинать войну в Чечне, если исходить из объективных интересов Российского государства, русского и чеченского народов. По свидетельству начальника личной охраны Президента России, генерала Коржакова, чья компетенция не может вызывать сомнений, Президент Чечни Дудаев много раз обращался к Ельцину с просьбой принять его с весьма приемлемыми для Москвы предложениями политического урегулирования ситуации в республике.

 Коржакову лично известны восемь случаев таких обращений. Однако, все восемь раз Глава Администрации Филатов скрывал это от Ельцина. А докладывал ему только о фактах нелицеприятных высказываний Дудаева о нем, возможно, сгущая краски. А такое, пишет Коржаков, Ельцину очень не нравилось.

     Очевидно, Филатов был в той команде, которая упорно готовила военную провокацию в Чечне.

     Подготовка и проведение такой провокации были поручены главе Московского ФСК, господину Севастьянову.

     Севастьянов использовал так называемую Надтеречную оппозицию Дудаеву, обеспечив ее несколькими десятками танков с самовоспаляющимися боекомплектами. Это чтобы кровопролитие стало неизбежным. Можно поздравить Филатова, Севастьянова и могущественные прозападные силы, стоящие за ними. Провокация удалась. Через месяц Совет Безопасности страны принимает решение о силовом решении проблемы сепаратизма в Чечне.
      
       Разжигание на Северном Кавказе сепаратистских настроений и распространение исламского радикализма было предметом особой заботы западных спецслужб. Позже враждебные России провокаторы откровенно начали обучать вооруженных сепаратистов подрывному делу. Засылаемые на Северный Кавказ эмиссары также были креатурой Запада.

 Чеченские «братья по вере» хаттабы не знали ни одного слова по-чеченски, как неоднократно отмечал глава нашей республики Рамзан Кадыров, зато прекрасно владели русской речью. Одно это должно было насторожить доверчивых, наивных чеченцев.  Но мы проявляли завидное упорство в своих заблуждениях. Кое-кто просто почувствовали пьянящий вкус денег и власти.

Х. Бурчаев: Вы уже лет пять в Чечне. Как Вы расцениваете обстановку среди интеллигенции республики?

     С-Х. Нунуев: Известный европейский гуманист, психолог и философ Эрих Фромм написал книгу с названием «Быть или иметь?» Автора интересует, чему в этой земной жизни отдать предпочтение - накоплению богатств, или развитию своих интеллектуальных, нравственных качеств, уходить из жизни, оставив после себя богатства, или доброе, гордое имя?

     Проблема весьма актуальна для всех людей, представителей всех народов. Но для современных чеченцев, особенно чеченской интеллигенции, все же более актуален, как мне кажется, вопрос быть или казаться?

      Честолюбие чеченцев не знает границ, и это, наверное, не самое худшее качество. Но если честолюбие настолько гипертрофировано и настолько опошлено, что грозит нравственным вырождением общества, народа? Если в погоне за честолюбием, за мнимым авторитетом, умилением собственной значимостью и величием чеченец готов забыть не только принципы ислама, нохчалла, но и элементарное мужское достоинство?  Надо поднимать эту проблему? Думаю, что надо.

     Люди, предпочитающие казаться, заполнили наше общество, и, лицемеря, пресмыкаясь перед сильными, враждуя и соперничая друг с другом, ни останавливаясь ни перед чем, когда дело пахнет деньгами, отравляют это общество.  Такое невозможно было в прошлые времена, когда свою значимость и лидерство надо было доказывать конкретными делами, а не купленными званиями,  медалями, мандатами.

Какие степени, звания, медали были у Кунта-Хаджи? Трудно даже представить себе, что аулия согласился бы принять даже все золото этого грязного мира. А сегодня даже священнослужители придумали себе какие-то медали и ордена…
    Впрочем, стремящиеся  казаться  ничтожества по-
своему правы. Ведь нет у них ни таланта, ни усидчивости, ни мужества, ни благородства, чтобы быть!
     Критикуя других, я помню древний завет: «Не судите, да не судимы будете…» Но ведь кто-то должен сказать и об этой нашей болезни, которая со временем только обостряется. Пусть и про меня нелестно скажут. Со стороны виднее. Критика и оппозиция необходима всем. Ведь даже у Бога есть оппозиция в виде Иблиса.

       Х. Бурчаев: А что бы вы сказали о современной политике с точко зрения морали и нравственности?

       С-Х. Нунуев:  В мире, где царствует абсолютная несправедливость, абсолютный диктат не истины над ложью, а силы над истиной, любые разговоры о человечности, о совести, даже о Боге носят относительный характер. Абсолютная ложь, диктующая условия образа жизни всему человечеству, превращает любые наши интеллектуальные размышления не только в пустословие, а в постыдный приговор собственному малодушию.
 
     Современное человечество спрятало голову в песок, словно страус, как будто не видит, не знает о сверх наглой политике Израиля и США по отношению к мусульманскому миру. Накопив громадные запасы всевозможного ядерного, химического и биологического оружия, способного в считанные часы уничтожить все живое на земле, эти две фашиствующие сверхдержавы запрещают, к примеру, Ирану разрабатывать атом в мирных целях.

 Под надуманным предлогом разработок ядерного оружия, эти агрессоры развязали войну в Ираке и убили миллион ни в чем не повинных мирных граждан этой древнейшей страны, развязали там кровавую гражданскую войну.

Спровоцировав теракт 11 сентября 2001 года, они расширили более чем на половину зону своей интервенции в исламском мире. Дестабилизировали весь арабский Восток, теперь хотят расправиться с Сирией, Ираном, со всеми странами, которые по разным причинам неугодны Израилю.

Доказано участие в развязывании войны на Северном Кавказе и финансировании сепаратистов со стороны Гусинского, Березовского и других еврейских олигархов.

Кровавая бойня в Чечне была развязана, подарив перед этим чеченцам громадное количество стрелкового оружия и тяжелой военной техники, именно в годы правления Ельцина – марионетки еврейских олигархов. В таких условиях можно добиваться каких-то видимых результатов,  говоря о проблемах морали, нравственности, реформирования мировых религий, о Боге, о необходимости революции в духовном сознании людей?  Проблематично. Мировой кризис духовности разрастается и он намного опаснее кризиса экономического. Но об этом почему-то не принято говорить.

     Х. Бурчаев: В авангард (экономический, социальный, политический) нашего народа выходит мелкая буржуазия. Вороватая, трусливая, но чрезвычайно амбициозная. Впрочем, не только буржуазия нашего народа, а везде в постсоветском пространстве. Крупной буржуазии, за исключением нескольких фигур, у нас практически нет и его появление в ближайшие годы и десятилетия не предвидится по вполне понятным причинам: эпоха бесхозно лежащего добра закончилась.

    С-Х. Нунуев: Мелкая буржуазия сама по себе не опасна в прямом социально-экономическом плане. Опасна (чрезвычайно опасна в нравственно-идеологическом плане) ее психология. Вылезшая «из грязи в князи» на ворованных и награбленных капиталах (а честный бизнес, мы знаем, был в истекшие годы практически невозможен), мелкая буржуазия в плену иллюзий, что относительный достаток в собственной семье дает гарантии удачливого завтрашнего дня.

Мозги такой скороспелой буржуазии, образно говоря, быстро заплывают жиром и им кажется собственное счастье безмерным и бесконечным. Их мало волнует, что 90 процентов трудоспособного населения  изнывает от безработицы, ведь психология вайнахов такова, что они никогда не пойдут никому жаловаться на свои семейные материальные проблемы. И они никогда в открытую не упрекнут своего зазнавшегося собрата, сколько бы чванства и высокомерия не появилось в его поведении.

 Но у нашей свежей буржуазии (иначе говоря «новых вайнахов») никогда не появится желание глубоко вникнуть в реальные проблемы своего народа, духовные или материальные, с тем, чтобы попробовать решать их самому или коллективно. Потому что, во-первых, они богаты и знамениты только тогда, когда вокруг существуют бедные, слабые и непрестижные, во-вторых, они не настолько богаты, чтобы финансировать те или иные относительно крупные, крайне необходимые своему народу проекты, экономические или духовные. В лучшем случае,  громогласно дадут какие – то деньги на ремонт или строительство мечети, или огородят кладбище.

Иными словами, украдут у живых, чтобы отдать мертвым. В-третьих, они не помогут собственной интеллигенции создавать те или иные произведения искусства или литературы, потому что хотят быть во всем великими и знаменитыми сами. Им, вчерашним голодранцам, маниакально нравится лесть, даже если прекрасно понимают, что она насквозь фальшивая. А если и помогут, то преследуя определенную конъюнктурную цель: чтобы расхваливали его, благодетеля, и выражали ему публичную благодарность.

Обращаю на это внимание не ради злорадства и сведения каких-то личных счетов с таковыми, которых встречал немало, а ради того, чтобы наша молодая, неопытная интеллигенция излишне не обольщалась. Большие проекты строят только большие деньги, большие люди, которые хорошо понимают, что в мире идет глобальная идеологическая война и, проиграв на этой войне, народ, без всякого пафоса, теряет своих потомков, а значит – свое будущее.

     Мелкая буржуазия, создающая на колониальной территории анклавную торгашескую экономику, никогда не объединится ни в какие общества или движения, озабоченные собственными народными ценностями или традициями, собственными социально – экономическими проблемами, не говоря уже о проблемах политических.

Они предпочитают не вмешиваться ни во что подозрительное, если на это нет прямых указаний со стороны Москвы, даже если формирование должного уровня национального самосознания работает против всевозможных экстремизмов и сепаратизмов. Отсутствие любой творческой инициативы – характерный признак любых социальных групп, живущих на воровстве и поборах и поэтому хронически, патологически трусливых
          
    Х. Бурчаев:  60 лет – это серьезно. Расскажите о себе, о своей личной жизни. Считаете ли Вы, что Ваша жизнь удалась, или все еще впереди?

    С-Х. Нунуев:  Удалась ли жизнь – к сожалению, об этом сегодня многие судят по толщине кошелька. Бедняком себя не считаю, хотя бы потому, что у меня пятеро сыновей, две дочки и десять внуков.
 
     Удалась ли жизнь? Можно ли было прожить ее лучше?  Над этими вопросами на склоне лет так или иначе задумывается каждый, наверное. И каждый, наверное, жалеет о чем-то упущенном, или совершенном по неопытности, молодости, малодушии. Но ничего уже не изменишь. Самое правильное в таком положении – попытаться предостеречь молодых от повторения собственных ошибок. Если это удастся в какой-то мере, наверное, полегче будет в Судный День.

      В юности жизнь кажется бесконечной и думаешь, что все успеешь, все удастся исправить, если даже где-то что-то совершил нехорошее. А потом начинаешь задумываться над мудростью народных поговорок, которые призывают беречь честь смолоду.
 
     Жизнь - и долгая, и короткая. Всевышний, очевидно, хорошо рассчитал, кому и чему сколько отпустить.  За свой  короткий век человек все-таки успевает что-то приобретать и что-то терять, оставить своим потомкам либо богатства, либо долги, либо опыт успешно или бестолково прожитых лет.

     По большому счету жизнь каждого разумного человека состоит из длинной череды ежедневно, ежечасно принимаемых решений. Эти решения бывают менее значимые: чем заняться в выходные, какую книжку прочитать и более значимые, судьбоносные: куда пойти учиться, на ком жениться, какую работу выбрать…

      Но при всем при этом есть и глобальный выбор, над которым мы, возможно, недостаточно глубоко задумываемся до самого своего последнего часа. Этот глобальный выбор между вечным вопросом - прожить земную жизнь в максимуме земных удовольствий, не задумываясь о неминуемой встрече с Богом, или прожить его, понимая, что вечная жизнь – все-таки та, которая спрятана за ВЕЛИКИМ ПОРОГОМ?

       Кто-то из великих сказал, что абсолютная свобода – это абсолютная вера в Бога. Но это – из тех истин, до которой человек сам должен дозреть в процессе накопления жизненного опыта и знаний.  Ведь почему в разные годы священный Коран читается по – разному?  Потому что воспринимается мозгом с различными объемами информаций и опыта в разные периоды жизни. Одна и та же сура или аят одного человека оставит совершенно равнодушным, а другого приведет в невероятный восторг. Так вот, хочу подтвердить слова об абсолютной свободе.

       Обретшая по-настоящему Бога человеческая душа – и свободна, и счастлива, и бессмертна!

       Не воспринимайте эти слова как желание автора лишний раз понравиться Всевышнему. У автора свой, критический взгляд на то, что в мире делается якобы для Бога и во имя Бога. Этот взгляд не имеет ничего общего с примитивной лестью. Бог для меня – самая совершенная реальность, с которой можно и нужно разговаривать на языке совести, а не идол, не догма. Это принципиально важно в наш жестокий, лицемерный век.

    Х. Бурчаев:  Что Вас больше всего волнует на данном этапе?

     С-Х. Нунуев: То же самое, что и раньше - кто мы? какие мы? откуда мы и для чего сотворены? Можем ли мы быть особенными, не такими, как все, если да, то зачем? Счастливы ли мы, живя чужими мыслями, чужими поступками, чужим образом жизни, чужим разумом?

 Куда, к какому финалу ведет человечество победивший разум, устанавливающий новый мировой порядок по угодному себе проекту? Почему мир так противоречив и по-прежнему основные богатства цивилизованных государств уходят на изготовление оружия массового уничтожения, а не на то, чтобы сделать мир более гуманным и безопасным?

     Что происходит с Россией и русскими? Обречены ли русские и православие? Чем грозит нам, чеченцам и другим народам России гибель старшего брата? Не лучше ли русским беречь и развивать российские народы, их самобытность, духовность, нравственность, чем бросать их вместе с собой в омут западной распущенности, вседозволенности, пошлости, растления, вырождения?

Не лучше ли малочисленным народам России беспокоиться о нравственном здоровье русских, обращать их в подлинную веру, чем проклинать и подрывать их в метро и аэропортах? Не потеря ли чего-то главного внутри себя заставляет всех нас искать врагов где угодно, только не в собственном разуме, который с некоторых пор становится нам совершенно чужим, враждебным?

      Вопросов множество и мнение малочисленных народов, кажется, никого не волнует. На планете идет жестокая битва могущественных империй за сферы влияния.  Но так не хочется, так унизительно чувствовать свою роль стороннего наблюдателя на обочине.

Ведь самое страшное для народов, людей, каждого человека – потеря уважения к себе. Даже в тюрьме, даже в аду, выражаясь метафорически, человек остается человеком, если в нем остается хоть частица самоуважения. С течением времени нам все меньше оставляют поводов для самоуважения. Надо что-то делать.

   Х. Бурчаев: А что?

   С-Х. Нунуев: Давайте думать вместе. Время еще есть.

   Село Махкеты, Веденский район, Чеченская республика